Являются ли методические рекомендации нормативным правовым актом

В статье собрана самая важная информация на тему: "Являются ли методические рекомендации нормативным правовым актом" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Являются ли методические рекомендации нормативным правовым актом

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1287 Об оспаривании абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. директором Федеральной службы судебных приставов — Главным судебным приставом РФ 19 июня 2012 г. № 01-16

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Сомхиевой С.Ю.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Романцева М.В. о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 01-16, установил:

директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. за № 01-16 утверждены Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (далее — Методические рекомендации).

Согласно абзацу шестому подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.

Романцев М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 3 статьи 15, части 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации, пункту 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пунктам 2 и 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Романцев М.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В суде адвокат Васильев А.А., представляющий интересы Романцева М.В., поддержал заявленные требования.

Представители Федеральной службы судебных приставов Биченков А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Мухартова М.Н., возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, а содержат внутренние правила и предписания для судебных приставов.

Выслушав объяснения адвоката Васильева А.А., представляющего интересы Романцева М.В., представителей ФССП России Биченкова А.В., Минюста России Мухартовой М.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

[1]

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в статье 17 определяет порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) и в пункте 7 этой статьи предусматривает, что годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера (подпункт 5 пункта 6 данной статьи) определяются Правительством Российской Федерации.

Из содержания названной нормы Федерального закона следует, что положения, касающиеся порядка определения годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, направлены исключительно на регулирование сферы пенсионных правоотношений, и их использование в иных целях законодательством не предусмотрено.

Размер задолженности по алиментам согласно части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Оспариваемые положения Методических рекомендаций адресованы территориальным органам ФССП России, которые при расчете размера задолженности по алиментам должны сведения о размере средней заработной платы ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, предусмотрено осуществление работы по формированию статистической информации о средней заработной плате в Российской Федерации.

Порядок получения указанной информации регламентирован Административным регламентом предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации, утвержденным приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 668, в соответствии с которым официальная статистическая информация может предоставляться на основании запроса.

Читайте так же:  Периодичность повышения квалификации педагогических работников

Методические рекомендации порядок определения размера средней заработной платы в Российской Федерации не устанавливают.

Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФССП России входит в систему федеральных органов исполнительной власти и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт «в» пункта 4, пункт 13). При этом для целей данного Указа под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц (подпункт «а» пункта 2).

[3]

Предписания оспариваемых Методических рекомендаций, в том числе те, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав, не содержат обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Методические рекомендации, по сути, носят организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве.

По своей правовой природе Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, в силу чего не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и на них не распространяются требования Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

То обстоятельство, что в судебных постановлениях содержатся ссылки на Методические рекомендации, не может свидетельствовать об их нормативном характере.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Романцева М.В. о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 01-16, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

Обзор документа

Оспаривались некоторые правила, касающиеся взыскания алиментов по исполнительным документам.

Речь о правилах, предусмотренных Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов.

Оспариваемые положения регулируют порядок расчета долга по алиментам в определенном случае.

Это ситуация, когда должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход.

В таком случае задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней зарплаты в России на момент взыскания суммы (т. е. на дату фактического погашения).

Сведения о размере средней зарплаты ежемесячно запрашиваются (и направляются структурным подразделениям) территориальными органами ФССП России в органах Росстата.

При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на сайте Росстата.

По мнению заявителя, правила противоречат в т. ч. нормам Закона о трудовых пенсиях, которые касаются порядка определения годового индекса роста среднемесячной зарплаты.

Отклоняя такие доводы, ВС РФ указал следующее.

Нормы Закона о трудовых пенсиях, на которые сослался заявитель, направлены исключительно на регулирование сферы пенсионных правоотношений. Они не используются в иных целях.

Размер задолженности по алиментам в силу Закона об исполнительном производстве определяется в постановлении пристава исходя из величины, установленной судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Оспариваемые же правила адресованы территориальным органам ФССП России.

Данные предписания не содержат обязательных для исполнения органами власти и их должностными лицами, организациями и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Методические рекомендации, по сути, носят организационный характер. Они не являются актом реализации прав и обязанностей сторон в исполнительном производстве.

По своей правовой природе подобные рекомендации не являются нормативным правовым актом, поэтому не подлежат госрегистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Методика не является нормативным правовым актом, носящим обязательный характер

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

(а) Вывод ТУ ФСБН: Допущено нарушение статьи 162 БК РФ и Методики определения строительной продукции на территории РФ, утверждённой постановлением Госкосмстроя РФ от 15.03.2004 N 15/1 (далее Методика № 15/1). Стоимость выполненных работ по возведению и демонтажу спецоборудования завышена и определена без применения индекса перерасчета сметной стоимости в ценах 1991 года по данным ГУ «ТРЦЦС» на дату фактического выполнения работ.
Судом установлено, что действующее законодательство не запрещает применять разные методы определения стоимости строительства на один и тот же объект. Решение о выборе конкретного метода относится к компетенции заказчика. Расходование осуществлено в пределах ЛБО с учетом предметных статей и видов расходов. Методика N 15/1 не является нормативным правовым актом, носящим обязательный характер. Нарушений положений статьи 162 БК РФ судом не выявлено.
П-СЗО46

Читайте так же:  Постановление о признании потерпевшим по уголовному делу

(б) Выводы ТУ ФС ФБН: в нарушение методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» при применении 15% надбавки (за работу в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел.) к базовой норме при движении автомобилей по загородным трассам произведено излишнее списание ГСМ (бензина).
Судом установлено, что нормы расхода ГСМ установлены приказами по Учреждению в соответствии методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». То есть названные методические рекомендации обязательны к применению в силу установления этого локальными актами Учреждения, поэтому его довод о том, что они носят рекомендательный характер, то есть могут не применяться, не принимаются.
П-АПС18

Глава 9 ПРАВИЛА. РАЗЪЯСНЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ВНУТРЕННИЕ УКАЗАНИЯ

звания и нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами. Основной текст обычно завершается разделом «Заключительные положения», устанавливающим порядок введения в действие документа, а также порядок внесения в него изменений и сроки его переутверждения. Примерный текст правил приведен в приложении 27.
При подготовке иных рассматриваемых в данном параграфе документов следует руководствоваться общими порядком и правилами, установленными указанной Инструкцией для нормативных актов с учетом специфики организации и функционирования предприятия.
Разъяснения издаются в дополнение к вновь введенным в действие нормативно-правовым актам. Разъяснения комментируют наиболее существенные положения нормативно-правовых актов, создавая, с одной стороны, предпосылки для их более точного и полного исполнения, а с другой, закладывая основу для осуществления эффективного контроля за порядком и правилами их исполнения.

[2]

Отличительной особенностью содержания разъяснений является присутствие в документе значительного числа ссылок на положения иных нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение определенных действий. Структура разъяснений, как правило, соответствуют тому нормативно-правовому акту, в дополнение к которому они введены в действие. Примерный текст разъяснений приведен в приложении 28.
Методические (реже — организационно-методические) рекомендации не являются обязательными для исполнения, поскольку с правовой точки зрения являются вторичными по отношению к тому документу, который должны «растолковать» с учетом практики повседневной деятельности в условиях того или иного предприятия.
Вот почему методические рекомендации содержат преимущественно сведения, применение’ кото

Это в свою очередь предопределяет структуру и содержание внутренних указаний. Подразумевается, что в большинстве случаев в осуществлении управленческой (организационной, информационной и т. п.) функции участвует несколько работников, как правило, относящихся к разным профессиональным категориям (руководители, специалисты, исполнители).
Вот почему, во-первых, внутренние указания позволяют работникам, задействованным в осуществлении какого-либо процесса (процедуры), оптимизировать взаимодействие между собой (на уровне конкретных действий, документов и пр.) и, во-вторых, уяснить особенности выполнения должностных обязанностей в различных повседневных ситуациях.
Указания следует излагать таким образом, чтобы в максимально ясной и конкретной форме отразить наиболее важные моменты выполнения той или иной функции (деятельности). При этом, как правило, особое внимание обращается на правовую сторону вопроса, регламентацию описываемых действий и сроки. Примерный текст внутренних указаний приведен в приложении 30.

II. Рекомендации по определению нормативности муниципальных правовых актов

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания органам местного самоуправления методической помощи при определении нормативного характера муниципальных правовых актов для включения их в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края.

1.2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) муниципальный правовой акт определен как решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

1.3. Муниципальные правовые акты в зависимости от содержания могут носить нормативный и ненормативный характер.

1.4. Ненормативным правовым актом является правовой акт, не содержащий норм права, рассчитанный на однократное применение, действие которого распространяется на конкретных лиц.

1.5. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются:

1) издание его в установленном порядке управомоченным органом или должностным лицом;

2) наличие в нем правовых норм (правил поведения),

3) обязательность для неопределенного круга лиц;

4) неоднократность применения;

5) направленность на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Только наличие вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать вывод о его нормативности.

2. Принятие правового акта управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке

2.1. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления вправе издавать правовые акты только в пределах полномочий, закрепленных за ними федеральными и краевыми законами, уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают (издают) следующие правовые акты:

1) представительный орган принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;

2) глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа (в случае, если он является председателем представительного органа) или постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (если возглавляет местную администрацию);

Читайте так же:  Образец приказа об оказании материальной помощи работнику

3) председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа;

4) глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации;

5) иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Акты органов или должностных лиц, не предусмотренных уставом муниципального образования, не могут быть отнесены к нормативным, так как указанные органы (должностные лица) не наделены полномочием по принятию (изданию) муниципальных правовых актов.

Так, не относятся к нормативным акты координационных и совещательных органов (коллегий, советов, комиссий), созданных при органах местного самоуправления, а также документы, утвержденные (подписанные) должностными лицами, но не оформленные в виде правового акта (например, поручения, резолюции и т.п.).

2.2. Порядок принятия (издания) муниципального правового акта регламентируется главой 7 Федерального закона, уставом муниципального образования, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

2.3. Порядок принятия (издания) правового акта представляет собой процедуру, включающую в себя:

1) выступление с правотворческой инициативой (внесение проекта муниципального правового акта);

2) согласование и визирование проекта правового акта;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) подписание правового акта (принятие и подписание);

4) оформление принятого правового акта;

5) вступление правового акта в силу.

2.4. В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, подписываются главой муниципального образования.

Иные нормативные правовые акты подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) нормативный правовой акт.

В случае отсутствия должностного лица местного самоуправления муниципальный нормативный правовой акт подписывается лицом, уполномоченным соответствующим правовым актом (уставом муниципального образования, регламентом органа местного самоуправления, распоряжением или приказом должностного лица) исполнять обязанности отсутствующего должностного лица.

Методические рекомендации

для органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края

I. Рекомендации по подготовке и юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов 5

1.Требования к оформлению проектов муниципальных нормативных правовых актов 5

2.Структура проекта муниципального нормативного правового акта 5

Приложения к проектам муниципальных нормативных правовых актов 11

4. Порядок употребления ссылок 13

5. Оформление проекта правового акта о внесении изменений в правовые акты 15

перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу 28

7. Оформление пунктов о вступлении в силу правовых актов 32

8. Оформление правовых актов о создании координационных и совещательных органов, рабочих групп 33

II. Рекомендации по определению нормативности муниципальных правовых актов 38

1. Общие положения 38

2. Принятие правового акта управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке 39

3. Наличие в правовом акте правовых норм (правил поведения) 40

4. Обязательность для исполнения содержащихся в правовом акте правовых норм 41

5. Распространение содержащихся в правовом акте правовых норм на неопределенный круг лиц 42

6. Неоднократность применения правовых норм, содержащихся в правовом акте 42

7. Направленность правовых норм на урегулирование общественных отношений, на изменение или прекращение существующих правоотношений 43

Примерный перечень вопросов, по которым принимаются нормативные правовые акты (не является исчерпывающим) 44

Примерный перечень муниципальных правовых актов, не являющихся нормативными (не является исчерпывающим) 45

III. Рекомендации по оформлению и представлению муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края 50

1. Общие положения 50

2. Представление муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним в уполномоченный орган для включения в Регистр 50

3. Оформление муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним при представлении для включения в Регистр 51

Перечень представляемых муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним соответствующего муниципального образования Пермского края 53

В соответствии со ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, подлежат обязательному включению в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, ведение и методическое обеспечение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Как показывает трехлетний опыт реализации государственного полномочия по организации и ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – Регистр) в Пермском крае на практике у органов местного самоуправления зачастую возникают вопросы при подготовке и направлении муниципальных нормативных правовых актов для включения в Регистр. Вопросы связаны в первую очередь с отсутствием в действующем законодательстве четкой регламентации требований к юридико-техническому оформлению правовых актов и определению нормативности актов.

Настоящий сборник содержит рекомендации, разработанные в целях оказания органам местного самоуправления методической помощи при подготовке и оформлении муниципальных правовых актов, а также определении нормативного характера муниципальных правовых актов.

Рекомендации по подготовке и юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов разработаны на основе методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов Аппарата Государственной Думы ФС РФ (http://www.duma.gov.ru/analytics/publication-of-legal-department/bill-design/)и постановления Правительства Пермского края от 28.09.2007 № 221-п «Об утверждении Правил юридико-технического оформления правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края».

Рекомендации по определению нормативности муниципальных правовых актов разработаны на основе постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Читайте так же:  Срочное оформление договора купли продажи земельного участка

Рекомендации по оформлению и представлению муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений к ним для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Пермского края разработаны на основе постановления Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», Закона Пермского края от 02.03.2009 № 390-ПК «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Пермского края».

Представленные рекомендации учитывают практический опыт взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам ведения Регистра и технические особенности информационной системы ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

муниципальных правовых актов

Администрации губернатора Пермского края

Письма министерств не могут применяться, так как носят информационный характер и не являются нормативными правовыми документами

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

(а) ТУ ФСБН выявлено нецелевое использование субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства – выделение средств юридическому лицу, осуществляющему производство алкогольной продукции, т. е. не имеющему права на получение финансовой поддержки за счет данных средств, в связи с ограничениями установленными частью 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ.
Суд установил, что часть 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ накладывает запрет на субсидирование только субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров одновременно. Ссылка ТУ ФСБН на письма Минэкономразвития России от 10.12.2008 N Д05-5638, от 27.07.2009 N Д05-3697, от 14.04.2010 N Д05-1084 судом округа отклоняется, так как указанные письма носят информационный характер.
П-ВВО61

(б) Пересчет стоимости выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ в текущие цены должен производиться с использованием индексов, установленных в письмах Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному, так как указанные письма являются актами органа государственной власти, должностного лица обязательными для неопределенного круга лиц (независимо от их формы и других условий — государственной регистрации, опубликования в официальном издании).
П-ВСО30

(б) Письмо Минфина РФ от 12.03.2009 N 02-05-10/1191 носит информационный характер со ссылкой на обязательность руководства при этом Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ. Письмо является интерпретационным, содержит позицию исполнительного органа по толкованию нормы закона и обоснованно не расценено судом апелляционной инстанции, исходя из смысла статьи 311 АПК РФ, в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
П-СЗО66

( а) Выводы ТУ ФСФБН: Учреждением допущено неправомерное использование средств федерального бюджета. Осуществлена оплата полиса КАСКО по страхованию арендованного Учреждением автомобиля.
Судом установлено:
— страхование по договору добровольного страхования арендованного транспортного средства от ущерба и хищения (КАСКО) является законным способом страхования исключительно имущества казны субъекта РФ в соответствии с его рыночной стоимостью;
— в целях надлежащего исполнения договорных обязательств Арендатор обязан осуществлять комплексное добровольное страхование транспортного средства как объекта имущества Тюменской области. Только наличие полисов ОСАГО и КАСКО является надлежащим способом исполнения Учреждением обязательств по договору аренды.
Ссылка ТУ ФСФБН на письмо Минфина России от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455 не принимается судом, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный (информационный) характер.
П-ЗСО88

( б) ТУ ФСБН при проверке сведений о получателях ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), назначенной военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется ПФ РФ, установило, что Центр необоснованно отказал в назначении ЕДК гражданину З. и гражданке К., в связи с чем данные граждане недополучили ЕДК .

При подаче заявления З. Представил в том числе справку, выданную в Республике Украина, об установлении впервые инвалидности второй группы по причине ранения на фронте в период ВОВ.
С уды сделали вывод о том, что справка, выданная в Республике Украина, должна приниматься на территории РФ как подтверждение права на социальную выплату. Гр. З. имел право на получение ЕДК со дня представления отклонённой Центром справки.
Так же суды подтвердили, что гр. К. является членом семьи умершего участника ВОВ и инвалида 1 группы ВОВ и имела право на получение ЕДК с 01.01.2012.
Несостоятельна ссылка в жалобе на письмо Минтруда России от 24.07.2014 N 13-7/В-757, так как оно не является нормативным правовым актом, а носит рекомендательный характер.
П-СЗО90

(б) Начальник Управления привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ за нарушение порядка учета бюджетных обязательств.
Судом установлено следующее. Доводы о том, что операции по составлению и предоставлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства, со ссылкой на письма Минфина РФ, являются несостоятельными. Письма Минфина РФ не являются нормативно-правовыми актами, определяющим порядок учета бюджетных обязательств и носят лишь рекомендательный характер. Доводы о том, что на органы исполнительной власти не возложена обязанность по учету бюджетных обязательств, основаны на неверном толковании норм материального права.
Р-СОЮ61

(б) Выводы ТУ ФС ФБН, подтверждённые судами: средства федерального бюджета, выделенные Управлению по КБК 244.225 «Работы, услуги по содержанию имущества» использованы на расходы, предусмотренные по КБК 243.225 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», что в соответствии со статьей 289 БК РФ является нецелевым расходованием средств.
Так же судами установлено следующее. Ссылка Управления на письмо Минрегионразвития РФ от 05.07.2013 N 11921-вл/10 не принимается судом, поскольку Минрегионразвития РФ не вправе подменять функции Минфина РФ и разъяснять возможность применения Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. Кроме того, указанное письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
П-АПС14

Обязан ли налогоплательщик выполнять Методические рекомендации Министерства по налогам и сборам?

Обязан ли налогоплательщик выполнять Методические рекомендации Министерства по налогам и сборам?

Читайте так же:  Перечисление денежных средств подотчет на карту сотрудника

У налогоплательщика часто возникает вопрос являются ли Методические рекомендации, изданные Министерством по налогам и сборам РФ, обязательными для выполнения им. Как правило, работники налоговых органов принуждают налогоплательщиков к исполнению этих рекомендаций. Даже если положения данных рекомендаций явно противоречат Налоговому кодексу!

За консультацией обратился налогоплательщик – акционерное общество.

Федеральным Законом РФ №110-ФЗ от 06.08.2001г внесены изменения и дополнения в часть вторую НК.

В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим Приказом от 21.08.2002г. за № БГ-3-02/458 утвердило Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 ФЗ от 06.08.2001г №110-ФЗ.

Методические рекомендации утверждены Министерством по налогам и сборам в целях реализации положений ст. 10 ФЗ от 06.08.2002 №110-ФЗ.

Статьей 10 предусматривается, что налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан осуществить определенные операции, поименованные в названном законе. Также установлен порядок отражения в составе внереализационных расходов сумм, образовавшихся от различных видов деятельности, порядок включения доходов, порядок списания и т. д.

А также установлен порядок формирования налоговой базы для налогоплательщиков, переходящих с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу.

Согласно ст. 4 Налогового кодекса РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопроса, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Данной статьей предусмотрены пределы для нормотворческой деятельности МНС, Минфин, ГТК и другие органы исполнительной власти.

Как известно, в период с 1991 года по 1998 год указанные органы приняли огромное количество актов по налогам и сборам, которые достаточно часто не только противоречили друг другу, но и искажали суть законов, а то и вовсе не соответствовали ему. Учитывая это законодатель четко установил, что МНС, Минфин, ГТК вправе издавать нормативные акты только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Указания, письма, разъяснения, методические рекомендации не являются нормативными актами и не могут регулировать отношения в сфере налогов и сборов.

Правовые последствия для налогоплательщиков порождают лишь те нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 №763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» эти акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов органов исполнительной власти».

Помимо перечисленного, нормативные правовые акты органов исполнительной власти должны отвечать еще двум обязательным условиям статьи 4 Налогового кодекса:

1). Они не должны дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть вводить новые правила налогообложения, возлагать на плательщиков дополнительные обязанности (не предусмотренные в законодательстве о налогах и сборах), вводить новые запреты на действия плательщиков, отменять права и обязанности плательщиков.

2). Они не могут изменять законодательство о налогах и сборах, устанавливать иные, чем в НК, основания, порядок, условия налогообложения, изменять понятия и термины, определенные в ст. 11 НК, разрешать или допускать действия, запрещенные НК.

Статьей 4 Налогового кодекса предоставлено право МНС, ГТК и Минфину издавать приказы, инструкции, иные нормативные правовые акты, методические указания.

  • • обязательны только для подразделений указанных органов, но не для плательщиков
  • • хотя и связаны с налогообложением, но не относятся к законодательству о налогах и сборах.

Как видно из названия принятого акта – Методические Рекомендации , законом не предусмотрено вообще такого акта. Статьей 4 упоминается о Методических указаниях.

Кроме того, принятые Методические рекомендации не прошли регистрации в Министерстве юстиции.

Исходя из этого, они не подлежат применению и подразделениями Министерства по налогам и сборам.

Данные Методические Рекомендации не будут применять налогоплательщиками по следующим причинам:

  • • Они не носят обязательного характера для применения налогоплательщика
  • • Они вносят по своему содержанию сомнения, неясности, противоречия с НК, изменяют и дополняют его
  • • Рекомендации не легитивны также в силу их незаконного принятия.

На основании ст. 21 налогового кодекса пункт 11 налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу или иным федеральным законам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные Методические рекомендации не соответствуют налоговому кодексу и Федеральным законам, следовательно, правомерно могут быть не выполняемы налогоплательщиком.

Источники


  1. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  2. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  5. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Являются ли методические рекомендации нормативным правовым актом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here