Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

В статье собрана самая важная информация на тему: "Увеличение площади земельного участка на минимальный размер" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-2057/2015 (ключевые темы: минимальные размеры земельных участков — градостроительный регламент — жилой дом — кадастровый учет земельных участков — общая долевая собственность)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-2057/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи О.А. Бегишева,

судей Р.Р. Хасаншина, С.М. Тютчева,

при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова — Ф.Г. Салаватуллиной на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:

иск А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Российской Федерации по Республики Татарстан о признании отказа в постановке на кадастровый учет недвижимого имущества незаконным — оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения против доводов жалобы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Р.Р. Шайхразиева, судебная коллегия

А.М. Зиятдинова, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова обратились в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Российской Федерации по Республики Татарстан о признании отказа в постановке на кадастровый учет недвижимого имущества незаконным.

В обоснование заявленных требований указали, что на основании решения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 3.07.2014 года было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N . , расположенного по адресу: «адрес» Зиятдинова А.М. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: «адрес» Зайнутдинова Т.Н. является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: «адрес». Зайнутдинов Х.М. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: «адрес»

ИКМО г. Казани принято решение о возможности формирования земельного участка по «адрес» площадью 239 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Правоустанавливающих документов на земельный участок под дом N . не имеется, поскольку в свое время общий земельный участок в добровольном порядке без оформления документов был разделен и выделен собственником истцу. Вторая часть участка выделена под дом N28, «адрес». Однако земельный участок под домом N . задекларирован и поставлен на кадастровый учет.

Истцы не согласны с решением ФГБУ «ФКП Росреестра» в части отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка по причине несоответствия его установленным земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков, считают, что решение противоречит закону и нарушает права и законные интересы истцов.

Просили признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Российской Федерации по Республики Татарстан об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в части отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка по причине несоответствия его установленным земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» РФ по РТ устранить нарушение прав и законных интересов истцов, исключив из текста решения причину отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N . , расположенного по адресу: «адрес»

В суде первой инстанции представитель истцов — Салаватуллина Ф.Г. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республики Татарстан Р.Р.Шайхразиев иск не признал.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова — Ф.Г. Салаватуллина ставит вопрос об отмене решение суда, поскольку положения о предельных размерах земельных участков применимы к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Спорный же земельный участок принадлежит истцам на праве собственности. Истцы приобрели право собственности на жилой дом в порядке наследования, следовательно, приобрели право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Следовательно, земельный участок не является вновь образованным.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Р.Р. Шайхразиев с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу п.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Согласно ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Свидетельство о праве собственности на квартиру ипотека

Требования к образуемым и измененным земельным участкам закреплены в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В силу п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом , другими федеральными законами.

решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения. Апелляционную жалобу представителя А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова — Ф.Г. Салаватуллиной — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

Увеличение площади земельного участка по «дачной амнистии»

В редакции по состоянию на 30 мая 2017 г.

Расскажу о возможности через суд увеличить площадь земельного участка по «дачной амнистии» и о том, при каких условиях это можно сделать.

1. По результату кадастровых работ (межевания) площадь земельного участка может оказаться как меньше, так и больше указанной в документах на участок. Но так у нас повелось, что почти во всех случаях фактическая площадь участков оказывается больше, чем по документам.

В этой связи п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

До 2017 года аналогичная норма содержалась в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Между тем на практике граждане уже давно получают отказы в осуществлении кадастрового учета, если площадь земельного участка оказывается больше указанной в документах о собственности на величину более чем десять процентов. Такой отказ при определенных условиях можно обжаловать.

3. Из сказанного выше следует, что отказ в осуществлении кадастрового учета в связи с увеличением площади земельного участка можно обжаловать. Для этого необходимо соблюсти следующие обязательные условия:

1) площадь земельного участка по результату кадастровых работ (межевания) увеличилась не более чем на установленный предельный минимальный размер земельного участка;

2) местоположение границ земельного участка согласовано, акт согласования границ подписан всеми правообладателями смежных земельных участков и отсутствует спор о границах.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 (с изм. от 27.12.2011) «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ

ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.

1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Читайте так же:  Оценка рыночной стоимости права аренды земельного участка

В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

[3]

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.

2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.

Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).

При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее — картографическая основа государственного кадастра недвижимости).

[2]

Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.

Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.

Читайте так же:  Срок давности по кредитной задолженности гражданский кодекс

При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Судебная практика и законодательство — Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 (с изм. от 27.12.2011) «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

С учетом вышеизложенного, Минэкономразвития России 17 октября 2011 г. направлена позиция о том, что в предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре случае могут быть применены только минимальные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом. В иных случаях уточненная площадь земельных участков не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем десять процентов (письмо от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23).

Законное увеличение площади участка

Земельная реформа, которая началась в 2015 году, одним из первых нововведений предоставила гражданину право увеличить площадь земельного участка за счет земель, которые находятся в муниципальной и государственной собственности. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, на практике возникает довольно много вопросов о том, как узаконить увеличение площади з/у в Москве и других регионах РФ.

[1]

Поэтому помощь специалиста при подготовке документов будет как нельзя кстати. Это позволит сэкономить не только временные ресурсы, но и сократить затраты на оформление дополнительных документов.

В каких случаях можно увеличить площадь ЗУ

Законодатель допускает наращивание размера ЗУ в следующих случаях:

  • сведения о наделе содержатся в ГКН, то есть, его границы уточнены;
  • площадь не превышает максимальную величину, установленную правилами застройки и землепользования;
  • пустующая земля, которая прилегает к участку и никому не принадлежит;
  • участок предназначен для, ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества или садоводства, ИЖС согласно 35 ст. ЗК РФ.

Важно! Вновь образуемое землевладение не должно превышать на минимальный размер площадь основного надела, установленный правилами застройки и землепользования.

Перераспределение земельных наделов не допускается в следующих случаях:

  • ЗУ не соответствует требованиям законодательства;
  • из присоединяемого надела можно сформировать самостоятельную единицу;
  • имеет место быть несоответствие вида разрешенного использования участка и территориальной зоны его месторасположения.

Список документов для расширения участка

Увеличивать площадь участка необходимо с соблюдением алгоритма действий:

  1. Заказываем у кадастрового инженера схему расположения основного надела. Добавляемый участок находится в одном кадастровом квартале и территориальной зоне с основным.
  2. Заявление на увеличение площади, схему земли и правоустанавливающий документ на нее необходимо подавать в уполномоченный орган государственной власти, который занимается вопросами предоставления наделов.
  3. После рассмотрения поданных документов, уполномоченный орган принимает постановление об увеличении.
  4. Заявителю необходимо снова обратиться к кадастровому инженеру для того, чтобы получить межевой план на новый участок, который получился путем перераспределения. В свою очередь, кадастровый инженер перенаправляет план в Кадастровую палату для постановки надела на кадастровый учет.
  5. В результате гражданину на руки выдается кадастровый паспорт, который он передает в уполномоченный орган для составления Соглашения о перераспределение. Именно этот документ и будет являться основанием для регистрации права собственности на новый, объединенный ЗУ.

Важно! Участок, который присоединяется должен иметь ограничения, которые не позволят вывести его в самостоятельный надел. Речь может идти о площади, расположении. В противном случае в перераспределении будет отказано.

Порядок увеличения площади земельного участка

Увеличение границ земельного участка возможно несколькими способами, каждый из которых подходит для определённой ситуации. Ниже рассмотрим каждый случай более подробно.

При уточнении границ

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади является юридической процедурой по изменению границ надела путем присоединения нового пространства. На практике эти работы выполняются кадастровым инженером и называются «Оформление прирезок» на основании ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014.

Основания для проведения процедуры:

  • желание собственника;
  • наличие прилегающих к наделу свободных земель;
  • отсутствие межевания.

Уточнение границ осуществляется посредством проведения межевания, которое увеличит площадь участка за счет заброшенных земель на 10% от площади основного надела.

При межевании

Увеличение границ надела с помощью межевания предполагает изменение площади через перенос границ участка на свободную территорию.

Важно соблюсти 2 условия:

  • земля, которая присоединяется должна быть свободна;
  • присоединяемый участок должен совпадать по виду разрешенного пользования и категории использования земли с основным.

Важно! Присоединяемый участок не должен превышать установленный минимальный размер, установленный правилами землепользования. Муниципалитеты определяют площадь самостоятельно. Но если такового нормативного акта нет, то присоединяемый надел не может превышать площадь основного более чем на 10 процентов — закон в этом плане довольно четкий и погрешностей не допускает.

При межевании должен быть составлен акт, в котором отражается согласие всех заинтересованных лиц. Порядок согласования должен быть соблюден; в противном случае такое увеличение можно признать незаконным(ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Для справки! З/у фактически остается прежним: кадастровый номер не меняется; но в сведения госреестра о земельном участке производится внесение изменений относительно уточненного земельного участка.

Путем перераспределения

Увеличение площади участка должно быть оформлено соглашением о перераспределении, которое заключается между собственником основного участка и органом местного самоуправления, который наделен правом по распоряжению муниципальной землей.

  1. Собственник соседнего участка уточняет, кто является владельцем надела, который планируется присоединить. Это может быть федеральная, муниципальная или областная земли; с частной собственностью такая процедура невозможна.
  2. Гражданин подает заявление в уполномоченный орган.
  3. К заявлению прикладываются следующие документы:
  • подтверждающие право собственности на з/у;
  • схема расположения земли и т. д.
  1. В течение месяца орган принимает решение о заключении соглашения или об отказе в подписании документа с обоснованием причин отказа.
  2. Если принято положительное решение, то собственник за свой счет проводит межевание земель при уточнении границ и ставит участок на кадастровый учет. Только после этого соглашение подписывается. Именно соглашение является документов для регистрации прав собственности на з/у.

Важно! Перераспределять можно только те участки, из которых нельзя сформировать новые наделы.

На 10 процентов и более

Увеличение границ земельного участка в ходе проведения дачной амнистии допускается не более, чем на 10%, если ранее указанные границы не определялись в порядке, предусмотренном законодательным актом Российский Федерации.

Читайте так же:  Сайт путина официальный сайт написать письмо зарегистрироваться

Уполномоченный орган вправе отказать в госрегистрации в связи с уточнением границ з/у по следующим причинам:

  • площадь вновь образуемого участка стала больше величины, указанной в правоустанавливающих документах на минимально утверждённый размер, указанный в нормативном акте органа местного самоуправления;
  • при уточнении границ нарушен порядок согласования границ.

Размер оплаты

Размер платы за увеличение площади участка, который находится в частной собственности, за счет присоединения земель из федеральной собственности уточняется постановлением правительства РФ от 03.12.2014 № 1308 и устанавливается в размере 15% от кадастровой стоимости надела. Стоимость рассчитывается пропорционально части, подлежащей присоединению.

Что касается земель, находящихся в собственности муниципалитетов, то органы местного самоуправления региона устанавливают плату за увеличение площади земельных участков посредством принятия нормативного акта.

Рассмотрение типичных ситуаций

Разберем несколько примеров из практики.

  1. Дочь унаследовала после смерти отца 6 соток в деревне. Но после проведения замеров через пару лет выяснилось, что площадь участка больше на 2,69 сотки. Как оформить увеличение по дачной амнистии?

Сначала получаем согласие соседей, затем отправляемся в администрацию и выясняем, чьи это земли. Далее уточняем максимальный размер изменения площади, который установлен органом местного самоуправления, после чего проводим межевание. Ставим участок на кадастровый учет и получаем кадастровый паспорт. После этого передаем документы в администрацию района и заключаем соглашение о перераспределении.

  1. И. решил присоединить заброшенный участок к своему наделу. Он получил разрешение от соседей, составил схему места и обратился за его регистрацией. Однако возникли сложности на основании того, что участок хоть и был заброшенный, но находился в собственности администрации. И. решил его выкупить и обратился к уполномоченному органу с предложением. Ему предоставили все характеристики участка и назвали цену. Он ее заплатил и получил землю. Далее было проведено межевание с уточнением границ, после чего И. обратился в уполномоченный орган для регистрации полученного надела.

Таким образом, увеличение площади ЗУ возможно посредством присоединения к нему свободного надела. При этом необходимо не только соблюсти установленную законом процедуру, но и уточнить, действительно ли надел можно присоединить.

Увеличение земельного участка при межевании

Раньше, когда было «все вокруг колхозное, все вокруг мое» люди не особенно заморачивались на «округлость контуров своих участков и пользовались ими что называется по факту.

теперь, при межевании участков и установлении их кадастровых границ часто возникают вопросы типа: по свидетельству у меня 15 соток, но использую я фактически 20 соток за счет никому не нужного пустыря за моим участком.

Можно ли при межевании как то увеличить участок на фактически используемые дополнительные пять соток?

Отвечаем: вообще то нельзя, ибо это называется самозахватом земель (ст. 7.1. Кодекса об административных правонарушениях), но если очень хочется, то можно.

Мы сейчас не будем рассматривать вопрос с покупкой дополнительного участка рядом со своим, ибо эта процедура хотя и не быстрая, но достаточно хорошо отлажена и вы вполне можете проконсультироваться насчет выкупа земли в комитете по имуществу и земельным ресурсам вашего муниципального района.

Отметим только, что для выкупа необходимо прежде, чтобы администрация сформировала данный участок. То есть вызвала кадастрового инженера (за ваш естественно, счет), потом вынесла постановление о согласовании границ участка, после этого участок ставиться на кадастровый учет, а потом уже выкупается.

Но в целях увеличения площади земельного учстка можно пойти и иным путем.

Предположим, вы уже длительное время помимо своего участка в 15 соток по факту используете и еще кусочек соток на пять, от вашего участка и до оврага, дороги, реки, пенька или еще какой-нибудь границы. И даже обнесли все это дело новым забором. Ну или просто конфигурация вашего участка оказалась почему то изломанной и вы хотите ее спрямить за счет ничейной земли.

В этом случае закон допускает некоторое увеличение площади земельного участка по сравнению с площадью, обозначенной в едином государственном реестре недвижимости.

Для этого при межевании участка необходимо сразу сказать об этом кадастровому инженеру, чтобы он намерил вам не по площади, указанной в официальных документах, а по фактически используемой площади.

В помощь нам будет пп. 32 п. 1 ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», в которой прописано, что приостановление осуществления государственного кадастрового учета происходит, если: «в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости».

То есть, как видите законодатель допускает некоторое внесудебное и «непокупное» увеличение площади участка при уточнении его границ.

Главное, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • увеличение вашего участка должно произойти за счет действительно ничейной территории, а не за счет соседей;
  • собственники соседних земель не против такого увеличения и согласны подписать акт согласования границ;
  • чтобы площадь добавленного кусочка не превышала минимальный размер участка, установленный для вашего поселения.

Предельные минимальный и максимальный размеры участков в вашем населенном пункте поселения вы можете узнать из Правил землепользования и застройки вашего сельского поселения. Как правило, минимальный размер участка составляет от 3 до 5 соток. Подробнее уточните в сельсовете.

Читайте так же:  Сколько часов переподготовки необходимо для воспитателя

Сразу отметим, что кадастровые инженеры вельми неохотно идут на такое увеличение потому что:

во первых инженеру нужно будет обосновать необходимость такого увеличения участка в заключении кадастрового инженера. А выполнять лишнюю работу да еще за те же деньги у нас никто не любит. Поэтому придется, что называется «стоять над душой» землемера.

во вторых – люди из кадастровой палата довольно косо смотрят на такие вещи. И не потому что это незаконно, а потому, что сейчас прямо законом не предписано, а только допускается. А раз прямо не предписано, что, скажем, Иванов Иван Иванович безо всякого выкупа имеет право увеличить свой надел на три сотки, то чиновнику вместо тупого следования инструкции придется думать головой, то есть брать на себя ответственность за принятое решение. Поэтому часто кадастровая палата в чаянии дополнительных пояснений от вас вначале приостанавливает постановку на кадастровый учет такого увеличенного участка и вам придется дополнительно ходить туда и доказывать, что участок отмежеван по фактически используемой площади, что никакого самозахвата нет, что участок в уточненных границах всего лишь доходит до естественных границ, увеличение произошло за счет пустыря, площадь увеличения не превышает минимальный размер участка для вашего поселения, ну или еще как то.

Как законно увеличить размер своего земельного участка?

Постановка участка на кадастровый учет по фактическому пользованию

В соответствии с так называемой дачной амнистией лишние фактически незаконно используемые сотки можно узаконить и приобрести себе в собственность

Часто реальная площадь земельного участка (площадь фактического пользования земельным участком) оказывается больше чем площадь, указанная в правоустанавливающих документах. Однако, в соответствии с так называемой дачной амнистией лишние сотки можно узаконить и приобрести себе в собственность, установив границы участка. Именно таким образом происходит увеличение площади земельного участка, определение границ участка.

Порядок уточнения границ земельных участков:

Для того, чтобы определить границы участка собственникам земельных участков необходимо обратится к кадастровому инженеру, который в свою очередь выполнит межевой план земельного участка. Далее межевой план с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ местоположения земельного участка и площади земельного участка необходимо сдать в органы кадастрового учета (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

Очень часто встречается на практике, что органы кадастрового учета отказывают в осуществлении кадастрового учета (отказ в осуществлении кадастрового учета) либо приостанавливают осуществление кадастрового учета на основании ч. 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», ссылаясь на следующие основания для отказа кадастрового учета — в заключении кадастрового инженера отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка.

Причина состоит в следующем — увеличение фактически земельного участка (дачная амнистия увеличение земельного участка) в соответствии с межевым планом оказывается больше чем 10 % от площади самого земельного участка.

Однако, такой отказ в осуществлении кадастрового учета и решение о приостановлении по большей части являются не законными, указанные решения необходимо обжаловать в судебном порядке для восстановления своих законных прав. Рассмотрение таких земельных споров происходит в порядке главы 25 ГПК РФ.

В силу ч. 9 ст. 38 Закона при уточнении границ земельного участка (установление границ участка) их местоположение определяется исходя из

сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона при уточнении границ земельного участка, площадь земельного участка может быть увеличена на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, при уточнении границ — можно увеличить размеры земельного участка, но не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования

Источники


  1. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  4. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  5. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Увеличение площади земельного участка на минимальный размер
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here