Упрощенная система налогообложения автономного учреждения

В статье собрана самая важная информация на тему: "Упрощенная система налогообложения автономного учреждения" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

О применении УСН автономным учреждением, получившим в оперативное управление недвижимость с остаточной стоимостью свыше 100 млн рублей

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять упрощенку не вправе те организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн рублей (с 01.01.2017 – 150 млн рублей). При этом учитываются объекты, которые признаются амортизируемым имуществом.

Таковым является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 тыс. рублей, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.

Автономное учреждение, получая имущество в оперативное управление, не несет фактических затрат на его приобретение. При этом его стоимость не учитывается в составе налогооблагаемых доходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, в налоговом учете первоначальная стоимость этого имущества не формируется в связи с отсутствием расходов и, соответственно, не подлежит амортизации.

Следовательно, стоимость таких объектов не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. А значит, автономное учреждение при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности имущества стоимостью свыше 100 млн рублей в случае соблюдения всех остальных условий гл. 26.2 кодекса вправе применять УСН на общих основаниях.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

[1]

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Налог на прибыль

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, выделяемые собственником (учредителем) автономным учреждениям, считаются средствами целевого финансирования и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности. Автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий (письмо Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/4/3).

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.

Упрощенная система налогообложения

Ее могут применять автономные учреждения в сфере образования в случае, если их доходы по итогам девяти месяцев года, в котором подано заявление о переходе на УСН, не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346 НК РФ). Если величина дохода по итогам налогового (отчетного) периода превысит 60 млн руб., то автономное образовательное учреждение должно перейти на общую систему налогообложения прибыли согласно статье 346.13 НК РФ.

Согласно требованиям ст. 346.11 НК РФ автономное образовательное учреждение освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:

автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;

автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;

автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).

В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Упрощенная система налогообложения автономного учреждения

Дата документа 01.12.2016
Метки Статья

УСН-2017 В АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М.Н. Желонкина,
эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету

По итогам встречи с представителями деловых кругов Оренбургской области Президент РФ утвердил перечень поручений от 25.10.2016 № Пр-2035 (далее — Перечень поручений). Выполнение одного из них может расширить круг автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), уже с 1 января 2017 года.

Вынос
С 2016 года по УСН в 70 регионах РФ, в том числе в Москве, введены пониженные ставки налога по УСН. На объекте «доходы» ставка снижена с 6 до 1%, а на объекте «доходы минус расходы» — с 15 до 5%.

Переход на УСН

Ограничения по переходу на УСН затрагивают сразу несколько параметров, которые должны соблюдать автономные учреждения (далее — АУ):
— отсутствие филиалов (сведения о них необходимо проверить в том числе из устава учреждения — пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина России от 29.06.2009 № 03-11-06/3/173), если представительство не упомянуто в уставе — его наличие допустимо;
— остаточная стоимость основных средств;
— размер доходов.
Есть еще несколько параметров, но для автономных учреждений они не актуальны с учетом специфики учредительства в них.

В 2016 году Минфин России выпустил несколько разъяснений о том, что автономные учреждения вправе применять УСН на общих основаниях, в том числе при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности:
— объектов недвижимости стоимостью свыше 100 млн руб. (письмо от 06.07.2016 № 03-11-10/39450);
— иные основные средства независимо от их стоимости (письмо от 22.01.2016 № 03-11-06/2/2393).
Таким образом, финансовое ведомство разъяснило особенности АУ при выполнении одного из обязательных требований для перехода на УСН и пролонгации этого режима налогообложения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налогообложение автономных учреждений

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Пониженные тарифы на ОПС

Учет расходов в целях УСН

Предоставление помещения в безвозмездное пользование

НДС при реализации фруктов и ягод

Земельный налог при изменении кадастровой стоимости

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.

© 2013-2018 Журнал «Бюджетный учет» — современное издание практической направленности для бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений. Главная задача издания — помочь своим читателям разобраться в сложных моментах ведения учета и составления отчетности по всем типам учреждений: казенным, бюджетным, автономным.

Читайте так же:  Что такое повышающий коэффициент к коммунальным услугам

Применение упрощенной системы налогообложения УСНО автономными учреждениями

Чем привлекательна УСНО?

Перейти на УСНО, а также вернуться к иным режимам налогообложения — дело добровольное, но не для учреждений, попавших в перечень организаций, для которых применение данного специального режима запрещено. Так, бюджетным учреждениям запрещено применять УСНО с 01.01.2006 (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, введенный в действие Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Поскольку автономные учреждения не являются бюджетными, к ним указанное ограничение не применяется, поэтому они вправе перейти на УСНО.

В связи с этим руководитель АУ должен оценить преимущества УСНО и решить, подходит ли данный спецрежим его учреждению. Применяя обычную систему налогообложения, АУ является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, земельного налога и страховых взносов в ПФР — на обязательное пенсионное страхование, ФСС — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС — на обязательное медицинское страхование. В случае применения УСНО автономное учреждение будет освобождено от обязанностей по уплате налога на прибыль и налога на имущество. Кроме того, оно не будет признаваться плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Применение УСНО также означает, что АУ становится плательщиком единого налога. Ставка по этому налогу зависит от выбора объекта обложения: доходы (6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). Выбор объекта налогообложения осуществляет сам налогоплательщик (необходимо посчитать, в каком случае налоговая нагрузка меньше). Если АУ решит, что выбор сделан неудачно, объект налогообложения можно изменить только с начала налогового периода, известив об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект обложения единым налогом менять запрещено.

Платежи по обычной и упрощенной системе налогообложения

Обычная система налогообложения

Налог на прибыль

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО

Налог на имущество

Что же касается страховых взносов, которые с 01.01.2010 заменили ЕСН, в 2010 г. «упрощенцы» должны их уплачивать только в ПФР, применяя ставку 14%. С 01.01.2011 нагрузка по страховым взносам станет такой же, как и в случае применения обычной системы налогообложения.

Страховые взносы при обычной и упрощенной системе налогообложения

Тарифы страховых взносов

Общая нагрузка по страховым взносам

В случае применения обычной системы налогообложения

В случае применения УСНО

[2]

Итак, главное преимущество УСНО по сравнению с обычной системой налогообложения заключается в возможности сэкономить на уплате налогов, сборов, но с 2011 г. эта экономия из-за выравнивания страховых взносов резко уменьшается.

Решил применять УСНО — извести налоговый орган

УСНО можно применять с начала нового года, а вновь созданные организации вправе перейти на данный специальный налоговый режим с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Несмотря на то что применение УСНО — дело добровольное, АУ обязано известить о своем выборе налоговый орган по месту нахождения путем представления заявления (форма N 26.2-1). Данное требование закреплено в ст. 346.13 НК РФ.

С какого момента вправе применять УСНО автономное учреждение, созданное путем изменения типа бывшего государственного или муниципального учреждения? Согласно п. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях создание АУ указанным способом не является реорганизацией бюджетного учреждения. При переводе бюджетного учреждения в автономное вносятся соответствующие изменения в его устав. В этом случае новое юридическое лицо не возникает, поэтому АУ, созданное путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, вправе перейти на УСНО только с нового года.

Подчеркнем еще раз: переход на УСНО — право налогоплательщика, а не его обязанность. У налогового органа отсутствуют основания для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСНО. В то же время налогоплательщик вправе обратиться в письменном виде в налоговую инспекцию с просьбой подтвердить факт применения им УСНО. В этом случае налоговый орган должен в произвольной форме письменно проинформировать налогоплательщика о том, что на основании представленного им заявления он применяет УСНО (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе). Таковы указания ФНС (Письмо от 04.12.2009 N ШС-22-3/[email protected]). Кроме того, если налогоплательщик представит заявление о переходе на УСНО в более поздний срок, чем установлено в Налоговом кодексе, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи (Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Требования, предъявляемые налогоплательщику при переходе на УСНО

Руководитель АУ должен знать, что Налоговым кодексом установлены определенные требования, невыполнение которых означает, что на УСНО перейти не удастся.

Требование о доходах. В первую очередь необходимо убедиться, что доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСНО, не превышают определенную величину. Речь идет о доходах, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, в 2009 г. при подаче заявления о переходе на УСНО с 01.01.2010 применялся предельный размер доходов, ограничивающий право организации перейти на УСНО, а именно 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, Письмо ФНС России от 31.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Ключевой момент. Размер доходов по итогам девяти месяцев 2009 г. не должен превышать 45 млн руб.

Требование о численности работников. Второе ограничение касается средней численности работников, которое установлено пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Автономное учреждение вправе применять УСНО только в том случае, если средняя численность его работников не превышает 100 человек за налоговый (отчетный) период. Превышение установленного лимита за девять месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСНО, не означает, что АУ не сможет применять специальный налоговый режим. В заявлении указывается численность, превышающая 100 человек, однако если по итогам года средняя численность работников будет приведена в соответствие с требованиями Налогового кодекса, АУ вправе применять УСНО (Письма Минфина России от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248, от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).

Ключевой момент. Средняя численность работников АУ за налоговый период (календарный год) не должна превышать 100 человек.

Требование об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Последнее ограничение, которое необходимо учесть, чтобы воспользоваться правом на применение УСНО, закреплено в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб. Остаточная стоимость определяется достаточно своеобразным способом. Во-первых, в расчет принимаются только те основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании гл. 25 НК РФ. Во-вторых, остаточная стоимость этих основных средств и нематериальных активов определяется по правилам законодательства РФ о бухгалтерском учете. Таким образом, понадобится определенная по данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые в целях налогообложения амортизируются.

Читайте так же:  Представитель потерпевшего в уголовном процессе не адвокат

Ключевой момент. Определенная по данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в этой деятельности, по состоянию на 1 октября текущего года не должна превышать 100 млн руб.

Итак, автономное учреждение вправе применять УСНО, если размер доходов и средняя численность работников за определенный период, а также остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на определенную дату не превышают установленных Налоговым кодексом лимитов. При этом без проведения предварительных расчетов не рекомендуем спешить менять систему налогообложения, поскольку может оказаться, что в данном конкретном случае на УСНО нагрузка по налогам и сборам выше, чем в случае использования обычной системы налогообложения. Это становится особенно актуальным с 2011 г., когда «упрощенцы» будут уплачивать страховые взносы по полной программе (пониженные тарифы действовать не будут). Сделав выбор в пользу УСНО, автономное учреждение не сможет перейти на иной режим налогообложения до окончания налогового периода, то есть календарного года, если только не будет утрачено право на применение данного специального налогового режима.

Упрощенная система налогообложения автономного учреждения

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 ноября 2010 г. N 03-11-06/2/178 О возможности применения УСН автономными учреждениями

Вопрос: 1. Бюджетное учреждение в середине года преобразуется путем изменения его типа в автономное. В пятидневный срок со дня создания автономным учреждением подано заявление в налоговый орган о выборе УСН.

Вправе ли налоговый орган отказать в выборе УСН на основании того, что автономное учреждение не является вновь созданным?

Вправе ли автономное учреждение применять УСН с даты его преобразования, руководствуясь нормой пункта 2 ст. 346.13 НК РФ, действующей в отношении вновь созданных учреждений?

2. Бюджетное учреждение преобразуется путем изменения его типа в автономное с 1 января 2011 года и планирует использовать УСН. Для использования УСН автономным учреждением бюджетное учреждение в установленный НК РФ период с 1 октября по 30 ноября 2010 года подает заявление в налоговый орган, указав сведения о размере дохода за 9 месяцев 2010 года, об остаточной стоимости основных средств и о среднесписочной численности работников. Все показатели, приведенные в заявлении, соответствуют требованиям НК РФ.

Правомерен ли отказ налогового органа в применении УСН с 1 января 2011 года на том основании, что на момент подачи заявления учреждение является бюджетным?

Вправе ли преобразованное автономное учреждение применять УСН с 1 января 2011 года?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам, связанным с порядком применения автономными учреждениями упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письмах, сообщает следующее.

Согласно подпункту 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения бюджетные учреждения.

При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 11 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных учредителем средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях)).

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Так, в силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях). В соответствии со статьей 6 Закона об автономных учреждениях учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.

Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса (пункт 1 статьи 346.11 Кодекса).

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).

В этом случае организация может применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, обозначенной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Данный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения распространяется также на организации, созданные путем реорганизации.

Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Читайте так же:  Педагогическая характеристика на учащегося для втэк бланк

С учетом того, что при реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования возникают новые юридические лица, они могут перейти на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одновременно следует отметить, что согласно пункту 14 статьи 5 Закона об автономных учреждениях создание автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения не является его реорганизацией. В таком случае вносятся соответствующие изменения в устав. Устав должен отвечать требованиям, установленным статьей 7 Закона об автономных учреждениях.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в регистрирующий орган представляется, в том числе, заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212.

В связи с этим, при изменении типа государственного учреждения в налоговый орган представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, при изменении типа бюджетного учреждения в автономное осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, при этом государственная регистрация нового юридического лица не осуществляется, соответственно, новое юридическое лицо не возникает.

Учитывая изложенное, автономное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основании пункта 2 статьи 346.13 Кодекса.

Кроме того сообщаем, что согласно главе 26.2 Кодекса переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке, не требующим письменного подтверждения налогового органа.

При этом автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и перейти на нее с начала календарного года в установленном главой 26.2 Кодекса порядке.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 ноября 2010 г. N 03-11-06/2/178

Текст письма официально опубликован не был

[3]

Обзор документа

Бюджетные учреждения не вправе применять УСН.

Вновь созданная организация может подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

При реорганизации юрлица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования возникают новые компании. Они вправе перейти на УСН с даты постановки на учет.

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного не является реорганизацией. Новое юрлицо не возникает.

Таким образом, автономное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного, не вправе перейти на УСН.

Переход на УСН возможен в заявительном порядке, не требующим письменного подтверждения налогового органа.

При этом автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на УСН и применять ее с начала календарного года.

Налоговый учет бюджетных и автономных учреждений (Липкина Т.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Продолжаем рассмотрение налогового учета организаций, финансируемых из бюджета. На этот раз обратимся к бюджетным и автономным учреждениям. Изучим, что не учитывается и что учитывается при определении налоговой базы, в каком случае действует налоговая ставка 0%, как исчисляется налог на добавленную стоимость, налог на имущество и земельный налог.

Налог на прибыль

Что учитывается и не учитывается при определении налоговой базы

Налоговая ставка 0%

НДС

НДФЛ и страховые взносы

При исчислении НДФЛ и страховых взносов отсутствуют какие-либо специфические особенности, предусмотренные для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Исчисление НДФЛ и страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами гл. 23 НК РФ и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Налог на имущество и земельный налог

Налогообложение учреждений

Статьи по теме

В налогообложении казенных, бюджетных и автономных учреждений много общего. Различия возникают в процессе осуществления приносящей доход деятельности при расчете налога на прибыль и НДС. Мы предлагаем таблицу, в которой указаны единые для всех госпредприятий обязательные платежи с указанием сроков перечислений.

Для каждого типа учреждений рассказываем о возможных системах налогообложения, доступных льготах по НДС и налогу на прибыль, источниках средств для расчетов с бюджетом.

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений: общие положения

Государственные и муниципальные организации, как и коммерческие, перечисляют обязательные платежи в бюджет. Регламентирует уплату налогов, взносов, сборов и пошлин НК РФ. Для казенных, автономных и бюджетных учреждений в налоговом законодательстве существуют определенные особенности по начислению и уплате:

В таблице приведены данные о налогах в учреждениях, которые перечисляют все организации государственного сектора экономики на равных основаниях.

Сроки уплаты авансовых платежей и оставшейся суммы налога по окончании расчетного периода устанавливаются нормативными актами муниципалитетов.

Применяются налоговые льготы в отношении отдельных учреждений.

Налоговый учет в госучреждении регулируется специальным разделом в учетной политике.

Налогообложение казенного учреждения

В соответствии с пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ казенное учреждение не вправе применять УСН. В отношении ЕНВД подобных запретов не установлено. Но выбирать эту систему налогообложения для казенного учреждения нерационально. Она предполагает уплату ЕНВД вместо налога на прибыль, а казенные учреждения практически полностью от него освобождены. Основание – п. 33.1 ст. 251 НК РФ. Налог не применяется к доходам от всех услуг и работ. Казенное учреждение обязано начислить и уплатить налог на прибыль, если получены внереализационные доходы:

  • выручка от продажи основных средств;
  • доход от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, по согласованию с собственником;
  • излишки ТМЦ, выявленные при инвентаризации;
  • добровольные пожертвования.

От уплаты НДС в отношении оказываемых услуг казенные учреждения освобождены на основании пункта 4.1 ст. 146 НК РФ. Но реализация изготовленной продукции в перечень для освобождения от НДС не входит, поэтому подлежит налогообложению. Если казенное учреждение производит продукцию и оказывает услуги, налоговый учет этих операций нужно вести отдельно.

  • налог на прибыль – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • НДС – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Перечисление всех налогов, в том числе на прибыль и НДС, возможно только за счет ЛБО, поступивших от ГРБС по соответствующим видам расходов.

На основании пп.4 п.1 ст. 333.35 казенные учреждения освобождены от уплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий. Это подтверждается письмом Минфина от 10 мая 2016 г. № 03-05-04-03/26674.

Полезные материалы и сервисы для бухгалтеров:

Справочник по планированию на 2020 год

Изменения инструкций по учету и типовые проводки на 2019 год

Читайте так же:  Реструктуризация кредита в почта банке физическому лицу

Сервис для определения КОСГУ и КВР

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ 2019

Налогообложение бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение не может применять УСН на том же основании, что и казенное. ЕНВД возможно при выполнении ряда условий:

  • вид деятельности, осуществляемой организацией, находится в перечне, утвержденном нормативно-правовым актом муниципалитета;
  • средняя численность работников за предшествующий переходу на ЕНВД год не превышает 100 человек.

Образовательные, медицинские и социальные бюджетные организации не вправе перевести на ЕНВД свои услуги в сфере общественного питания.

На общей системе налогообложения бюджетные учреждения имеют следующие преференции:

  1. От налога на прибыль освобождаются субсидии, полученные на выполнение госзадания, а также средства, перечисленные страховыми компаниями медицинским учреждениям, работающим в системе ОМС.
  2. Не признаются объектом налогообложения по НДС услуги и работы, выполненные бюджетными организациями в рамках государственного либо муниципального заказа.

Если бюджетное учреждение занимается приносящей доход деятельностью, оно должно оплачивать налог на прибыль и НДС только применительно к платным услугам. В связи с этим важно правильно вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходов. Принимать к вычету входной НДС можно только по ТМЦ или ОС, поступающим для нужд внебюджетной деятельности.

Оплата НДС и налога на прибыль производится за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Все остальные налоги и взносы перечисляются из полученных субсидий.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Налогообложение автономного учреждения

Автономное учреждение имеет право перейти на УСН в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Для этого необходимо, чтобы доходы за 9 месяцев предшествующего переходу года, в котором подается уведомление, не превышали 112.5 млн. руб. Не может рассчитывать на упрощенную систему налогообложения автономное учреждение, имеющее:

  • филиалы или обособленные подразделения;
  • среднесписочную численность за предшествующий год свыше 100 человек;
  • остаточную стоимость основных фондов свыше 150 млн. руб.

Если автономная организация соответствует предъявленным в гл. 26.2 НК РФ требованиям, оно освобождается от уплаты налога на прибыль, имущество, НДС. Вместо этого выплачивается налог в размере 6% от доходов либо 15% от доходов, уменьшенных на сумму расходов.

На общей системе налогообложения учет налогов в бюджетном учреждении и автономном совпадают. Если эти организации осуществляют образовательную или медицинскую деятельность, на основании ст. 284.1 НК РФ есть возможность применять нулевую ставку НДС. Для этого необходимо выполнить ряд условий, связанных с наличием лицензий, уровнем дохода, количеством штатных работников и их профессиональной подготовкой.

Если доходы от внебюджетной деятельности небольшие, можно попытаться освободиться от обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Частные учреждения вправе перейти на упрощенную систему налогообложения

Единственным учредителем частного учреждения является торгово-промышленная палата области. Вправе ли учреждение перейти на упрощенную систему налогообложения? Да, в данном случае применение УСН возможно, полагают в Минфине России (письмо от 26.05.11 № 03-11-06/2/81).

По общему правилу, организации, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов, не имеют права применять «упрощенку». Об этом сказано в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Однако данное правило не распространяется на некоммерческие организации.

А частное учреждение как раз является одной из форм некоммерческих организаций. Так гласит пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Соответственно, частные учреждения вправе применять УСН.
При этом авторы письма обращают внимание, что казенные и бюджетные учреждения на основании подпункта 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ на «упрощенку» перейти не могут.

Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения

В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса приведен перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В частности, там упомянуты казенные и бюджетные учреждения. Касается ли данное ограничение государственных автономных учреждений? Нет, эти организации могут применять УСН на общих условиях, считают в Минфине России (письмо от 07.10.11 № 03-11-06/2/140).

Дело в том, что автономные учреждения не являются ни казенными, ни бюджетными.

Казенное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и финансируется за счет соответствующего бюджета. Об этом сказано в статье 6 Бюджетного кодекса.

Определения терминов «бюджетное учреждение» и «автономное учреждение» идентичны. Это некие некоммерческие организации, созданные на федеральном, региональном или муниципальном уровне, для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения полномочий государства в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Однако деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется разными нормативными актами. А именно: Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 03.11.06 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Поэтому, как полагают в Минфине, автономное учреждение не является ни казенным, ни бюджетным учреждением. А значит, предусмотренный пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ запрет на применение УСН на автономные учреждения не распространяется.

Особенности и характеристика автономных учреждений

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;
  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.
Читайте так же:  Правила применения огнестрельного оружия сотрудником полиции

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Источники


  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Упрощенная система налогообложения автономного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here