Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних

В статье собрана самая важная информация на тему: "Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Статья 27. Законные представители ребенка

Статья 27. Законные представители ребенка

1. Законными представителями несовершеннолетних являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и попечительства и иные определенные действующим законодательством представители.

2. Законные представители осуществляют представительство детей и защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами во всех организациях и органах, в том числе в судах, без специального полномочия на основании свидетельства о рождении (или усыновлении) ребенка, паспорта родителей, удостоверения опекуна или попечителя и др.

3. Права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет защищаются законными представителями, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено право несовершеннолетнего самостоятельно вступать в гражданские, брачно-семейные, трудовые и иные правоотношения и защищать свои права и интересы.

>
Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства
Содержание
Закон Томской области от 26 августа 2002 г. N 68-ОЗ «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Задержание несовершеннолетнего полицией

Несовершеннолетние могут быть доставлены в органы внутренних дел в нескольких случаях.

  1. Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность.
  2. Безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства для последующего их направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, а также заблудившиеся и подкинутые.
  3. Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
  4. Направляемые в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Заблудившиеся или подкинутые дети в возрасте до 14 лет, доставленные в органы внутренних дел, отправляются в учреждения органов здравоохранения, где они проходят медицинское обследование и дожидаются прибытия родителей (опекунов) либо представителей органов опеки. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет в случае отсутствия показаний к направлению в медицинское учреждение ожидают прибытия родителей (опекунов) либо представителей органов опеки в помещении территориального органа внутренних дел, в который они были доставлены сотрудниками полиции.

В статье 2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) установлен возраст 16 лет, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности. В соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В отношении несовершеннолетних такими мерами являются:

  1. Доставление;
  2. Фдминистративное задержание;
  3. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице;
  4. Изъятие вещей и документов;
  5. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  7. Задержание транспортного средства;
  8. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  9. Привод.

Административное доставление, то есть принудительное сопровождение физического лица в дежурные части территориальных органов полиции, в целях составления протокола осуществляется в том случае, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. При доставлении несовершеннолетнего в полицию сотрудники полиции должны установить данные, характеризующие личность доставленного, сведения о его родителях или законных представителях, выяснить обстоятельства совершения правонарушения; оформить материалы, необходимые для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности; направить доставленного в лечебное учреждение в случае его нахождения в состоянии наркотического опьянения или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также при необходимости в случае телесных повреждений; передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям.

Несовершеннолетний не может быть подвергнут административному аресту, однако в исключительных случаях, он может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 3 часов с целью установления личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его совершения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества и место жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения. Несовершеннолетний вправе отказаться от подписания протокола без указания причин, о чем в протоколе будет сделана соответствующая запись.

Материал подготовлен методистом ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кокшаровой А.А.

Особенности задержания несовершеннолетних

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина. Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.
Читайте так же:  Укажите кто имеет право заниматься педагогической деятельностью

Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.

В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются. При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.

Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов. При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.

2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).

Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении. Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.

Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет. Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Срок административного задержания составляет 3 часа. По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Читайте так же:  Разрешенная максимальная масса транспортного средства это

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Что делать, если произошло задержание подростков полицией?

Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции. Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста. Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один. Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

Читайте так же:  Проверить подлинность больничного листа по номеру онлайн

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Видео (кликните для воспроизведения).

28 июня, 31 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Руководствуясь пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 , статьями 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2 и в целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591.

Читайте так же:  Сколько ждать материнский капитал после подачи документов

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4849; 2018, N 27, ст. 3953.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

2. ГУОООП (Ю.К. Валяеву), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31238

Установлен новый порядок организации работы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). В нем детально прописаны все направления деятельности ПДН различного уровня.

Уточнены категории несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Так, в их число включены подростки, употребляющие алкоголь и пиво.

Особое внимание уделено работе с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности.

Появилось еще 1 направление деятельности ПДН — исполнение поручений о производстве отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетних, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления; обследование условий их жизни и воспитания.

Запрещено привлекать сотрудников ПДН к выполнению обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ПДН районного уровня должно иметь отдельное служебное помещение.

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2014 г.

[3]

Регистрационный N 31238

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 марта 2014 г. N 11

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 31 декабря 2018 г. N 898

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2019 г.

Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2018 г.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Комментарий к статье 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья регламентирует способы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют их родители (законные представители). Они могут осуществлять защиту как лично в своих интересах и интересах своих детей, так и через представителей. Полномочия представителей при этом должны быть надлежащим образом оформлены и подтверждаться доверенностью. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенности от имени малолетних выдают их законные представители.

Совершеннолетние дееспособные граждане осуществляют защиту своих прав самостоятельно.

В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность,обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Порядок создания данной комиссии урегулирован последующими пунктами комментируемой статьи;

3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов. В данном случае могут применяться нормы семейного, административного, гражданского права. Самым распространенным способом защиты прав в сфере образования является направление жалобы в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в области образования регионального и федерального уровня, в орган местного самоуправления, учредителю образовательного учреждения, государственную инспекцию в области труда. При существенном нарушении прав может иметь место подача заявления в правоохранительные органы, прокуратуру или суд. Уполномоченные органы обязаны в установленный срок рассмотреть заявление (жалобу) и дать заявителю ответ о подтверждении фактов, на основании которых заявитель обратился за защитой прав и (или) предпринятых мерах для восстановления нарушенных прав. Рассмотрение заявления в судебном порядке регламентируется ГПК РФ, КоАП РФ или УПК РФ в зависимости от состава правонарушения, следствием которого явилось нарушение прав обучающегося.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей:

1) совершеннолетних обучающихся;

2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии оформляется протоколом, является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном порядке (в прокуратуру или суд).

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Согласно ч. 6 ст. 26 Советы обучающихся, советы родителей рассматривают в установленном образовательной организацией порядке проекты локальных нормативных актов, что позволяет учесть их мнение еще на стадии разработки проекта, — в теории это способно снять ряд потенциальных конфликтов на стадии доработки текста локального нормативного акта.

Читайте так же:  Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета

Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Информация об изменениях:

Законом Тюменской области от 3 ноября 2009 г. N 84 настоящий Закон дополнен статьей 17.2, вступающей в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Статья 17.2. Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения несовершеннолетнего и его доставления

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их должностные лица, юридические лица и граждане, располагающие сведениями о несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, незамедлительно уведомляют об этом его родителей (лиц, их заменяющих) либо в случае, если уведомление его родителей и лиц, их заменяющих, не представляется возможным, сообщают о таких фактах в органы внутренних дел по месту фактического обнаружения несовершеннолетних. Уведомление родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих) допускается в любой форме (как устной, так и письменной).

Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по возможности – юридические лица и граждане, доставляют несовершеннолетних, указанных в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, родителям (лицам, их заменяющим) либо передают лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних.

Порядок организации работы по реализации настоящего Закона определяется регламентами и иными правовыми актами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. В случае неустановления личности несовершеннолетнего и места его жительства, отсутствия у несовершеннолетнего родителей (лиц, их заменяющих), невозможности установления их личностей и местонахождения, невозможности надлежащего уведомления таких лиц об обнаружении несовершеннолетнего и иных препятствующих незамедлительному доставлению несовершеннолетнего обстоятельств, указанные должностные лица доставляют несовершеннолетних в возрасте до 4 лет – в специализированные учреждения системы здравоохранения; в возрасте от 4 до 18 лет – в учреждения для несовершеннолетних, обеспечивающих организацию работы с семьей и детьми системы социальной защиты, учреждения для несовершеннолетних системы образования.

3. Обо всех фактах обнаружения несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, и (или) доставления несовершеннолетних родителям (лицам, их заменяющим) либо передачи лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних информируют органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту обнаружения несовершеннолетних в срок, не превышающий 72 часов.

По фактам обнаружения несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, должностные лица органов внутренних дел и районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленном законом порядке рассматривают вопрос о привлечении родителей (лиц, их заменяющих), юридических лиц, должностных и иных лиц к предусмотренной законом ответственности.

>
Основания применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей
Содержание
Закон Тюменской области от 6 октября 2000 г. N 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

[1]

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина. Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  5. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here