Сотрудники налоговых органов в жилые помещения допускаются

В статье собрана самая важная информация на тему: "Сотрудники налоговых органов в жилые помещения допускаются" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

г) налоговые органы по своему усмотрению действуют при реализации своих правомочий.

69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

Г) гражданско-правовыми.

70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах:

б) за согласованную плату;

в) за плату по тарифам, устанавливаемым ФНС России;

г) за плату по тарифам, устанавливаемым Правительством России.

71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

а) допускаются без ограничений;

б) не допускаются;

в) допускаются, если эти помещения используются для предпринимательской деятельности;

г) допускаются только на основании постановления суда или прокурора.

72. Главный бухгалтер организации полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

а) на основании законодательства о бухгалтерском учете РФ;

б) на основании Налогового Кодекса РФ;

в) в силу занимаемой должности;

г) на основании доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации.

73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

а) налогообложение должно быть соразмерно бюджетным потребностям государства;

б) налогообложение не должно препятствовать гражданам в реализации своих конституционных прав;

в) размер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика;

г) размер налога должен варьироваться в зависимости от финансового положения налогоплательщика.

74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

а) не учитывают результатов хозяйственной деятельности различных налогоплательщиков;

б) не учитывают социально-политических особенностей различных налогоплательщиков;

в) не учитывают организационно-правовой формы юридического лица;

г) все вышеперечисленное верно.

75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

а) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию – с другой;

б) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

в) полномочия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

г) полномочия в налоговой сфере распределяются исключительно между Федерацией и субъектами Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10280 —

| 7254 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Выездная налоговая проверка и офис в жилом помещении

Минфин в Письме от 10.12.2008 № 03-02-07/1-507 рассказал о возможности использования юридическими лицами в своей деятельности жилых помещений и разъяснил порядок доступа должностных лиц налоговых органов в помещение для проведения налоговой проверки.

Согласно действующему законодательству юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Собственник жилого помещения может размещать в этом помещении предприятия, учреждения и организации только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством (ст. 288 ГК РФ).

Однако нередки ситуации, когда фирма, нарушая закон, располагает свой офис в жилом помещении.

В этом случае при проведении выездной налоговой проверки у налоговых органов могут возникнуть сложности с доступом в такое помещение.

Действующим законодательством предусмотрено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика.

При этом инспекторы имеют право в ходе проведения выездной налоговой проверки осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения в порядке, установленном НК РФ (подп. 2 и 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
Однако должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, не могут проникнуть в жилое помещение помимо или против воли проживающих в нем физических лиц (п. 5 ст. 91 НК РФ). Они могут сделать это только на основании судебного решения.

В этом случае выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Такой способ предусмотрен ст. 89 НК РФ и применяется, например, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов в этом случае осуществляется по месту нахождения инспекции.

Если у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Порядок осуществления выемки документов, предусмотренный ст. 94 НК РФ, подразумевает проникновение лиц, осуществляющих выемку, в помещение, где хранятся документы налогоплательщика.

Если такие документы хранятся в жилом помещении, то без согласия лиц, проживающих в этом жилом помещении, или без наличия судебного решения налоговые органы не смогут произвести выемку.

50. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,

налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Читайте так же:  Перепланировка нежилого здания по градостроительному кодексу

В необходимых случаях при осмотре производятся фото– и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Служебное жилье — налогообложение

Бойкова Татьяна, юрист, налоговый консультат, аудитор

Согласно статье 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, государственным или муниципальным унитарным предприятием, учреждением, а также в связи с назначением на государственную должность или избранием на выборные должности в органы государственной власти (ст. 93 ЖК РФ). Но что же делать и чем руководствоваться тем организациям, которые являются коммерческими и работники которых имеют необходимость в предоставлении служебного жилья? Такие правоотношения регулируются нормами ГК РФ, а именно статьей 606 главы 34 ГК РФ, статьей 671 ГК РФ, которые предусматривают аренду жилья для работника на определенный срок.

Необходимость предоставления работнику организации жилья, может быть обусловлена направлением работника в командировку либо необходимостью проживания работника по месту нахождения организации. При чем такие договоры аренды могут заключаться как с работниками гражданами РФ, так и с иностранными работниками. Правила в отношении расходов работодателя, связанных с арендой для работника жилья, применяются аналогично в отношении как иностранных работников, так и работников — граждан РФ.

Налог на прибыль

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно ст. 255 НК РФ НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом согласно п.4 ст. 255 НК РФ расходы на оплату жилья (компенсации за непредоставление бесплатного жилья) работникам подлежат учету в целях налогообложения прибыли, если предоставление жилья положено работнику по закону.

В соответствии со ст. 168 и ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан нести расходы по найму жилого помещения только в случае, если работник направлен в командировку либо постоянная работа работника осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также сотрудникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера.

[3]

Указанные затраты не подпадают под действие пункта 4 статьи 255 НК РФ, согласно которому стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, представляемого работникам налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг) включается в состав расходов на оплату труда (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8392, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/767).

Вместе с тем перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения в составе расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 НК РФ, не является исчерпывающим. Согласно пункту 25 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда могут быть учтены «другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором».

Таким образом, расходы по аренде бесплатно предоставляемого работникам жилья в виде компенсации за самостоятельный наем жилья (если договор найма заключен от имени сотрудника), а также затраты по аренде (если договор найма заключен от имени организации) могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании п.25 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда, если выплаты предусмотрены трудовым или коллективным договором. При этом порядок выплаты, размер компенсации, перечень документов, предоставляемых работниками, должны быть также определены трудовым или коллективным договором.

Минфин России не возражает против учета в целях налогообложения прибыли расходов по оплате жилья сотрудникам, если такая обязанность работодателя установлена в трудовом или коллективном договоре (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8392, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/767). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ). Однако существуют судебные решения, в которых судебные органы поддерживают позицию налогоплательщиков и считают правомерным уменьшение налогооблагаемой прибыли на полную сумму расходов по аренде жилья для работников указывая, что компенсация оплаты жилья производится в целях обеспечения работниками своих трудовых обязанностей, а не удовлетворения их личных потребностей (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2012 г. N Ф10-107/12 по делу N А35-1939/2010).

Документальным подтверждением данных расходов для учета в целях налогообложения прибыли могут быть: трудовой договор, заявление работника о выплате части заработной платы в неденежной форме, договор аренды жилого помещения, платежные документы.

Теже правила действуют и при произведении расходов на аренду жилья для командированного сотрудника. Они являются экономически обоснованными при надлежащем оформлении документов, которыми могут быть договор аренды, приказ о направлении работника в командировку, проездные документы, подтверждающие факт пребывания и нахождения в командировке. Обращаем Ваше внимание на то, что договор аренды жилья заключается между организацией (не работником) и арендодателем и может использоваться только для проживания граждан (ч.2 ст. 671 ГК РФ).

НДФЛ

НДФЛ работника. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п.1 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п.2 ст. 211 НК РФ оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, суммы оплаты организацией арендных платежей за помещение, предоставляемое работнику, являясь его доходом, полученным в натуральной форме, подлежат обложению НДФЛ.

При этом в ст. 217 НК РФ содержится перечень доходов, не подлежащих налогообложению. К таким доходам относятся и различного рода компенсационные выплаты, связанные в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Суммы возмещения организацией расходов по найму жилья работников не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку данной нормой НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения только сумм компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, сумма оплаты организацией проживания работника является его доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит налогообложению по ставке в размере 13% (ст. 224 НК РФ).

Однако существует и противоположная точка зрения, которой придерживаются судебные органы. Так например, ФАС ЦО в своем постановлении признал сумму оплаты работодателем жилья компенсационной выплатой, не подлежащей обложению НДФЛ на основании п.3 ст. 217 НК РФ, при условии, что данная обязанность работодателя установлена коллективным или трудовым договором (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2012 г. N Ф10-107/12 по делу N А35-1939/2010, ФАС Уральского округа от 08.06.2012 N Ф09-3304/12, ФАС Московского округа от 21.03.2011 N Ф05-1300/2011).

Читайте так же:  Программа внепланового инструктажа по пожарной безопасности образец

НДФЛ арендодателя.

Согласно пп.4 п.1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ и облагаются НДФЛ по ставке в размере 13% (п.1 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с п.1 и п.2 ст. 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Таким образом, организация признается налоговым агентом по отношению к наймодателю — физическому лицу, если по договору найма организация выступает его стороной или в роли плательщика (то есть плату за жилое помещение наймодателю выплачивает именно организация). В этой ситуации организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ, а также представить в налоговую инспекцию справку по форме 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 07.04.2009 N 03-04-06-01/83) не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ и ФОМС для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч.1 ст. 7 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ)).

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат и вознаграждений, на которые не начисляются страховые взносы. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пп. «б» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Если обязанность работодателя бесплатно предоставить своему работнику жилое помещение или компенсировать стоимость оплаты жилого помещения не установлена законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, то на такие компенсации действие пп. «б» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не распространяется и указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. При этом факт наличия условия об оплате стоимости аренды квартиры в трудовом договоре с иногородним сотрудником значения не имеет. Аналогичное мнение приводится в Письме Фонда социального страхования РФ от 17 ноября 2011 г. N 14-03-11/08-13985 «Об уплате взносов».

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

1. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Осмотр

1. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

3. Осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

4. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.

. Истребование документов при проведении налоговой проверки

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

2. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10280 —

| 7254 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки

При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов имеют достаточно широкие полномочия. В данной статье речь пойдет о порядке доступа должностных лиц налоговых органов на территорию налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки, о том какая ответственность грозит налогоплательщику за воспрепятствование должностному лицу в доступе на свою территорию, а также порядок осмотра должностными лицами помещений налогоплательщика, порядок оформления и обжалование акта осмотра налогоплательщиком. Статья 92 Налогового кодекса РФ раскрывает права должностных лиц при проведении выездной налоговой проверки.

Особое внимание хочется уделить проведению выездной налоговой проверки в отношении юридических лиц, поскольку при проведении подобного рода мероприятий в отношении физических лиц, права налогоплательщиков данной категории носят более обширный характер, ведь проверяющие представители налоговых органов при отсутствии согласия физического лица — собственника жилого помещения, не смогут провести осмотр его помещения, как и другого его имущества, находящегося в нем. А это означает, что налоговый орган может получить право на такой доступ только на основании судебного решения, об этом сказано в пункте 5 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Сдача квартиры в аренду является предпринимательской деятельностью

В случаях же с проверяемым налогоплательщиком – юридическим лицом, за необоснованный отказ в доступе на территорию налогоплательщика для осмотра мест осуществления деятельности, должностное лицо такого юридического лица может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.6 КоАП РФ.

[2]

Следует знать, что осмотр территорий и помещений налогоплательщику гарантирован, если у налоговых органов имеются следующие данные о вашей организации:

  • фирма приняла ТМЦ не отразив их в своем учете;
  • фирма осуществляет деятельность, не соответствующую заявленной в учредительных документах;
  • фирма занизила размер выручки от реализации продукции, либо вовсе не отразила ее в отчетности.

(см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837).

По своей сути выездная налоговая проверка включает в себя довольно глубокий анализ хозяйственной деятельности проверяемого плательщика налогов и сборов, и на это счет интересно отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем определении N 441-О-О вынесенном 08 апреля 2010 года, в котором сказано, что осмотр территории проверяемого лица является одним из «специальных мероприятий контроля», благодаря которому налоговый орган вполне вероятно обнаружит те нарушения закона, которые могли бы остаться незамеченными в рамках принятия других предусмотренных законом мероприятий налогового контроля.

Так что же влечет к основанию возникновения права доступа у должностного лица налогового органа на территорию налогоплательщика? Ответ на этот вопрос очевиден, конечно же принятие налоговым органом соответствующего решения «О проведении выездной налоговой проверки», которая согласно подп. 1 п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ должна проводиться на непосредственной территории налогоплательщика (по месту его нахождения). Важно! Вне рамок выездной налоговой проверки проведение осмотра быть не может. Подпункт 2 этой же статьи предусматривает проведение выездной налоговой проверки и по месту нахождения налогового органа, но только в том случае, если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для такой проверки. И не было б печали, однако, должностное лицо налогового органа вправе убедиться в отсутствии у налогоплательщика таких помещений для проведения выездной проверки, и проверить достоверность этих сведений путем осмотра этих помещений (будь то производственные склады, торговые площади, магазины и т.п.). Данное право налоговому органу предоставлено п. 2 ст. 91 и ст. 92 НК РФ.

А вот налогоплательщику необходимо знать, что пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверке принимает налоговый орган по месту нахождения организации, поэтому если к вам неожиданно нагрянули налоговые сотрудники, не забудьте проверить основания такого визита, прежде чем впустить их на свою территорию либо в занимаемое вами помещение. Налоговики с целью получения доступа на вашу территорию или в помещения фирмы обязаны предъявить свои служебные удостоверения (см. п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ).

Также необходимо знать и помнить, что осмотр занимаемого проверяемым лицом помещения может осуществляться исключительно при наличии у проверяющих «мотивированного» постановления должностного лица налоговой инспекции, которое должно быть подписано, а равно утверждено вышестоящим руководителем (или его заместителем).

Давайте рассмотрим требования, которые законодатель предъявляет к процедуре осмотра должностными лицами налогового органа помещений и территорий проверяемого налогоплательщика:

  • осмотр проводится в присутствии понятых (лиц, не заинтересованных в исходе дела согласно п. 3 ст. 98 Налогового кодекса РФ и не менее двух человек);
  • лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, вправе присутствовать при проведении осмотра;
  • могут быть привлечены специалисты (при необходимости измерить торговую площадь, площадь склада и т.п.);
  • составление протокола должностным лицом налогового органа о проведении осмотра.

При необходимости в момент осмотра допускается снятие копий с документов, а также фото- и видео фиксация этих документов, и иные действия в соответствии со ст.92 НК РФ. В соответствии с п.5 ст.92 Налогового кодекса РФ при осуществлении осмотра помещений налогоплательщика, должностное лицо налоговой инспекции обязан составить протокол установленного образца. Зафиксированные материалы в рамках такой проверки должны быть приобщены к протоколу осмотра (см. п.5 ст.99 Налогового кодекса РФ).

Что касается обжалования протокола, составленного по результатам осмотра помещений налогоплательщика, то обжаловать их, безусловно, можно, если налоговым органом допущены нарушения норм налогового законодательства при его составлении (см. ст.ст. 92,98,99 НК РФ). Тем более что в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса РФ право обжалования актов налоговых органов, в том числе действий или бездействий их должностных лиц предоставлено каждому налогоплательщику.

Сегодня можно увидеть судебную практику по обжалованию налогоплательщиками протоколов осмотра помещений, согласно которой налоговики при осуществлении осмотра помещений налогоплательщика зачастую допускают нарушения налогового законодательства и в подтверждение вины налогоплательщика приводят и применяют недопустимые доказательства.

[1]

Именно такие нарушения дают возможность налогоплательщикам оспорить результаты таких осмотров и суды не принимают в качестве доказательств вины. По мнению судов, существенными нарушениями налоговиков являются:

  • налоговый орган не известил проверяемого налогоплательщика о необходимости присутствовать при осмотре помещений, в результате при проведении осмотра не извещенный налогоплательщик не присутствовал. Так в Постановлении ФАС Московского округа от 22.07.2009 № КА-А40/6390-09 по делу № А40-75598/08-127-381 суд не принял в качестве надлежащего доказательства акт налогового органа об осмотре помещения. Суд акцентировал внимание на том, что представленный в материалы дела акт осмотра не содержит достаточных данных, подтверждающих отсутствие налогоплательщика по указанному адресу (в осматриваемом помещении). Кроме того, протокол осмотра составлен без соблюдения требований п.5 ст.92 Налогового кодекса РФ.
  • не соблюдение налоговым органов п.3 ст.92 Налогового кодекса РФ (осмотр в присутствии понятых), данное нарушение также находит свое подтверждение на практике ФАС Московского округа в Постановлении от 20.04.2009 № КА-А41/2243-09, ФАС Центрального округа в Постановлении от 25.05.2009 № А48-3866/08-17).
  • в протоколе осмотра отсутствует подпись инспектора, проводящего или участвующего в осмотре помещений, и (или) понятых (см. Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/10087-10).

Существует мнение налогоплательщиков, что в силу ст. 92 Налогового кодекса РФ осмотр территорий и помещений допускается только в рамках проведения выездной налоговой проверки и только в отношении проверяемого налогоплательщика, а не третьих лиц — его контрагентов. Нарушение любого из указанных нормативных предписаний влечет признание полученных материалов осмотра недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением требований действующего законодательства. При этом Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 28 февраля 2011 г. № ВАС-16960/10 разъясняет, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений может являться одним из способов налогового контроля. Сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем основания для признания незаконными действий инспекции по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.

Осмотр помещений налогоплательщика допускается при проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Вне рамок выездной налоговой проверки допускается осмотр исключительно документов и предметов и только при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 92 Налогового кодекса РФ (См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2011 № А05-6756/2010, Постановления ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу № А55-16704/2008 и Постановление от 15.05.2007 по делу № А49-4051/06).

В других случаях, напротив, суд принимает точку зрения налогового органа и считает осмотр помещений вне рамок выездной налоговой проверки правомерным (см. пример, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу № А33-658/2010, Определением ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-16960/10 отказано в передаче дела № А33-658/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2006 № Ф08-6211/2006-2733А по делу № А32-5489/2006-11/142).

Читайте так же:  Объяснительная классному руководителю о пропуске занятий образец

Статья 34. Доступ сотрудников налогового органа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

1. Налогоплательщик обязан допустить сотрудников налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

2. При воспрепятствовании доступа сотрудников налогового органа, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или на объекты налогообложения, или объекты, связанные с налогообложением, или в другие помещения (кроме жилых помещений), составляется протокол.

3. Протокол подписывается сотрудниками налогового органа, проводящими налоговую проверку, и налогоплательщиком (налоговым агентом). При отказе налогоплательщика (налогового агента) от подписания указанного протокола проверяющий или налогоплательщик в протоколе отражает факт отказа налогоплательщика от подписи.

4. Сотрудники налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан они необходимы для допуска на территорию и (или) в помещение налогоплательщика.

5. Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки сотрудников налогового органа в случаях, если:

— не соблюдены требования статей 31 и 33 настоящего Кодекса;

— сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

— данные лица не указаны в предписании;

— сотрудники налоговых органов не имеют при себе соответствующие специальные допуски секретности, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9169 —

| 7243 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сотрудники налоговых органов в жилые помещения допускаются

предлагает для ознакомления раздел:

ОСМОТР ТЕРРИТОРИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ

Осмотр территории, помещен ий, предметов и документов это обязательное мероприятие налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки, котор ое включает в себя визуальное изучение должностными лицами налоговых органов указанных территорий, помещений, предметов и документов

Основная цель проведения осмотра выявление обстоятельств, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях, а именно установление соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. Например, отсутствие объекта по месту регистрации, выявление производства продукции, скрываемой от налогообложения, завышения или занижения объемов производственных работ и иных фактов, имеющих значение для исчисления и уплаты налогов и др.

Осмотр регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации (п.п. 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 НК РФ), а процедура его проведения четко изложена в ст. 92 НК РФ. При этом в Кодексе приводятся такие мероприятия налогового контроля , как осмотр документов, предметов и помещений (территорий). Причем прямо сказано, что осмотр предметов и документов налоговый инспектор может провести вне рамок выездной проверки , если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Вместе с тем территории и помещения нельзя отнести к предметам. Поэтому дос туп на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъявив (п. 1 ст. 91 НК РФ):

— решение о проведении выездной налоговой проверки;

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

— периоды, за которые проводится проверка;

Налогов ый адвокат обращает внимание, что налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещения, принадлежащие именно проверяемому налогоплательщику (п. 1 ст. 92 НК РФ). А провести, к примеру, в рамках проверки организации осмотр помещений ее контрагентов, поставщиков и т.д. сотрудники налоговых органов не вправе.

При этом, если осмотры проведены с нарушениями, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (п. 4 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64, ст. 68 АПК РФ).

Необходимо отметить, что в судебной практике имеются случаи, когда должностные лица налоговых органов в ходе камеральной проверки могут производить осмотр помещений, в которых находится имущество налогоплательщика для определения соответствия фактических данных документальным данным [1]

Все объекты осмотра можно условно разделить на две группы:

1) помещения и территории. Это могут быть производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения (п. 13 ст. 89 НК РФ). Что касается жилых помещений, то здесь необходимо учитывать положения ст. 25 Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища. Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения, не допускается.

2) документы и предметы. Перечень их законодательно не определен, и это означает, что к ним могут относиться любые документы и предметы, способные выступать в качестве вещественных доказательств при установлении фактов налоговых правонарушений.

Обязательными участниками данного процессуального действия являются понятые. Как и во всех иных случаях, понятых должно быть не менее двух человек.

Участие при осмотре одного понятого вместо двух расценивается судами как нарушение, влекущее признание протокола осмотра недопустимым доказательством [2] .

Таким образом, налоговые органы не вправе самостоятельно решать, привлекать им при проведении осмотра понятых или нет, — этот вопрос однозначно определен законом. В связи с этим полагаем, что отсутствие при производстве осмотра понятых должно влечь незаконность результатов данного процессуального действия.

При осуществлении осмотра возможно участие специалистов , экспертов и переводчиков . Более того, в отдельных случаях их наличие суд может признать обязательным. Например, при рассмотрении одного из дел суд отметил, что осуществление должностными лицами налогового органа (не обладающими специальными познаниями и необходимыми навыками в определении размера земельных участков) обмера площади земельных участков при помощи рулеток, не подтверждает обоснованность определения размера земельных участков [3] .

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель.

В случае воспрепятствования доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руков одителем проверяющей группы (бригады) составляется Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица.

Форма Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации и

Вопросы взаимодействия должностных лиц названных органов определены в следующих документах:

— Об участии органов внутренних дел Российс кой Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты (Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 1680);

Читайте так же:  Порядок расследования профессиональных заболеваний кратко

Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям нал оговых органов, для принятия по ним решения (утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

Соглашение о взаимодейств ии между МВД России и ФНС России (Москва, 13 октября 2010 г. № 1/8656/ММВ-27-4/11).

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»,органы внутренних дел Российской Федерации, обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

В ходе проведения осмотра территории, помещений, предметов и документов предусмотрена возможность применения специальных средств. Так, при осмотре могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, могут сниматься копии с документов.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 92 НК РФ право на применение спецсредств может быть осуществлено и по инициативе проверяемого лица.

Для применения при производстве осмотра указанных спецсредств могут привлекаться специалисты.

О производстве осмотра в обязательном порядке составляется протокол. Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, которые установлены ст. 99 НК РФ.

Если при осмотре использовались фото- или кино-съемка, то это должно быть зафиксировано в протоколе. Выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы прилагаются к протоколу осмотра.

Налоговый адвокат отмечает, что при проведении налоговой проверки сотрудники налогового органа не должны ограничив аться только проведением осмотра, необходимо провести и иные мероприятия, по итогам которых будет получен комплекс доказательств, подтверждающих виновность проверяемого лица в совершении правонарушения.

По результатам осмотра может быть принято решение о проведении инвентаризации.

Адвокат по налоговым делам обращает внимание пользователей программы, что отдельным должностным лицам других Федеральных служб также предоставлено право проведения аналогичных действий с учетом особенностей их деятельности, которая регулируется федеральными законами.

Так например сотрудникам правоохранительных органов предоставлено право проведения обследования помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств . Работники территориального органа Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) имеют право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).

Сотрудник таможенной службы вправе посещать организации независимо от форм собственности (причем цель визитов в законе не указывается!). Кроме того, с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем работники таможенных органов вправе проводить таможенный осмотр .

Адвокату по налогам известны случаи, когда во время осмотра или после него должностные лица налоговых органов допрашивали в качестве свидетелей руководителей и работников организации налогоплательщика, которым могут быть известны какие-либо сведения, имеющие значение для проведения налогового контроля или получали от них объяснения. При таких обстоятельствах налоговый адвокат рекомендует гражданам воспользоваться следующим советом:

Если гражданин по каким-либо причинам (например, до получения полной информации о событии, документах и т.д., или юридической консультации адвоката) не желает давать показания (пояснения), отвечать на вопросы должностных лиц , адвокат советует заявить следующее )) этого можно сказать следующеей консультации у адвока та, использовать различные пси хологические и иные приемы и методы. :

«Уважаемый сотрудник! В связи с заданными мне вопросами я желаю воспользоваться моим конституционным правом, предусмотренным статьей 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников!» или

«Я не намерен препятствовать установлению обстоятельств, интересующих компетентные органы, но имею право и я желаю воспользоваться предоставленным мне статьей 51 Конституции Российской Федерации правом не свидетельствовать против самого себя и близких родственников!»

Кроме того, на все задаваемые вопросы можно говорить примерно следующее:

«Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не вправе свидетельствовать против самого себя и близких родственников. Я желаю воспользоваться данным конституционным правом при ответе на поставленный вопрос!»

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева» Налоговый кодекс Российской Федерации «исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и103).

Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мот ивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)».

За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых и таможенных органов, согласно ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[1] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2007 N А65-14660/06-СА1-42; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2008 N Ф04-6982/2008(15881-А75-27).

[2] Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2008 N А09-2488/07-21; Постановление Федерального арбитраж ного суда Северо-Западного округа от 16.11.2007 N А56-39310/2006.

[3] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2009 N Ф09-8891/09-С3).

Видео (кликните для воспроизведения).

ях её участников:

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Сотрудники налоговых органов в жилые помещения допускаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here