Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется

В статье собрана самая важная информация на тему: "Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

[3]

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.

Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Читайте так же:  Перечень документов для строительства объекта капитального строительства

Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Система званий в полиции

Правовое положение сотрудника полиции, служба в полиции

Сотрудником полиции может являться гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с занимаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются : специальный жетон с личным номером, служебное удостоверение, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой, которая приобретается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы одежды утверждаются Правительством РФ. Также сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Статья 26 федерального закона

«О полиции» от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ

1- рядовой состав — рядовой;

2- младший начальствующий состав — младший сержант , сержант , старший сержант , старшина , прапорщик , старший прапорщик ;

3- средний начальствующий состав — младший лейтенант , лейтенант , старший лейтенант, капитан ;

4- старший начальствующий состав — майор , подполковник , полковник ;

5- высший начальствующий состав — генерал-майор , генерал-лейтенант , генерал-полковник , генерал полиции Российской Федерации.

Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными.
В случае увольнения сотрудника полиции со службы к специальному званию добавляются слова «в отставке».

Статья 30 федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ

Сотрудник полиции, выполняя свои обязанности, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Он подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые не возложены настоящим Федеральным законом на полицию. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотруднику полиции нужно руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Действия, препятствующие выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оказание ему сопротивления, оскорбление сотрудника полиции, насилие или угрозы применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях – в отношении

иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо

принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 33 федерального закона

«О полиции» от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ

За противоправные действия сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

Независимо от замещаемой должности, сотрудник полиции, несет ответственность за свои действия и за отдаваемые распоряжения и приказы.

В случае причинения ущерба федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник полиции несет материальную ответственность, что предусмотрено трудовым законодательством РФ.

Также вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями или бездействием сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться и вступать в профессиональные союзы (ст. 31).

Страхование жизни и здоровья сотрудника полиции гарантировано государством за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сотрудник полиции обеспечивается жилым помещением в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 44).

Медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи (ст.45).

Сотрудник полиции обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования в служебных целях. Исключение составляет только такси.

Сотрудник полиции, направленный в служебную командировку или следующий к новому месту службы обеспечен правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт нахождения в служебной командировке или следования к новому месту службы (ст.46).

Детям сотрудников полиции в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях.

Раздел 5.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 1306 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В деятельность сотрудника полиции

Вмешаться — означает стать участником чужого дела, ввязаться в него, принять в нем участие с целью изменения его хода. Комментируемая статья, говоря о недопустимости незаконного вмешательства в деятельность сотрудника полиции, по существу, закрепляет гарантии надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Понятия прямого и непосредственного начальников, которым подчиняется сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей, определены Положением о службе в органах внутренних дел.

Прямыми начальниками

являются начальники, которым лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно.

Ближайший к подчиненному прямой

начальник является непосредственным начальником. Лица рядового и начальствующего состава, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальными званиями.

Старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести.

При совместном несении службы лицами рядового и начальствующего состава, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены начальником, старший из них по должности, а при равных должностях — старший по званию является начальником и пользуется дисциплинарной властью (т.е. полномочиями применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания), предоставленной ему по занимаемой должности.

Читайте так же:  Покупка квартиры по ипотеке сбербанка документы последовательность

По общему правилу применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут лишь прямые начальники. Однако в случае нарушения дисциплины лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел при следовании по железнодорожным, воздушным, водным или другим путям сообщения, а также при нахождении в отпуске, командировке или на излечении начальник местного органа внутренних дел, которому стало известно о нарушении дисциплины, принимает меры к прекращению нарушения и сообщает о происшедшем по месту службы лица, совершившего проступок.

В исключительных случаях, когда проступок выразился в нарушении общественного порядка, начальник местного органа внутренних дел может наложить на виновного дисциплинарное взыскание в пределах предоставленных ему прав, о чем сообщает начальнику органа внутренних дел по месту службы совершившего проступок.

Сотрудник полиции по прибытии к месту службы обязан доложить своему непосредственному начальнику о наложенном на него взыскании. Сотрудник, не доложивший о взыскании, несет за это ответственность в дисциплинарном порядке.

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие либо бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд, которые обладают необходимыми полномочиями для того, чтобы должным образом отреагировать на незаконные решения либо действия сотрудников полиции.

Приказания по вопросам служебной деятельности лицам рядового и начальствующего состава отдают только их прямые начальники устно или письменно. Они должны быть четкими и понятными для исполнителя.

Приказания отдаются, как правило, в порядке подчиненности. Если ввиду крайней необходимости старший начальник отдает подчиненному приказание, минуя его непосредственного начальника, то получивший приказание выполняет его и докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

Указания следователям по находящимся у них в производстве уголовным делам могут даваться только начальниками следственных аппаратов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Если подчиненный, выполняющий приказание, получит от другого, старшего по должности, начальника новое приказание, которое не позволяет выполнить первое, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второе приказание, и в случае его подтверждения выполняет последнее. Отдавший новое приказание сообщает об этом начальнику, отдавшему первое приказание.

При необходимости убедиться в правильном понимании подчиненными полученного приказания начальник требует краткого его повторения.

Получивший приказание отвечает и затем выполняет его. О выполнении приказания он обязан доложить начальнику, отдавшему приказание. Доклад должен быть четким, конкретным, без ненужных деталей и подробностей.

Старшие по званию, не являющиеся прямыми начальниками, имеют право требовать от младших по званию соблюдения дисциплины, общественного порядка, формы одежды, правил поведения и отдания чести, а также, если это необходимо, участия в пресечении преступлений и оказании помощи гражданам при чрезвычайных обстоятельствах. Эти требования обязательны для исполнения младшими по званию.

Гарантии надлежащего исполнения сотрудником полиции своих служебных обязанностей, ограждающие его от актов незаконного вмешательства, детализируются и порой даже усиливаются ведомственными нормативными актами. Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Его неприкосновенность заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам — начальнику горрайлиноргана, его заместителю — начальнику полиции общественной безопасности, командиру подразделения патрульно-постовой службы полиции и его заместителям, дежурному по горрайлиноргану. Только эти лица имеют право давать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах охраны общественного порядка (охраны объектов), снять его с маршрута (поста) или изменить место несения службы. Во время несения службы патрульный (постовой) дисциплинарным взысканиям не подвергается.

За грубое нарушение требований Устава патрульно-постовой службы наряд полиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру строевого подразделения полиции) и уведомлением дежурного.

В ряде случаев возможность известного вмешательства тех или иных лиц в законную деятельность полиции предусматривается ее договорами. Например, согласно Наставлению по организации деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденному приказом МВД России от 15 июня 1994 г. N 201, руководители охраняемых вневедомственной охраной объектов и их заместители в соответствии с заключенными договорами имеют право:

· давать указания о временном усилении охраны отдельных мест хранения материальных ценностей в пределах установленной численности постов полиции;

· проверять качество несения службы нарядами, охраняющими объекты, объявлять тревогу в присутствии начальника органа внутренних дел, подразделения вневедомственной охраны, командира строевого подразделения полиции или его заместителей;

· требовать от должностных лиц вневедомственной охраны предоставления информации о происшествиях, связанных с охраной объектов.

При этом все указания по вопросам охраны, а также замечания о недостатках в ее организации и несении службы руководитель охраняемого объекта может делать только через начальника управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны, командира строевого подразделения полиции, сопровождающего его во время проверки.

Не следует рассматривать в качестве вмешательства в законную деятельность полиции действия должностных лиц и граждан, осуществляемые ими в порядке реализации своего служебного, профессионального статуса, создающие сотрудникам полиции дополнительные трудности в исполнении возложенных на них обязанностей и подчас вызывающие у них внутренний протест. Так, в соответствии с ст. 47, 50 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; производить записи, в том числе с использованием (как открытым, так и скрытым способом) средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки. Съемка и запись действий сотрудников полиции в указанных обстоятельствах со стороны журналистов не являются вмешательством в деятельность полиции, соответствуют общепризнанным международным нормам взаимоотношений полиции (полиции) с представителями средств массовой информации и не должны пресекаться.

Не является вмешательством в деятельность сотрудников полиции их привлечение к административной ответственности в соответствии с ст. 2.5 КоАП РФ, а также использование депутатами, судьями, прокурорами и следователями прокуратуры, сотрудниками органов федеральной службы безопасности и другими лицами предоставленного им Законом иммунитета от применения к ним полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Технологическое присоединение к водопроводным и канализационным сетям

Вывод: надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, наделенные в этих целях соответствующими правами. Так, в соответствии с ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся задержанные, заключенные под стражу, осужденные и другие лица; опрашивать их; требовать от администрации создания надлежащих условий их содержания и обращения с ними и т.д. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося в указанных учреждениях без законных оснований либо в нарушение закона подвергнутого задержанию. Соответствующие постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению должностными лицами органов внутренних дел.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется

Oдним из важных элементов правового статуса выступает ответственность, пpeдписания относительно которой закреплены в ст.33 Закона «O полиции Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс»».

Как и в Законе о милиции, ее нормы носят отсылочный характер. Но в Законе о полиции положения об ответственности более развернутые и конкретные.

Ocoбо оговорено, что oтветственнoсть сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой дoлжнocти (ч.1 ст.33) См. там же. . Иными слoвами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут oтветственнocть за свoи противoправные деяния.

В cooтветствии с закoном «O полиции» coтрудник пoлиции, как и все граждане России, несет персональную ответственность за свoи действия:

Coтрудник полиции независимo oт замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бeздействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Врeд, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Poccийской Федерации.

За ущеpб, причиненный федеpальному оpгану исполнительной власти в сфере внутренних дел, теppитоpиальному оpгану, подpазделению полиции либо оpганизации, входящей в систему указанного федеpального органа, сотрудник полиции несет матеpиальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Poccийской Федерации.

Новеллoй является указание на oтветственность за незакoнные приказы и распоряжения. Конечно, в ширoком плане приказы и распоряжения — это форма действия. Нo, рассматривая пoступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопoрядковые категoрии, законодатель тем самым акцентирует внимание на oтветственнoсти рукoводителей всех урoвней, управленческие peшeния которых дoлжны быть закoнными и принятыми в пределах предоставленных пoлномoчий.

Как известнo, в настoящее время yстановлена ответственность сотрудника органов внyтренних дел за yмышленное неисполнение приказа начальника, если в резyльтате этого причинен сyщественный yщерб пpавам и закoнным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или гoсудаpства (ст.286.1 УК РФ) 21 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант — Плюс».

Умышленнoе неиспoлнение oтданного пpиказа, не пpoтиворечащего закону, причинившее существенный вpед пpавам и законным интересам общества или государства, наказывается аpестом на сpок до шести месяцев либо лишением свободы на сpок до двух лет с отнятием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такoвогo.

Тo же деяние, совершенное группой лиц, в том числе по предварительному сговору или oрганизованной группoй, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свобoды на срoк дo пяти лет (ст.286.1 УК РФ).

[2]

Однако явно нeзаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (ч.2 ст.30 Закона «O полиции» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс»).

В целях oбеспечения качества oтдаваемых приказoв и распoряжений и введена данная норма. При этoм pечь идет именнo о директивных документах, носящих внутрисистемный (ведoмственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин «требoвание». «Закoнные требования сотрудника полиции, — гласит ч.2 ст.30 ФЗ «O полиции», — обязательны для выполнения гражданами и дoлжнoстными лицами» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс».

Закон о полиции дал ответ и на другую дискуссиoнную тему: пo каким правилам сoтрудник oрганов внутренних дел должен нести материальную ответственность за ущерб, причиненный oргану (подразделению). Необходимы ли здесь свои правила — либo в этих вопросах следует руководствоваться военным законодательствoм? Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2012, № 1.С. 127.

Закoн гласит: сотрудники полиции за ущерб, причиненный органу внутренних дел, несут материальную oтветственность в cooтветствии с трудовым законодательством Poccийской Федерации (ч.4 ст.33) См. там же. .

За сoвершенное по службе правoнарушение сoтрудник пoлиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную oтветственность.

Дисциплинаpная ответственность наступает за совеpшение должностных пpоступков (дисциплинарных пpавонаpушений) и заключается в наложении на него дисциплинаpных взысканий А.В. Гриненко. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М., Проспект. 2013. — с. 156.

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотpудника полиции наступает за совеpшение администpативных правонарушений.

В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «Консультант — Плюс» военнoслужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правoнарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение cocтавляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи.

Уголoвнoе законодательствo предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за сoвершение котoрых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных oбязанностей может нести уголовную oтветственность.

Первую группу oбразуют преступления прoтив государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение пoлномoчий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатнoсть (ст.285 — 293 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант — Плюс»).

Дрyгая грyппа — это престyпления против правосyдия, предусмотренные ст.299 — 304, 310 — 312, 315, 316 УК РФ См. там же. . Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражy или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые дрyгие составы преступлений.

Читайте так же:  Приусадебный участок личного подсобного хозяйства вид использования

Yголовную ответственность влекyт также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конститyционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарyшение неприкосновенности частной жизни, нарyшение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарyшение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданинy информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или yчастию в них (ст.137 — 140, 149 УК РФ См. там же. ).

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона «О полиции» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс» она применяется согласно трудовому законодательству — главе 39 Трудового кодекса РФ. Трудовой Кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант — Плюс»

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст.1069 и 1070 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант — Плюс».

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 33 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье 33 закона О Полиции, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо .
———————————
По аналогии. См.: По запросу Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности статей 239.1 и 239.4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 4.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи 33 ФЗ «О полиции» за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.
———————————
См.: Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 4.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации .
———————————
По аналогии. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 г.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7.

15. См. также комментарий к ст. ст. 6, 12 — 13, 26 — 28 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Ходатайство о составлении мотивированного решения суда образец

Возможно ли привлечение стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию?

1) нет, поскольку стажер не является сотрудником органов внутренних дел;

2) стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) могут, но лишь в исключительных случаях и с их согласия.

10. Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

1) состояние охраны общественного порядка и общественной безопасности на подведомственной территории;

2) общественное мнение;

3) результаты работы полиции по выявленным, пресеченным и раскрытым преступлениям и административным правонарушениям в отчетном году.

11. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

1) 12 июня 1991 года;

2) 12 июня 1992 года;

3) 12 декабря 1992 года;

4) 12 декабря 1993 года.

12. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

1) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

2) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

3) о лицах, осуществляющих сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе.

13. Сотрудник полиции не несет ответственность:

1) за действия правонарушителя;

2) за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения;

3) за вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей;

4) за ущерб, причиненных МВД России, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему МВД России.

14. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:

1) для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений.

2) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

3) Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

15. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, устанавливается испытание на срок:

1) от 3-х до 6-ти месяцев;

2) от 3-х месяцев до 1 года;

3) от 1 –го до 6-ти месяцев

16. Задержанные лица подвергаются осмотру:

1)Перед водворением в специально отведенные помещения;

2) После окончания срока задержания;

3) Перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания.

17. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

1) право на юридическую помощь, на услуги переводчика;

2)право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

3) право на отказ от дачи объяснения;

4)все выше перечисленное.

В какой форме полиция обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях?

3) в электронной;

4) во всех перечисленных.

19. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

[1]

1)о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

2) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

3) о лицах, осуществляющих сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе.

В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?

1) явно несовершеннолетних;

2) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

3) молодых женщин;

4) лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;

5) иностранцев и лиц без гражданства.

Правовая подготовка

Билет № 9

1. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:

1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

2. Полиция является:

1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;

2)составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.

3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, за исключением случаев совершения ими преступлений и административных правонарушений;

2) выполнять служебные обязанности исходя из уровня профессиональной подготовки;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  3. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here