Резервирование земельных участков для государственных нужд

В статье собрана самая важная информация на тему: "Резервирование земельных участков для государственных нужд" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ глава XI настоящего Кодекса дополнена статьей 70.1

Статья 70.1 . Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 70.1 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 1 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в пункт 2 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ положения пункта 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

СТ 56.1 ЗК РФ

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 56.1 Земельного кодекса РФ

Основные положения, касающиеся резервирования земель, определены в ст. 70.1; комментируемая статья касается только вопросов ограничения прав на земельные участки в связи с резервированием.

Следует заметить, что, строго говоря, само по себе резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд уже является ограничением прав на него, поскольку, например, снижается цена, за которую собственник может продать земельный участок, зарезервированный для последующего изъятия. Тем не менее норма п. 1 комментируемой статьи 56.1 ЗК РФ
специально указывает на возможность дополнительного ограничения законом следующих прав по использованию земельных участков:

— возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений;

— проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, устройство прудов и иных закрытых водоемов.

Поскольку основной целью резервирования является последующее изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление таких ограничений направлено на предупреждение попытки совершения правообладателями земельных участков действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при изъятии земельного участка.

Пункт 2 комментируемой статьи 56.1 Земельного кодекса РФ однозначно указывает на то, что ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральным законами. Это означает, в частности, что утрачивают силу принятые до введения в действия данной нормы те статьи законов субъектов РФ о резервировании земель, которые устанавливали какие-либо ограничения прав.

Наконец, следует отметить, что отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены ЗК РФ и некоторыми иными федеральными законами.

Читайте так же:  Технологическое присоединение к водопроводным и канализационным сетям

Так, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ), а находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не подлежат отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 8 ст. 28 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование, а решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Такие решения принимаются в соответствии с документами территориального планирования (документацией по планировке территории), решениями об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Решение о резервировании земель, среди прочего, должно содержать устанавливаемые в соответствии с законом ограничения прав на зарезервированные земельные участки.

Действие установленных решением о резервировании земель ограничений прав прекращается в связи:

— с истечением указанного в решении срока резервирования земель;

— предоставлением в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

— отменой решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

— изъятием в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного участка для государственных или муниципальных нужд;

— решением суда, вступившим в законную силу (см. также: Земельное право в вопросах и ответах / С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков, Е.Л. Минина и др. М.: Проспект, 2010).

Статья 56.1 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 56.1 ЗК РФ

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 56.1 ЗК РФ

Комментируемая статья, состоящая из двух пунктов, устанавливает частный случай в вопросе об ограничении прав на землю — в связи с резервированием. Резервирование земель — достаточно крупная совокупность норм, равным образом входящая в сферу как земельного, так и публичного права. Статья 56.1 ЗК органично и неразрывно связана с положениями главной статьи ЗК — ст. 70.1, в которой сформулированы главные материальные нормы института «резервирование земель для государственных и муниципальных нужд», а также с положениями ст. 1, п. 3.1 ст. 22, п. 4.1 ст. 23, подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40, ст. 49, ст. 56 Земельного кодекса РФ. Кроме того, правила о резервировании земель установлены абз. 5 п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ. Наконец, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд .
———————————
СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3646. Документ с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1008 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561» (СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5630).

Комментируемая статья представляет собой реализацию такого принципа земельного права, как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также некоторых других (ст. 1 ЗК).

Не вдаваясь в подробный разбор института резервирования (см. комментарий к ст. 70.1 ЗК РФ), укажем только, что целью резервирования можно считать выполнение государственных функций по планированию, использованию и изъятию земель с наименьшими затратами для бюджета и, что более существенно, нахождение баланса интересов между обладателями прав на землю и публичным собственником, иными словами, баланса интересов общности и отдельного индивида .
———————————
Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // .

Пункт 2 комментируемой статьи отсылает к перечню прав, указанных в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК, которые ограничиваются в связи с принятием решения о резервировании земель:

возведение жилья, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и другие мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Как видно из содержания видов деятельности, в первом случае (возведение жилья и т.д.) речь идет о земельных участках в границах населенных пунктов, во втором — преимущественно о землях сельскохозяйственного назначения.

Состав (содержание) ограничения прав приведен в ст. 56 ЗК. Ограничения прав затрагивают использование и хозяйственную деятельность, охрану окружающей среды. Подпункт 3 п. 2 ст. 56 ЗК устанавливает такое ограничение, как «условия начала и завершения застройки или освоения» земельного участка. В соответствии со ст. 1 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Читайте так же:  Сроки проведения капитального ремонта зданий и сооружений

Комментируемая статья 56.1 Земельного кодекса России не устанавливает сроки, в течение которых действуют ограничения прав на землю. Однако если учесть положения п. 3 ст. 70.1 ЗК, то в отношении земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, это срок не более чем семь лет, а в границах особой экономической зоны — не более чем два года.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

[1]

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу (п. 10 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд).

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в п. 10 указанного Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель (п. 11 Положения).

Другой комментарий к Ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд согласно ст. 70.1 ЗК РФ осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

[2]

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд ЗК РФ рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Согласно п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

В соответствии с п. 4.1 ст. 23 ЗК РФ срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Как предусмотрено п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Видео (кликните для воспроизведения).

СТ 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Читайте так же:  Оформление гражданства рф по программе переселения соотечественников

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Институт резервирования широко применяется при планировании использования земель органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, например, согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Последствием резервирования земель является возникновение различных ограничений по их использованию, осуществлению хозяйственной деятельности, в том числе по возведению объектов капитального строительства. При этом положения ЗК РФ указывают на то, что резервирование земель порождает ограничение и непосредственно самих прав на землю.

Согласно подп. 18 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ лицо, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, может приобрести земельный участок только в аренду без проведения торгов, в случае если этот земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

При этом, как предусмотрено п. 16 ст. 39.8 ЗК РФ, в случае если в аренду предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, договор аренды такого земельного участка должен предусматривать возможность досрочного расторжения этого договора по требованию арендодателя по истечении одного года после уведомления арендатора такого земельного участка о расторжении этого договора.

Резервирование подчиняется предусмотренным ГрК РФ принципам устойчивого развития территорий, которое обеспечивается принятием документов территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципальных образований.

Принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о резервировании земель должно осуществляться в строгом соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ и федеральными законами. Это подтверждается положениями ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, предусматривающими, что к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления относится резервирование земель для федеральных нужд, государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд соответственно.

Например, Определением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N 74-Г11-21 было признано обоснованным решение Верховного суда Республики Саха (Якутия), которым признано недействующим распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2010 г. N 1025-р «О резервировании земель и земельных участков в кварталах 6, 7, 8, «Радиоцентр», 66, 67, 79 г. Якутска», на основании которого указанным органом государственной власти субъекта РФ было осуществлено резервирование земель в целях размещения объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. В рамках рассмотрения данного дела Верховный Суд РФ пришел к выводу, что резервирование земель осуществлено исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) с нарушением компетенции субъекта РФ, поскольку вопросы электро-, газо-, тепло- и водоснабжения относятся к вопросам местного значения муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которым предусматривается, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Читайте так же:  Реестр резидентных парковочных разрешений города москвы

К решению о резервировании земель прилагаются схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Однако законодательством не устанавливаются какие-либо требования к форме и содержанию такой схемы, в связи с чем такие схемы могут быть подготовлены с использованием любых картографических материалов или иной основы, а также различными способами .
———————————
См., напр.: Приложение N 1 к распоряжению Федерального космического агентства от 28 декабря 2009 г. N АП-272 «О резервировании земель в Амурской области для государственных нужд в целях создания космодрома «Восточный» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 17.

[3]

Предусматривается, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель, из чего можно сделать вывод, что такая схема должна содержать координаты характерных точек границ зарезервированных земель. В противном случае отражение таких границ в Едином реестре недвижимости может являться проблематичным.

Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Ст. 56.1 ЗК РФ

1. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены ст. 70.1 Кодекса (см. комментарий к данной статье).

Следует обратить внимание на то, что п. 1 комментируемой статьи вводит пределы ограничения права собственности на землю в целях резервирования. То есть ограничения эти могут касаться (исходя из содержания подп. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ):

а) возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

б) проведения в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Собственно, речь идет в первую очередь об ограничении тех форм реализации права собственности на землю, которые направлены на создание так называемых улучшений земельного участка и влияют на его стоимость в сторону прежде всего увеличения.

Обратим внимание также на следующее. Поскольку ст. 41 ЗК (п. 1) установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса, за исключением прав, установленных подп. 2 п. 2 указанной статьи, то положения ст. 56.1 ЗК, как представляется, следует распространить и на лиц, не являющихся собственниками участков, с учетом положений ст. 41 ЗК.

2. С точки зрения регулирования реализации прав на землю резервирование представляет собой установление ограничений прав на землю, преимущественно в публичных интересах. Данное правовое значение резервирования не только диктует наиболее важные условия реализации прав на землю после осуществления резервирования, но и выставляет определенные требования к порядку установления и регулированию отношений по поводу резервирования. Так, согласно Конституции РФ (ст. 55) права (включая имущественные) и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Общие требования ГК, которые распространяются и на земельные отношения в части регулирования права собственности и иных прав на землю, также следуют требованиям Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

В соответствии с ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, связанных:

1)с выполнением международных обязательств РФ;

2)с размещением объектов государственного или муниципального значения (объекты энергетических систем, объекты атомной энергии, объекты обороны и безопасности и т.д.);

3)с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам);

4)с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Положением «О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд», утвержденным постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами территориального планирования, решениями об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Читайте так же:  Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Оно должно содержать:

• цели и сроки резервирования земель;

• реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

• ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, необходимые для достижения целей резервирования земель;

• сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Обязательным приложением к решению о резервировании земель является схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8283 —

| 7913 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9843 —

| 7415 — или читать все.

Источники


  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Резервирование земельных участков для государственных нужд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here