Расторжение государственного контракта в судебном порядке

В статье собрана самая важная информация на тему: "Расторжение государственного контракта в судебном порядке" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Расторжение государственного контракта и взыскание выплаченного аванса

Обстоятельства дела: Федеральное учреждение культуры «А» (в дальнейшем — заказчик) обратилось с иском в арбитражный суд к ООО «Б» (в дальнейшем — подрядчик) о расторжении государственного контракта, взыскании неотработанного аванса и неустойки за нарушение сроков исполнения обязательства. Основанием для обращения с иском в суд послужило нарушение подрядчиком конечного срока выполнения работы.

Задача адвоката Демьянчука А.В., представляющего интересы заказчика (истца), заключалась в доказывании арбитражному суду обоснованности заявленного иска и в отсутствии вины истца в нарушении ответчиком обязательств по государственному контракту. Арбитражный суд полностью удовлетворил заявленный к ответчику иск. Судебное решение в апелляционном порядке ответчиком не обжаловалось.

Почитать подробнее о расторжении госконтракта можно в моих публикациях.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Расторжение договора в одностороннем порядке – это крайняя мера, на которую вынужден идти инициатор закупки или поставщик в критической ситуации. Нередко она приводит к конфликту между сторонами и двусторонним потерям. Чтобы этого избежать, необходимо помнить правила проведения такой процедуры и случаи, когда она допустима.

Основания для прекращения договорных обязательств

Согласно статье 96 44-ФЗ инициатор закупки и поставщик имеют право прекратить договорные обязательства в одностороннем порядке. Но такое допустимо только при условии, что такая возможность была заранее предусмотрена закупочной документацией. Если указаний на это не было, то прекратить договорные обязательства можно только по соответствующему решению суда.

Чтобы прекратить договорные обязательства поставщик должен иметь на это веские основания. Все они регламентированы Гражданским кодексом. К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным. Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  4. Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор. Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нужд

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Заказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

  1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
  2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
  3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
  4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны. Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках.

Порядок действий заказчика

Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

Такой алгоритм действий определяется статьей 95 44-ФЗи за нарушение порядка заказчик может быть привлечен к соответствующей ответственности.

Порядок действий поставщика

Если решение о прекращении договорных обязательств принимает поставщик, то он должен соблюсти следующую процедуру:

  1. После принятия решения о расторжении контракта поставщик обязан направить соответствующее уведомление заказчику. При этом должны быть использованы средства связи, которые позволяют фиксировать факт получения.
  2. Заказчик имеет возможность устранить нарушения, которые послужили поводом для расторжения контракта. Если он не производит этого в десятидневный срок, то контракт считается расторгнутым.
  3. Заказчик обязан опубликовать сведения о расторгнутом контракте в ЕИС.

Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП.

Случаи из практики

Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд.

В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными. Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ. Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта.

В ходе судебных разбирательств было рассмотрено заключение экспертного учреждения, согласно которому шасси было признано не соответствующим требованиям контракта. Суд принял решение о признании действий заказчика правомерными. Контракт был расторгнут.

Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика может иметь серьезные последствия для поставщика. Если его данные занесены в РНП, он утратит возможность в ближайшее время принимать участие в государственных закупках. Поэтому лучшим вариантом станет исполнение взятых на себя обязательств, а в случае возникновения спорных ситуаций стоит поискать компромисс.

Расторжение государственного контракта в судебном порядке

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

В ряде случаев при заключении государственного контракта может возникнуть ситуация, при которой дальнейшее исполнение взаимных обязательств Заказчика и Исполнителя государственного контракта невозможны, в связи с чем законодателем предусмотрены случаи для расторжения государственного контракта.

ВНИМАНИЕ: иногда и вовсе возможен отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком или заказчиком, читайте подробнее по ссылке на сайте.

Порядок расторжения государственного контракта

В данном случае законодателем предусмотрен ряд способов для расторжения контракта, исходя из которых и определяется порядок его расторжения, в частности исходя из законодательства выделяют:

  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон;
  • Расторжение контракта на основании судебного акта;
  • Расторжение контракта в одностороннем порядке.

Давайте разбираться с каждым отдельно, пишите вопросы в комментариях, если они останутся, а также записывайтесь на консультацию для более точного определения эффективного способа решения проблемы, возможного вопроса по обжалованию результатов электронного аукциона или иной сложности.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Данное основание предусмотрено законодательством о контрактной системе (ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013), однако реализация данного способа осуществляется исходя из положений гражданского законодательства РФ.

Читайте так же:  Процессуально исполнительный кодекс рф об административных правонарушениях

Отдельно следует отразить, что отсутствие данного пункта в государственном контракте не влечет, отказа от его применения на основании законодательства. Таким образом, данный способ может быть использован сторонами даже без указания на него в Контракте.

Следует учесть, что расторгнуть контракт по данному основанию, можно при наличии определенных обстоятельств и причины расторжения контракта по соглашению сторон четко определены законодателем в положениях гражданского законодательства РФ.

В частности к данным причинам являются определенные обстоятельства, о которых не знали и не могли знать стороны при заключении контракта, которые в настоящее время препятствуют его исполнению или делаю исполнение невозможным, данные причины могут быть разными и критерий существенности определяется сторонами индивидуально.

Расторжение государственного контракта по соглашению сторон требует обязательного документального оформления, и если стороны пришли к решению расторгнуть контракт ими оформляется соглашение о расторжении государственного контракта, которое и является основанием для прекращения взаимных обязательств.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Расторжение государственного контракта по решению суда

Данный способ используется сторонами, в случаях если заключенным контрактом не предусмотрена возможность для одностороннего расторжения государственного контракта и если стороны контракта не имеют желания и возможности расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Инициируется все на основании искового заявления, поданного от одной из сторон контракта, при этом следует учесть, что к данному заявлению предъявляются аналогичные требования, что и к любому иному исковому заявлению в арбитражный суд.

Для составления грамотного документа с точки зрения процессуального и материального права следует обратиться к нашим опытным адвокатам, более того с помощью нашего адвокатского бюро возможна защита Ваших прав в ходе судебного разбирательства.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Сторонам государственного контракта следует учесть, что расторжение контракта в одностороннем порядке 44 ФЗ регламентировано четко, при этом условие о праве одной из сторон на одностороннее расторжение обязательно должно быть отражено в подписываемом документе.

Реализуется данный способ посредством уведомления другой стороны о расторжении государственного контракта, при этом важным будет являться надлежащее уведомление контрагента, лучшим способом будет вручение уведомления лично иной стороне, если данный способ нереализуем, следует направлять почтовые отправления или курьерскую службы как по юридическому, так и по фактическому месту нахождения организации контрагента.

Следует учесть ,что при расторжении контракта необходимо произвести Заказчику следует произвести расчет за уже исполненные обязательства.

Основания для расторжения государственного контракта могут быть различны и отличаются исходя из правовой природы обязательств, в связи с чем регулируются определенными положениями ГК РФ, например, односторонне расторжение государственного контракта по поставке товаров регулируются главой ГК РФ, посвященной договору поставки.

Исходя из информации, представленной в настоящей статье расторжение государственного контракта достаточно сложный шаг, и при расторжении контракта по инициативе Заказчика, для Исполнителя контракта возможны определенные негативные последствия, в связи чем, если сторонами решается вопрос о расторжении государственного контракта, данные действия должны проходить под юридическим контролем опытного специалиста (юридическая консультация по 44 ФЗ по ссылке), для уменьшения дополнительных процедурных негативных моментов.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

[3]

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение – ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

[2]

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

Читайте так же:  Стандарт оснащения гинекологического кабинета для лицензирования

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика. При этом основания и порядок действий не установлены. В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Алгоритм проведения процедуры

Шаг 1. Определить случаи.

Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законодательством не предусмотрено, в отличие от расторжения в одностороннем порядке по 44 ФЗ.

Как правило, к ситуациям, когда стороны договариваются разорвать взаимные обязательства, можно отнести следующие:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Шаг 2. Составить образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ.

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Одновременно с этим образец расторжения контракта по соглашению сторон (44 ФЗ) законодательно не установлен, рекомендуем указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему. Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон. Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ, пп. «а» п. 1, пп. «д» п. 2 Положения № 556 от 05.05.2018, госзаказчики, которые базируются на территории зарубежного государства, применяют иную форму отчета, которая в ЕИС не размещается.

Расторжение Госконтракта

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. Приступаем к производству по данной категории дел только после предварительного анализа и подготовки правового заключения в письменном виде для Заказчика с указанием перспектив (услуга платаная).

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

— невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

-у заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

-различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

-о факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

— пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

— фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

— об отсутствии взаимных претензий,

— подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

Читайте так же:  Покупка квартиры по удостоверению личности гражданина казахстана

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.

У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

— прописать пункт о возможности расторжения контракта,

— в одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

[1]

Реализация права заказчика

Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Видео (кликните для воспроизведения).

— для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

— отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.

Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.

Реализация права поставщика

Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.

Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.

Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.

Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.

Когда ответчик считается официально уведомленным

Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

— отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

— отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

— по истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта

После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» — серьезный удар по его репутации.

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ по телефону

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура

Заключению контракта по правилам 44-ФЗ предшествуют несколько длительных и сложных этапов. Тем не менее, нередки случаи, когда после достижения желаемого результата стороны теряют интерес к договору. Выходом из этой ситуации становится расторжение контракта по обоюдному согласию. Такая возможность предусмотрена частью 8 статьи 96 44-ФЗ.

Особенности расторжения договора по соглашению сторон

В 44-ФЗ подробно расписаны все правила расторжения контракта в одностороннем порядке. По поводу обоюдного согласия поставщика и заказчика особого порядка нет. Законодатель предусмотрел только такую возможность и не более. Поэтому сторонам придется ориентироваться на нормы Гражданского Кодекса.

Порядок расторжения может быть прописан в тексте самого контракта. Но такое правило не является обязательным. Отказаться от исполнения договора можно, даже если это напрямую не указано в тексте документа.

Соглашение о прекращении договорных обязательств заключается в той же форме, что и исходный контракт. Оно оформляется в письменном виде и заверяется подписями и печатями обеих сторон. Если на момент расторжения какие-либо обязательства по договору уже были исполнены, то требовать возврата своих затрат стороны не вправе.

В каких ситуациях возможно расторжение по обоюдному согласию

Обоюдный отказ сторон от исполнения ранее взятых на себя обязательств возможен в следующих ситуациях:

  1. Невозможность исполнения поставщиком своих обязательств по независящим от него причинам. Такие ситуации именуются форс-мажором. К ним относят: наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное. Форс-мажорными считаются обстоятельства, которые нарушают работоспособность техники, транспорта, средств связи и так далее.
  2. У заказчика пропадает необходимость в закупке оговоренных товаров или услуг.
  3. Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов.
  4. До заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна.
  5. Если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара.
  6. Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.

Допустимо расторгать контракт по взаимному согласию только при наличии веских на то обстоятельств. Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.

Процедура расторжения контракта

Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что расторжение контракта по достигнутому взаимному согласию между поставщиком и заказчиком должно быть оформлено в письменном виде. Информация о таком документе должна быть в течение трех дней внесена в реестр контрактов. Этот порядок регламентирован статьей 103 44-ФЗ.

Сама процедура расторжения обязательств в таком случае никак не регламентирована. Поэтому сторонам достаточно придерживаться общих рекомендаций, прописанных в Гражданском Кодексе. Процесс будет состоять из следующих этапов:

  1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. В нем должны быть прописаны реквизиты поставщика и заказчика, номер и дата заключения основного договора, а также причина принятия решения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту.
  2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется оппоненту. Он изучает текст и в случае полного согласия визирует его.
  3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».
Читайте так же:  Обязательные реквизиты доверенности от юридического лица

Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами. Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу. Все обязательства аннулируются. Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию. Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

Немаловажным вопросом становится порядок возврата обеспечения контракта. Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе. При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств. Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика. Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

Скачать образец заполнения (шаблон на частичное расторжение, который легко откорректировать под нужное положение дел)

Расторжение государственного контракта в судебном порядке

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 октября 2011 г. № 9382/11 Обжалуемые судебные акты оставлены без изменения, поскольку суды обоснованно признали, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт расторгнут

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Дедова Д.И., Иванниковой Н.П., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу № А56-43217/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (истца) — Беляев С.А.;

от Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга (ответчика) — Ефимова А.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (далее — общество) обратилось с иском к Комитету по строительству правительства Санкт-Петербурга (далее — комитет) о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта от 18.09.2007 № 25-07/Т, оформленной уведомлением комитета от 16.03.2010 № 14-2292/10, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

До вынесения судом первой инстанции судебного акта по существу спора общество заявило отказ от требования о применении последствий недействительности сделки.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 принят отказ истца от требования о применении последствий недействительности сделки, в этой части производство по делу прекращено; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 28.03.2011 судебные акты первой и апелляционной инстанций оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании односторонней сделки недействительной, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм материального права, и принять новый акт об удовлетворении иска в указанной части.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Между комитетом (государственным заказчиком) и обществом (подрядчиком) был заключен государственный контракт от 18.09.2007 № 25-07/Т (далее — контракт) на проектирование строительства общеобразовательной школы для государственных нужд Санкт-Петербурга.

Сроки выполнения работ согласованы сторонами в календарном плане (приложение № 1 к контракту).

Согласно пункту 6.2 контракта в случае, если подрядчик не приступил к его выполнению в установленные сроки либо выполняет работу с нарушением установленных календарным планом промежуточных сроков более чем на 30 дней, равно как и в случае нарушения подрядчиком конечного срока выполнения работ, государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, а также уплаты неустойки в размере 0,1 процента от стоимости работ по контракту за каждый день просрочки.

Впоследствии сторонами было подписано семь дополнительных соглашений, которыми изменялись лимит финансирования по контракту и сроки выполнения работ.

Согласно календарному плану (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 25.11.2009 № 7) срок предоставления полного комплекта проектно-сметной документации по объекту с получением положительного заключения государственной экспертизы — 30.09.2009, строительно-монтажные работы должны быть завершены в срок до 15.12.2009.

Письмом от 16.03.2010 № 14-2292/10 комитет отказался от исполнения контракта с 30.03.2010 в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ.

Полагая, что к отношениям сторон подлежит применению часть 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон
от 21.07.2005 № 94-ФЗ), согласно которой расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, вследствие чего контракт не может быть расторгнут путем одностороннего волеизъявления государственного заказчика, а также ссылаясь на отсутствие факта нарушения срока выполнения работ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Читайте так же:  Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

При рассмотрении спора суды установили, что положительное заключение государственной экспертизы было получено подрядчиком 29.12.2009, то есть с нарушением срока, установленного контрактом; подрядчик не представил доказательств окончания монтажных работ на момент получения одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта, в то время как срок выполнения работ по нему истек.

Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения договора, суды исходили из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс, Кодекс), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Аналогичное правило содержится в пункте 6.2 заключенного сторонами контракта.

В силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

На основании изложенного суды признали, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт расторгнут.

Данный вывод является правильным.

Согласно статье 768 Гражданского кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят.

При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Гражданского кодекса: в части, не урегулированной
статьями 763-767 Кодекса, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 Кодекса, а затем — общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 Гражданского кодекса).

Ни статьи 763-767, ни положения параграфов 3, 4 главы 37 Кодекса не регулируют вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде.

Так как отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, применение судами к отношениям сторон пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса обоснованно, а вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу части 3 статьи 450 Кодекса, является правильным.

Ссылка подрядчика на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ отклоняется, поскольку согласно части 1 статьи 1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу № А56-43217/2010, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2011 по тому же делу оставить без изменения.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» оставить без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 октября 2011 г. N 9382/11

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

Компания обратилась в суд с целью оспорить расторжение госконтракта как одностороннюю сделку госзаказчика.

Последний отказался от этого контракта, сославшись на ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств.

Как указал истец, исходя из Закона о госзакупках, госконтракт не может быть расторгнут путем одностороннего волеизъявления госзаказчика.

Президиум ВАС РФ счел требование необоснованным и пояснил следующее.

Ссылка истца на положения Закона о госзакупках необоснованна.

Последний регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения контрактов на подрядные работы для таких нужд.

В силу ГК РФ к отношениям по контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной этим кодексом, применяется закон о подрядах для таких нужд.

Таким образом, ГК РФ предусматривает, что должен быть принят отдельный закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд. Однако пока его нет.

Поэтому в регулировании названных подрядных работ приоритетное значение остается за нормами ГК РФ.

Относительно вопросов одностороннего отказа заказчика от исполнения договора подлежат применению общие положения о подряде.

Так, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или делает работу настолько медленно, что ее окончание к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения сделки и потребовать возместить убытки.

Аналогичное правило содержалось и в контракте, заключенном сторонами.

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом этого госзаказчик правомерно отказался от исполнения госконтракта в одностороннем порядке.

Источники


  1. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  3. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Расторжение государственного контракта в судебном порядке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here