Процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление внешнее управление

В статье собрана самая важная информация на тему: "Процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление внешнее управление" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

30. Процедуры банкротства коммерческой организации: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление

Банкротство — это результат развития кризисного финансового состояния компании под влиянием различных внешних и внутренних факторов, когда она проходит путь от временной до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по взаимоотношениям с бюджетом.

1)Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к компании- должниц в целях обеспечения сохранности ее имущества.

Период наблюдения длится не менее 3 месяцев, причем, он может быть продлен еще на два месяца. В это время требования кредиторов не удовлетворяются и предприятию предоставляется возможность нормально функционировать.

Компания продолжает работу под руководством администрации, но под контролем временного управляющего, который утверждается арбитражным судом для проведения наблюдения.

Временный управляющий имеет право получить любую, в том числе конфиденциальную, информацию о финансовом состоянии кампании, которую ему обязан а предо ставить администрация.

Функции временного управляющего:

-обеспечение сохранности имущества;

-анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия;

-определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

-установление кредиторов должника и определение размеров их требований;

-организация первого собрания кредиторов.

На основании сведений, собранных временным управляющим, арбитражный суд принимает решение о дальнейшей судьбе компании- должника. В отличие от остальных процедур, применяющихся в делах о банкротстве, наблюдение является обязательным.

2)Финансовое оздоровление как процедура банкротства применяется к компании-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения. Административный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

3)Особенности внешнего управления характеризуются следующим: оно направлено на сохранение деятельности компании и ее оздоровление, является обязательной процедурой банкротства и вводится по решению арбитражного суда только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности компании-должника.

Последствиями процедуры внешнего управления являются:

-отстранение директора компании-должника от работы и возложение управления делами на внешнего управляющего;

-арест имущества компании-должника и иные ограничения по распоряжению ее имуществом;

Не позднее месяца с момента назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

Процедура внешнего управления может предусматривать следующие меры по восстановлению имущества компании-должника:

-закрытие убыточных производств;

-взыскание дебиторской задолженности;

-продажа части имущества компании;

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

-о прекращении производства по делу о банкротстве при удовлетворении всех требований кредиторов;

-о продлении срока внешнего управления;

-об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего;

-о признании юмпании-должника банкротом и открытии конкурсного производства.

С момента отбытия конкурсного производства должник юридически объявляется банкротом.

Процедуры банкротства

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Меры, применяемые к предприятиям-банкротам

Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

Разнообразие применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет объединить их в рамках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная, или досудебная, санация — в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация — при политике жесткого следования нормам законодательства. Первая проводится по инициативе собственников (участников, учредителей или акционеров), вторая — на основании определения арбитражного суда.

Судебная процедура начинается с подачи иска в арбитражный суд. В соответствии с законом правом обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о признании банкротом должника наделяются сам должник, его кредиторы, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы.

Кроме того, руководитель предприятия-должника обязан обратиться в арбитражный суд в том случае, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами. Невыполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность руководителя предприятия-должника по обязательствам должника перед кредиторами.

Выбор процедуры в отношении предприятия-должника проводится арбитражным судом. Федеральный закон предусматривает различные меры, применяемые к банкроту. Их можно объединить в две группы: оптимистические, связанные с оздоровлением предприятия-должника, и пессимистические, приводящие к его ликвидации.

Меры пессимистические (ликвидационные и реорганизационные)

Меры пессимистические (ликвидационные и реорганизационные):

v Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами, под контролем кредиторов.

v Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

[3]

Исполнителем любой из процедур является арбитражный управляющий, именуемый временным (при наблюдении), внешним (при внешнем управлении), административным (при финансовом оздоровлении) или конкурсным (при конкурсном производстве) управляющим, который назначается спустя не более 10 дней с момента принятия искового заявления. Его действия подконтрольны кредиторам.

При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов являются конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей должника.

Конкурсный кредитор обладает на собрании числом голосов, пропорциональным сумме его требований, установленным на дату проведения собрания. Собрание кредиторов созывается по решению арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов или инициативе не менее 1/3 всех конкурсных кредиторов. Оно принимает решения (большинством голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов) о создании (упразднении) комитета кредиторов и заключении мирового соглашения, ходатайствует в арбитражный суд о введении и продлении внешнего управления, о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства.

Читайте так же:  Прохождение медицинской комиссии при устройстве на работу

Комитет кредиторов создается в том случае, если число кредиторов не менее 50 человек. В его состав входят конкурсные кредиторы в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 11 человек. Этот орган имеет право требовать от арбитражного управляющего информацию о финансовом состоянии должника, о ходе выполнения процедуры, а также обжаловать в арбитражном суде его неправомочные действия. Решения комитета принимаются большинством голосов от общего числа его членов.

Право присутствовать на всех собраниях кредиторов имеет представитель работников должника, однако он не имеет права голоса при принятии решений. Им может быть лицо, являющееся работником должника, либо уволенное в связи с его банкротством.

Меры оптимистические (попытка оздоровления)

Оптимистический путь решения проблемы преодоления кризисного состояния предприятия состоит в попытке его оздоровления.

Меры оптимистические (реорганизационные):

v Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

v Досудебная санация (оздоровление) — меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предпринимаемые собственниками данного предприятия, кредиторами или иными лицами. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности.

v Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

v Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению данным предприятием внешнему управляющему.

v Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.

[1]

51.Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление.

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо — реорганизации*(358). Французская же модель имеет продебиторскую направленность, и начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название — оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

По российскому Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой, сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредитора либо уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит в определенной степени исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве.

Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст.225), к отсутствующему должнику (ст.228) [6].

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона).

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

[2]

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Закон устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Читайте так же:  Постановление правительства по газовому оборудованию 410

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п.1 ст.79 Закона)

Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

могут совершать исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения :

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей:

  1. принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника,
  2. проведение анализа финансового состояния должника,
  3. выявление кредиторов должника;
  4. ведение реестра требований кредиторов,
  5. уведомление кредиторов о введении наблюдения,
  6. созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

По общему правилу арбитражный при окончании наблюдения суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Основные этапы банкротства

Процедура банкротства физического и юридического лица в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Процедура банкротства организации (предприятия или индивидуального предпринимателя) начинается с судебного акта, вынесенного арбитражным судом по месту нахождения должника после подачи заявления самим должником (в лице его руководителя), кредитором или уполномоченным органом (ФНС России) в суд.

При этом на заявителя накладываются ограничения по минимальной сумме долга организации в 100 000 рублей, ИП в 10 000 рублей и её просрочке в 3 месяца.

Читайте так же:  Освобождение от уплаты задолженности по алиментным платежам

В каждой из 4 процедур (кроме мирового соглашения) арбитражный управляющий именуется:

— временный управляющий – процедура наблюдения;

— административный управляющий – процедура финансового оздоровления;

— внешний управляющий – процедура внешнего управления;

— конкурсный управляющий – процедура конкурсного производства.

Существуют 5 стадий процедур банкротства предприятия — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение:

На схеме стадий процедур банкротства наглядно приведено отображение целей и взаимосвязь сложного механизма банкротства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Название каждой процедуры говорит само за себя, но давайте разберём основные стадии банкротства юридического лица.

1. Стадия банкротства — Наблюдение (Глава IV ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

На данной стадии банкротства устанавливается истинная картина возможностей должника по восстановлению платёжеспособности и выходу из кризисной ситуации.

Наблюдение вводится сроком не более чем на 7 месяцев, в течении которых арбитражный управляющий обязан:

— опубликовать соответствующие сведения в газете «Коммерсант» и на сайте bankrot.fedresurs.ru;

— комплексно оценить финансово-хозяйственное состояние должника;

— следить за сохранностью имущества должника;

— принять меры по взысканию дебиторской задолженности;

— составить реестр требований кредиторов (требования принимаются в течении 1 месяца со дня введения процедуры);

— провести первое собрание кредиторов, перед которым поставить вопрос об обращении в суд с ходатайством о дальнейшем введении:

— давать согласие или не согласие на сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

— связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Должнику предоставляется возможность осуществлять свою деятельность «без долгов» — приостанавливается исполнение исполнительных документов (в т.ч. в службе судебных приставов).

В случае если заявление подаётся организацией-должником находящимся на стадии ликвидации, сразу вводится стадия банкротства — конкурсное производство, минуя стадию банкротства — наблюдения. Так же процедура наблюдения не применяется в случае подачи заявления уполномоченным органом (ФНС России) в отношении отсутствующего должника и кредитных организаций.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

— введении финансового оздоровления;

— утверждении мирового соглашения.

2. Стадия банкротства — Финансовое оздоровление (Глава V ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Процедура вводимая арбитражным судом на срок не более чем 2 года с целью финансового оздоровления должника и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с утвержденным графиком.

Финансовое оздоровление вводится судом по ходатайству должника или третьего лица перед собранием кредиторов со стадии наблюдения.

Указанная процедура подразумевает «вливания» в должника средств обеспеченных залогом, банковскими гарантиями, государственными гарантиями или поручительством. Сторона, предоставившая обеспечение должнику несёт ответственность за его финансовое состояние.

Так же как и в наблюдении, руководство должником обеспечивает её руководитель, но по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение он может быть отстранён.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

— влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

— связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

— влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

— влекут за собой получение займов (кредитов).

Вся деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным планом, показатели которого контролируются административным управляющим.

Не позднее, чем за 1 месяц, должник предоставляет отчет о результатах, на основе которого административный управляющий составляет заключение. В случае не предоставления отчета, либо не удовлетворении требований кредиторов, собрание кредиторов правомочно принять решение о введении стадии банкротства — внешнего управления или конкурсного производства.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

— прекращении производства по делу (если все требования удовлетворены);

— введении внешнего управления;

— утверждении мирового соглашения.

3. Стадия банкротства — Внешнее управление (Глава VI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Процедура вводимая арбитражным судом на срок не более чем 18 месяцев, которая может быть продлена не более чем на 6 месяцев, но суммарно с финансовым оздоровлением сроком не более 2 лет.

Отличительной особенностью от финансового оздоровления является полное отстранение руководства должника, с передачей полномочий внешнему управляющему, целью которого является финансово оздоровить должника.

Обеспечивается при помощи различных мероприятий (структурная перестройка должника, реструктуризация задолженности, перепрофилирование производства, сокращение работников, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т. п.).

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов — временно приостанавливаются действующие обязательства, отсрочиваются долги.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

— прекращение производства по делу (если все требования удовлетворены);

— введение процедуры конкурсного производства;

— утверждении мирового соглашения.

4. Стадия банкротства — Конкурсное производство (Глава VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Самая распространенная процедура банкротства юридическго лица вводимая арбитражными судами, — более чем в 90% случаев принимаемых по результатам процедуры наблюдения.

Основная задача – соразмерное удовлетворении требований кредиторов за счёт продажи имущества должника.

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев, и может быть ещё продлена не более чем на 6 месяцев.

При отсутствии реальной возможности восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными, арбитражным судом вводится процедура конкурсного производства, последствия которой:

— прекращается исполнение исполнительных документов, снимаются аресты (в т.ч. в службе судебных приставов);

Читайте так же:  Протокол собрания жильцов многоквартирного дома в казахстане

— прекращается отчуждение имущества (в т.ч. и передача в пользование) должника свыше 5% от общей балансовой стоимости;

— прекращаются полномочияруководителя, все полномочия переходят конкурсному управляющему;

— прекращается начисление процентов, неустоек, штрафов.

Конкурсный управляющий принимает требования кредиторов в течении 2 месяцев, проводит инвентаризацию имущества должника, организует её оценку и реализацию, с последующим соразмерным удовлетворением требований кредиторов. Взыскивается выявленная дебиторская задолженность, предъявляются требования к контролирующим должника лицам по незаконно выведенному имуществу должника.

В случае выявленных активов должника, способствующих его дальнейшему финансовому оздоровлению конкурсным управляющим созывается собрание кредиторов с вопросом об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении стадии банкротства предприятия (схема) — внешнего управления.

Смежной стадией является стадия банкротства — Упрощённая процедура конкурсного производства. Она применяется в отношении организации – должника находящегося на стадии ликвидации. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Требования кредиторов принимаются в течении 1 месяца с даты введения процедуры.

По окончании стадии банкротства – конкурсное производство — требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Конкурсное производство считается завершенным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ на основании определения суда о завершении конкурсного производства.

5. Стадия банкротства — Мировое соглашение (Глава VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

Заключение мирового соглашения доступно сторонам на любой из стадии процедур несостоятельности (банкротства).

При заключении мирового соглашения прежние обязательства ликвидируются, в силу вступают условия мирового соглашения утвержденные собранием кредиторов и арбитражным судом. Производство по делу прекращается.

При расторжении мирового соглашения кредиторы вправе предъявить свои требования в составе и размере, которые были предусмотрены мировым соглашением.

В не зависимости в отношении кого введена процедура банкротства, будь то сельскохозяйственная организация, градообразующая организация, застройщик, страховая или кредитная организация, схема банкротства – её стадия будет одной из пяти вышеприведённых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9842 —

| 7415 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию*(504).

Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, они могут быть судебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация. Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.

Во-вторых, названные процедуры можно подразделить в зависимости от того, кто является должником — юридическое лицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то в отношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторами применяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.

В-третьих, критерием классификации может служить цель проведения, назначение той или иной процедуры. Если процедура вводится и осуществляется ради восстановления платежеспособности должника, значит, она реорганизационная (финансовое оздоровление, внешнее управление). Если же нацелена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов — ликвидационная (конкурсное производство, упрощенные процедуры). Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.

Наблюдение

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российской газете»*(505).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:

— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона;

— запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

Читайте так же:  Предусмотренний список профессий для работников сельского хозяйства

— запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.

В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия — на одного из работников должника.

Как уже было сказано, одна из целей наблюдения — анализ финансового состояния должника*(506). Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена*(507). Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.

По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-12-29 ; просмотров: 474 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  3. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
Процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление внешнее управление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here