Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке

В статье собрана самая важная информация на тему: "Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Приостановление операций по счету

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» может быть наложен судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ)1 наложение ареста на денежные средства осуществляется исключительно судом в ходе досудебного производства, при этом операции с денежными суммами, находящимися на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложен арест (ст. 115 УПК РФ). Правовым основанием является протокол, составленный в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ. Руководители банков и иных кредитных организаций при этом обязаны предоставлять информацию об этих средствах по запросу суда, а также прокурора либо следователя или дознавателя с согласия прокурора.

Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, может осуществляться в качестве меры по обеспечению иска в соотведствии со ст. 91 АПК РФ (от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ)2; ст. 134 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, а также в качестве мер принудительного исполнения на основании ст. 358 ГПК РСФСР. В последнем случае указывает на необходимость направления «другим лицам» (в качестве которых в данном случае выступает банк) запроса о наличии денежных средств. Одновременно указанные лица уведомляются о том, что с момента получения запроса судебного исполнителя на имеющиеся у них денежные суммы должника налагается арест в сумме взыскания и что все причитающиеся должнику платежи до полного погашения взыскиваемой суммы они обязаны вносить взыскателю или на депозитный счет суда (ст. 390 ГПК РСФСР).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, если физическому или юридическому лицу был причинен вред в результате незаконного наложения ареста, его возмещение осуществляется за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Схожий характер носит приостановление операций по счету плательщика. В отличие от ареста денежных средств, находящихся на счете, указанный институт разработан в действующем законодательстве недостаточно.

В основном, закон определяет право правоохранительных органов таким образом ограничивать права клиентов по распоряжению счетов в двух случаях:

— статья 124 Таможенного кодекса РФ устанавливает возможность взыскания таможенными органами РФ в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей независимо от времени обнаружения факта неуплаты (за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке). При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК РФ по представлению таможенного органа РФ вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными организациями. Неисполнение последними решений таможенных органов РФ о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных платежей, а равно необоснованные задержки исполнения таких решений влекут наложение штрафа в размере суммы неуплаченных платежей;

— подпункт 5 п. 1 ст. 31 ч. 1 Налогового кодекса РФ предоставляет право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков и налоговых агентов налоговым органам.

Приостановление операций по счетам в банке определяется Налоговым кодексом РФ как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций по счету организации-налогоплательщика в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций по счету может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя) по его счету в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими лицами налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока ее представления, а также в случаях отказа от представления налогоплательщиками деклараций. Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о. дате получения этого решения. Такое решение подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Отменяется приостановление операций по счетам решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

По аналогии с арестом денежных средств, в случае приостановления операций по счету банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента исполнение банком их поручения на перечисление средств другому лицу (не связанному с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) — влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Читайте так же:  Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим

Помимо собственно ограничения правомочий налогоплательщика распоряжаться денежными средствами на его счете, Налоговым кодексом установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю — при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица — влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей с должностных лиц банка (ст. 132 НК РФ).

Ответственность должностных лиц банка или иной кредитной организации за открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (органе государственного внебюджетного фонда), а также за открытие счета указанным лицам при наличии у банка (иной кредитной организации) решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица установлена ст. 15.7 КоАП РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации (плательщика сборов — организации, налогового агента — организации) в банках

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации. А также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Если решение об отмене приостановления операций пришло по факсу,

по мнению Минфина, банк не может исполнить решение об отмене приостановления операций налогоплательщика, полученное по факсу из налогового органа либо полученное от клиента при подтверждении инспектором налогового органа факта принятия этого решения, не дожидаясь получения первого экземпляра документа по почте.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.

Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.

В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в банках

Исключительно важным для выполнения налоговыми органами возложенных на них задач является установленное для них НК РФ право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в банках. Операции по счетам в банке приостанавливаются налоговым органом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога, сбора, пеней или штрафа в том случае, если указанное лицо в установленные законом сроки не внесло в бюджет причитающиеся суммы. Приостановление операций по счетам в банке означает, что банк прекращает все расходные операции по всем счетам, за исключением тех расходов, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций не распространяется на операции по списанию в бюджетную систему налогов, сборов, страховых взносов пеней и штрафов.

Читайте так же:  Санитарно эпидемиологические требования к нежилым помещениям

Решение о приостановлении операций налогоплательщика- организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято также в следующих случаях:

  • – при непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления;
  • – при неисполнении налогоплательщиком в течение 10 дней обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требований о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган.

Определенные особенности приостановления операций по счетам в банке имеются в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков.

Данная процедура производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке ответственного участника консолидированной группы и других участников этой группы может быть принято налоговым органом также в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль по данной группе в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления. В данном случае решение о приостановлении операций по счетам в банке может быть принято одновременно ко всем участникам этой группы.

Налоговый кодекс РФ установил безусловное выполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов в банке. Только сам налоговый орган, не считая решений суда, может отменить данное решение.

Обращение в другие органы и организации

В целях выполнения поставленных перед ними задач налоговым органам предоставлены достаточно широкие полномочия в части обращения в другие органы и организации, в том числе и получения необходимых сведений. В частности, они имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение:

  • 1) платежных поручений налогоплательщиков о перечислении налогов в бюджет или внебюджетные фонды;
  • 2) инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм, плательщиков сборов и налоговых агентов налогов, сборов, штрафов и пеней и перечисления этих сумм в бюджетную систему страны.

В отдельных случаях налоговые органы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов или об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах и по вкладам, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Такими случаями являются: проведение налоговой проверки указанных лиц, истребование у них документов, вынесение решения о взыскании налога, принятие решения о приостановлении операций по счетам, приостановлении переводов электронных денежных средств. Но при этом подобный запрос в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может быть сделан только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа.

В случае нарушения налогоплательщиками налоговых и других законов, связанных с уплатой налогов, налоговые органы вправе заявить ходатайство в соответствующие органы об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления видов деятельности, связанной с необходимостью получения лицензии.

Налоговым органам предоставлены широкие полномочия в части предъявления заявлений в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

При нарушении налогоплательщиками налогового, бюджетного, гражданского или иного законодательства налоговые органы имеют право обращаться в суды со следующими ходатайствами:

■ о взыскании недоимки, пеней и штрафа с налогоплательщиков, нарушивших налоговое законодательство;

■ о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

■ о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию из-за отдельных неправомерных действий банков. Речь, в частности, идет о списании банком денежных средств со счета налогоплательщика после получения этим банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, в результате чего стало невозможным взыскание с налогоплательщика задолженности по налогам, пеням и штрафам.

Определение суммы налога расчетным путем

С принятием НК РФ налоговые органы получили принципиально новые права, дающие им возможность в ряде случаев определять сумму налогов, подлежащую внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем. В основу таких расчетов должны быть положены информация о данном налогоплательщике, а также данные по другим аналогичным налогоплательщикам. Подобное право возникает у налогового органа в случаях отказа налогоплательщика или плательщика сборов допустить должностных лиц налогового органа к осмотру перечисленных выше помещений и территорий.

Основанием для расчетного определения суммы налогов могут быть также непредставление налоговым органам в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов обложения, ведение учета с нарушением установленного порядка, вследствие чего невозможно документально рассчитать сумму налогов, подлежащую внесению в бюджет.

Предоставление налоговым органам таких широких полномочий, с одной стороны, вполне обосновано, поскольку лишает недобросовестных налогоплательщиков возможности скрывать свои доходы и другие объекты налогообложения и тем самым уходить от налогообложения. До принятия НК РФ налоговые органы такого права не имели. Поэтому при отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с отступлением от установленного порядка и в ряде других случаев должностные лица налоговых органов могли применять к нарушителям налогового законодательства только лишь административные или финансовые санкции, размер которых был несопоставим с суммой укрываемых налогов. С другой стороны, предоставленное налоговым органам право расчетно определять суммы налогов предусматривает и бо́льшую ответственность, связанную с необходимостью объективного, непредвзятого подхода к расчету сумм доходов и иных объектов налогообложения и определением на этой основе сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКЕ

Налоговый орган обязан передать организации (индивидуальному предпринимателю) копию решения о приостановлении операций по счетам в банке. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Копию решения о приостановлении операций по счету в банке налогоплательщику (его представителю) должны вручить таким образом, чтобы можно было установить дату ее получения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Так, по нашему мнению, передать копию решения на следующий день после его принятия и установить точную дату передачи можно в следующих случаях:

1) налоговый орган вручает копию решения налогоплательщику или его представителю под расписку (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ);

2) инспекция направляет копию решения налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ);

Кроме того, с 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить вам копию решения через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп. “б” п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). В этом случае датой получения копии решения считается день, следующий за днем размещения данного документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ, пп. “б” п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) .

Читайте так же:  Пример лицензионного договора на программное обеспечение

Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Отметим, что, несмотря на положения абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ, обязывающие налоговый орган направлять документы по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщикам, которые должны представлять декларации в электронной форме, право передать копию решения о приостановлении операций по счету под расписку предусмотрено абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ. В связи с этим указанным налогоплательщикам, получившим под расписку соответствующее решение, нецелесообразно обжаловать его по мотиву нарушения процедуры вручения.

Формат и порядок направления по телекоммуникационным каналам связи решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ). В настоящее время такой формат не утвержден.

Ранее Налоговый кодекс РФ не содержал конкретного перечня способов направления документов налогоплательщику. Однако и тогда налоговики должны были передать решение так, чтобы можно было установить дату, когда вы получили решение. Как правило, инспекция отправляла решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

На практике нередко о блокировке счета налогоплательщик узнает, когда банк отказывает ему в совершении расходной операции. Такая ситуация может возникнуть, если налоговый орган несвоевременно направил вам копию решения о приостановлении операций по счету.

Несообщение налогоплательщику о блокировке счета суды оценивают по-разному.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.06.2010 N А45-23256/2009 указал, что несообщение инспекцией налогоплательщику о блокировке счета недостаточно для признания принятого решения недействительным.

ФАС Московского округа в Постановлении от 02.07.2009 N КА-А40/5984-09 пришел к иному выводу: налогоплательщик обязательно должен быть уведомлен о принятом решении. Однако заметим, что суд в данном деле выявил и иные нарушения со стороны инспекции, которые в конечном счете привели к признанию ее действий неправомерными.

Таким образом, если ненаправление вам решения о приостановлении операций по банковским счетам будет единственным аргументом при оспаривании такого решения, решение суда может быть не в вашу пользу.

НАПРАВЛЕНИЕ В БАНК РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Решение о приостановлении операций налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Срок направления решения Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Однако в интересах инспекции отправить его в кратчайшее время.

Порядок направления решения установлен Положением, утвержденным Банком России 06.11.2014 N 440-П.

Отметим, что решение передается банку исключительно в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Однако, по мнению ФНС России, передача решения в банк на бумажном носителе допускается при наличии объективных обстоятельств, препятствующих его направлению в электронной форме, в частности, технических или обстоятельств непреодолимой силы (Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705). Например, это возможно, если банк, в котором приостановлены операции по счетам налогоплательщика, не заключил соглашение с Банком России (Письмо ФНС России от 22.10.2012 N АС-4-2/17859).

Разъяснения ФНС России даны в период, когда между банком и Банком России заключалось соглашение в соответствии с Положением, утвержденным Банком России 29.12.2010 N 365-П. В настоящее время в соответствии с п. 1.5 Положения, утвержденного Банком России 06.11.2014 N 440-П, между банком и Банком России заключается договор. Полагаем, что данный факт не влияет на актуальность вывода, к которому пришли чиновники.

При этом из официальных разъяснений следует, что независимо от того, направлено решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в электронной форме или на бумажном носителе, вернуть его без исполнения банк не вправе (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-02-07/1/10349, от 11.03.2013 N 03-02-07/1/7104, ФНС России от 23.01.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Лефтеровой

Блокировка счетов предприятия и отмена решения ИФНС о приостановлении операций по счетам в банке

В каких случаях возможна блокировка счетов

Комментарий дает эксперт

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика рассматривается в качестве обеспечительной меры (исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11)) и является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

[2]

Какую сумму на счетах блокируют

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения при этом, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Счет может быть заблокирован полностью

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

С 1 января 2015 года приостановление операций применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ).

В качестве обеспечительной меры с 1 января 2015 года налоговики получили еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов, или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11):

Читайте так же:  Ходатайство об исследовании доказательств в апелляционной инстанции

  1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

— списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

— платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках не только по рублевым счетам налогоплательщика в банке, но также по валютным счетам. Это прямо предусмотрено абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ. Вместе с тем она может арестовать только те счета, которые открыты по договору банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). Транзитный валютный счет, ссудные и депозитные счета не соответствуют признакам, которые установлены п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому их блокировка неправомерна.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки.

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Основаниями для отмены решения о блокировке банковского счета служат следующие обстоятельства:

  1. уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или ее взыскание налоговым органом (п. 8 ст. 76 НК РФ).
  2. представление налогоплательщиком декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
  3. получение налоговым органом заявления о разблокировке счета, если сумма денежных средств на ваших счетах больше суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ).
  4. представление налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом (исполнение обязанности, предусмотренной в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), либо представление документов (пояснений), истребованных налоговым органом, или явка представителя налогоплательщика в налоговый орган. Данные основания для отмены блокировки счета предусмотрены в пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ;
  5. представление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  6. с 1 июля 2016 г. — исполнение налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета может быть отменена и по иным основаниям, которые предусмотрены федеральными законами.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налоговый орган передает в банк, а его копию — налогоплательщику (абз. 2, 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). Решение доводится до них в электронной форме способами: вручение под расписку, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ). Способ передачи копии решения налогоплательщику инспекция выбирает самостоятельно: вручить под расписку или направить иным способом. Передать ее налоговый орган должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). За неправомерные арест счета или отмену блокировки налоговый орган должен выплатить проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком.

Налоговая заблокировала счет в банке? Это можно исправить! Звоните на горячую линию 8 800 707 87 02 и получите бесплатную первичную консультацию налогового эксперта.

Департамент банковского аудита по вопросам, связанным с исполнением решения налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя.

Описание ситуации.
Банком в 2015 году открыт счет индивидуальному предпринимателю.
В 2016г индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность.
В 2017году в банк поступило решение о приостановление операций по счету физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя в 2016 году за непредоставление налоговой декларации.
На счете есть остаток денежных средств. Пунктом 11 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банках в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями не предусмотрено.
Согласно письму Министерства Финансов от 24 ноября 2015г. № 03-02-07/1/68233 утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием прекращения действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. При этом принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам указанного физического лица не требуется.
Однако, в письме Министерства Финансов от 24 июля 2012г. № 03-02-07/1-187 содержится противоположное мнение ведомства.

Вопросы.
1. Вправе ли инспекция по налогам и сборам в 2017г. выносить решение о приостановлении операций по счету лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя в 2016г. за не предоставление налоговой декларации за период, когда это лицо являлось индивидуальным предпринимателем?
2. Вправе ли банк исполнить поручение клиента о переводе денежных средств со счета при наличии решения о приостановлении операций по счету за не предоставление налоговой декларации при условии, что статус ИП клиентом утрачен?

Читайте так же:  Освобождение от уплаты задолженности по алиментным платежам

1. НК РФ не наделяет налоговые органы правом приостановления операций по счету физического лица по основаниям подпункта 1 пункта 2 статьи 76 НК РФ после утраты владельцем счета статуса индивидуального предпринимателя.

2. Полагаем, что Банк вправе исполнить поручение клиента – физического лица на перевод денежных средств с его текущего счета, несмотря на наличие приостановления операций по счету за непредставление налоговой декларации за период, когда этот клиент являлся индивидуальным предпринимателем.

Обоснование мнения консультантов.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регламентирован статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ.

По совокупности норм пунктов 1-7 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в, частности, в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.

На основании пункта 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Как указано в пункте 3 стати 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, после внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, физическое лицо утрачивает правоспособность в указом статусе. Следуя этому, договорные отношения физического лица в качестве индивидуального предпринимателя прекращаются в связи с отсутствием стороны по договору. В частности, прекращаются договоры банковских счетов, открытых физическим лицом в банках для осуществления операций, связанных с предпринимательской деятельностью, и такие банковские счета закрываются в установленном нормативными актами порядке.

В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 84 НК РФ.

Как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 76 НК РФ, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств. На основании подпункта 2 пункта 11 статьи 76 НК РФ правила, установленные статьей 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Из буквального понимания приведенных выше норм приходим к выводу о том, что приостановление операций по счету по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 76 НК РФ, выносится применительно к банковскому счету налогоплательщика — организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя.

Приостановление операций по текущему счету физического лица нормами статьи 76 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, по мнению консультантов, НК РФ не наделяет налоговые органы правом приостановления операций по счету физического лица по основаниям подпункта 1 пункта 2 статьи 76 НК РФ после утраты владельцем счета статуса индивидуального предпринимателя.

Как пояснено представителями Минфина РФ в Письме от 24.11.2015г. № 03-02-07/1/68233: «Статьей 76 Кодекса не предусматривается приостановление операций по счетам в банках в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу в случаях, предусмотренных статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 9 указанной статьи государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 названной статьи.

Полагаем, что утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием прекращения действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. При этом принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам указанного физического лица не требуется».

[3]

С учетом вышеизложенного, считаем, что Банк вправе исполнить поручение клиента – физического лица на перевод денежных средств с его текущего счета, несмотря на наличие приостановления операций по счету за непредставление налоговой декларации за период, когда этот клиент являлся индивидуальным предпринимателем.

[1]

Документы и литература:

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I ) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч. II ) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ;

2. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I ) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч. II ) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Закон № 129-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

  3. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  5. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here