Прием на работу государственных и муниципальных служащих

В статье собрана самая важная информация на тему: "Прием на работу государственных и муниципальных служащих" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Минтруд России издал методические рекомендации по трудоустройству бывших госслужащих

Nirat.pix / Shutterstock.com

В целях формирования единообразной практики применения ограничения, налагаемых на бывших госслужащих при заключении ими трудового или гражданско-правового договора Минтруд издал свои методические рекомендации (Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина,замещавшего должность государственнойили муниципальной службы, при заключенииим трудового или гражданско-правового договора с организацией Минтруда России).

Так, что по общему правилу работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на оказание услуг с гражданином в течение двух лет после его увольнения с госслужбы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора бывшему работодателю госслужащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). При этом в министерстве поясняют, что это распространяется на бывшего госслужащего вне зависимости от оснований его увольнения с госслужбы.

[1]

Особое внимание уделяется также рекомендациям по процедуре получения бывшим госслужащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие потребуется гражданину, если он:

  • занимал должность, в том числе предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в функции которой входило государственное, муниципальное (административное) управление в отношении организации, в которую он устраивается;
  • он уволился c госслужбы менее двух лет назад на дату трудоустройства (при этом, если в течение двух лет с момента увольнения с госслужбы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, ограничения действуют в отношении каждого случая);
  • заключает трудовой или гражданско-правовой договор о выплате ему месячного вознаграждения более 100 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации ранее пришел к выводу, что при приеме бывшего госслужащего на работу в организацию, выполняющую государственные функции, новый работодатель не обязан направлять уведомление по предыдущему месту работы принятого сотрудника об этом факте.

Прием на работу государственных и муниципальных служащих

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией?
Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

11 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

[2]

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Руководителю следует помнить, что за несоблюдение требований трудового законодательства, предусматривающего определенный порядок заключения трудовых соглашений с бывшими служащими, предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность. Речь идет о том, что в соответствии со статьей 64.1 ТК РФ, при приеме определенной категории граждан, новый работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего предыдущему нанимателю.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего должно проходить в строгом порядке

Порядок привлечения к административной ответственности работодателей, которые нарушают закон при оформлении трудоустройства бывших госслужащих, четко регламентирован и довольно широко применяется на практике. В связи с этим обстоятельством, важно усвоить правильный алгоритм оформления документов, касающихся данной категории граждан и строго придерживаться его.

Обязанность соискателя —> бывшего государственного служащего

Статья 64.1 ТК РФ предопределяет особый порядок заключения трудовых договоров с бывшими муниципальными и государственными служащими. Если трудоустраивается гражданин, который на протяжении предыдущих двух лет занимал одну из должностей, закрепленных в соответствующем перечне, он обязан сообщить новому нанимателю сведения о предыдущем месте службы при заключении трудового соглашения.

Законодательством не предусмотрена конкретная форма, в которой соискатель должен информировать о подобном факте в своей трудовой деятельности, поэтому уведомление может происходить и в устной форме. Однако многие специалисты поддерживают мнение, что лучше уведомлять работодателя письменно, поскольку при смене работников кадровой службы, будет сложно доказать выполнение предписания ст. 64.1 ТК РФ.

Аналогичное требование, относительно обязанности уволенных государственных служащих по информированию работодателя, содержаться и в Указе Президента РФ от 21.07.10г. № 925.

Обязанность работодателя

Работодатель, в соответствии со статьей 64.1 ТК РФ, обязан сообщить о факте принятия на работу уволенного государственного (муниципального) служащего по предыдущему месту его службы.

Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно быть направлено не позднее десяти дней с момента подписания нового трудового соглашения.

При этом важно помнить, что после истечения двух лет со дня увольнения государственного служащего, данное обязательство аннулируется.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Уведомление о приеме на работу госслужащего должно проходить согласно с ТК РФ

Порядок проведения информирования, по последнему месту трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего, определен Постановлением от 08.09.10г. № 700. Этим документом утвержден перечень сведений, которые обязательно необходимо включить в направляемое уведомление о приеме на работу госслужащего. К ним относятся:

  1. ФИО>
  2. дата и место рождения>
  3. сведения из трудовой книжки о должности на предыдущем месте государственной или муниципальной службы>
  4. полное наименование предприятия>
  5. реквизиты приказа о принятии>
  6. дата подписания трудового контракта>
  7. название новой должности>
  8. должностные обязанности.

Форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего четко не определена, но однозначно оно должно быть оформлено на бланке организации и скреплено подписью руководителя. Подпись работодателя должна быть заверена печатью организации.

Ответственность работодателя

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной статьей 64.1 ТК РФ, является правонарушением и предусматривает административную ответственность. В частности согласно ст. 19.29 КоАП РФ, данное нарушение влечет за собой административный штраф.

Проверить соблюдение требований в антикоррупционной сфере могут органы прокуратуры. По поступившим сведениям об увольнении с государственной службы, данный правоохранительный орган ведет наблюдение за дальнейшим трудоустройством уволенного госслужащего на протяжении двух лет. После окончания десятидневного срока, отведенного новому нанимателю на информирование о принятии бывшего государственного (муниципального) служащего, прокуратура может произвести проверку соблюдения требований законодательства.

Читайте так же:  Срок рассмотрения протеста прокурора с момента поступления

Ответственность работника

Сотрудник, за несоблюдение указанных требований законодательства, так же несет определенную долю ответственности. Так в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 25.12.08г. № 273-ФЗ, подобное правонарушение является основанием для расторжения трудового соглашения.

Дополнительно установлен ряд ограничений, относительно возможности замещения определенных должностей и выполнения некоторого вида обязанностей по гражданско-правовому договору лицами, которые ранее являлись госслужащими.

Работодатель должен сообщить о найме госслужащего независимо от его последнего места работы

Автор: Новикова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В комментируемом Постановлении ВС РФ от 06.06.2018 № 46-АД18-8 дело возвращено на новое рассмотрение, так как суды, придя к выводу об отсутствии состава правонарушения ввиду того, что государственный служащий занимал должность, не входящую в перечень должностей государственной службы, не учли, что до перевода на указанную должность государственный служащий замещал должность, включенную в перечень, что работодателем при замещении каждой из этих должностей был государственный орган. Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Кроме этого, ч. 2 ст. 12 указанного закона установлено, что если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), то сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях:

стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

  • договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.
  • К сведению: cообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

    Такие условия закреплены в ст. 64.1 ТК РФ. В этой статье сказано, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

    Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

    Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

    Обратите внимание: одним из примеров такого перечня может служить перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Отметим, что в силу п. 3 названного указа соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления.

    Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. 61 – 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46). О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 46).

    Для справки: методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, направленные Письмом Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943.

    Ответственность работодателя

    Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ. Этой статьей предусмотрено наложение административного штрафа:

    на граждан – в размере от 2 000 до 4 000 руб.;

    на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.;

    на юридических лиц – в размере от 100 000 до 500 000 руб.

    Когда не наступает ответственность у работодателя?

    В пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ № 46 и п. 68 Методических рекомендаций говорится: если у работодателя (заказчика работ или услуг) нет сведений (например, бывший служащий не сообщил их при трудоустройстве, не предъявил трудовую книжку или в ней не отражена соответствующая информация) о том, что в течение предшествующих трудоустройству двух лет гражданин замещал должность государственной (муниципальной) службы, включенной в соответствующий перечень, то состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует.

    Что делать, если ведомство реорганизовано или упразднено?

    Пунктом 8 Постановления Пленума ВС РФ № 46 установлено: если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило государственную (муниципальную) службу, реорганизован или упразднен, соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.

    Обратите внимание: в случае, когда функции реорганизованного (упраздненного) государственного (муниципального) органа распределены между несколькими государственными (муниципальными) органами, допустимо направление соответствующих сведений в любой государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.

    Позиция арбитров в комментируемом постановлении

    В рассматриваемом постановлении ВС РФ обратил внимание на то, что до своего перевода на должность, которая не входит в перечень, работник проходил службу в том же органе, но по иной должности, которая была включена в соответствующий перечень, и с момента перевода бывшего служащего с указанной должности до момента трудоустройства в организацию не прошло двух лет. В связи с этим фактом Верховный суд отметил, что выводы судов нижестоящих инстанций признаны ошибочными, а привлечение работодателя к административной ответственности – правомерным.

    В заключение обращаем ваше внимание на следующее:

    как указал суд в комментируемом постановлении, двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, начинает исчисляться в том числе с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ;

    обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Такие выводы сделаны в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 46.

    Читайте так же:  Порядок распределения судебных расходов в гражданском процессе

    Памятка Минтруда России

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

    Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

    Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

    1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

    В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

    раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

    перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

    перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

    Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

    Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

    Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

    2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

    Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

    — менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

    — более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

    3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

    В письме должны содержаться следующие сведения:

    а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

    б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

    г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

    д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

    е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

    ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

    Особенности приема на работу бывшего государственного (муниципального) служащего

    «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 8

    При приеме на работу нового сотрудника и ознакомлении с его трудовой книжкой работодатель может обнаружить, что ранее данное лицо состояло на государственной или муниципальной службе. К подобной ситуации необходимо подойти с особенным вниманием. Нужно соблюсти правовые нормы, устанавливающие дополнительные обязанности для работодателя в целях противодействия коррупции.

    Какие особенности предусмотрены действующим законодательством для трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих? Какая ответственность установлена за нарушение условий заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим?

    Условия заключения трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим

    Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих определены в ст. 64.1 ТК РФ, а также в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Данные правовые нормы установлены в целях противодействия коррупции, исключения возможности какого-либо коррупционного взаимодействия бывшего государственного (муниципального) служащего с тем органом, в котором он ранее находился на службе.

    Во-первых, граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного (муниципального) управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

    Порядок формирования данных комиссий и ведения ими деятельности определяется Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

    В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Письмо Минтруда России от 30.12.2013 N 18-2/4074). Необходимо отметить, что принятие решения об обращении в комиссию в целях получения согласия на трудоустройство является обязанностью гражданина (бывшего государственного служащего). Несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

    Данная норма относится лишь к тем организациям, в отношении которых ранее государственный (муниципальный) служащий осуществлял управленческие функции. В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. В Письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» даются разъяснения о функциях государственного (муниципального) управления. Осуществление функций государственного управления предполагает в том числе:

    • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
    • осуществление государственного надзора и контроля;
    • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
    • лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на выполнение отдельных видов работ и осуществление иных действий;
    • проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
    • участие государственного служащего в осуществлении оперативно-разыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
    Читайте так же:  Положение о департаменте имущественных отношений министерства обороны

    В этом случае у гражданина для замещения должности в новой организации должно быть согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в соответствующем органе, если гражданин трудоустраивается в течение двух лет после увольнения со службы. По истечении двух лет после увольнения такого согласия не требуется. Еще раз отметим, что ответственность за нарушение данной нормы несет сам гражданин.

    Во-вторых, определено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

    В-третьих, действующим законодательством предусмотрены обязательные нормы и для нового работодателя. Самым важным при заключении трудового договора с бывшим чиновником является соблюдение следующей обязанности работодателя: работодатель при заключении трудовых договоров с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении таких договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

    Порядок сообщения бывшему работодателю гражданина о его новом месте работы установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700. Так, предусмотрено, что в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

    • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
    • число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
    • должность государственной или муниципальной службы, которую гражданин замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
    • наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
    • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
    • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
    • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой ему работы).

    Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином. При этом целесообразно направлять письма таким образом, чтобы оставалось какое-либо подтверждение исполнения новым работодателем установленной обязанности (например, отправить заказное письмо с описью вложения или представить письмо непосредственно в орган сотруднику, принимающему документы, который может поставить штамп и подпись о приеме документа на его втором экземпляре).

    Также необходимо обратить внимание на то, что во всех случаях идет речь только о гражданах, которые ранее замещали должности, включенные в соответствующий перечень. Требуется пояснить, что данный перечень должностей может различаться в разных органах. Как правило, такой перечень утверждается в самом органе и может быть не опубликован, в связи с чем у работодателя нет возможности с ним ознакомиться и установить, входила ли должность, которую ранее замещал новый сотрудник, в этот перечень. В отдельных случаях найти в открытом доступе указанный перечень просто нет возможности, например, если он утвержден приказом ФСБ и является документом для служебного пользования (ДСП). В связи с этим рекомендуем направлять указанные выше письма во всех случаях трудоустройства бывших чиновников.

    Ответственность за нарушение порядка трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего

    В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан — в размере от 2000 до 4000 руб.;
    • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
    • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

    Судебная практика по делам о привлечении работодателей к ответственности по данной норме довольно обширная. В качестве примера можно рассмотреть Постановление Хабаровского краевого суда от 28.03.2014 по делу N 4а-134/2014.

    Так, постановлением мирового судьи общество привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, выразившимся в неизвещении в 10-дневный срок с момента заключения трудового договора работодателя государственного служащего по последнему месту его службы.

    Решением районного судьи постановление мирового судьи оставлено без изменения. Судебные решения вступили в законную силу.

    В надзорной жалобе законный представитель юридического лица просит уменьшить размер административного штрафа, ссылаясь на то, что неизвещение о приеме на работу бывшего сотрудника МВД не повлекло каких-либо последствий, не обнаружено коррупционных действий, прокуратурой не проводилась разъяснительная работа о нововведениях в законодательстве, в настоящее время у юридического лица тяжелое материальное положение.

    В ходе проверки материалов дела оснований для отмены либо изменения судебных решений не установлено.

    Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, приказом об увольнении гражданина (нового сотрудника) из государственного органа, приказом о приеме указанного лица на работу в общество, копией его трудовой книжки, трудовым договором.

    Читайте так же:  Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество

    Из трудовой книжки гражданина видно, что он прослужил непрерывно в государственных органах внутренних дел определенное время. Поэтому при приеме его на работу в общество работник отдела кадров не был лишен возможности уточнить у гражданина, какую должность тот занимал в органе, однако не сделал этого, за что организация была оштрафована на сумму, равную 100 000 руб.

    Аналогичные ситуации рассмотрены в Постановлениях Магаданского областного суда от 19.02.2014 по делу N 4а-117/2013, Тамбовского областного суда от 17.02.2014 по делу N 4-а-335, Алтайского краевого суда от 30.12.2013 по делу N 4а-758/2013 и др.

    Отметим, что под работодателем в данном случае понимается не только организация, но и индивидуальный предприниматель (ст. 20 ТК РФ). И наказываются индивидуальные предприниматели в том же порядке, что и организации. При этом в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут ответственность как должностные лица. В качестве примера привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя по рассматриваемому вопросу можно привести Постановление Пермского краевого суда от 22.08.2012 по делу N 44а-721.

    Таким образом, если к работодателю приходит гражданин, ранее замещавший должность государственной или муниципальной службы, необходимо проверить, когда он был уволен со службы. Если гражданин уволился со службы в течение двух последних лет, нужно в течение 10 календарных дней подготовить и направить письмо с обязательным указанием всех необходимых сведений в орган, в котором гражданин находился на службе, оставив у себя подтверждение направления данного письма. В противном случае работодатель может быть привлечен к ответственности.

    Государевы люди

    Что дополнительно придется сделать при приеме на работу бывшего госслужащего

    Принимая на работу нового сотрудника, не забудьте выяснить, не трудился ли он ранее на государевой службе. Например, в налоговой инспекции, на таможне, в системе Минздрава или Роспотребнадзора и т. д. Ведь иногда новый работодатель должен в ­ный срок уведомить госорган, где работал госслужащий, о приеме последнего на работ

    Неуведомление госоргана, в котором гражданин работал в последние 2 года в должности, включенной в специальный перечень, в ­ный срок о приеме на работу экс-госслужащего может повлечь штраф для организации на сумму от 100 до 500 тыс. руб., для руководителя (предпринимателя) — от 20 до 50 тыс.

    В чем смысл такого уведомления? Власти пытаются отследить, не трудоустроился ли данный гражданин в организацию, в отношении которой в бытность госслужащим он принимал решения управленческого характера (к примеру, выдавал лицензию). Дело в том, что в этом случае (в первые 2 года после увольнения) экс-госслужащий должен вначале получить согласие специальной комиссии своего госоргана по урегулированию конфликта интересов (далее — конфликтной комиссии

    За просрочку направления уведомления, равно как и за невыполнение этой обязанности, светят солидные штрафы. А срок давности, в течение которого организацию и (или) ее руководителя могут наказать, составляет аж 6 лет с момента просрочк Рассмотрим, как же избежать таких неприятностей.

    Когда возникает обязанность уведомить госорган

    Направлять уведомление в госорган необходимо при одновременном выполнении следующих услови

    • с бывшим госслужащим заключается:
    • трудовой договор (в том числе в порядке совместительства);
    • гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг на сумму свыше 100 тыс. руб. в месяц;

    Штраф за нескольких бывших госработников способен «потопить» небольшую фирму

    • 2 года после его увольнения с госслужбы еще не прошло. Этот период начинается со дня, следующего за днем увольнения, и заканчивается через То есть если гражданин уволился с госслужбы 16.02.2011, то уведомлять о приеме его на работу нужно было в случае подписания договора с ним в период с 17.02.2011 по 18.02.2013 (16.02.2013 попадает на субботу, поэтому день окончания срока переносится на следующий рабочий день —
    • должность, которую занимал экс-госслужащий, входит в специальный перечень (см. ниже).

    Выяснять все эти вопросы лучше до оформления трудового договора. Ведь с даты его подписания начинается отсчет срока для информирования госоргана, а он очень небольшой — всего 10 календарных дне Например, договор подписан 27.02.2013. Начиная с этой даты отсчитываем 10 календарных дней. Последний день приходится на праздник (8 марта). Следовательно, последним днем срока для направления уведомления будет 11 март

    Отметим также, что уведомлять госорган нужно независимо от того, является ли ваша организация первым работодателем после увольнения работника с госслужбы или нет.

    Обращаться в конфликтную комиссию госоргана организация не должна. В случае необходимости эксгосслужащий делает это сам. Но имеет смысл хотя бы спросить будущего сотрудника, возможен ли конфликт интересов в случае его трудоустройства к вам и ходил ли он по этому поводу в конфликтную комиссию.

    Как узнать о госслужбе

    По закону экс-госслужащий должен сам информировать нового работодателя о своем «прошлом», если подпадает под вышеперечисленные услови В противном случае ему грозит увольнени

    Но как нужно информировать, в какой форме — нигде не установлено. Зачастую все ограничивается обычным предъявлением трудовой книжки работнику кадровой службы. В связи с этим рекомендуем придерживаться следующего порядка действий при приеме сотрудников на работу.

    Заявление, в котором будущий сотрудник подтвердит тот факт, что он не работал на госслужбе, можно оформить так.

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    Настоящим подтверждаю, что в период

    Генеральному директору
    Степанову В.С.
    (указать двухлетний период перед заключением трудового (гражданско-правового) договора)

    я не работал(а) на государственной или муниципальной службе в должностях, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ.

    (подпись) / (ф. и. о.) / (дата)

    [3]

    уведомлен(а) о том, что несоблюдение обязанности по информированию работодателя о факте работы в течение двух лет, предшествующих заключению трудового (гражданско-правового) договора, на государственной (муниципальной) службе в должностях, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, повлечет прекращение трудового (гражданско-правового на сумму более 100 тыс. руб. в месяц) договора (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008

    (подпись) / (ф. и. о.) / (дата)

    Проверяем трудовую книжку

    Трудовой кодекс на госслужащих распространяется с особенностями, установленными специальным законо Поэтому при изучении трудовой книжки обращайте внимание на записи об увольнении: в большинстве случаев там будет дана ссылка на такой зако

    Запись об увольнении госслужащего может выглядеть, например, так.

    С муниципальными служащими ситуация сложнее, поскольку список оснований для увольнения в Законе о муниципальной службе скорее дополнительный к То есть у них больше вероятность ссылки на ТК, чем на специальный закон.

    РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

    Если соискатель заявил, что у него трудовой книжки нет, а в результате оказался экс-госслужащим, наказать организацию за неуведомление госоргана нельзя. Ведь ее вины в этом

    Названия работодателей при госслужбе — это, как правило, наименования федеральных (например, министерство, служба, агентство, управлени или региональных органов власти либо органов местного самоуправления. В наименованиях региональных и муниципальных органов власти (или в наименовании должности в них) будет указано название региона или муниципального образования. К примеру, «заместитель начальника отдела Правительства Пензенской области «пресс-секретарь главы муниципального образования городское поселение Ногинск Московской области

    Читайте так же:  Претензия по договору оказания юридических услуг образец

    Отметим, что если гражданин в последние 2 года работал в АО, ООО, КФХ, кооперативе или у ИП, то можно расслабиться — все это точно не госслужба. Не стоит заниматься проверками и в отношении рабочих специальностей (слесарь, уборщица и т. д.), они в перечни не включаются.

    Как найти перечни должностей госслужащих

    Перечней должностей госслужащих, к сожалению, очень много. Как правило, это перечни должностей госслужащих, обязанных отчитываться о дохода Но есть уже и специально принятые для целей уведомления о трудоустройстве.

    Например, перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Минтруда можно найти: сайт Минтруда → Главная → Противодействие коррупции → Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции → Ведомственные нормативные правовые акты → Приказ Минтруда России от 12.10.12 № 307н Перечни должностей региональных служащих можно найти на сайтах региональных властей, например: сайт «Портал органов государственной власти Ярославской области» → Главная → Органы исполнительной власти → Управление по противодействию коррупции → Документы → Законодательство по противодействию коррупции — региональное → Постановление Губернатора Ярославской области от 20.07.2009 № 380

    Перечни могут быть:

    • федерального уровн в том числе перечни должностей, утвержденные федеральными госорганам например Генпрокуратуро Минздраво и т. д.;
    • регионального уровня (утверждаются отдельно органами госвласти каждого субъекта
    • муниципального уровня (утверждаются отдельно каждым органом местного самоуправления

    Где их найти? Прежде всего в правовых базах. Например, гиперссылка к слову «перечни» в подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 в системе выведет вас на подборку всех ведомственных перечней федерального уровня. Кроме того, перечни можно посмотреть в Интернете на сайтах министерств и ведомств и на сайтах органов власти.

    Имейте в виду, что должность, которую занимал ваш будущий работник, должна быть прямо названа в перечн Например, о приеме на работу главбухов (их замов), работавших в системе МВД России, уведомлять нужн А вот о рядовых сотрудниках ППС —

    Если вы не можете найти нужный перечень или сомневаетесь, подпадает ли должность бывшего госслужащего под ограничения, обязательно отправляйте уведомление! Лучше перестраховаться, чем потом платить штраф. Так, одной организации не удалось отбиться от санкций несмотря на то, что перечень ФСБ имел гриф «ДСП» и отсутствовал в открытом доступ

    Помните также, что проверку на предмет госслужбы нужно делать и при заключении гражданско-правового договора. Но здесь все проще — случаи, когда предполагаемая сумма оплаты по договору подряда или оказания услуг превышает 100 тыс. руб. в месяц, достаточно редки.

    Как уведомить госорган

    Уведомление составляется в произвольной форме на бланке организации, за подписью директора и с печатью организаци Оно может выглядеть так (обязательные реквизиты выделены красным цветом).

    В Управление Федеральной миграционной службы
    по городу Москве

    № 137 от 12.02.2013

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 сообщаем о заключении трудового договора № 15 от 11.02.2013 с Ефремовой Ольгой Юрьевной Если фамилия, имя или отчество изменялись, укажите и прежние тоже (дата рождения: 23.05.1973, место рождения: РФ, Тульская область, г. Тула) , занимавшей должность специалиста-эксперта Укажите должность, которую гражданин занимал непосредственно перед увольнением с госслужбы (по сведениям трудовой книжки) в Управлении Федеральной миграционной службы по городу Москве.

    Ефремова О.Ю. принята на работу на должность руководителя кадровой службы Структурное подразделение организации указывается при его наличии общества с ограниченной ответственностью «Раритет» (ООО «Раритет») на основании приказа от 07.02.2013 .

    Трудовой договор с Ефремовой О.Ю. заключен с 12.02.2013 на неопределенный срок. Если заключается срочный трудовой договор, укажите срок его действия и основания «срочности»

    В должностные обязанности Ефремовой О.Ю. входит:
    — организация приема, перевода и увольнения работников, хранения и заполнения трудовых книжек и ведения установленной документации по кадрам;
    — организация проведения аттестации работников;
    — организация обучения и переквалификации работников;
    — руководство работниками службы. Можно указать только основные направления поручаемой работы

    Почтовый адрес госоргана можно посмотреть на его сайте в Интернете. Документ отправляйте:

    • ценным письмом с описью вложения и уведомлением;
    • лично (сделайте копию письма и попросите сотрудника госоргана поставить на нем отметку о получении).

    Как уволить если вам выдали представление

    За соблюдением антикоррупционных норм надзирает прокуратур Если прокурор придет к выводу, что работник должен был согласовать свое трудоустройство с конфликтной комиссией госоргана, но не сделал этого, то он выдаст организации представление об увольнении такого работник

    Запись в трудовой книжке в этом случае должна выглядеть так.

    В течение месяца со дня выдачи представления нужно уволить работника и сообщить об этом прокурору в письменной форм В противном случае он может потребовать увольнения через суд. А за неисполнение представления можно получить еще один штраф 20 тыс. руб. с организации и 2 тыс. руб. с директора (либо дисквалификация на срок до Поэтому лучше не тянуть с этим вопросом. К тому же ничто не мешает организации принять уволенного работника обратно — при условии, что он согласует свое трудоустройство с госорганом. А нередко бывает, что 2 года на момент нового приема уже прошли и согласование не требуется.

    Предлагать другую работу и выплачивать выходное пособие в таких случаях не над

    Зачастую о факте нарушения становится известно именно после направления работодателем сообщения позже установленного срок Поэтому тем, кто не отправил данное сообщение вовремя, лучше не отправлять его вовсе. Несвоевременное уведомление от штрафа не освободит и размер его не уменьшит. Аргументы о малозначительности деяния и отсутствии вредных последствий обычно не учитываютс

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если оштрафовали только директора — лучше согласитесь и не спорьте. Все-таки у него штраф значительно меньше, чем у организации. Вообще оспаривать штраф имеет смысл, только если организация твердо уверена, что оснований для направления уведомления не было (например, 2 года с момента увольнения гражданина с госслужбы на момент приема на работу уже прошли).

    Источники


    1. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.

    2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

    3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
    4. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
    5. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
    Прием на работу государственных и муниципальных служащих
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here