Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона

В статье собрана самая важная информация на тему: "Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» (с изменениями и дополнениями)

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

С изменениями и дополнениями от:

16 октября 2000 г.

Статьей 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

Информация об изменениях:

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134 в пункт 5 настоящего указания внесены изменения

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

Приложение: образец предостережения на 1 л.

[1]

И. о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

Текст указания официально опубликован не был

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134

Предостережение о недопустимости нарушения закона и информация прокурора

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Читайте так же:  Отмена договора дарения квартиры между близкими родственниками

Согласно тексту закона (ст. 25) предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.

На основании определенных Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также п. 1 ст. 27 того же закона, можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25 Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

Информация прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения — информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

2. Протест, представление, постановление, предостережение прокурора в порядке общего надзора

Одной из основных функций прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.

Цель надзора — обеспечить верховенство закона, укрепить законность, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. органами военного управления. органами контроля. их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов — общий надзор.

В ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора в сфере общего надзора. Полномочиями прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов. организовывать проверки и проводить ревизии.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными органами и должностными лицами:

— освобождает своим постановлением лиц, назаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

[2]

— вносит представления об устранении нарушений закона.

В 1999 году перечень форм прокурорского реагирования дополнен предостережением о недопустимости нарушения Закона.

Протест прокурора (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица(законодательного органа). в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо привидении его в соответствии с законом.

Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

Читайте так же:  Расторжение срочного трудового договора во время больничного

При исключительных обстоятельствах. требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержатся юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.

Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежат безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.

При рассмотрении представления коллегиальным оганом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.

Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Постановление прокурора (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Виды постановлений прокурора: постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о производстве об административном правонарушении.

Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В случае же. если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности. о чем выносится мотивированное постановление.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на наличие, сведений о готовящихся противоправных действиях. в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закон выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам. в отношении которых оно вынесено.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Предостережение состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, изложенных в перечисленных актах, влечет наложению штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. Штрафу в размере 10 минимальных размеров оплаты труда может быть подвергнуто, кроме того, должностное лицо. не явившееся (без уважительных причин) по вызову прокурора для дачи объяснений.

Прокуратура современной России

Становление системы органов прокуратуры в Российской Федерации. Акты прокурорского реагирования, их классификация и предъявляемые к ним требования. Постановление о возбуждении уголовного дела. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.12.2015
Размер файла 94,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Протест прокурора как вид реагирования. Общее понятие о представлении прокурора, его эффективность. Постановление о возбуждении: уголовного дела, производства об административном правонарушении. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 28.12.2012

Общий надзор как отрасль надзора органов прокуратуры. Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора: проблемы и перспективы. Акты прокурорского реагирования. Протест, представление прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 08.04.2011

Исследование вопроса применения органами Прокуратуры Российской Федерации средств реагирования на нарушения закона. Понятие актов прокурорского реагирования и требования, предъявляемые к ним. Виды актов прокурорского реагирования, их общая характеристика.

курсовая работа [25,9 K], добавлен 25.09.2014

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов, за соблюдение прав и свобод человека. Представление об устранении нарушений закона, протест прокурора. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

реферат [24,8 K], добавлен 14.10.2010

Исследование теории и практики реализации функций прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности при возбуждении уголовного дела и предварительного расследования. Полномочия прокурора, задачи и обеспечение надзора за соблюдением законности.

дипломная работа [61,1 K], добавлен 25.03.2011

Сущность, задачи и направления деятельности прокуратуры РБ. Структура ее органов. Принципы ее организации как части государственного аппарата. Права и полномочия прокурора. Акты прокурорского надзора и иные средства реагирования на нарушения законности.

Читайте так же:  Общественная организация и некоммерческая организация разница

курсовая работа [51,3 K], добавлен 04.02.2014

Основные меры прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение). Арбитражный процессуальный кодекс и его значение в области деятельности органов прокуратуры. Роль и полномочия государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве.

контрольная работа [21,0 K], добавлен 22.02.2014

Правовая природа и система направлений деятельности органов прокуратуры по борьбе с нарушениями законов в отношении прав субъектов предпринимательской деятельности. Виды мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения и особенности их применения.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 14.12.2014

Принципы организации и функционирования прокуратуры, нормативные акты, регулирующие ее деятельность. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора. Система органов прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации: ее структура, компетенция.

контрольная работа [23,8 K], добавлен 18.02.2009

Прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов. Система прокуратуры Российской Федерации. Полномочия и присяга генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

реферат [22,8 K], добавлен 28.09.2010

Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

Статьей 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности, о чем информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в докладных записках по итогам работы за год.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

Приложение: образец предостережения на 1 л.

И. о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Что проверяет транспортная инспекция при плановой проверке

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

Текст указания официально опубликован не был

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2000 г. N 134

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправные деяния.

При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, предостережение о недопустимости нарушения закона направляется также руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Применение предостережений – исключительная компетенция прокурора и его заместителя. Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо правам и свободам граждан. Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всех уровнях, в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов, а также приравненных к ним специализированных прокуратурах.

На Генеральную прокуратуру РФ возложен надзор за законностью правовых актов федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений, который обеспечивается Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства. В состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства входят: управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики; управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан; управление по надзору за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологической сферах; организационно-методический отдел.

Соответствующие подразделения по осуществлению общего надзора образованы в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах. На прокуратуры субъектов РФ возложен надзор за законностью правовых актов республиканских министерств, ведомств и общественных объединений, органов исполнительной власти и управлений субъекта РФ, региональных общественных объединений. Районные (городские) прокуратуры и приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в районных (городских) прокуратурах закрепляется за конкретным работником прокуратуры (помощником).

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

  • -во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
  • -во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
  • -оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
  • -предостережение объявляется только в письменной форме;
  • -предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

[3]

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из вышеизложенного следует, что акты прокурорского реагирования это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестование противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к административной ответственности путем возбуждения производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Так же следует отметить, что на прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

40.Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Выносится на основании ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Предостережение выносится в целях предупреждения правонарушителей при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Читайте так же:  Сведения о среднесписочной численности при открытии ооо

Смысл предостережения – состоит в том, что лицу, которое готовится совершить правонарушение, разъясняется ответственность за подобные действия, т.е. лицо под роспись предупреждается о недопустимости совершения правонарушения. Если лицо впоследствии совершает правонарушение, оно подвергается ответственности.

Предостережение выносится только должностным лицом (юридическими и физическими лицами предостережения выноситься не могут).

? порядок применения предостережения

установлены Указанием генерального прокурора № 39/7 от 6 июля 1999 г.

«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

В прокуратуре применяются готовые бланки.

1) вступительная часть:

— кем вынесено предостережение

2) описательная часть (описание событий)

3) заключительная часть (лицо предупреждается о недопустимости совершения правонарушения под угрозой применения к нему соответствующих мер государственного воздействия).

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

41. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции России деятельность органов прокуратуры в субъектах Федерации в определенной мере регламентируется Конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента РФ.

В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Конституцией РФ, прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской федерации (п.«о» ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

В ст. 129 Конституции РФ определены только общие вопросы организации

прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального

прокурора РФ и прокуроров субъектов федерации. Согласно этой статье,

прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением

нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от

должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры

субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее

субъектами. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ сделано лишь

одно исключение из правила (п. «о» ст. 71), когда законодательством

субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти

субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование.

Следовательно, законодательство (конституции и уставы (основные законы)

субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по

вопросу согласования с Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой

им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых

основ деятельности прокуратуры РФ.

Конституциями, уставами (основными законами) различных субъектов

Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Так, в

соответствии с Уставом Ставропольского края прокурор края назначается на

должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной

Думой и губернатором края (ст. 71); по Уставу Курганской области —

прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с

органами государственной власти области (ст. 130); в Липецкой области — по

согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст.

143). В Уставе (основном законе) Оренбургской области определено, что

прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 92).

Предостережение прокуратуры начальнику следственного изолятора о недопустимости нарушения закона (образец)

Начальнику следственного изолятора N 2 г. Энска

подполковнику внутренней службы Васильеву М.П.

о недопустимости нарушения закона

Федеральным законом О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 50) установлено, что не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого начальник места содержания под стражей обязан уведомить об этом органы или лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также прокурора.

Между тем, как установлено прокурором при проверке, начальник СИЗО N 2 г. Энска подполковник внутренней службы Васильев М.П. это требование не соблюдает.

Так, несмотря на то, что двухмесячный срок содержания под стражей обвиняемого Соколова Николая Петровича на момент проверки истек, своевременное уведомление следственных органов и прокурора об этом со стороны начальника СИЗО N 2 сделано не было.

Тем самым допущено нарушение закона, усложнившее решение вопроса об освобождении указанного лица из-под стражи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 25` Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Начальника СИЗО N 2 г. Энска подполковника внутренней службы Васильева Михаила Петровича о недопустимости нарушения ст. 50 упомянутого Закона в дальнейшем.

2. В случае невыполнения требований, содержащихся в настоящем предостережении, прокуратурой будет рассмотрен вопрос о привлечении Вас к предусмотренной законом ответственности.

Предостережение мне объявлено, его содержание и право на обжалование вышестоящему прокурору или в суд разъяснены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: «Комментарий к Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here