Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

В статье собрана самая важная информация на тему: "Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Исполнительская правоспособность и дееспособность

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации проводит суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.

В отличие от организаций, правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства проверяет судебный пристав-исполнитель. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства.

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнитель­ном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации и ее возможностей ис­полнить соответствующую обязанность либо проверку принадлежно­сти ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель и не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного произ­водства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентич­ность названия организации в исполнительном документе с обратив­шейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации. Следует иметь в виду, что должником и взыска­телем в исполнительном производстве могут выступать не только орга­низации, наделенные правами юридического лица. В качестве долж­ника может выступать орган исполнительной власти или местного самоуправления, обязанный совершить определенное действие в силу его компетенции.

В отличие от организаций правосубъектность гражданкак сторон исполнительного производства должна проверяться судебным при­ставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момен­та рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанно­сти и поручать ведение дела представителю) в исполнительном зако­нодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда раз­личных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, КЗ0Т, СК, КоАП и федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» граждане по достижении ими воз­раста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через предста­вителей.

С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объяв­лен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эман­сипация) производится по решению органа опеки и попечительства­ с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — судом.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривается возможность возникновении полной дееспо­собности в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разреше­ния местной администрации (ст. 13 СК). Однако данное правило дол­жно действовать в исполнительном производстве, исходя из норм семейного законодательства и производного характера дееспособнос­ти в исполнительном производстве. Поэтому граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет, также являются полностью дееспособными ив исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняет­ся в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения18 лет, что также действует в исполнительном производстве.

Таким образом, в указанных случаях судебный пристав-исполни­тель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного (путем проверки документов). Практи­ческая проверка дееспособности лица достаточна сложна. Дело в том, что специального реестра лиц, в отношении которых имеются всту­пившие в законную силу судебные решения об ограничении дееспо­собности либо признании недееспособными, не ведется. Поэтому су­дебный пристав-исполнитель в случае возникновения сомнений в дееспособности гражданина вправе запросить о наличии или отсут­ствии судебного решения органы опеки и попечительства. Кроме того, запрос может быть направлен и в суд по месту жительства граждани­на, поскольку согласно ст. 258 ГПК заявление о признании гражда­нина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по его месту жительства, а если лицо помещено в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения лечебного учреждения.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заклю­чается в возможности несовершеннолетних быть субъектами испол­нительного производства по отдельным видам исполнения в тех слу­чаях, когда материальное либо процессуальное законодательство также допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствую­щих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном за­конодательстве определяется правилами соответствующего матери­ального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоя­тельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлече­нии законных представителей для защиты их прав.

Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О сель­скохозяйственной кооперации» членами производственного коопе­ратива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие воз­раста 16 лет. Аналогичное положение установлено ист. 7 Федерально­го закона «О производственных кооперативах». Соответственно, несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в ис­полнительном производстве при исполнении исполнительных доку­ментов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.

На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спо­рам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, ко­торые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, Осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим испол­нительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.

Читайте так же:  Русский стандарт сколько рассматривается заявка на кредит

Согласно ст. 173 КЗ0Т прием на работу допускается с 16 лет, а в исключительных случаях — с 15 лет. С согласия родителей, усынови­телей или попечителя допускается прием на работу для выполнения несовершеннолетним легкого труда с 14 лет. Поскольку такие лица наделяются трудовой правосубъектностью, то соответственно они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты их инте­ресов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве яв­ляются граждане по самым различным причинам.

Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполни­тельном производстве относятся как несовершеннолетние, не дос­тигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступле­ния дееспособности в соответствующих материальных правоотноше­ниях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспо­собности в материальном праве.

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, ко­торые вследствие психического расстройства не могут понимать зна­чение своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищаются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усынови­телями, опекунами и попечителями.

15. Лица, содействующие исп. Произ-ву.

Основным и обязательным субъектом правоотношений, возникающих в исполн. производстве, явл. суд. пристав – исполнитель. Вся его деятельность направлена на достижение конечной цели исполн. произ-ва – быстрое и реальное исполнение суд. и несудебных актов. Для достижения указанной цели суд. пристав – исполнитель осущ. принуд. исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его гос-во.

Суд. приставы, согласно ст. 4 ФЗ РФ «О суд. приставах», подразделяются на две группы: судебные приставы, обеспечивающии уст. порядок деят-ти судов и судебные приставы – исполнители.

Банки, как и все организации, должн. лица и граждане на территории РФ, обязаны исполнять решения суд. и иных гос. органов.

К лицам, содействующим исполнению, прежде всего, относятся работники милиции, переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества, специализированные организации, занимающиеся реализацией имущества должника, и др.

Круг лиц, содействующих исполнению суд. актов и актов иных органов, включает в себя работников милиции, лиц и организации, осущ. розыскные и охранные функции, переводчиков, специалистов, в частности, по оценке им-ва должника, специализированные организации, реализующии имущество должника.

Кроме того, милиция обязана в пределах своей компетенции оказывать содействие суд. приставу – исполнителю при исполнении им служебных обязанностей, работники милиции способствуют повышению эффективности и результативности испол. производства.

17. Субъекты исп. Правоотношений; дееспособность и правоспособность в исп. Праве.

Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполн. произв-ве, явл. стороны, т. е. взыскатель и должник. Без взыскателя и должника правоотношения в исполн. произв-ве потеряли бы смысл. В исполн. прои-ве помимо суд. пристава-исполнителя участвуют стороны, представители сторон, переводчик, понятые, специалист, работники милиции, банки.

В отличие от организаций правосубъектность граждан как сторон исполн. произ-ва должна проверяться суд. приставом – исполнителем. Граждане правоспособны в исполн. произ-ве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность в исполн. закон-ве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юр. обстоятельств. В этой связи закон уст. ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, уст-ых в ГК, ТК, СК, Адм.К и ФЗ.

18. Общее понятие об исп. документах, требования предъявляемые к ним. Исп. док-ты —

док-ты, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявление которых необходимо для начала исп. пр-ва. Исп. док-т может иметь самост. значение и составляться отдельно от док-та, фиксирующего основание исполнения, а док-т, в котором выражено основание исполнения, может считаться одновременно и исполненным док-том.

В исполн. документе обязательно должны быть указаны: (ст. 8 ФЗ) 1) наим-ние суда или др. органа, выдавшего исполн. документ;

[3]

2) дело или материалы, по которым выдан исполн. документ, и их номера;

3) дата принятия суд. акта или акта др. органа, подлежащего исполнению;

4) наим-ния взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; ФИО взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

5) резолют. часть суд. акта или акта др. органа;

6) дата вступления в силу суд. акта или акта др. органа;

7) дата выдачи исполн. документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполн. документ, выданный на основании суд. акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполн. документ, выданный на основании акта др. органа, подписывается должностным лицом этого органа, или — лицом, выписавшим исполн. документ. Исполн.документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Гражданско-процессуальная дееспособность и правоспособность

-1-

Гражданские процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами гражданского процессуального права отношения, склад в процессе осуществления защиты гражданских прав и законных интересов между судом и другими участниками судопроизводства.

Особенности гражданских процессуальных правоотношений:

2. всегда выступают в процессуальной форме

3. суд – обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений

4. носят властный характер

5. спорные материальные правоотношения порождают возникновение, развитие и прекращение гражданских процессуальных правоотношений.

6. системность. Процессуальные действия влекут всегда последствия для суда и остальных лиц.

a. основные – между судом и сторонами. Существуют в любом гражданском деле, без них процесса быть не может, существуют от начала и до конца процесса(суд-ответчик, суд-истец, суд – заявитель, суд –заинтересованные лица, может быть суд-прокурор)

b. дополнительные правоотношения – между судом и другими лицами, участвующими в деле (суд – прокурор, суд- 3-е лицо). Такие отношения без которых возможно осуществление гражданского судопроизводства по гражданскому делу.

c. Служебно-вспомогательные – между судом – лица содействующие правосудию (суд- эксперт, суд – переводчик, суд- специалист)

d. Между судом и лицами находящимися за рамками дела (суд – орган предоставляющий материалы дела)

2. в зависимости от направленности процессуальной деятельности

a. между судом, проверяющим законность судебных постановлений и нижестоящим судом вынесшим постановление

b. между судом, осуществляющим контроль, и лицами, которые участвуют в деле, кот обжалуют постановление суда

-3-

b. лица, участвующие в деле

c. лица, содействующие правосудию

a. общий – материально-правовой спор или законный интерес, который суд должен разрешить.

b. Специальный – результат достигаемый в конкретном правоотношении.

a. права и обязанности участников гражданско-процессуальных отношений.

b. Пр. Гурвич пр. Триушников – не только права и обязанности участников, но и действия по их реализации

Вместе с тем в теории ГПП нет единого мнения к пониманию гражданских процессуальных правоотношений выделяют 2 подхода к пониманию сущности гражданских процессуальных правоотношений

Читайте так же:  Согласие на регистрацию автомобиля на несовершеннолетнего образец

1. пр. Гурвич пр. Щеглов полагают, что при возбуждении судопроизводства возникает одно сложное гражданско-процессуальное правоотношение

2. пр. Чечина, Мельников полагают, что с возбуждением судопроизводства возникает система элементарных отношений, эти отношения являются элементами гражданско-процессуального правоотношения

-4-

1. гражданская процессуальная норма

2. юридический состав (должно быть действие участника и суда)

3. Гражданская процессуальная правоспособность

4. Гражданская процессуальная дееспособность

-5-

Субъекты гражданских процессуальных правоотношений – это все участники гражданского судопроизводства.

a. лица, участвующие в деле, которые имеют юр заинтересованность в деле

b. лица, которые не имеют заинтересованности, но содействующие делу.

a. в любом деле — суд, истец, ответчик – исковое производство (особое публичное производство- заявитель заинтересованное лицо)

b. по отдельным категориям (например, рассмотрение дела об усыновлении, выселении – прокурор, эксперт – о признании недееспособным, орган опеки и попечительства — об эмансипации)

2. необязательные – все остальные- представители, свидетели и т.д.

при этом состав субъектов может меняться по стадиям.

-6-

► Закон «О статусе судей»

► Кодекс судейской этики

Суд — обязательный субъект любого гражданского процессуального правоотношения. Властный орган, наделенный компетенцией по осуществлению правосудия от имени государства.

Суд правомочен, если:

► Судьи назначены в установленном законом порядке

► Не заинтересованы в исходе дела

► И нет сомнения в их беспристрастности

Поэтому ГПК предусматривает основания для отвода судьи ст.16 ГПК

1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

2. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Согласно ст. 2 ч.2 под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей понимается возможность получения судьей при исполнение должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи членов его семьи, или иных лиц и организаций с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Согласно п.17 постановлению пленума верховного суда от 31 мая 2007 судья должен избегать в частной жизни отношений, которые могут умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи, вызвать сомнения в его справедливости, объективности беспристрастности.

Ст. 17 ГПК Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела

1. Мировой судья, рассматривавший дело, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде кассационной или надзорной инстанции.

3. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и надзорной инстанций.

4. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и кассационной инстанций.

Гарантии особого правового статуса судьи:

1. несменяемость ст. 15 закона «О судебной системе»

2. независимость судьи и подчинение только закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Ст.9 «О статусе судей». Независимость обеспечивается:

a. предусматривается законом процедура осуществления правосудия, запретом под угрозой ответственности какого либо вмешательства в деятельность судьи

b. установленным порядком приостановления и прекращения работы судей

3. право судьи на отставку

4. неприкосновенность судьи:

a. неприкосновенность личности, жилых и служебных помещений, личных и служебных транспортных средств, документов, багажа и иного имущества, тайна переписки иной корреспонденции

b. судья не может быть привлечен к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения или принятое им решения

5. гарантируется системой судейского сообщества:

a. надзор квалификационной коллегией судей, которая может лишить судью полномочий за поступок

Видео (кликните для воспроизведения).

6. предоставление судье материального и социального обеспечения за счет государства

7. запрет заниматься какой- либо другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, творческой, научной.

Сосав суда (14 ст. ГПК)

1. единоличное рассмотрение дела

a. в судах 1 инстанции

b. апелляционном суде

a. в составе 3-х судей в суде 1 инстанции

b. в суде кассационной инстанции в составе 3 судей

c. в надзорном порядке

П.1 ст. 364 решение подлежит отмене, если дело рассмотрено судом в незаконном составе

-7-

Лица, участвующие в деле — это участники процесса имеющие юр заинтересованность в исходе дела действующие от своего имени наделенные полномочиями на совершение действий направленных на возникновение развитие и окончание процесса.

Признаки лиц, участвующих в деле:

1. действуют от своего имени

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав

Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

Правила о субъектах исполнительного производства схожи с аналогичными положениями гражданского и арбитражного судопроизводства, нотариального и административного производства. Взаимосвязь проявляется в том, что лицо, наделенное, например, процессуальной правосубъектностью в арбитражном судопроизводстве, должно одновременно признаваться и субъектом исполнительного производства, для того чтобы выступать в качестве взыскателя либо должника. В этом смысле правосубъектность субъектов исполнительного производства носит производный характер от процессуальной и гражданской правосубъектности, компетенции в сфере публично-правовых отношений, одним словом от оснований участия в соответствующих процессуальных и материальных правоотношениях, в рамках которых было разрешено юридическое дело и выдан исполнительный документ.

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации проводит суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.

В отличие от организаций, правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства проверяет судебный пристав-исполнитель. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК РФ, ТК РФ, СК РФ, АПК РФ и федеральных законах.

Читайте так же:  Оспорить договор дарения после государственной регистрации срок

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлечении законных представителей для защиты их прав.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве являются граждане по различным причинам.

Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся как несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспособности в материальном праве.

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК РФ). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищают в исполнительном производстве их законные представители: родители, усыновители, опекуны и попечители.

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 3140 | Нарушение авторских прав

Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

[1]

Проверку правового статуса организации проводит суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.

В отличие от организаций, правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства проверяет судебный пристав-исполнитель. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства.

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнитель­ном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации и ее возможностей ис­полнить соответствующую обязанность либо проверку принадлежно­сти ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель и не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного произ­водства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентич­ность названия организации в исполнительном документе с обратив­шейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации. Следует иметь в виду, что должником и взыска­телем в исполнительном производстве могут выступать не только орга­низации, наделенные правами юридического лица. В качестве долж­ника может выступать орган исполнительной власти или местного самоуправления, обязанный совершить определенное действие в силу его компетенции.

В отличие от организаций правосубъектность гражданкак сторон исполнительного производства должна проверяться судебным при­ставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момен­та рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанно­сти и поручать ведение дела представителю) в исполнительном зако­нодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда раз­личных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, КЗ0Т, СК, КоАП и федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» граждане по достижении ими воз­раста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через предста­вителей.

С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объяв­лен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эман­сипация) производится по решению органа опеки и попечительства­ с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – судом.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривается возможность возникновении полной дееспо­собности в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разреше­ния местной администрации (ст. 13 СК). Однако данное правило дол­жно действовать в исполнительном производстве, исходя из норм семейного законодательства и производного характера дееспособнос­ти в исполнительном производстве. Поэтому граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет, также являются полностью дееспособными ив исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняет­ся в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения18 лет, что также действует в исполнительном производстве.

Таким образом, в указанных случаях судебный пристав-исполни­тель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного (путем проверки документов). Практи­ческая проверка дееспособности лица достаточна сложна. Дело в том, что специального реестра лиц, в отношении которых имеются всту­пившие в законную силу судебные решения об ограничении дееспо­собности либо признании недееспособными, не ведется. Поэтому су­дебный пристав-исполнитель в случае возникновения сомнений в дееспособности гражданина вправе запросить о наличии или отсут­ствии судебного решения органы опеки и попечительства. Кроме того, запрос может быть направлен и в суд по месту жительства граждани­на, поскольку согласно ст. 258 ГПК заявление о признании гражда­нина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по его месту жительства, а если лицо помещено в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения лечебного учреждения.

Читайте так же:  Электронный сопроводительный документ на перевозку древесины

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заклю­чается в возможности несовершеннолетних быть субъектами испол­нительного производства по отдельным видам исполнения в тех слу­чаях, когда материальное либо процессуальное законодательство также допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствую­щих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном за­конодательстве определяется правилами соответствующего матери­ального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоя­тельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлече­нии законных представителей для защиты их прав.

Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О сель­скохозяйственной кооперации» членами производственного коопе­ратива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие воз­раста 16 лет. Аналогичное положение установлено ист. 7 Федерально­го закона «О производственных кооперативах». Соответственно, несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в ис­полнительном производстве при исполнении исполнительных доку­ментов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.

На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спо­рам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, ко­торые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, Осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим испол­нительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.

II. Субъекты исполнительного производства

8. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства. Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

1. Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. — М.: Юридическое бюро «Городец», «Формула права», 1999.

2. Панкратова Н.А. К вопросу об исполнительной дееспособности (проблемы становления исполнительного права РФ) // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998 г.). — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. — С. 86-89.

3. Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова (отв. ред.), М.А. Викут, Г.А. Жилина и др. — Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2000. — С. 506-517.

9. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов. Банки и налоговые органы как органы исполнения

1. Выпирахин А.В., Головка Н.В. Частный судебный пристав: необходимость, реальность, перспективы // Московский юрист, 1997. — N 5/6. — С. 26-29.

2. О судебных приставах: Крат. сб. норм. актов / Сост. М.Т. Ромашина. — Калининград: Янтар. сказ, 1997. — 75 с.

3. Сарычев А.Н. Судебный пристав — лицо должностное // ХиП, 1997. — N 6. — С. 98-101.

4. Сарычев А.Н. Судебный пристав — лицо должностное // Право, 1997. — N 3. — С. 41-43.

5. Исполнение судебных решений: институт судебных приставов // Бюллетень Минюста РФ, 1998. — N 1. — С. 107-109.

6. Мешков М.В. Служба судебных приставов как субъект уголовно-процессуальной деятельности // Бюллетень Минюста РФ, 1998. — N 8. — С. 50-52.

7. Поляков Ю. Судебный пристав сильнее собственника // РГ, 1998. — 7 октября.

8. Судебные приставы. Исполнительное производство / Сост. Ю.Н. Власов, А.П. Долина. — М.: Юрайт, 1998. — 167 с.

9. Булычева Л.И., Салюков Б.С. Служба судебных приставов: проблемы и перспективы // ЗиП, 1999. — N 2. — С. 4-8.

10. Вайнштейн Г.С. Служба судебных приставов в дореформенной России // РС, 1999. — N 4. — С. 41-45.

11. Вайнштейн Г.С. Служба судебных приставов в дореформенной России // ИГиП, 1999. — N 4. — С. 2-6.

12. Головин В., Козлов П. Новой службе силовую поддержку (служба судебных приставов) // РЮ, 1999. — N 5. — С. 19-20.

13. Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: стадии становления // ЖРП, 1999. — N 3/4. — С. 12-19.

14. Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра // ГиП, 1999. — N 1.

15. Мирошниченко А.Е. Служба судебных приставов: итоги первых шагов // ЗиП, 1999. — N 10. — С. 14-17.

16. Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации: Сб. нормативных актов и документов: В 2 т. — М.: Мир безопасности, 1999.

17. Шитова В. Судебный исполнитель не должен зависеть от обстоятельств // ВВХС РБ, 1999. — N 2/3. — С. 66-68.

18. Аврамцев В.В. Психологическая характеристика профессиональной деятельности и личности судебного пристава // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, В.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 1.

19. Архипова Л.Б. Служба судебных приставов и общество // Бюллетень Минюста РФ, 2000. — N 7. — С. 46-48.

20. Бакланов В.И. Система социальных гарантий судебных приставов: требования закона и реальное положение // Проблемы исполнительного производства: Сб. статей / Отв. за выпуск С.П. Гришин. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 2. — С. 7-18.

21. Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. — М.: РПА МЮ РФ; Юрайт-М, 2000.

22. Булычев Е.Н. Полиция России и исполнительное производство // ИГиП, 2000. — N 3. — С. 32-33.

23. Журавлев С.Ю. Обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей // Проблемы исполнительного производства: Сб. статей / Отв. за выпуск С.П. Гришин. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 2. — С. 50-59.

24. Журавлев С.Ю. Тактико-специальные аспекты деятельности судебного пристава // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, В.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 1.

25. Ковтун Н.Н. Обеспечение установленного порядка деятельности судов: реалии и перспективы // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, В.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. — Вып. 1.

26. Ковтун Н.Н., Мищенко Л.В. Оперативно-розыскное обеспечение службы судебных приставов: формы и методы деятельности // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, В.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 1.

27. Косов А. Взыскание таможенных платежей и исполнительное производство // РЮ, 2000. — N 9. — С. 23-24.

Читайте так же:  Разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок

28. Мельников А. Судебные приставы — это исполнительная власть // РЮ, 2000. — N 4. — С. 26-27.

29. Мельников А.Т. Безопасность судов — главная забота судебных приставов по ОУПДС // ЗиП, 2000. — N 11. — С. 3-7.

30. Мельников А.Т. Служба судебных приставов: решение проблем во взаимодействии // ЗиП, 2000. — N 8. — С. 12.

31. Поляков М. Судебные приставы или судебная полиция? // РЮ, 2000. — N 3. — С. 44.

32. Поляков М.П. О перспективах службы судебных приставов // Проблемы исполнительного производства: Сб. статей / Отв. за выпуск С. П. Гришин. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 2. — С. 74-81.

33. Поляков М.П. Служба судебных приставов как орган дознания // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, В.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 1.

34. Серков П. Судебных приставов передать в штат судебных департаментов // РЮ, 2000. — N 11. — С. 25-26.

35. Службе судебных приставов России — три года // Бюллетень Минюста РФ, 2000. — N 11. — С. 61-67.

36. Тенилова Т.Л. Время и институт судебных приставов // Проблемы исполнительного производства: Сб. статей / Отв. за выпуск С.П. Гришин. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 2. — С. 81-89.

37. Шаров В.И. Проблемы правового регулирования применения технических средств службой судебных приставов // Проблемы исполнения судебных решений: Сб. статей / Редкол.: С.П. Гришин, B.Е. Гущев, М.В. Мешков. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2000. Вып. 1.

38. Ягузинский А. Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным документам // РЮ, 2000. — N 5. — С. 22-23.

39. Ананьев М.Б. К вопросу взаимодействия со службой судебных приставов // БССП МЮ РФ, 2001. — N 3. — С. 32-33.

40. Андреев А.В. Действия судебных приставов при возникновении угрозы взрыва // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 10. — С. 59-67.

41. Бабиев В.Г. Проблемы взаимодействия судебных приставов с налоговыми органами // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 12. — С. 67-71.

42. Галков В.А., Диденко В.И., Кнайнин В.Н. Судебные приставы России: история и современность / Белгород. юрид. ин-т МВД России. — Белгород, 2001. — 221 с.

43. Громова Т.Т., Чурилов А.В. Судебные приставы медленно пополняют казну // СП, 2001. — N 1. — С. 35-38.

44. Демин А.М. Опыт подготовки судебных приставов-исполнителей // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 60-61.

45. Журавлев С.Ю. Тактика судебного пристава в ходе подготовки и проведения судебного заседания // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 42-45.

46. Зотова Л.М. О ведомственном архиве службы судебных приставов // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 12. — С. 71-73.

47. Илларионов В.П. Лицо, приводящее в исполнение // Вестник академии права и управления, 2001. — N 1. — С. 60-69.

[2]

48. Климов В.Р. Из истории службы судебных приставов Российской империи (1864-1917) // БССП МЮ РФ, 2001. — N 1. — С. 59-62.

49. Левенко С.Ю. Становление судебных приставов по ОУПДС службы судебных приставов // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 2. — С. 82-83.

50. Лукьянов А.В. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов: реалии и проблемы // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 8. — С. 82-88;

51. Лукьянов А.В. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов: реалии и проблемы // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 33-37.

52. Материалы совещания-семинара главных судебных приставов субъектов Российской Федерации Северо-Западного, Центрального и Южного федеральных округов, посвященного работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (г. Липецк) // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 29-47.

53. Мельников А.Т. Кто защитит судей? (Служба судебных приставов) // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 29-32.

54. Новиков В. С. Применение и использование огнестрельного оружия судебными приставами // РС, 2001. — N 3. — С. 17-23.

55. Онскуль Д.А. Действия судебных приставов при обнаружении подозрительных предметов в здании суда // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 9. — С. 75-76.

56. Прилепина О. Служба судебных приставов: будни и практика // Бюллетень Минюста РФ, 2001. — N 2. — С. 127-128.

57. Рубан С.Н., Сафронов В.В. Судебным приставам нужна: помощь // Бюллетень Минюста РФ, 1998. — N 10. — С. 15-17.

58. Спиркина А.Н. Служба судебных приставов как институт исполнительной власти // Цивилистические записки: Вып. 1: Право собственности: Вопросы теории и практики / Под ред. В.А. Рыбакова. — М.: ИГ «Юрист», 2001.

59. Степаненко Р.А. Формы и методы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС // БССП МЮ РФ, 2001. — N 2. — С. 40-42.

60. Тимлев Е.А. МВД РФ: проблемы изъятия, ареста и хранения имущества // БССП МЮ РФ, 2001. — N 3. — С. 35-36.

61. Халиков А. Судебным приставам — полномочия органов дознания // РЮ, 2001. — N 8. — С. 63.

62. Ярцук С.В. Кто ты, судебный пристав? // ЗиП, 2001. — N 1. — С. 49-51.

Видео (кликните для воспроизведения).

63. Ярцук С.В. На государевой службе старая бюрократия в новой России // ПиЭ, 2001. — N 3. — С. 15-23.

Источники


  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  2. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  3. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  5. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here