Правила применения огнестрельного оружия сотрудником полиции

В статье собрана самая важная информация на тему: "Правила применения огнестрельного оружия сотрудником полиции" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Порядок применения табельного оружия — это действия и особенности, которые сотрудников полиции должны учитывать: перед, при и после применения сотрудниками огнестрельного (табельного) оружия.

Перед применением оружия сотрудник полиции должен:

1.Информировать лицо, против которого возможно применение табельного огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции прежде всего меры к тому, чтобы посягающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. В большинстве случаев специальных заявлений на этот счет не требуется, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация ясна. Аналогично обстоит дело и тогда, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Однако если сотрудник полиции находиться без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции, продемонстрировав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

2. Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела.

Ранее это действие относилось к стадии “при применении оружия”, но юридически уже обосновано, что необходимо настоящее толкование в случаях: осмотра в ночное время и в условиях ограниченной видимости подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся объектах, квартир и объектах где сработала сигнализация, доставка правонарушителя явно превосходящего по физической силе сотрудника полиции, доставка группы лиц одним сотрудником, преследование преступника и т.п. Но также нельзя без надобности обнажать оружие, что может привести к непроизвольному выстрелу со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для граждан и самого сотрудника полиции.

Таким образом, обнажение огнестрельного оружия до его применения преследует две основные цели:

-оказание психологического воздействия на правонарушителя. Многие правонарушители считают, что сотрудник полиции побоится применять табельное оружие, а также в шутку говорят, что у него в кобуре находится огурец, а не пистолет.

-сокращение времени до применения огнестрельного оружия. То есть не предоставляя возможному объекту, против которого возможно применение табельного оружия льгот, первому применить оружие.

3. Предупредить лицо, в отношении которого возможно применение оружия, о своем намерении.

Хотя предупреждение по-прежнему остается общим предварительным условием применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, возможности применения его без предупреждения значительно расширены.

При применении оружия сотрудник должен:

1. Причинить лицу, против которого применяется огнестрельное оружие наименьшего вреда.

Причинение телесных повреждений, а, тем более, смерти ни в коей мере не является целью применения огнестрельного оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применения оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются).

Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

2. Не допустить причинение ущерба посторонним лицам.

После

применения оружия сотрудник должен:

1. Оказать доврачебную помощь лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения.

Помощь должна оказываться всем пострадавшим. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Сотрудник полиции после применения оружия, в случаях ранения правонарушителя должен: оружие поставить на предохранитель, поместить оружие в кобуру (а в последующем имеет право передать только своему прямому руководству), гильзы не подбирать, а только потом оказывать медицинскую помощь.

Читайте так же:  Судебные приставы волжский узнать задолженность по фамилии

2. Обеспечить охрану места применения оружия в случаях повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб.

Посторонние к телу убитого не допускаются, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чиститься, не разряжается, а лишь ставиться на предохранитель. Охрана места происшествия должна быть произведена с помощью подручных ограждений с привлечением ближайших нарядов полиции, народных дружинников и законопослушных граждан.

3. Уведомить прокурора о случаях ранения и смерти граждан.

4. Уведомить родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции оружия.

5. Представить рапорт о применении оружия.

Список используемой литературы:

· Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка./Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращение с правонарушениями, состоявшимся в период с 27.08. по 07.02.1990г. в Гаване. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия – ООН: Нью-Йорк, 1992.

· Закон РК “Об органах внутренних дел РК” от 21.12.95г.

· Приказ МВД РК №499 от 23.07.02 года. Об утверждении Положения о специальных приемниках ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

· Приказ МВД РК №385 от 1.06.02 года. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания ОВД.

· Приказ МВД РК № 386 от 1.06.02 года. Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

· Приказ МВД РК №387 от 1.06.02 года. Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

· Приказ МВД РК № 262 от 12. 06. 96 г. «О мерах по выполнению Постановления Правительства РК от 30. 05. 96 г.» , № 665 «О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи не имеющих определенного места жительства, документов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9169 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 59. Ограничения и запреты, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД

59. Ограничения и запреты, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

Часть 5 статьи 23: «Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции». Новизну представляет дополнение «или сотрудника полиции», что идет в контексте усиления гарантий безопасности сотрудников и в этом вопросе не выделяет его из категории граждан.

Следует иметь в виду, комментируемые нормы запрещают применять огнестрельное оружие даже при наличии основания, предусмотренного частями 1 и 3, то есть данный запрет имеет приоритет над дозволением.

Как следует из содержания комментируемых норм, по общему правилу запрещается применять огнестрельное оружие в отношении следующих категорий лиц: женщин, лиц с явными признаками инвалидности (такими признаками могут являться, например, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя ее затрудненность, слепота и тому подобное), несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции.

Если в противоправных действиях женщины, инвалида или несовершеннолетнего указанные признаки отсутствуют (например, они застигнуты при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытаются скрываться, не оказывая вооруженного сопротивления), сотрудник полиции должен задержать их без применения оружия, используя только собственную физическую силу, а в ряде случаев и специальные средства.

Однако следует обратить внимание, что установленные запреты, не в полной мере корреспондируются с нормами статьи 38 УК РФ и, таким образом, ограничивают право сотрудника на задержание лица, совершившего преступление. Уголовный кодекс не содержит каких-либо ограничений на причинение вреда, например при задержании лица, и не ставит вопрос в зависимость от его пола, возраста, состояния здоровья (психического или физического) и прочих характеристик.

Для норм УК РФ приоритет составляют характеристика и степень общественной опасности совершенного деяния, и личность задерживаемого. Несовершеннолетний (особенно в возрасте близкому к формальному совершеннолетию) может иметь большую физическую силу, быть хорошо натренированным в единоборствах. То же можно сказать и про инвалидов (среди авторитетных рецидивистов их немало). Явная инвалидность может и не мешать совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. К тому же сотрудник полиции может быть травмирован и не способен оказать достаточное физическое противодействие

Кроме этого, обращает внимание, что и нормы международного законодательства также не содержит подобных запретов.

Иной взгляд на рассматриваемую норму: «Некоторые положения закона не соответствуют нормам действующего УК (речь идет о ст. 37, 38 УК РФ). Так, в п. 6 ч. 1 ст. 23 закона применение огнестрельного оружия для отражения группового нападения не всегда будет соответствовать соразмерности средств защиты характеру и степени общественной опасности посягательства (например, двух невооруженных лиц).

Часть 6 статьи 23: «Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица».

По смыслу нормы запрещается применять огнестрельное оружие именно при значительном скоплении граждан, то есть можно предположить, что речь идет не просто о наличии посторонних (случайных) лиц в районе применения оружия, а об их значительном скоплении. Случайными в данном случае будут лица, не принимающие непосредственного участия в сложившейся ситуации. Можно предположить, что если случайные лица не находятся в секторе огня, то это (они) не является препятствием для применения оружия по нападающему.

Неоднозначен и критерий «значительное скопление граждан», поскольку определение значительности скопления будет зависеть не столько от фактического количества лиц на месте события, сколько от результатов проверки и усмотрения контролирующих или судебных органов. В конечном итоге, смысл нормы сводится к запрету применять оружие просто при наличии людей, могущих пострадать. Как показала практика, комментируемые нормы позволяют широкое и неоднозначное толкование, что существенно ограничивает право сотрудников полиции на необходимую оборону, и, в конечном итоге, позволяет обвинить сотрудника в любом вреде, причиненного третьим лицам, даже если имел место случай (казус).

Право полиции на применение огнестрельного оружия

В соответствии с частью 1 ст. 18 закона сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения. Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.

Как указывается в части 1 статьи 18 Закона, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только Законом о полиции, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно статье 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Читайте так же:  Признание протокола личного досмотра недопустимым доказательством

В соответствии с частью 2 закона перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Сотрудник полиции вправе на законных основаниях иметь при себе оружие и применять его в случаях, порядке и с учетом ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему».

Согласно части 3 статьи 18 Закона о полиции в состоянии необходимой обороны (в случае крайней необходимости) при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Кроме того, право сотрудника полиции при наличии оснований для применения огнестрельного оружия применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие, в том числе изъятое в ходе борьбы у правонарушителя и т.д. (часть 3 статьи 18).

Закон о полиции не позволяет выдавать сотруднику полиции для несения службы огнестрельное оружие, не состоящие на вооружении органов внутренних дел; часть 3 статьи 18 предусматривает лишь право его применять при наличии установленных Законом оснований. Часть 3 статьи 18 Закона о полиции уточняет правовой режим применения сотрудниками полиции оружия, не состоящего на вооружении органов внутренних дел. Так, на применение подобного оружия распространяются запреты, содержащиеся в частях 5 и 6 статьи 23 Закона, и порядок, предусмотренный статьей 19.

Право сотрудника полиции на применение огнестрельного оружия, связано с необходимостью проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в соответствии с приказами МВД России. Что касается сотрудников, применяющих световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, то они должны иметь соответствующие допуски на работу с этими средствами (часть 6 статьи 18).

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность (не сумевший пройти в силу собственной неподготовленности) к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона о полиции превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.

Сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если применение огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами (часть 9 статьи 18).

Закон о полиции, во – первых, устанавливает правило, согласно которому действия сотрудника полиции, основанные на требованиях законодательства, регламентирующего основания и порядок применения полицией огнестрельного оружия, признаются законными и не могут повлечь юридической ответственности сотрудника полиции независимо от того, какие последствия наступили в результате применения им соответствующих мер государственного принуждения.

Часть 1 статьи 19 Закона полиции обязывает сотрудника перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых данные средства предполагается применить, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Совершение указанных действий необходимо для реализации положений части 4 статьи 5 Закона о полиции; при наличии соответствующей возможности сотрудники полиции обязаны выполнить и иные действия, предусмотренные указанной нормой (назвать свои должность, звание, фамилию и т.д.).

Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Закон о полиции, разрешает сотрудникам полиции применять оружие первыми, в том числе без предупреждения. Так, если промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции вправе применить перечисленные меры государственного принуждения без предупреждения и выполнения иных действий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о полиции.

Если ситуация вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к применению огнестрельного оружия, он должен:

во – первых, исключить возможность ошибки в определении лиц, подлежащего задержанию, и выборе способа силового воздействия. Мало подозревать какое – либо лицо в совершении преступления, надо быть уверенным в этом, и эта уверенность должна быть основана на бесспорных и очевидных в момент применения соответствующих мер государственного принуждения фактах;

во – вторых, исключить возможность неосторожного причинения вреда третьим лицам;

в – третьих, стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для пресечения побега из – под конвоя лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, на котором он пытается скрыться, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются);

в – четвертых, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

В Законе закрепляется не безусловное требование причинить наименьший ущерб, а обязанность сотрудника полиции стремиться к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной стрессовой обстановке, которая вызывает необходимость силовых действий. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований Закона не несет за это никакой юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с Законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред своим неосторожным выстрелом.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (часть 4 статьи 19). Первая помощь в данном случае состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения, фиксации поврежденной конечности, устранении возможности загрязнения раны, обеспечении доступа воздуха и т.д.

Кроме того, сотрудник полиции обязан принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок, т.е. самостоятельно или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызвать скорую медицинскую помощь либо доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

О причинении гражданину телесных повреждений (при наличии признаков причинения вреда здоровью любой тяжести) в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина (часть 5 статьи 19).

Читайте так же:  Социальные гарантии и компенсации военнослужащим по контракту

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о полиции о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Эта обязанность выполняется руководителем (оперативным дежурным) органа внутренних дел.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть (часть 7 статьи 19). Выполнение данной обязанности позволяет обеспечить эффективность осмотра места происшествия, способствует объективному разбирательству как по факту противоправных действий лица, которые пресекал сотрудник полиции, так и по вопросу о правомерности причинения сотрудником полиции смерти либо вреда здоровью.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт (часть 8 статьи 19).

Своим рапортом сотрудник полиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к применению огнестрельного оружия.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (часть 9 статьи 19). В то же время согласно части 2 статьи 30 Закона о полиции «при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом»; в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ «лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8683 —

| 7443 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 58. Особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД

58. Особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Норма пункта 1 части первой статьи 23 ФЗ «О полиции» следует сложившемуся (ранее действовавшему) правовому регулированию и первым основанием применения огнестрельного оружия определяет случаи, когда требуется защитить любое лицо (в том числе и себя) от посягательства, явно насильственного характера и опасного для жизни и здоровья.

Опасными для жизни или здоровья являются такие действия, которые могут реально повлечь смерть лица, причинение ему (не зависимо от тяжести) телесных повреждений, вызывающих расстройство здоровья или стойкой утратой трудоспособности. Нельзя считать нападение опасным для жизни или здоровья, когда очевидно, что его следствием может явиться легкий вред здоровью или причинение физической боли. Посягательство опасное для жизни или здоровья обычно осуществляется с помощью оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия.

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон). Глава 5 настоящего закона включает статьи, разъясняющие право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.18), порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.19), случаи, в которых сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие (ст.23), а также гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (ст.24).

В соответствии со статьей 18 сотрудник полиции имеет право на применение огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если оно осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами.

Статья 19 закона обязывает сотрудника полиции перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых предполагается его применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в его применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Читайте так же:  Смена разрешенного использования земельного участка процедура

В случае, если гражданин получил телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан оказать ему первую помощь, а также в возможно короткий срок принять меры по предоставлению медицинской помощи.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

В соответствии со статьей 23 закона сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

Видео (кликните для воспроизведения).

— для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

— для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

— для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;

— для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

[3]

Для обеспечения личной безопасности сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Также при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Сотрудник полиции имеет право применить оружие?

1) для пресечения побега из-под стражи лиц, в отношении которых избрана мера пресечения – подписка о невыезде;

2) для пресечения побега из мест содержания под стражей лиц задержанных по подозрению в совершении преступления;

3) для пресечения побега административно арестованных.

20. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет:

2) близких родственников или близких лиц гражданина;

3) полномочного представителя Президента по правам человека.

21. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника полиции.

22. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено:

1) применение специальных средств;

2) применение огнестрельного оружия;

3) применение специальных средств или огнестрельного оружия.

23. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется в течение 24 часов:

1) близкие родственники или близкие лица гражданина;

[1]

3) уполномоченный по правам человека.

24. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

2) для производства предупредительного выстрела путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или для вызова помощи.

25. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции;

26. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ «О полиции»;

2) не имеет права применения огнестрельного оружия для разрушения запирающих устройств;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

27. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения побега из-под стражи;

3) для остановки транспортного средства.

28. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций;

3) сотруднику полиции не запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

29. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что:

1) он является сотрудником полиции;

2) он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении;

3) он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

30. Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже:

31. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:

Читайте так же:  При остановке транспортного средства инспектор дпс обязан

1) для пресечения попытки завладения имуществом полицейского;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием или боеприпасами полицейского;

3) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.

32. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на граждан опасного для их жизни;

3) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

33. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:

1) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности;

2) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

34. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции:

1) прошедший специальную подготовку;

2) получивший в установленном порядке соответствующий допуск;

3) назначенный руководителем территориального органа исполнительной власти.

35. Служебные собаки сотрудником полиции могут применяться:

1) для отражения нападения на гражданина и сотрудник полиции;

2) для подачи сигналов или для вызова помощи;

3) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий;

4) при задержании малолетних лиц.

Имеет ли сотрудник полиции, при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, право применять не стоящее на вооружении полиции оружие?

1) имеет вне службы;

2) имеет по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом «о Полиции»;

37. Полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

1) имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

2) имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

38. Полиция имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в:

1) медицинские организации;

2) медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.

39. Полиция имеет право беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи:

1) принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям;

2) принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, общественным объединениям и гражданам;

3) принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам.

Доставление – это

1) принудительное препровождение физического лица в служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении, при условии, что составление протокола на месте не представляется возможным;

2) кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

3) правильного ответа нет.

41. Срок административного задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ может составлять:

1) не должен превышать 3 часов;

2) не менее 3 часов;

3) от 3 до 48 часов;

4) не более 48 часов.

42. Срок административного задержания:

1) включается в срок административного ареста;

2) исчисляется с момента доставления;

3) исчисляется с момента фактического ограничения свободы лица;

4) все пункты верны.

О какой из мер административно-процессуального принуждения идет речь в следующем определении: «Кратковременное ограничение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении»?

3) административное задержание;

4) административный арест.

44. Полиция имеет право использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для:

1) для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;

2) для доставления в территориальные органы лиц совершивших административные правонарушения;

45. Проникновение сотрудника полиции в жилые помещения, в иные помещения и земельные участки и территории, занимаемые организациями, допускается:

1) для пресечения административного правонарушения;

2) для пресечения преступления;

3) оба ответа правильные.

46. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица его замещающего оцепление (блокирование) участков местности:

1) при проведении массовых мероприятий;

2) при, преследовании лиц подозреваемых в совершении преступления;

3) правильных ответов нет.

47. До судебного решения, в случаях установленных Федеральными законам, лицо может быть подвергнуто задержанию на срок:

48. Право на один телефонный разговор с целью уведомления близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения задержанного осуществляется:

1) задержанным лицом или по его просьбе сотрудником полиции;

2) сотрудником полиции;

3) уведомление не осуществляется.

49. Запрещено применять специальные средства в отношении:

50. Сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам в случаях:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества;

2) для установления обстоятельств несчастного случая;

3) оба ответа правильны.

БЛОК – 30 ВОПРОСОВ

вопросы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, авариях и катастрофах, при ранениях, травмах, отравлениях, утоплении, поражении электрическим током и т.д., само- и взаимопомощи при получении травматических повреждений и ранений, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

1. Выберите неправильный признак артериального кровотечения:

3) рана располагается над проекцией артерии;

4) тёмно вишнёвый цвет.

2. Выберите неправильный признак венозного кровотечения:

1) тёмно вишнёвого цвета;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) не пульсирует;

3) для остановки необходима давящая повязка;

[2]

Источники


  1. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  2. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.

  3. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  5. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Правила применения огнестрельного оружия сотрудником полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here