Порядок проведения специальной оценки условий труда кратко

В статье собрана самая важная информация на тему: "Порядок проведения специальной оценки условий труда кратко" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Об особенностях применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 299-ФЗ

>
Организация проведения специальной оценки условий труда
Содержание
Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

[2]

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Уголовная ответственность за тяжкие преступления наступает с

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательных действий и мероприятий по идентификации вредных/опасных факторов на производстве и в трудовом процессе, оценке воздействия на человека с учетом нормативов, регламентированных Федеральным Законом № 426-ФЗ).

Читайте так же:  Обязать администрацию заключить договор социального найма

Согласно ФЗ №426, обеспечить проведение СОУТ на предприятии или в организации любой направленности обязан работодатель. Такая проверка должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет или чаще в случаях, регламентируемых вышеназванным Федеральным Законом.

Последовательность действий

Порядок проведения специальной оценки условий труда включает в себя следующие этапы:

Методика проведения СОУТ, используемая нашими экспертами, полностью соответствует требованиям Федеральному законодательству. По окончанию проверки составляется итоговый отчёт, в котором отображаются все данные проверки и её результаты. Сведения о прохождении проверки передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией (такой как наш ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА), привлекаем ой работодателем на основании гражданско-правового договора.

После выбора специализированной организации и заключения с нею соответствующего договора работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Условия труда периодически подвергаются специальной проверке. Это предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

Что такое специальная оценка условий труда


Специальная оценка условий труда (СОУТ) – меры по определению вредных или опасных производственных факторов и установлению их влияния на человека. После этой процедуры определяются классы и подклассы по особенностям трудового процесса на работе.

Кому и в каких случаях нужно проводить оценку

Раньше аттестация требовалась в случае использования ручных инструментов, механизмов, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, которые представляют источник опасности. Теперь спецоценка проводится независимо от этих факторов.

ВНИМАНИЕ! Изменения произошли также по отношению к сотрудникам, работающим дома. Условия труда этих служащих теперь тоже оцениваются.

Места работы в офисе подлежат спецоценке, хотя ранее в законодательстве не было четкой позиции по данному вопросу.

Порядок проведения СОУТ

В ч. 1 статьи №8 Федерального закона «О СОУТ» от 29.12.2013 № 426-ФЗ указано, что наниматель обязуется проводить на предприятии оценку тяжести условий труда и контролировать периодичность оценок. Для этого он заключает договор об оказании услуг с компанией, основной профиль работы которой – спецоценка. Такое учреждение владеет критериями оценки и соответствует нормам статьи №19 Федерального закона о специальной оценке условий труда.

Подготовка к проведению СОУТ состоит из следующих этапов:

  • составление плана процесса оценки;
  • издание приказа о проведении;
  • заключение договора со специализированной компанией;
  • создание комиссии, состоящей из представителей работодателя и экспертов компании, проводящей оценку качества трудового процесса;
  • подготовка перечня, отражающего условия труда по рабочим местам служащих;
  • составление графика проведения оценки;
  • ведение протокола процедуры.

В том случае, если организация, в которой нужно проводить оценивание, относится к индивидуальным предпринимателям, в комиссию входят:

  • собственник либо лицо, представляющее его интересы;
  • сотрудник, который занимается охраной труда;
  • участник профсоюза.

Перед началом работы утверждается перечень рабочих мест сотрудников и составляется классификация, выделяются аналогичные места. Признаки аналогичных мест:

  • располагаются в сходных производственных подразделениях;
  • оборудованы по аналогичной схеме обеспечения жизнедеятельности (отопление, свет, вентиляция);
  • места, на которых работают служащие на похожих должностях с аналогичными обязанностями, одинаковым графиком работы, их условия труда подразумевают одно и то же рабочее время в рамках одного производственного процесса.

Организация должна предоставить компании, которая проводит оценивание, положения и документы, определяющие особенности всех мест по условиям труда.

Сроки проведения

Периодичность инициирования оценки определена Федеральным законом №426 – оценивание проводится один раз в пять лет.

Сроки СОУТ могут поменяться по следующим причинам:

  • введение новых рабочих мест;
  • предписание трудовой инспекции о необходимости проведения внеочередной проверки из-за обнаруженных нарушений в сфере охраны труда;
  • обнаружение факторов, повышающих угрозу жизни и здоровья служащих, задействованных в производственном процессе;
  • смена защитных средств;
  • при выявлении профзаболеваний у трудящихся, которые возникли в результате вредных факторов;
  • если произошел несчастный случай;
  • поступило требование профсоюза о проведении внеочередной процедуры.

Результаты

Результаты спецоценки оформляются отчетом, который содержит следующие сведения:

  • информацию о компании, которая провела оценивание;
  • список рабочих мест с описанием обнаруженных угрожающих факторов;
  • протокол выполненной работы;
  • информация о классах условий труда;
  • протокол, содержащий оценку эффективности средств защиты;
  • декларация СОУТ.

Отчет подписывают члены комиссии и ее председатель.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Компания, которая проводит оценивание, должна соответствовать следующим требованиям:

  • оказание услуг спецоценки зафиксировано в уставе как основная деятельность;
  • в компании работают от 5 экспертов, у одного из них должно быть профильное образование по специальности «Врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»;
  • в организационной структуре есть специализированное подразделение с подтвержденным правом выполнения измерений для контроля вредности факторов производства.

Экспертом по оценке может быть назначен сотрудник, имеющий стаж работы в лаборатории три года и более.

Ответственность за непроведение СОУТ

Возникновение ответственности за несвоевременную спецоценку определено кодексом об административных правонарушениях. Субъекты малого предпринимательства, которые не провели спецоценку в установленные сроки, обязуются заплатить штраф от 5 до 10 тысяч, для предприятий – от 60 до 80 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ! Если СОУТ не проводится систематически, назначается взыскание в сумме до двухсот тысяч рублей. Должностных лиц, ответственных за это, отстраняют от должности, а функционирование предприятия приостанавливается на период до трех месяцев.

Если происходит несчастный случай из-за неорганизованной вовремя спецоценки, причиняется тяжкий вред здоровью работника, для работодателя наступает уголовное наказание. Своевременная спецоценка защищает юридическое лицо от дополнительных расходов и неприятных последствий.

Порядок проведения специальной оценки условий труда кратко

По многочисленным просьбам руководителей частных охранных организаций мы размещаем на сайте краткий доклад (на выездном совещании НП «ГРОС «ЦЕНТР») исполнительного директора РОР НСБС Казарина Алексея Митрофановича по вопросу специальной оценки условий труда

Читайте так же:  Соглашение о приостановлении действия договора оказания услуг

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Данная процедура введена федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест и внесла ряд новшеств в исследование условий труда.

1. СОУТ проводится в отношении всех рабочих мест, в том числе с компьютерами и оргтехникой, за исключением:

  • дистанционных работников;
  • надомников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП.

2. По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности, которые классифицируются на:

Оптимальные — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.

Допустимые — условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредные — условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы.

При этом вредные условия труда делятся ещё на 4 подкласса.

Опасные условия — при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

3. Введён порядок декларирования условий труда.

Если проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, работодателю необходимо заполнить соответствующую декларацию и сдать её в службу по труду и занятости.

Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок её подачи утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 07.02.2014 № 80н.

Видео (кликните для воспроизведения).

Периодичность проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если рабочее место было аттестовано, то СОУТ можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

В тоже время статьей 17 Закона № 426 предусмотрен ряд случаев, когда специальная оценка проводится внепланово:

Организация проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 определено, что:

  • обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя;
  • специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Порядок проведения СОУТ

1. Создаётся специальная комиссия.

Работодатель издаёт приказ в свободной форме, которым утверждается состав и порядок работы комиссии.

Число членов комиссии должно быть нечетным.

Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель.

Кроме того в состав комиссии входят:

  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации (если таковая имеется).

2. Утверждается график проведения СОУТ.

Указанный график утверждается приказом работодателя, составленным в свободной форме (ст. 9 Закона № 426).

До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ст. 9 Закона № 426). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона № 426).

3. Заключается договор со специализированной организацией, которая будет проводить СОУТ.

При выборе такой организации работодателю необходимо учитывать требования, предъявляемые ст.ст. 19-20 Закона № 426 к специализированным организациям, а именно:

  • указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр.

Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая СОУТ, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

4. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ст. 10 Закона № 426).

В отношении таких рабочих мест работодатель подаёт в территориальный орган Минтруда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в которой должны содержаться следующие сведения:

  • наименование и место нахождения организации, в которой проводились исследования;
  • фамилия, имя, отчество должность руководителя организации, от имени которого принимается декларация;
  • перечень рабочих мест, соответствующих государственным требованиям охраны труда;
  • сведения об организации, проводящей СОУТ;
  • сведения об эксперте организации по СОУТ, проводившем идентификацию;
  • дата принятия и срока окончания действия декларации.

Срок действия декларации – пять лет.

5. В случае выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ст. 10 Закона № 426).

6. Подводятся итоги СОУТ.

Специализированной организацией составляется отчёт о проведенной СОУТ, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается её председателем (ст. 15 Закона № 426).

Форма данного отчёта и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 24.01.2014 № 33н.

7. Ознакомление работников с результатами СОУТ

В соответствии с требованием ст.ст. 5 и 15 Закона № 426 работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведённой на их рабочих местах. Сделать это необходимо в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта.

Читайте так же:  Стандарт оснащения гинекологического кабинета для лицензирования

8. Специализированная организация обязана передать результаты СОУТ:

  • до 1 января 2016 года – в Министерство труда;
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ.

Ответственность за не проведение СОУТ

В настоящее время ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП России.

  • для должностных лиц от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц: от 30 000 до 40 000 рублей. Также предусмотрено приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С 2015 года в случае отказа от СОУТ будет применяться новая норма — статья 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составит:

[1]

  • для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Предусмотрено также и предупреждение.

Если нарушение совершается повторно, размер штрафа составит:

  • для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 рублей.

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать (на срок от одного года до трех лет), а деятельность организации приостановить на срок до девяноста суток.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, которые проводятся для выявления вредных и/или опасных факторов на производстве с последующим определением степени их воздействия на здоровье работников.

Процедуру необходимо провести на всех рабочих местах организации, за исключением работников, выполняющих профессиональные обязанности на дому, дистанционно либо заключивших трудовой договор с физическим лицом без статуса индивидуального предпринимателя.

Сроки и подготовка к СОУТ

Методика проведение СОУТ регламентирована Федеральным законом № 426. Обязанность за организацию комплекса мероприятий возлагается на работодателя. Проверка должна проводиться минимум раз в 5 лет или с меньшим интервалом в следующих случаях:

  • повторное появление рабочих мест на предприятии;
  • изменение технологии производства, модернизация оборудования, которое может привести к негативному воздействию на здоровье сотрудников;
  • изменение состава или применение новых материалов (в т.ч. сырьевых), потенциально опасных для здоровья работников;
  • несчастные случаи на предприятии (за исключением инцидентов, произошедших по вине третьих лиц);
  • выявление у сотрудников профессиональных заболеваний, возникших вследствие воздействия вредных и/или опасных производственных факторов.

Внеплановая оценка условий труда проводится в течение 6 месяцев с момента появления хотя бы одного из вышеприведенных факторов. Порядок выполнения комплекса процедур регламентирован Трудовым кодексом РФ, ст.2 Закона № 426- Ф3 и прочими нормативно-правовыми актами.

Порядок проведения СОУТ

Комплекс мероприятий проводится совместно работодателем и специализированной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории. Перед выполнением СОУТ между хозяйствующими субъектами заключается договор.

Далее специальная оценка условий труда проводится в следующей последовательности:

Работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами проведения СОУТ и на их основании течение 30 календарных дней должен утвердить комплекс мер для снижения класса вредности и/или опасности рабочего места.

Вас остались вопросы?

Получить консультацию наших экспертов и обсудить условия оказания услуг АЦ СОУТ

можно через форму на сайте, по телефону или электронной почте

Порядок проведения специальной оценки условий труда кратко

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценкой) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда ( ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ, в соответствии с Методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Однако это правило действует только с 1 января 2014 г., поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 г. аттестация рабочих мест.

В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с той части выплат, которая начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 г. При этом нормами ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (Письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 г., не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (Письмо Роструда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).
Читайте так же:  Решения касающиеся общих дел товарищей принимаются товарищами

Вместе с тем Роструд в Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15 .

Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).

Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:

– чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
– условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
– на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;
– от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

[3]

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:

– профессии, должности, специальности одного наименования;
– использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
– выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
– обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

​ Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях:

– при появлении на предприятии новых рабочих мест;
– если она будет назначена трудовой инспекцией;
– при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов;

– если произошел несчастный случай или профзаболевание;
– по инициативе профсоюза.

​ Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки. Важно! Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 г., использовать нельзя (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

ведущий консультант ДКПО группа компаний «Ю-Софт»


Источник
: «ЭЖ-Юрист», № 15, 2016 (материал размещен в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: consultant.ru .

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  5. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Порядок проведения специальной оценки условий труда кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here