Отдых водителей при суммированном учете рабочего времени

В статье собрана самая важная информация на тему: "Отдых водителей при суммированном учете рабочего времени" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2013 г., 13 октября 2015 г., 5 июня 2017 г., 3 мая 2018 г.

По итогам экспертизы настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 21 декабря 2015 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Указанные особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Согласно Положению работодатели обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

[3]

Устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 ноября 2004 г. N 248, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 ноября 2004 г. N 45, в газете «Транспорт России» от 7-13 февраля 2005 г., N 6

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170

Изменения вступают в силу с 5 июня 2018 г.

Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 212

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Отдых водителей при суммированном учете рабочего времени

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В организации используется суммированный учет рабочего времени водителей. Водители часто попадают в заторы, «пробки», в связи с чем продолжительность рабочего времени в период ежедневной работы (смены) иногда превышает значения, установленные Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
Возможно ли применение абзаца пятого п. 25 указанного нормативного акта для обоснования труда водителей за пределами установленной продолжительности рабочего времени?
Что означает содержание абзаца: «Водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками»?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

21 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Суммированный учет рабочего времени

Статьи по теме

Суммированный учет рабочего времени – это мера, применяемая, когда специфика деятельности компании исключает возможность ведения стандартного учета. Рассмотрим в статье особенности, расскажем, как правильно вести и оформлять документы.

Суммированный учет рабочего времени: общие правила и отдельные тонкости

Суммированно учитывать трудозатраты работников необходимо в случае, если по организационным или производственным причинам на предприятии не соблюдается суточная или недельная норма трудовых часов.

Читайте так же:  Перечень документов для получения пособия по безработице

Есть немало предприятий, чья специфика деятельности не позволяет соблюдать «стандартные» дневные или семидневные графики труда. К примеру, продолжительность трудовых смен водителей определяется множеством факторов и зачастую не может быть принята заранее. В таких случаях наниматель может вести суммарный учет для всей компании, либо для конкретных подразделений.

Наиболее часто используемый учетный период – это месяц или квартал. При этом для определения максимального числа отработанных часов применяется недельная норма, установленная ст. 91 Трудового Кодекса и составляющая 40 часов в неделю. Но для отдельных групп персонала может назначаться сокращенная длительность труда.

Суммированный учет рабочего времени в ТК РФ

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается ст. 104 ТК РФ и внутренними положением предприятия — правилами внутреннего трудового распорядка. Причем принять его на предприятии можно как непосредственно при создании компании, так и позже. И сами ПВТР, и последующая их корректировка утверждаются приказом директора. Но закон устанавливает несколько условий:

  • участие представителей коллектива в лице профкома во внесении корректировок в ПВТР (ст. 190 ТК РФ) (при наличии в организации);
  • оповещение персонала об изменении условий труда должно происходить заранее, за 2 мес. (ст. 74 ТК РФ);
  • внесение изменений в трудовые договоры (ст. 72 ТК РФ).

Независимо от того, как вводится суммированный учет, это требует одобрения профсоюза (если в организации он есть). Затем потребуется оповестить весь коллектив. Со всеми, кто не согласиться трудиться в новых условиях, придется расстаться. Но для этого имеются два условия:

  • введение произошло из-за изменений организационных или технологических условий труда;
  • во-вторых, сотрудника нельзя перевести на другую подходящую должность.

Трудовой договор в таком случае расторгается, а в трудовой книжке указывается п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

Но мало выпустить распоряжение о введении нового режима. Нужно правильно рассчитывать сумму отработанных часов для каждого члена коллектива. Учет рабочего времени ведется в табеле. В нем указывают периоды, фактически отработанные каждым работником, которые могут отличаться от принятых законодательством 8-ми часов в день и 40 часов в неделю. Форма табеля разрабатывается нанимателем, исходя из специфики и потребностей компании.

Как ввести суммарный учет рабочего времени

Шаг 1. Согласование изменений нового распорядка с профсоюзной организацией. Для этого проект документа направляется в выборный орган, который в течение 3-х дней должен дать аргументированный ответ.

Шаг 2. После получения согласия руководитель оформляет приказ о введении данной системы на предприятии.

Приказ о введении суммированного учета рабочего времени

Шаг 3. Оформление переченя должностей, в отношении которых будет применяться суммированный учет.

Шаг 4. Составление новых графиков работы для сотрудников

Шаг 5. Подготовка или внесение корректировок в Положение.

Положение о суммированном учете рабочего времени 2019

Шаг 6. Внесение поправок в ПВТР.

Правила внутреннего трудового распорядка

[2]

Шаг 7. Оповещение персонала. На нанимателя возлагается обязанность ознакомлять персонал с локальными актами, регулирующими трудовую деятельность. При внесении правок в ЛНА работники предприятия должны быть с ними ознакомлены. Для этого они расписываются на приказе или в журнале ознакомления, если таковой применяется.

Шаг 8. Внесение правок в трудовые контракты сотрудников или оформление дополнительных соглашения по согласованию обеих сторон.

График учета рабочего времени при суммированном учете

Для разработки порядка смен необходимо, прежде всего, определить учетный период. Он может быть более семи дней, но не может превышать года. Но для сотрудников вредных производств учетный период год может быть установлен только в порядке исключения. Для них установленный промежуток равен трем месяцам, а число часов должно быть сокращено (ст. 92 ТК РФ). Учетный период и продолжительность смены прописываются в локальном документе, это является обязательным.

Здесь возможны два подхода: составление графика сменности. Начало и окончание труда, длительность работы и выходные дни прописываются в ПВТР. С ним работник знакомится при приеме на работу. И с этого момента рабочие дни и их продолжительность, а также выходные отражаются в табеле. Так происходит, например, при введении суммированного учета рабочего времени при сменном графике сутки через трое, два через два и т.п.

Оплата труда при суммированном учете рабочего времени

Режим труда в данном случае отклоняется от стандартного, из-за чего смены у работников могут попадать и на выходные дни. Но, несмотря на это, за трудящимися сохраняются все предусмотренные гарантии. Это касается праздничных дней, сверхурочных часов работы, выходов в ночные смены.

Наниматель самолично определяет размер оплаты труда персонала, порядок её калькуляции и начисления. Соответствующие положения должны содержаться в локальных актах организации, так же как и порядок ведения суммированного учета. Помимо этого, соответствующие пункты включают в трудовые договора. В них работодатель может указать, в какой последовательности производятся расчеты и начисление заработной платы работникам, а также дополнительные гарантии.

Недоработка при суммированном учете рабочего времени

На практике нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам сотрудники «недорабатывают». Это может произойти как по вине самого человека, так и по вине компании. Если работник не выполнил норму часов по вине нанимателя, то зарплата должна быть ему выплачена в полном объеме. За все дни его вынужденного простоя оплата начисляется, исходя из среднечасовой. То есть данный период должен быть оплачен так, будто сотрудник отработал все часы по норме.

При возникновении недоработки по объективным обстоятельствам работнику причитается 2/3 заработка. Ну а если в недоработке виноват сам работник, то он получит оплату только за действительно отработанное время. Отпуск или больничный также могут привести к возникновению недоработки. В этом случае оплачивается труд, а также производятся иные предусмотренные законом выплаты.

Сверхурочные часы при суммированном учете рабочего времени

Это часы, отработанные свыше нормы в контрольном периоде. Их наличие определяется по истечении периода, определенного в локальных актах как учетный. Сумма таких часов в год не должна превышать 120 у одного сотрудника. В качестве учетного периода может служить месяц, квартал и даже год.

Расчет сверхурочных выполняется в порядке, описанном ст. 152 ТК РФ: первые два часа, отработанные свыше нормы, оплачиваются с надбавкой в 50%, а все дальнейшие – в двойном размере. Работодатель имеет право установить больший коэффициент для оплаты сверхурочной работы.

Читайте так же:  Что значит переплата в личном кабинете налогоплательщика

Суммарно переработка не может быть более четырех часов за два подряд идущих дня (ст. 99 ТК). Специалисты-практики рекомендуют подсчитать, сколько составят сверхурочные в течение двух часов за каждый рабочий день, и оплатить по полуторному тарифу. А все что сверх этого — в двойном.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Организация работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы

Суммированный учет рабочего времени: примеры расчета при работе ночью

Работа в ночное время, а именно с 22.00 до 6.00, в соответствии с ч.1 ст.154 ТК РФ оплачивается в повышенном размере. Минимальная надбавка в данном случае составляет 20% от среднего заработка за аналогичный период. Для ряда категорий трудящихся, к примеру, сотрудников медицинской сферы и госслужащих, установлен больший размер надбавки.

[1]

Конкретный размер надбавки на предприятии устанавливает работодатель, но не ниже установленного минимума. Он должен быть указан в локальных актах компании или трудовом договоре с сотрудником. При отсутствии советующих пунктов в положениях предприятия расчеты должны производиться, исходя из установленного Правительством РФ минимума.

Примеры расчета суммированного учета времени при ночной работе:

Гражданин Н. трудился в ночную смену 7 часов. Величина его часовой ставки составляет 300 рублей. В локальных документах предприятия установлено, что надбавка за работу ночью составляет 25%.

За семь рабочих часов в дневное время гражданин Н. заработал бы 2100 рублей. К указанной сумме необходимо прибавить «ночной коэффициент». Таким образом: 2100 + 25% = 2625 рублей.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Для компаний, где персонал работает вахтовым методом, например, водители, система суммированного учета является обязательной. Это связано с тем, что специфика такой работы предполагает невозможность возвращения персонала домой ежедневно. В связи с этим для них устанавливается особый график. Это может быть, к примеру, «30/15», где 30 – это сумма отработанных дней в учетном периоде, а 15 — количество дней отдыха. При этом график ведется помесячно и в него включаются все дни работы, проезда до места труда и обратно, а также время отдыха, попадающее в этот период.

Как прописать в трудовом договоре суммированный учет рабочего времени

Это условие включают в трудовой договор работника, оформив дополнительное соглашение. В нем указывают график работы, например, четыре дня рабочих и четыре выходных, и учетный период, например, квартал.

Также необходимо сослаться на ЛНА, регулирующий порядок применения суммированного учета, предусматривающий продолжительность рабочей недели и ежедневной смены, в том числе неполной, а также время начала и окончания работы, перерывы в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Транспорт является средством повышенной опасности, поэтому гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень )

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей. Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

Читайте так же:  Чем отличается должностная инструкция от функциональных обязанностей

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода.

При приеме сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается.

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику.

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем.

Минтранс установил новые правила организации труда водителей

Если в вашей организации работают штатные водители, с 05.06.2018 организовывать режим труда и отдыха для них нужно по-новому. Каким образом, разъяснил Минтранс в приказе от 03.05.2018 № 170.

  1. Режим работы и отдыха водителей на обычных и междугородних перевозках следует установить одинаковым.
  2. Если вы считаете рабочее время водителей методом суммированного учета, с 05.06.2018 делать это нужно с учетом такого правила: водителю нельзя управлять автомобилем больше 56 часов в неделю (п. 4 приложения к приказу Минтранса № 170).
  3. Впервые прописано, как считать рабочую неделю автомобилистам: нужно взять время с 0 часов понедельника до 24 часов воскресенья. Из-за этого придется пересчитать нагрузку работников с ночными сменами. Междусменный отдых работника должен быть вдвое дольше смены. Также нужно запланировать еженедельный отдых не меньше 42 часов.
  4. Сверхурочкой на транспорте считается 12 часов вместе с трудом по графику в течение дня. Это равно максимальной трудовой смене.
  5. Водителям вменено в обязанность отдыхать (п. 5 приложения к приказу Минтранса № 170). Теперь именно работники отвечают за перерывы в течение смены. Все водители должны отдыхать в пути не меньше чем по четверти часа. В первый раз нужно сделать перерыв через 4 часа после начала движения, а затем через каждые 2 часа управления автомобилем. Если перерыв совпал со временем обеда, то отдельно отдыхать от руля не требуется.
Читайте так же:  Списание дебиторской задолженности на основании решения суда

Напомним, что за неправильные графики для водителей работодателя оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Инспектор ГИБДД выпишет штраф до 3 тыс. руб. водителю, который управляет машиной без перерыва (ч. 2 ст. 11.23 КоАП). Для работодателя за это ответственности нет.

Также работодатель вправе оформить водителю дисциплинарное взыскание, если сможет подтвердить самовольное нарушение режима. Подойдут сведения из системы ГЛОНАСС, данные тахографа.

Таким образом, если вы работаете с водителями, рекомендуем срочно пересмотреть режим их работы и внести соответствующие изменения в правила трудового распорядка. Это можно сделать как отдельным внутренним документом (только для водителей), так и путем внесения изменений в трудовой договор с каждым из водителей. В любом случае во всех договорах понадобится отразить новую обязанность водителя отдыхать.

О нюансах внесения изменений в трудовой договор читайте в нашем материале.

Изменятся ли путевые листы в связи с новыми правилами, можно уточнить в нашей ветке в ВК.

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (с изменениями на 3 мая 2018 года)

Название документа: Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (с изменениями на 3 мая 2018 года)
Номер документа: 15 Вид документа: Приказ Минтранса России Принявший орган: Минтранс России Статус: Действующий Опубликован: Российская газета, N 248, 10.11.2004

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 45, 08.11.2004

Экономика и жизнь, N 47, ноябрь, 2004 год

Нормативные акты для бухгалтера, N 22, 16.11.2004

Официальные документы, N 44, 23.11.2004

Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии, N 12, 2004 год

Официальные документы и разъяснения, N 33, ноябрь, 2004 год

Налоги и бизнес, N 23, декабрь, 2004 год

Бухучет на автотранспортных предприятиях, N 12, 2004 год

Транспорт России, N 6, 7-13 февраля 2005 года

Правовое регулирование трудовых отношений. Приложение к журналу «Учетная политика», N 3, 2004 год

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).
Читайте так же:  Ответ на представление фсб по антитеррористической защищенности

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  4. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Отдых водителей при суммированном учете рабочего времени
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here