Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность

В статье собрана самая важная информация на тему: "Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Присмотр и уход за детьми в детском саду без лицензии не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

    Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017):

    4. Осуществление лицом деятельности по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

    Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, так как индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному образованию, не имея лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.

    Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

    Индивидуальный предприниматель организовал группы кратковременного пребывания детей (мини-сад), для занятий с которыми привлечены педагоги, имеющие специальное профессиональное образование, на основании заключенных с ними договоров возмездного оказания услуг. В рамках мини-сада проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, музыке, конструированию, физкультуре, рисованию, действиям с предметами, развитию речи, лепке. Индивидуальным предпринимателем и родителями были заключены договоры оказания услуг, согласно которым индивидуальный предприниматель совместно с педагогическими работниками осуществляют присмотр и уход за детьми с организацией их досуга в виде развивающих занятий с учетом их возрастных особенностей (лепка, рисование, игры, игрушки и др.).

    Суд исходил из того, что образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ в системе образования (пункт 9 статьи 2, пункты 1 и 7 статьи 10, пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон об образовании).

    Суд счел, что деятельность индивидуального предпринимателя направлена на присмотр и уход за детьми с организацией их досуга и не связана с реализацией образовательных программ, поэтому не является образовательной деятельностью в смысле Закона об образовании, а довод прокурора о том, что индивидуальный предприниматель предоставляет услуги по дошкольному образованию, следует признать ошибочным.

    Суд также указал на то, что Закон о лицензировании содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, осуществление мероприятий и организация досуга детей не названы в числе этих видов деятельности.

    Учитывая, что в мини-саду образовательная деятельность не осуществлялась, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

    Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

    Вернуться к оглавлению документа: Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 КоАП РФ»

    Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Российская организация, занимающаяся распространением программного обеспечения, не имеющая лицензии на образовательную деятельность, осуществляет обучение сотрудников российских организаций — покупателей программного обеспечения основам пользования этим программным обеспечением.
    Предусмотрена ли законодательством ответственность за осуществление такой деятельности без лицензии?

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

    2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

    Читайте так же:  Фонд капитального ремонта забайкальского края узнать задолженность

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

    влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

    1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 14.1 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п. 13 — 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Что такое «предпринимательская деятельность»?

    Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ.

    В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

    [1]

    Доказательства занятия предпринимательской деятельностью

    Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

    Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

    Кто может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности?

    Субъектами административной ответственности являются руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. Подробнее см. п. 14 Постановления.

    Если деятельность без регистрации ИП или юрлица осуществляется с нарушением норм и правил, ответственность наступает по двум статьям: 14.1 КоАП РФ и по статье за нарушение данных норм и правил

    В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например:

    если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ;
    если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.2 КоАП РФ;
    если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ;
    если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.15 КоАП РФ.

    Ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за деятельность без лицензии

    При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

    Ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за деятельность с нарушением условий лицензии

    Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов

    При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

    Ответственность за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий по специальной номе КоАП РФ

    В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

    В Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года содержатся следующие разъяснения:

    Реализация лекарств без лицензии и с грубым нарушением требований квалифицируется по ч. 2 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ

    Осуществление обществом деятельности по реализации лекарственных препаратов (в том числе ветеринарного применения) в отсутствие лицензии и с грубым нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по частям 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( см. подробнее п. 1 Обзора судебной практики).

    Ответственность по статьям 14.1 КоАП РФ и 14.16 КоАП РФ за деятельность без лицензии и оборот алкогольной продукции

    Осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления ( см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики).

    Ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий

    [3]

    Осуществление юридическим лицом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности и может быть квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 3 Обзора судебной практики).

    Присмотр и уход за детьми в детском саду без лицензии не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

    Осуществление лицом деятельности по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. ..Учитывая, что в мини-саду образовательная деятельность не осуществлялась, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 4 Обзора судебной практики).

    Осуществление мероприятий по дезинфектологии в рамках медицинской деятельности не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

    Осуществление мероприятий по дезинфектологии в рамках медицинской деятельности не влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 5 Обзора судебной практики).

    Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензии квалифицируется по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

    Осуществление обществом фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований может быть квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. ..Действия общества, связанные с нарушением условий хранения лекарственных препаратов и требований к минимальному ассортименту лекарственных препаратов, установленных Положением о лицензировании N 1081, являются грубыми нарушениями лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 6 Обзора судебной практики).

    Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) предусматривается следующими законодательными актами:

    Уголовный кодекс РФ

    Статья 171. Незаконное предпринимательство

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской

    деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере,

    — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

    а) совершенное организованной группой;

    б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,

    -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

    2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    Читайте так же:  Рабочее время педагогического работника характеризуется как

    4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),

    — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

    1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна),

    — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна),

    — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или специального разрешения

    В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Помимо регистрации для отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии). К таким видам деятельности, например, относится производство лекарственных средств, оказание услуг связи, образовательная деятельность и другие.

    Основные требования о лицензировании содержатся в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

    Так, согласно ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей.

    [2]

    Осуществление же предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей. В каждом из указанных случаев возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

    Кроме того, ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Согласно названной норме, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.

    Лицензия учебному центру не нужна

    А. Н. Симонова, аудитор

    Арбитры согласились, что образовательная деятельность учебного центра может осуществляться без лицензии, если относится к профессиональной подготовке без повышения образовательного уровня, квалификации (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2013 г. № А56-25488/2013).

    Суть спора

    Прокурор возбудил дело в отношении Учебного центра вычислительной техники по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и обратился в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.

    Обществу вменялось осуществление образовательной деятельности без лицензии.

    Решение суда

    Однако суд отказал в данном иске. И вот почему.

    В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, которую ведут негосударственные образовательные учреждения, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

    То, что лицензированию подлежит именно образовательная деятельность, было прописано и в пункте 2 статьи 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (он действовал в период рассмотрения спора).

    Аналогичная норма прописана в пункте 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действует с 1 сентября 2013 года).

    Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174.

    Пунктом 1 этого Положения определено, что оно устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществ­ляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.

    Читайте так же:  Финансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства допускается

    При этом в соответствии с пунктом 4 Положения не подлежат лицензированию:

    – образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;

    – деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, проводимая без реализации образовательных программ;

    – индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

    Из указанного следует, что образовательная деятельность, подлежащая лицензированию, должна сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании.

    В данном случае, оценив устав общества, договоры на оказание услуг в области дополнительного образования, соглашения о договорной стоимости обучения, сертификаты, суд пришел к выводу о том, что ни одно из этих доказательств не подтверждает факт осуществления обществом образовательной деятельности по образовательным программам.

    Фактически общество ведет деятельность по оказанию возмездных услуг обу­чения иностранным языкам, компьютерной подготовке, а также подготовке к ЕГЭ и др.

    Использование обществом отдельных элементов образовательной деятельности само по себе не относит его деятельность к той, что требует обязательного лицензирования.

    Доказательств того, что предоставляемые обществом услуги сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей итоговых документов, подтверждающих получение соответствующего образования или повышение квалификации, прокурор также не представил.

    Таким образом, суд указал, что получать лицензию обществу в данном случае не нужно.

    Лицензия на образовательную деятельность для ИП

    Для ведения образовательной деятельности на территории РФ индивидуальному предпринимателю необходимо оформить соответствующую лицензию. При этом с 2017 года вступила в силу статья 91, в соответствии с которой всем ИП необходимо оформить ее для продолжения ведения образовательной деятельности. Что включает лицензия на образовательную деятельность для ИП и как ее переоформить с учетом нововведений в 2017 году, расскажем в статье.

    Кому необходима лицензия

    Лицензия индивидуального предпринимателя является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности. Как получить лицензию на образовательную деятельность ИП, расскажем далее.

    Нормы и правила лицензирования деятельности индивидуального предпринимателя утверждаются в соответствии с установленным Постановлением № 966 порядком. Осуществляется это процесс в зависимости от вида обучения, уровня аккредитации и направления деятельности.

    Лицензия на ведение образовательной деятельности нужна физическим лицам либо организациям, которые планируют использовать образовательные программы для обучения граждан на территории РФ, независимо от их возраста и пола. В соответствии с законодательством РФ предпринимателям нужна лицензия, если они планируют следующий вид деятельности:

    • Общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста, для детей начального и основного школьного образования.
    • Профессиональные и профильные образовательные программы: среднее и специальное образование, магистратура.
    • Дополнительное образование для детей и взрослых.
    • Музыкальное образование.

    Если организация предоставляет услуги тренингов, профессиональных семинаров или разовых лекций, которые не имеют документального подтверждения, также не требуется лицензия на их проведение.

    Требования к лицензированию ИП

    • Помещение отвечает требованиям Роспотребнадзора, пожарной службы и санитарно-эпидемиологической безопасности.
    • В помещении должна быть необходимая мебель, которая зависит от направления деятельности и количества учеников. Если в организации будет организовано питание учеников, нужна кухонная зона или столовая.
    • Наличие дополнительных блоков, в зависимости от специфики учебного заведения (спортивный зал, библиотека, медкабинет и т.д.).
    • У педагогического состава должны быть документы, подтверждающие требуемый опыт и квалификацию.
    • Наличие образовательных программ, которые были разработаны для этого учреждения.
    • Собран пакет обязательных документов, приложенных к заявлению о лицензировании деятельности.

    Подача заявления и пакета документов

    Одним из требований к лицензированию является сбор пакета документов:

    • Заполненное собственником учреждения заявление.
    • Квитанция об уплате госпошлины (7 500 руб.).
    • Годовой учебный план, составленный в соответствии с образовательными программами учреждения.
    • Разрешения Роспотребнадзора и пожарной инстанции о готовности помещений для осуществления образовательной деятельности.
    • Справка, которая подтверждает материально-техническую готовность этой деятельности.
    • Разрешения соответствующих органов на оборудование пищевого блока и обеспечение охраны здоровья учеников учреждения.
    • Данные о штате и наличии подтверждения квалификации педагогов.
    • Бумаги, которые подтверждают полноценное обеспечение необходимой литературой и техникой для полноценного обучения.

    В обязательном порядке весь пакет документов должен быть нотариально заверен.

    Если новые образовательные программы индивидуального предпринимателя предполагают использование особых технологий, в процессе лицензирования деятельности лицензирующий орган имеет право потребовать справку о наличии необходимых условий обучения по новым специфическим программам этих технологий.

    Сроки получения лицензии

    После того как индивидуальный предприниматель подал полный пакет документов и лицензирующий орган согласовал наличие всего необходимого, ожидать решения следует от 45 до 60 дней. В течение этого периода уполномоченная комиссия изучает документы и принимает решение. Результат можно узнать как лично, так и в онлайн-режиме на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

    Осуществление образовательной деятельности без лицензии: когда можно и когда нельзя + штрафы

    По закону Российской Федерации, каждая образовательная деятельность должна осуществляться при наличии лицензии. В противном случае организация понесет ответственность. В этой статье мы разберем виды ответственности и штрафы, а так же в каком случае можно обойтись без лицензии.

    Лицензирование образовательных учреждений

    В соответствии с законодательными актами, к числу которых относятся:

    • Закон «Об образовании в РФ» No273-ФЗ, от 29.12.2012 года;
    • Постановление Правительства РФ № 966, изданное 28.10.2013 года;
    • Закон «О лицензировании» № 99-ФЗ, датированный 04.05.2011 года,

    образовательная деятельность на территории Российской Федерации не может проводиться без лицензии. Её получение обязательно для частных и государственных, коммерческих или некоммерческих, научных организаций; ИП, привлекающих наемных работников. Если образовательная организация имеет филиалы, то разрешение должен получить каждый из них.

    Какую образовательную деятельность можно вести без лицензии?

    Действующим законодательством разрешено вести образовательную деятельность, не имея лицензии, только тогда, когда услуга оказывается одним предпринимателем, имеющим официальную регистрацию. При этом он должен работать самостоятельно.

    Привлечение сторонних специалистов полностью исключается. Примеры: руководство секцией, студией или кружком, репетиторская деятельность с образованием и необходимым рабочим стажем.

    Ответственность за работу без лицензии

    Ведение нелицензированной деятельности наказывается денежными штрафами или уголовно. Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение штрафов на компанию или должностных лиц. В первом случае виновная сторона обязана выплатить 50 000 рублей, либо 500 зарплат, во втором случае – до 5000 рублей. Последствия вышеуказанного правонарушения могут причинить вред государству и его гражданам, другим компаниям. Помимо этого, они могут быть связаны с получением прибыли, являющейся незаконной. В данном случае существуют три вида наказания виновного лица:

    Читайте так же:  Порядок предоставления земельного участка многодетным семьям

    • штраф 3000 рублей;
    • принудительные работы;
    • изъятие двухгодовой зарплаты.

    В предпринимательстве за невыполнение обязательных условий выдачи лицензии, либо ее отсутствие, а также причинение убытков государству физическим, юридическим лицам грозит, в отличие от всех остальных нарушений, уголовная ответственность. За групповое преступление даются более жёсткие наказания: штраф размером от 100 000 до 500 000 рублей, до пяти лет принудительных работ, арест на срок до 5 лет.

    Можно заметить, что сумма штрафов за отсутствие лицензии намного выше той суммы, которая уходит на её оформление и уплату государственной пошлины, поэтому получением разрешения на образовательную деятельность пренебрегать не стоит.

    Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования

    Вопрос юридической ответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности, действующим без лицензии или с нарушением порядка лицензирования, является весьма актуальным в теории и практике соответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможные последствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.

    1. Административная ответственность

    Новый Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 теперь предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.

    Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
    • на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
    • на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
    • на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
    • на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

    2. Гражданская ответственность

    В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

    Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.

    Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна

    3. Уголовная ответственность.

    Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

    Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования». Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.

    Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере* наказывается:

    • штрафом до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, .
    • обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
    • арестом на срок от 4 до 6 месяцев

    Незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере наказывается (Ч.2 ст.171 УК РФ):

    • штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
    • лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового

    (*) Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тысяч рублей, особо крупным — 1 миллион рублей (примечание к ст.169 УК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Столичный центр образования
    Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности

    г. Москва
    ул. Казакова, д. 6, корп. 1, офис 307

    Источники


    1. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

    2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

    3. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
    4. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
    5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
    Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here