Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках

В статье собрана самая важная информация на тему: "Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у МСП, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у МСП и требования к содержанию этого отчета.

В настоящее время действует Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее — Постановление N 1352).

На основании п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ утверждает перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у МСП , годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика, а также форму годового отчета о закупке указанной продукции и требования к содержанию этого отчета. Порядок расчета объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у МСП для данного случая установлен п. 2.2 Постановления N 1352, п.п. 5.2, 5.3 и 7 Положения, которые в настоящем материале не рассматриваются. Особенностей порядка осуществления закупок в указанном случае не предусмотрено.

Согласно п. 2 Положения его действие фактически распространяется только на следующие категории заказчиков:

— государственные компании, созданные на основании федерального закона (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— иных заказчиков (кроме кредитных организаций), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— заказчиков, которые являются кредитными организациями, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей;

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона (с 1 июля 2017 года);

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (с 1 июля 2017 года);

— хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также хозяйственные общества, не являющихся МСП, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта РФ превышает 50% и доля участия субъекта РФ превышает долю участия РФ, годовой объем выручки (для кредитных организаций — величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);

— дочерние хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки (величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);

— дочерние хозяйственные общества, не являющиеся МСП, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки (величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 июля 2017 года);

— не являющихся кредитными организациями и автономными учреждениями заказчиков, годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 января 2018 года);

— заказчиков, которые являются кредитными организациями, величина активов которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей (с 1 января 2018 года);

— автономные учреждения, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей (с 1 января 2018 года).

[1]

Поскольку очевидно, что выручка и величина активов могут год от года увеличиваться или уменьшаться, на наш взгляд, корректнее говорить, что действие Положения распространяется на всех заказчиков, но применять его требования обязаны только те из них, выручка или (для кредитных организаций) величина активов которых за предшествующий календарный год превышает установленные п. 2 Положения размеры.

Под МСП в Положении понимаются потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) (см. п.п. 11, 13, пп. «б» п. 14, пп. «б» п. 14.1 Положения).

Как указано в п. 5 Положения, годовой объем закупок у МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров , заключенных заказчиками по результатам закупок, при расчете которого не учитываются закупки, перечисленные в п. 7 Положения. Разъяснения об учете в составе совокупного годового объема закупок отдельных видов закупок даны в п. 3 письма Минэкономразвития России от 28.08.2015 N Д28и-2498, письмах Минэкономразвития России от 27.07.2015 N Д28и-2133, от 12.02.2016 N Д28и-290.

В силу п. 4 Положения закупки у МСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки:

— участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе МСП (пп. «а» п. 4 Положения);

— участниками которых являются только МСП (пп. «б» п. 4 Положения). Таким путем могут быть осуществлены только закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, составляемый заказчиком на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст) и размещаемый в единой информационной системе, а также на сайте заказчика (п.п. 8 — 10 Положения);

— к участникам которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП (пп. «в» п. 4 Положения).

В соответствии с п. 6 Положения при расчете годового объема закупок у МСП учитываются:

Читайте так же:  Режим работы в каникулярный период педагогических работников

— договоры, заключенные заказчиками с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. «а» и «б» п. 4 Положения;

— договоры, заключенные непосредственно с МСП поставщиками (исполнителями, подрядчиками) в целях исполнения договоров, заключенных ими с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. «в» п. 4 Положения.

При этом п. 6.1 Положения предусмотрены особенности учета при расчете договоров, срок исполнения которых превышает 1 год и которые заключены с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. «а» и «б» п. 4 Положения.

Как видим, ключевым для учета закупок у МСП является факт заключения договора с такими субъектами, а не проведение особой процедуры закупки. Однако совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с МСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения, должен составлять не менее чем 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения).

Положением предусмотрены особенности осуществления закупок у МСП:

— участниками которых являются любые лица, в том числе МСП, — п. 14 Положения;

— участниками которых являются только МСП — п.п. 8 — 13, 14.1, 17, а также раздел II Положения;

— к участникам которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП — п.п. 11 — 13, 14.1, а также раздел III Положения.

Общим для закупок, по итогам которых заключаются договоры непосредственно с МСП, является принцип декларирования участниками — МСП своей принадлежности к этой категории субъектов. Причем во втором случае по смыслу п.п. 11, 14.1 и 20 Положения это является условием допуска к процедуре закупки. Декларирование в силу п.п. 11 и 14 Положения осуществляется путем представления сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом N 209-ФЗ (далее — единый реестр МСП), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к МСП, которая заполняется по форме, установленной Приложением к Положению. При этом декларация представляется только в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в едином реестре МСП.

При закупках, к участникам которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП, декларировать принадлежность к МСП каждого субподрядчика (соисполнителя) обязаны участники (п.п. 11, 31 Положения). Декларирование производится таким же образом, как описано выше, и является условием допуска к процедуре закупки (п. 14.1 Положения).

Заказчик обязан проводить закупки исключительно среди МСП, если закупаемые товары, работы, услуги включены в утвержденный им соответствующий перечень, предусмотренный пп. «я.1» п. 7, п. 8 Положения, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн. рублей. Если же начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 200 млн. рублей, но менее 400 млн. рублей — заказчик праве провести такую закупку (п.п. 18, 19 Положения).

Согласно п. 15 Положения заказчик вправе утвердить документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование программы партнерства — реестра (перечня) МСП, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенным между МСП и заказчиком либо между МСП и лицом, заключившим договор с заказчиком, соответствующих требованиям, указанным в данном пункте. Утвержденная заказчиком программа партнерства, а также требования, предъявляемые к МСП для участия в такой программе, размещаются на сайте заказчика в сети «Интернет» (п. 16 Положения).

На основании п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, пп. «а» п. 34 Положения заказчик обязан размещать отчет о закупках у МСП по итогам каждого месяца, а согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, пп. «б» п. 34 Положения — по итогам года. Подробнее данный вопрос рассматривается в отдельных материалах.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.15

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства

    On 17.12.2016 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронный аукцион

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением. Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться. Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их. По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно. Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей. Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

СМП и госзаказ по 44-ФЗ

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Читайте так же:  Порядок подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

[2]

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14. В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП. Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса. Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

[3]

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание. Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф. Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере государственных закупок в России и в мире

Основные положения Контрактной системы и проблемы действующего законодательства в области регулирования поддержки малого бизнеса в сфере государственного заказа

Как уже было отмечено, в начале 2014 года в силу вступил Закон №44-ФЗ, пришедший на смену Федеральному закону от 21.07.2005 №94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №94-ФЗ), который был направлен на системное изменение норм порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Новое регулирование коснулось различных аспектов процесса реализации государственных закупок, в том числе специфики участия субъектов малого предпринимательства. Особое регулирование участия СМП в госзакупках включает в себя наличие в Законе №44-ФЗ отдельных условий и привилегий для реализации механизмов поддержки участия малого бизнеса.

Отметим, что статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон №209-ФЗ) установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся:

коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

крестьянские (фермерские) хозяйства.

При этом, данные категории СМП должны соответствовать следующим условиям:

средняя численность работников за предшествующий год не более 100 человек;

выручка от реализации без НДС за предшествующий год не более 800 млн. рублей (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702);

Видео (кликните для воспроизведения).

для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не может превышать 25%.

Несмотря на то, что вопрос участия малого бизнеса в закупках регулируется статьей 7 Закона №209-ФЗ, в нём не предусмотрены условия обеспечения доступа малого бизнеса к государственным закупкам. Закон №44-ФЗ конкретизирует механизмы привлечения СМП к сфере госзакупок: разработана система преференций, установлены особые условия участия, установлен минимальный размер осуществления заказчиками закупок у СМП.

Ранее, статьей 15 Закона №94-ФЗ также был предусмотрен порядок участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках, однако в Контрактной системе добавились некоторые новые условия, направленные на расширение возможностей малого бизнеса в сфере государственного заказа. Теперь, статьей 30 Закона №44-ФЗ установлены единые правила проведения конкурентных процедур для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО), при этом закупки для этих двух категорий не могут проводиться раздельно. Но важно уточнить, что механизм поддержки СМП и СОНКО в значительной степени отличается от механизма поддержки других «льготных» категорий участников закупок, а именно: для учреждений и предприятий уголовно — исполнительной системы и для организаций инвалидов в закупках установлена обязательная ценовая преференция.

Читайте так же:  Совокупность тарифных разрядов работ профессий должностей

В соответствии со статьей 30 Закона №44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объёме не менее 15% от годового объёма всех закупок, за исключением следующих:

Закупок, проводимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Услуг по предоставлению кредитов;

Закупок, осуществляемых у единственного поставщика;

Работ в сфере использования атомной энергии;

Закупок, в которых выбор поставщика осуществляется посредством закрытых способов.

При этом, начальная (максимальная) цена закупки, объявленной для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не может превышать 20 миллионов рублей.

Весь объём закупок у субъектов малого предпринимательства, как и любые другие закупки, должны осуществляться в соответствии с разработанным планом — графиком (основанием для осуществления закупок), который представляет собой основной документ, содержащий перечень закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год.

Важным нововведением закона о Контрактной системе в отношении участия субъектов малого предпринимательства является особый порядок обеспечения 15% закупок у СМП от годового объема всех закупок заказчика, в которые теперь не включаются несостоявшиеся закупки. Это позволяет исключить возможность «виртуальной поддержки малого бизнеса».

Стоит также отметить, что у заказчика есть два способа привлечения СМП:

Путём проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, где заказчик устанавливает возможность участия только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Однако начальная (максимальная) цена такого контракта не может превышать двадцать миллионов рублей.

Путём обозначения в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику, не относящемуся к категории СМП либо СОНКО, об обязательном привлечении СМП или СОНКО в качестве субподрядчиков к исполнению контракта.

Заказчики организуют отдельные процедуры выбора поставщика только для СМП и СОНКО, в которых могут принимать участие исключительно представители двух указанных категорий исполнителей. Это ограничение прописывается заказчиками в извещении о проведении закупки, поэтому представители СМП могут легко определить в каких закупках они могут принять участие на особых условиях.

В свою очередь, субъекты малого предпринимательства в заявках на участие в конкурентных процедурах должны декларировать свою принадлежность к одной из двух вышеуказанных категорий подрядчиков (часть 3 статья 30 Закона № 44-ФЗ), и участники не обязаны представлять дополнительные документы, подтверждающие их статус.

Невзирая на то, что Законом №44-ФЗ не предусмотрена универсальная форма подтверждения принадлежности к СМП, и не зафиксированы инструменты проверки их соответствия, от участников не требуется подробное описание своей принадлежности к малому бизнесу. К документам, которые могут подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, относятся:

  • — формы бухгалтерской отчётности;
  • — сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год;
  • — выписка из реестра акционеров;
  • — список участников общества с ограниченной ответственностью.

Пункт 8 статьи 30 Закона №44-ФЗ устанавливает, что поставщикам, относящимся к категории СМП, заказчик обязан предоставить оплату закупки в течение 30 дней с момента подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ. В качестве дополнительной формы контроля, Контрактная система устанавливает порядок предоставления заказчиком отчётности об исполнении контрактов у СМП в соответствии с формой, закреплённой в Постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 №238. Это позволяет дисциплинировать заказчиков и структурировать результаты закупочных процедур.

Исполнение заказчиком обязательства предоставления закупок для СМП обеспечивается ещё одним условием: за неисполнение данной нормы должностное лицо несёт персональную административную ответственность (пункт 11 статьи 7.30 КоАП РФ). Если заказчик в течение года не осуществил установленный нормой законодательства Российской Федерации о контрактной системе необходимый объём закупок товаров, работ, услуг у СМП, на должностное лицо налагается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. Данный вид санкций призван ограничить возможность того, что заказчик несерьезно отнесется к исполнению нормы об обязательном предоставлении закупок отдельным видам поставщиков.

Законом №44-ФЗ также установлен максимальный размер обеспечения заявок на участие в конкурентных процедурах выбора поставщика, и он не должен превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта. Это является дополнительным стимулом для участия малого бизнеса в конкурентных процедурах выбора поставщика для обеспечения государственного заказа. Стоит заметить, что для субъектов малого предпринимательства, основной проблемой которых выступают ограниченные финансовые возможности, крайне важна законодательно установленная гарантия невысокой цены обеспечения заявки.

Однако, не смотря на разработку нового подхода к обеспечению доступа СМП к сфере государственного заказа в Законе №44-ФЗ, представители малого бизнеса всё ещё испытывает трудности в процессе осуществления закупок. В связи с наличием ряда барьеров, которые затрудняют эффективное участие СМП в процедурах выбора поставщика, субъекты малого предпринимательства считают нецелесообразным затрачивать силы и финансовые средства на участие в государственных закупках. Для представителей малого бизнеса, важным препятствием на пути к свободному участию в конкурентных процедурах выбора поставщика является низкий уровень квалификации в данной области. Более того, у малых фирм ограничены возможности беспрепятственного получения банковских гарантий, необходимых для участия в торгах.

В условиях меняющихся законодательных норм в отношении поддержки СМП в сфере госзакупок, заказчики также испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям и новым механизмам. Например, порядком Закона №94-ФЗ устанавливалось, что, несмотря на наличие заявок от участников, объявленная заказчиком закупка для СМП уже являлась исчерпывающим исполнением нормы об осуществлении закупок у малого бизнеса. Но теперь, в рамках Контрактной системы, несостоявшиеся закупки у субъектов малого предпринимательства не отменяют необходимости осуществлять не менее 15% годового объёма закупок. Это обязательство создает дополнительную нагрузку на государственных заказчиков.

Возможно, именно поэтому на данный момент у участников государственных закупок нет возможности быстро достичь существенного прогресса в вопросе преодоления барьеров на пути к достижению высокого уровня эффективности взаимодействия государства и малого бизнеса в сфере госзаказа. Более того, наличие барьеров и препятствий влияет на успешность закупок у СМП. Можно предположить, что в условиях ограничения, наложенного статьей 30 Закона №44-ФЗ, число потенциальных участников конкурентных процедур в закупках, объявленных для СМП и СОНКО, будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Соответственно, это может влиять и на уровень конкуренции, и на эффективность таких закупок с точки зрения цены закупаемых товаров.

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

Читайте так же:  Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих

Содержание:

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: открытые конкурсы , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы , запросы котировок , запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

Новости госзакупок

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Закупки у СМП

В некоторых случаях учреждение обязано совершать закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В заявках на участие в закупках представители малого предпринимательства декларируют свое право считаться таковыми. Представлять дополнительные документы в подтверждение своего статуса им не нужно (письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 4 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14). Расскажем об особенностях закупок у СМП.

Понятие субъекта малого предпринимательства

Определение субъекта малого предпринимательства содержится в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 Закона № 209-ФЗ к таким субъектам относятся:

Льготы по закупкам у СМП

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичная норма была предусмотрена ранее ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Однако в Законе о контрактной системе к малым предприятиям добавились социально ориентированные некоммерческие организации. Но в обоих случаях речь идет о мерах государственной поддержки малого бизнеса в форме закупок у малого предпринимательства.
Сразу следует сделать важное уточнение. Механизм поддержки СМП и социально ориентированных НКО принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников. У учреждений федеральной службы исполнения наказаний и организаций инвалидов есть обязательная преференция по цене. СМП и социально ориентированные некоммерческие организации имеют право на специально выделенный для них объем закупок. Причем разделять закупки «только для субъектов малого предпринимательства» или «только для социально ориентированных НКО» недопустимо.

Читайте так же:  Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности

Возможные проблемы

Практика применения мер поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Закона о госзакупках привела к тому, что законодательно был оговорен случай, когда заказчик объявляет закупку для таких участников, но заявок от них не поступает. Эта попытка засчитывалась заказчику как исчерпывающее выполнение нормы закона (важна не сумма контракта, а желание его заключить). Из содержания части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе аналогичного вывода однозначно сделать нельзя. Поэтому в связи с наличием административной ответственности за неисполнение нормы статьи 30 Закона о контрактной системе необходимы скорейшие разъяснения этой ситуации.

Закупки у СМП по 223 ФЗ с 01.07.2018: пошаговая инструкция

Объем закупок у СМП по 223-ФЗ

Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (ПП №1352 от 11.12.2014). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в план закупок. Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  1. Только для СМП.
  2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

Перечень товаров у СМП

Заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры, где могут участвовать только поставщики-СМП. Причем ТРУ из списка можно закупать и у других категорий участников только в исключительных случаях, которые указаны в п.21 ПП № 1352.

На основании ОКПД 2 в Перечень включают следующую информацию о товарах, работах или услугах:

  1. Название.
  2. Код, в том числе разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Опубликовать документ необходимо в ЕИС и на сайте заказчика.

Если предметом сделки является продукция из Перечня, а НМЦК не превышает 200 млн. руб., то проведение тендера среди СМП — обязанность заказчика. В аналогичной ситуации при начальной цене от 200 млн. до 400 млн. руб. это лишь его право.

Как провести закупку среди СМП после 01.07.2018

Новая редакция 223 ФЗ определяет конкретные виды закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Они отражены в таблице.

Вид тендера Минимальный период до окончания срока подачи заявок НМЦК
Конкурс 7 дней Не более 30 млн. руб. 15 дней Более 30 млн. руб. Аукцион 7 дней Не более 30 млн. руб. 15 дней Более 30 млн. руб. Запрос предложений 5 раб. дней до начала проведения процедуры Не более 15 млн. руб. Запрос котировок 4 раб. дня Не более 7 млн. руб.

Отменить такие процедуры можно в любое время до окончания срока подачи заявок.

Заказчик вправе в закупочной документации потребовать у поставщика предоставить обеспечение заявки. Эта сумма по выбору участника может быть представлена в виде банковской гарантии, либо денег. Средства зачисляют на специальный счет, который поставщик должен открыть в банке из перечня, утвержденного Правительством РФ. После окончания срока подачи заявок банк блокирует эти деньги.

Для проведения торгов нужно выбирать площадки, которые работают по правилам, описанным в 44-ФЗ, а также соответствуют дополнительным требованиям (ПП №657 от 08.06.2018).

Заявки (кроме котировок), в первых частях которых участник указал сведения о себе или о цене, либо включил цену во вторую часть, отклоняются.

Далее закупка включает следующие шаги:

  1. Оператор ЭТП направляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (при необходимости).
  2. Покупатель составляет протокол рассмотрения первых частей и отправляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сопоставляет ценовые предложения, отправляет эти сведения и вторые части заказчику.
  4. Комиссия по осуществлению закупок присваивает порядковые номера заявкам в порядке убывания выгодности.
  5. Заказчик составляет итоговый протокол.

Как заключить договор в результате закупки среди СМП

Договор заключают только в электронной форме с помощью функционала ЭТП. Уполномоченные представители покупателя и победителя должны подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  5. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here