Особенности правового режима сельскохозяйственных земель

В статье собрана самая важная информация на тему: "Особенности правового режима сельскохозяйственных земель" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Главная » Земля » Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Правовой статус земель сельскохозяйственного назначения регулируется нормами земельного законодательства (статья 78 ЗК РФ). При использовании участков, предназначенных для выращивания культурных растений, ряд требований предъявляются также и к субъектному составу пользователей.

Что представляет собой правовой режим наделов, используемых для ведения сельского хозяйства? Какие нюансы необходимо учитывать при приобретении земель данного назначения? Рассмотрим в представленной статье.

Правовой режим земель сельхозназначения

Кроме Земельного кодекса, регулирование оборота участков, предназначенных для удовлетворения сельскохозяйственных нужд, осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К землям вышеназванной категории относятся участки, расположенные за пределами городских поселений. Основное назначение данного вида земель – выращивание растений, предназначенных для питания населения, используемых для промышленных предприятий в качестве сырьевого материала, а также для корма животных. В связи с высокой ценностью наделов сельскохозяйственного значения (плодородие почв, условия для возделывания), они находятся под особой охраной и защитой со стороны государства.

Такие участки ограничены в обороте и их использование сопряжено с определенными обязательствами пользователей перед государственными органами.

Пользователями сельскохозяйственных угодий могут быть как физические лица, так и юридические. К данным обстоятельствам предъявляется лишь одно условие – соответствие требованиям, предъявляемым законодательством к обладателям прав пользования земель.

Земли, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур, подразделяются на:

  • наделы, предназначенные для непосредственного осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • участки, занятые коммуникациями и дорожными развязками, предназначенными для обслуживания угодий. К данной категории земель относятся участки, на которых расположены объекты водной среды, предприятия и сооружения, связанные с возделыванием и переработкой сельскохозяйственных культур.

Кроме того, в соответствии с нормами земельного законодательства (статья 39 ЗК РФ) земли, предназначенные для обеспечения нужд сельского хозяйства, классифицируются в зависимости от целевой направленности (используемые для животноводства или растениеводства) на следующие виды:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • угодья, предназначенные для выращивания многолетних растений;
  • пастбища;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • залежные земли.

Государством предусмотрен как общий механизм правового регулирования земель сельхозназначения, так и специальные режимы, разработанные исходя из специфики конкретного вида земельных наделов.

Правовое регулирование оборота и использования сельскохозяйственных угодий осуществляют органы государственной власти на региональном и муниципальном уровне (территориальные подразделения службы Росреестра, органы Росимущества, земельные комитеты и т. д.).

Кто может пользоваться землями сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения возможно со стороны следующих лиц:

  • фермерские хозяйства и физические лица, зарегистрированные в качестве фермеров в индивидуальном порядке;
  • граждане, занимающиеся ведением подсобного хозяйства;
  • коммерческие компании, независимо от их организационно-правовой формы;
  • объединения казаков (предоставление им возможности по возделыванию сельскохозяйственных угодий связано с заботой государства о сохранении традиций казачества);
  • учебные и научные организации, деятельность которых связана с подготовкой и повышением квалификации кадров для работы в сфере сельского хозяйства;
  • общины коренных народов крайнего Севера. Такие объединения населений, созданные в целях сохранения культурных традиций и ведения сельскохозяйственной деятельности, особо поддерживаются со стороны государства, в том числе и путем выделения земельных угодий на льготных условиях.

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения

Несмотря на то, что целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения определено уже в их наименовании, законодательством не запрещается размещение на данных участках объектов строительства. Однако выделяется категория особо плодородных земель, на которых любая деятельность, кроме возделывания культурных растений, возбраняется. Следует отметить, что стоимость этих угодий значительно выше цены участков такой же площади, не обладающих особой ценностью.

Если вы приобрели земли сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется в общем порядке (не обладают высокой ценностью, размещение объектов строительства разрешается), то законодательством разрешается строительство следующих объектов:

  • сооружений, предназначенных для обслуживания, хранения и переработки сельскохозяйственных культур (складские помещения для хранения продуктов, станции для просушивания зерна, здания для промышленной переработки сырья и т. п.);
  • коммуникаций, дорожных проездов, необходимых для ведения сельскохозяйственной деятельности в промышленных масштабах;
  • в отдельных случаях допускается возведение жилых построек.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения.

О переводе земель из сельхозназначения в ИЖС читайте тут.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 81 Земельного кодекса регулирует вопросы предоставления сельскохозяйственных угодий физическим лицам, занимающимся ведением подсобного хозяйства в личных целях. Выделение участков фермерским обществам регламентировано нормами Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В любом случае, независимо от правового статуса потенциального пользователя земельного надела, подавайте официальное заявление в орган местного самоуправления с просьбой выделить вам земельный участок.

Заявление о предоставлении вам земельных угодий из государственного или муниципального фонда можно также подать и через многофункциональные центры.

В заявлении в обязательном порядке укажите следующую информацию:

  • целевое направление использования угодий (для высаживания определенного сорта растений или сельскохозяйственных культур, для оленеводства и т.д.);
  • право, на основании которого, вы предполагаете использовать участок (собственность, аренда);
  • порядок выделения земельных угодий (готовы ли вы рассмотреть возможность приобретения участка за определенную плату или примите землю только в порядке безвозмездного предоставления);
  • срок, в течение которого вы планируете осуществлять сельскохозяйственную деятельность;
  • желаемый размер площади земельного участка с мотивированным обоснованием (специфика определенного вида деятельности, количество участников фермерского сообщества и т. д.);
  • местность, в которой необходимо выделение земельного надела, (представьте пояснения, почему другие варианты расположения угодий вы не рассматриваете).
Читайте так же:  Сколько можно оплачивать больничных листов после увольнения

Муниципальному органу государственной власти на рассмотрение представленного заявления и обосновывающих необходимость выделения земли документов, законодательством предоставляется срок не менее одного месяца. По истечении этого времени местная администрация предоставляет письменный ответ заявителю. При положительном решении гражданину, занимающемуся сельским хозяйством предоставляется план по расположению земельных участков в интересующей его местности или кадастровый план надела, подходящего под все заданные заявителем параметры.

В случае направления обращения с помощью услуг многофункционального центра, мотивированное решение об отказе в выделении участка либо разрешение на использование сельскохозяйственных угодий с предоставлением кадастрового плана участка, выдается также через МФЦ.

Однако обратите внимание, что срок предоставления ответа в данном случае ждать придется дольше на 2-3 дня, чем, если бы вы напрямую обратились в орган местного самоуправления.

В случае предоставления заявителю права на использование земельного участка, все расходы по оформлению кадастровых документов на землю ложатся на плечи пользователя. При данных обстоятельствах не имеет значения, приобретает ли участок для удовлетворения личных нужд и ведения подсобного хозяйства или в целях возделывания земли в промышленных масштабах. При любом варианте все финансовые вопросы по узакониванию прав на участок должны решаться приобретателем самостоятельно.

Предоставление сельскохозяйственных угодий накладывает на пользователей участков существенные обязательства.

Если получить земельные угодья для ведения деятельности, связанной с выращиванием культурных растений, вам удалось, то запомните несколько обязательных к исполнению правил:

  • организуйте на участке деятельность, только строго соответствующую его правовому режиму (выращивание многолетних культур, оленеводство, размещение станций по просушке зерна и т. д.);
  • установите график по систематическому использованию земли, а не от случая к случаю. Если участок не используется владельцем строго по целевому назначению в течение трех лет, то он изымается в пользу государства, в независимости от срока заключенного договора.

Помните, что после предоставления земельного участка, государство не ослабляет контроль за его использованием и оборотом. Правомерность использования земель периодически проверяется со стороны уполномоченных органов государственной власти, не только с помощью визуального осмотра, но и посредством проведения специализированных экспертиз почвы.

Если в результате проверочных мероприятий будут выявлены существенные нарушения (земля замусорена, наличие большого количества сорняков, надел используется не по назначению, почва заражена, истощена или потеряла ряд полезных свойств), то контролирующий орган государственной власти обращается в судебную инстанцию с соответствующим ходатайством об изъятии земельного надела. В дальнейшем, участок передается новому пользователю, к которому будут предъявлены те же жесткие требования.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (стр. 1 из 4)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина «Земельное право»

На Тему: «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения »

Курсант 144 взвода

Примерное распределение времени

План реферата Страницы
Вступительная часть 3
Учебные вопросы
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения 3
2.Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. 10
Заключительная часть (подведение итогов) 19

Основная литература

1. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.

2. Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.

3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002// СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3018.

4. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для высших юридических учебных заведений. — М., МЦУПЛ, 2005.

5. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

Дополнительная литература

1. Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категорий земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. 2005. № 5.

2. Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Хозяйство и право. 2005. № 3.

3. Романова Г.В. Общая характеристика прав пользователей земельными участками // Юрист. 2006. № 7.

4. Сакович В. Земля: целевое и разрешительное использование // Хозяйство и право. 2006. № 11.

Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (зем­ли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74—76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголов­ной, гражданской и иным формам ответственности.

Вопрос№1. Понятие и общая характеристика правового режима

земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер­риториальным планированием использования земель.

Земли сельскохозяйственного назначения включают в себя сель­скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Перечислять их все нет необходимости, так как их перечень остается открытым (ст.77—82 ЗК РФ).

Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назна­чения следует понимать установленный законом порядок их уче­та, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

[1]

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой осо­бую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая пред­назначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

Читайте так же:  Отражение лизинговых операций в бухгалтерском учете лизингополучателя

Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назна­чения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйствен­ных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатываю­щие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).

Земельное угодье является конкретным объектом правового регу­лирования. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.

Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним пони­мается вид использования земли, который исключает иные формы её хозяйственной эксплуатации. На этих землях нельзя возводить ника­ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль­тур и выращивания корнеплодов и овощей.

Проводя подразделение земли по виду объекта правового регули­рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распрост­раняется на все земли и его элементами является использование зе­мель по их целевому назначению.

Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохо­зяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощен­ных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделен­ных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользова­телей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. Например, если собственник земельного участка решил возвести на нем птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопас­ность, сохранность чистоты воздуха, а земельный участок приобретает соответствующий специальный правовой режим. Устанавливают спе­циальный правовой режим органы местного самоуправления в соответ­ствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных, государственных органов по регули­рованию правового режима.

Регулирование правового режима земель как общего объекта правово­го режима осуществляют государственные органы общей компетенции — Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные орга­ны. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

Третьим элементом правового режима использования земель явля­ется круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом соб­ственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществ­лять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйствен­ные предприятия не могут быть собственниками земель промышлен­ности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает веде­ния промышленной деятельности.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок исполь­зования земель сельскохозяйственного назначения, являются ЗК РФ, Федеральный закон от 16.07.98 «О государственном регули­ровании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения»; Федеральный закон от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации»; Федераль­ный закон от 22.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяй­стве»; Федеральный закон от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведе­ния, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:

· гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

· хозяйственными обществами и товариществами, производствен­ными кооперативами, государственными и муниципальными унитарны­ми предприятиями, иными коммерческими организациями;

· некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

· опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учеб­но-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреж­дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред­него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

· общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра­диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

Каждый из этих субъектов получает земельный участок на опре­деленных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сель­скохозяйственными участками. Остальным участникам правоотноше­ний, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в соб­ственность, в бессрочное пользование и в аренду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, зале­жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни­ками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения — имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебно-опытных хозяйств, образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные уго­дья с кадастровой стоимостью, существенно превышающей среднерай­онный уровень, могут быть законодательством субъектов РФ включе­ны в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Читайте также:

  1. Aдаптация организма к физическим, биологическим и социальным факторам. Виды адаптации. Особенности адаптации человека к климатическим факторам обитания.
  2. Continuous Tenses и их особенности в употреблении и образовании
  3. I. Особенности геополитической ситуации в Каспийском регионе
  4. PОтличительные особенности.
  5. VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
  6. VI. Особенности финансов товариществ, ООО, ОДО, АО.
  7. VII. Особенности проведения приема иностранных граждан
  8. XIII. Особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения
  9. XV. Особенности продажи и доставки твердого топлива
  10. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  11. Агроэкосистемы и их особенности. Стабильность и нестабильность экосистем.
  12. Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Читайте так же:  Технические условия на примыкание к автомобильной дороге

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Существующие и планируемые границы категории земель сельскохозяйственного назначения опреде­ляются на картах (схемах) территориального планирования субъектов РФ (ч.6 ст. 14 ГрадК РФ). В ее составе выделяются две субкатегории земель со своим дифференцированным правовым режимом:

а) сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, зале­
жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни­
ками и другими). Они имеют приоритет в использовании и подлежат
особой охране (при этом можно говорить об определенных различиях в
правовом режиме, например, пашни и сенокосов, либо пастбищ и виног­
радников). В случае отнесения сельскохозяйственных угодий к разряду
мелиорированных, на правообладателей таких участков возлагаются
дополнительные обязанности.

б) несельскохозяйственные угодья — земли, занятые внутрихозяйс­твенными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой рас­тительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и тех­ногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строе­ниями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Принципиальным отличием друг от друга вышеуказанных угодий является порядок установления и содержание их правового режима. Установленное для всей категории земель сельскохозяйственного назначения целевое назначение земельных участков конкретизируется градостроительным регламентом, входящим составной частью в прави­ла землепользования и застройки, для несельскохозяйственных угодий. Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрадК РФ), а значит, действуют общие пра­вила о целевом назначении.

Особое правовое положение в составе земель сельскохозяйственно­го назначения занимает фонд перераспределения, который создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного произ­водства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, ого­родничества, сенокошения, выпаса скота (п.1 ст.80 ЗК РФ). Как следует из данного нормативного определения, данный фонд может включать • как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья.

Согласно п.4 ст. 10 Закона об обороте земель, земельные участки, находя­щиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить ряд общих и особых обязанностей правообладателей земельных-участков, обусловленных функцией земель сельскохозяйствен­ного назначения как средства производства в сельском хозяйстве. К числу общих обязанностей относится использование земельных участков в соот­ветствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче и иным негативным (вредным) воз­действиям хозяйственной деятельности (п.1 ст.6 Закона об обороте земель).

К числу особых обязанностей правообладателей земельных участков, вытекающих из экологического законодательства, относится: обеспече­ние плодородия земель сельскохозяйственного назначения; требования в сфере мелиорации земель; требования в сфере использования пестицидов и агрохимикатов (ст.ст.42, 43, 49 Закона об охране окружающей среды).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 286 ; Нарушение авторских прав? ;

[3]

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Элементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Некоторые авторы выделяют общий, особенный и специальный правовые режимы на различных участках земель сельскохозяйственного назначения.

Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК).

Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др.

Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ).

Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.

Читайте так же:  Сколько времени сохраняются отпечатки пальцев на предметах

Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель.

Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708.

Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Статья 78 ЗК РФ перечисляет следующие категории в качестве субъектов прав на сельскохозяйственные земли:

· граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

· хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

· некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

· опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

· общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Перечисленные выше субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают перечня субъектов, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данной категории земель. Большие площади таких земель могут находиться в ведении государственных и муниципальных органов. Это – земли запаса, земли, приобретенные ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке конфискации.

Все субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые специальной право- и дееспособностью. Так, все юридические лица, исключая, разумеется, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что фиксируется в их уставе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8682 —

| 7443 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (стр. 1 из 3)

Контрольная работа

по предмету: Земельное право

на тему: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Понятиеземель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения


Возмещение убытков и потерь сельскохозяйствен-ного производства

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации.

До начала современной земельной реформы сельскохозяйственные земли использовались в основном крупными кооперативными и государственными хозяйствами: колхозами, совхозами и др. В ходе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхозы и другие сельхозструктуры были реорганизованы и на их базе создана целая система коммерческих и некоммерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

По данным на 2000 г., в собственности граждан находится 98,2 млн га, в собственности юридических лиц — 28,2 млн га, 319,5 млн га предоставлено гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. Таким образом, подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в пользовании частных землепользователей.

[2]

К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, расположенные за чертой поселений и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Пригодность для сельскохозяйственного использования определяется по данным государственного земельного кадастра.

Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отнюдь не означает, что он должен и будет использоваться исключительно для выращивания сельхозкультур. Сельскохозяйственное производство не может осуществляться без дорог, инженерных коммуникаций, складов для хранения сельскохозяйственной продукции, ферм, загонов, токов и т.п. Участки, на которых располагаются подобные объекты (непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством), также относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан составляют 7851,7 тыс. га. Это земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей и используемые сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами для производства сельскохозяйственной продукции.

Земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2001 года составил 14294,7 тыс. га, при этом на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 55%, что говорит о преобладании данных земель в структуре земельного фонда.

Читайте так же:  Равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.[1]

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но икак основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране.

При разработке Земельного кодекса РФ наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйственных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их разбазаривания, нерационального использования, перевода в другие категории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществлен прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими; хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие права сельских тружеников на земельные доли, полученные ими в ходе аграрной реформы. Все это обусловило принятие решения о более детальной проработке вопросов использования сельскохозяйственных земель и издании специального нормативного акта о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйственного назначения не регулирует, во многих случаях давая отсылки к будущему закону, который назван выше.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них — это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы — пруды, озера, водохранилища. В соответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.[2]

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

В составе земель сельскохозяйственного назначения в Республики Башкортостан преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 6814,9 тыс. га (86,8%). Земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью в этой же категории составляют 685,7 тыс. га (8,7%), в том числе под защитными лесонасаждениями – 135,3 тыс. га. На долю земель, занятых водными объектами, дорогами, постройками и прочими землями приходится 4,5%.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения имеют важнейшее значение в развитии российской экономики, они – основная сфера производства продуктов для населения и сырья для промышленности. Действующее законодательство, как правило, запрещает изменять целевое назначение этих земель, переводить их в категорию земель несельскохозяйственного назначения, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

В составе земель сельскохозяйственного назначениявыделяются различные виды земель в зависимости от их роли всельском хозяйстве:

• земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями

• земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных; антропогенных и техногенных явлений;

• земли, занятые водоемами;

• земли, занятые постройками и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят 13 видов земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (участки земли с определенным сельскохозяйственным использованием), которые в зависимости от их природных свойств, экономической целесообразности использования подразделяются на:

· земли, занятые многолетними насаждениями и др.

Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные имеют приоритет в использовании и подлежат особой защите. Важное значение угодий определяется их плодородием. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай.

О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в этой области Правительство РФ ежегодно представляет доклад Федеральному Собранию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость разработки и реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения вызвана кризисной ситуацией в этой сфере. Повсеместно плодородие почв снижается из-за сокращения объема работ по улучшению земель и увеличения негативного воздействия прежде всего антропогенной деятельности. Истощение земель и снизило урожайность сельскохозяйственных культур.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  3. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
Особенности правового режима сельскохозяйственных земель
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here