Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности

В статье собрана самая важная информация на тему: "Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30
«Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»

С изменениями и дополнениями от:

7 июня 2005 г., 2 ноября 2012 г., 20 октября 2016 г.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237*, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Информация об изменениях:

Приказом Министра обороны РФ от 7 июня 2005 г. N 229 в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам организовать в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях изучение прилагаемого Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами и обеспечить строгое выполнение его требований.

3. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 495 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 1999 г. регистрационный N 2011).

[1]

Информация об изменениях:

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

6. Приказ разослать до отдельной воинской части, военного комиссариата района.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2001 г.

Регистрационный N 2586

Определяются задачи и последовательность работы командиров и штабов по обеспечению полного и качественного комплектования Вооруженных Сил РФ, а также особенности прохождения военной службы перечисленными военнослужащими. Комплектование Вооруженных Сил представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск, и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2001 г.

Регистрационный N 2586

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 февраля 2001 г. N 42, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 марта 2001 г., N 10, в приложении к «Российской газете» 2001 г., N 12

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2016 г. N 680

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министра обороны РФ от 2 ноября 2012 г. N 3434

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министра обороны РФ от 7 июня 2005 г. N 229

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности

В соответствии с Федеральной целевой программой «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523 (далее — Постановление N 523), в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках МВД России осуществляется переход некоторых воинских частей к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Понятия — что же такое ЧПГ Вы не найдете ни в одном НПА. Поэтому чисто условно соединения и воинские части, переведенные в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, — в соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) именуются соединениями и воинскими частями постоянной готовности.

Впервые такой термин появился в Постановлении N 523. В ч. 2 вышеназванной Федеральной целевой программы такое название было применено только к формированиям Вооруженных Сил Российской Федерации. В п. 3.1. ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» оно применяется уже к воинским формированиям всех федеральных органов исполнительной власти, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Аналогичное определение приведено и в п. 3 Постановления N 808, устанавливающем в этих воинских частях и соединениях выплату дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки.

В Приказе Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200
«Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»
Указано:

123. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также в плавающем составе Военно-Морского Флота выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки (далее в настоящем разделе именуется — надбавка) в следующих размерах:
………..

124. Надбавка выплачивается со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от занимаемой (временно исполняемой) воинской должности включительно.
При этом выплата надбавки военнослужащим производится:
в соединениях и воинских частях постоянной готовности — не ранее дня объявления приказом командира соединения, воинской части о переходе соединения, воинской части на новый способ комплектования , изданным на основании решения начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

Читайте так же:  Плательщиками налога на прибыль организаций иностранные организации

Таким образом, для отнесения воинской части (соединения) к числу соединений и воинских частей постоянной готовности необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
— переход от комплектования воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, к их комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
— наличие приказа командира воинской части (соединения) о переходе на новый способ комплектования;
— наличие решения начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о переводе воинской части (соединения) на новый способ комплектования.

Он — не прав. Такое возможно после . (выше — написано!)
и соответствии со ст.11 Закона о статусе:

3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее — соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.
4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности

Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей МАСЛОВ: Армии нужны профессионалы

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».

Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы» вступила в свою завершающую стадию. В Сухопутных войсках мероприятия ФЦП по переводу соединений и воинских частей постоянной готовности на контрактный способ комплектования выполняются в соответствии с планами. В 2004 году полностью укомплектована сержантами и солдатами по контракту 42-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Чеченской Республике. В 2005 году в составе войск по новому принципу комплектования были сформированы 31 соединение и воинская часть. В минувшем году на новый способ комплектования переведены еще 18 соединений и воинских частей. В 2007 году военнослужащими по контракту комплектуются 10 соединений и воинских частей.

Комплектование Вооруженных Сил РФ

Система комплектования Вооруженных Сил включает в себя следующие элементы:

  • 1. правовые основы комплектования;
  • 2. условия комплектования;
  • 3. принципы комплектования;
  • 4. способы комплектования;
  • 5. порядок подготовки граждан к военной службе;
  • 6. сроки военной службы и нахождения в запасе;
  • 7. порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы;
  • 8. порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Под принципами комплектования понимается порядок комплектования, установленный нормами права, который осуществляется исходя из места жительства призываемых военнослужащих на военную службу и проходящих военную службу на контрактной основе, то есть добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

На основе современных военно-научных работ можно выделить три основных принципа комплектования военной организации России:

  • 1) экстерриториальный;
  • 2) территориальный;
  • 3) смешанный.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации подразумевает под собой комплектование войск из населения различных регионов страны. Данный принцип на практике чаще всего используют государства, являющиеся федерациями по форме своего государственного устройства, а также многонациональными с дифференцируемой плотностью населения в различных регионах, имеющие внушительную численность военнослужащих за пределами располагаемой территории государства.

Территориальный принцип комплектования представляет собой процедуру организации войск из населения той местности, где размещены комплектуемые воинские части.

Данного принципа придерживаются многие государства, прежде всего те, в которых население скорее мононациональное, чем многонациональное, а население равномерно распределено по территории государства. В данном случае формирование войск происходит на добровольной основе, и государство не ставит перед собой целью поиск значительной численности военнослужащих за пределами располагаемой территории.

Территориальный принцип предпочтительнее и с моральной точки зрения вопроса благодаря тому, что военнослужащие, которые проходят военную службу по месту их жительства, гораздо сильнее ощущают психологическую поддержку близких и родных, и лучше обеспечены в материально бытовом плане.

Смешанный принцип комплектования сочетает в себе черты как экстерриториального, так и территориального принципов.

Применение юридической ответственности к военнослужащим имеет ряд особенностей. Можно выделить следующие особенности юридической ответственности военнослужащих:

  • — гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией (конкретные составы правонарушений установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный государству, и другими нормативными правовыми актами в военной области);
  • — более строгая ответственность военнослужащих за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;
  • — наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности; воинский оборона государство
  • — наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности;
  • — наличие специфических мер юридической ответственности.

В ряде установленных законодательством случаев лицо (в том числе и военнослужащий) освобождается от юридической ответственности. К таким основаниям относятся:

  • — необходимая оборона;
  • — задержание, крайняя необходимость;
  • — физическое принуждение, исполнение приказа, а также в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы.

Административное право России

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».

Установлено, что все мужчины — граждане РФ обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Читайте так же:  Представитель по делу об административном правонарушении

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту).

На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Для проведения организованного призыва в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ образуется призывная комиссия, на которую возлагается медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.

Такими решениями могут быть:

  1. о призыве на военную службу;
  2. о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  3. о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  4. об освобождении от призыва на военную службу;
  5. о зачислении в запас;
  6. об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Она принимает также решение о виде и роде войск Вооруженных Сил РФ или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию; проходит профессиональный психологический отбор. Он также должен соответствовать требованиям, установленным в законе: по уровню образования, профессиональной подготовки, физической подготовки и др. Только при соответствии предъявляемым законом требованиям гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.

Действующее законодательство РФ разрешает законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Кроме тех требований, которые предъявляются к российским гражданам, иностранные граждане также должны владеть государственным языком РФ.

При комплектовании Вооруженных Сил учитывается конституционное право граждан РФ (ст. 59 Конституции РФ) на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это право дано гражданам, поступающим на военную службу по призыву.

Развитие данной конституционной нормы нашло свое закрепление в ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе». Закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. При этом и Конституция РФ, и названный Закон ограничили круг лиц, на которых может распространяться это право. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеют граждане, для которых несение военной службы противоречит их убеждениям и вероисповеданию, а также граждане коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о замене военной службы гражданской, обосновали эту замену и в отношении которых призывная комиссия приняла соответствующее решение.

Законом установлены сроки альтернативной гражданской службы: для граждан, проходящих ее в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ — 21 месяц; в организациях Вооруженных Сил — 18 месяцев.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации данной службы являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Минобороны РФ, Федеральная служба по труду и занятости. В ее организации участвуют также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации, подведомственные указанным органам.

Все они при этом руководствуются названным выше Законом, а также постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. «Об организации альтернативной гражданской службы». На службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Прохождение альтернативной гражданской службы регулируется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г.

Успешное комплектование Вооруженных Сил в значительной мере зависит от организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку граждане приобретают на обязательной и добровольной основе в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении.

Система комплектования личного состава

Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ г. Москва

«О статусе военнослужащих» (с изменен)

научной литературе теоретические понятия, касающиеся комплектования военной организации государства, рассматриваются с различных точек зрения.

Мы согласны с А.М. Архиповым , который указывает, что комплектование военной организации государства — это установленная государством и регулируемая нормами военного права система пополнения военной организации государства подготовленным в военном отношении личным составом, а также накопление военнообученных контингентов запаса Вооруженных Сил в мирное и военное время.

Видео (кликните для воспроизведения).

К сожалению, в настоящее время на военную службу призываются не всегда подготовленные в военном отношении граждане. Система добровольной и обязательной подготовки граждан к военной службе, введенная законодательством , не дает пока желаемых результатов. Об этом, в частности, свидетельствует практика проверки подготовки граждан, призванных на военную службу в частях и соединениях Северо-Западного регионального пограничного управления ФСБ России, и выступления должностных лиц пограничных органов и пограничных войск .

По мнению Б.Ф. Старова , под комплектованием понимается установленная государством и регулируемая законодательством система мероприятий по обеспечению кадра и запаса Вооруженных Сил личным составом, как в мирное, так и военное время. Данное определение раскрывает только одну сторону комплектования, а именно обеспечение военной организации государства личным составом. По нашему мнению, всестороннее обеспечение комплектования затрагивает более широкий спектр вопросов. Поэтому можно согласиться с утверждением Митюкова А.Г. , который утверждает, что комплектование Вооруженных Сил – это принятая в государстве система обеспечения их потребности в личном составе, вооружении, технике и других материальных средствах. В результате анализа различных научных определений можно сделать вывод о том, что под комплектованием военной организации государства понимают установленную государством и регулируемую законодательством систему мероприятий по обеспечению военной организации государства личным составом, техникой, оружием и материальными средствами, как в мирное, так и в военное время.

Читайте так же:  Разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство

Объем данного диссертационного исследования не позволяет рассмотреть в полном мере все стороны комплектования, поэтому в дальнейшем в данной работе речь будет идти лишь о комплектовании военной организации государства военнослужащими на контрактной основе.

Цель комплектования – обеспечение военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на военную службу на контрактной основе, в количестве, необходимом для укомплектования вакантных должностей, замещаемых солдатами, сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами, проходящими военную службу по контракту.

Задачами комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе являются:

1) приведение численного состава военной организации государства в соответствие с ее потребностями, предназначением, сложившейся международной и региональной военно-политической обстановкой;

2) разработка и совершенствование нормативной базы, регулирующей порядок и способы комплектования, а также практическая реализация норм права, установленных в законодательстве Российской Федерации, касающихся поступления граждан на военную службу по контракту;

3) проведение мероприятий по более полному и качественному отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту;

4) накопление людских ресурсов, обученных военному делу, с целью комплектования частей и соединений в военное время.

Комплектование военной организации государства военнослужащими на контрактной основе в современных условиях характеризуется следующим:

1. Переход к комплектованию военной организации государства военнослужащими на контрактной основе в современных условиях обусловлен политическими, экономическими, военными, правовыми и социально-психологическими факторами .

2. Комплектование военной организации государства военнослужащими на контрактной основе регулируется федеральным законодательством .

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими путем:

а) призыва граждан Российской Федерации на военную службу по

б) добровольного поступления граждан (иностранных граждан) на военную службу.

Частью третьей ст. 17 данного закона предусмотрено, что комплектование других войск, воинских формирований и органов осуществляется на принципах и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральная служба безопасности является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих

Командир воинской части организует и контролирует работу всех подчиненных ему органов, занимающихся вопросами комплектования. Он возглавляет аттестационную комиссию воинской части и утверждает ее решение относительно поступления гражданина на военную службу по контракту, а также заключает контракт о прохождении военной службы с гражданами, поступающими на военную службу для укомплектования должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Кадровый орган воинской части исполняет решение командира воинской части и оформляет документально поступление гражданина на военную службу по контракту. Организационно-мобилизационное подразделение воинской части ведет учет граждан, которые в случае военной опасности будут мобилизованы на должности военнослужащих.

4. Комплектование военной организации государства имеет свою внутреннюю систему , содержание которой определяется спецификой задач, возложенных на конкретный федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Следует согласиться с мнением рядом ученых в области военного права, утверждающих, что система комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, — это ее внутренняя структура, совокупность элементов, определяющих основные признаки, в соответствии с которыми производится поступление граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.

5. Система комплектования имеет свои элементы. К основным элементам системы комплектования военной организации государства личным составом в научной литературе относят: а) источники комплектования; б) отбор граждан на военную службу; в) принципы комплектования; г) способы комплектования; д) порядок подготовки граждан к военной службе; е) сроки действительной военной службы и состояния в запасе; ж) порядок подготовки сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) и офицерского состава.

Проведенный нами анализ элементов системы комплектования военной организации государства личным составом позволяет выявить следующие особенности системы комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту:

Под источником комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, подразумевают граждан, которые соответствуют установленным законом требованиям: возраст, состояние здоровья, а также профессионально-психологическая подготовка. Данные требования устанавливаются федеральным законодательством и конкретизируются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба .

[2]

Более широко освещен данный элемент системы комплектования в диссертационном исследовании А.Г. Митюкова , который определил способы комплектования, применявшиеся в истории России:

1) призыв (набор) в форме: а) рекрутской повинности; б) всеобщей воинской повинности; в) воинской обязанности;

2) вербовка; 3) найм по контракту; 4) смешанный способ комплектования (призыв и найм по контракту).

На основании проведенного нами анализа научной литературы и законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что в военной организации государства законодательно закреплены и применяются два способа комплектования военной организации государства личным составом: а) путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу; б) путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу по контракту. Принцип комплектования для данного способа не указан.

С принятием Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года значительно расширился перечень мероприятий, включенных в обязательную подготовку к военной службе. К обязательной военной подготовке относятся: подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования; военно-патриотическое воспитание.

http://aldebaran.com.ru/publications/6577

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности

Контрактизация «стратегической» пробы

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».

Стартовавшая в 2004 году Федеральная целевая программа о переходе к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, как известно, напрямую не коснулась Ракетных войск стратегического назначения. В то же время около трети младших специалистов РВСН – контрактники. Этот процент остается стабильным в течение семи последних лет. О нынешнем состоянии дел и перспективах контрактизации Ракетных войск стратегического назначения рассказывает начальник организационно-мобилизационного управления штаба РВСН генерал-майор Михаил КОРОЛЁВ.

Читайте так же:  Почетный работник жилищно коммунального хозяйства россии

К вопросу о содержании соединений и воинских частей в категории постоянной готовности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2010, стр. 26-30

К вопросу о содержании соединений и воинских частей в категории постоянной готовности

Полковник МАСКИН Валерий Михайлович родился в 1961 году в с. Нижняя Кумашка Шумерлинского района Чувашской республики. Окончил Ачинское военное авиационно-техническое училище (1981), инженерный (1990) и командный (1996) факультеты Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского, Военную академию Генерального штаба ВС РФ (2004).

Проходил службу в войсках Киевского и Туркестанского военных округов, начиная с должности техника самолета и до начальника штаба — первого заместителя командира бомбардировочного авиационного полка. На штабной работе прошел путь от офицера оперативного отдела штаба Фронтовой авиации ВВС до заместителя начальника направления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ. В настоящее время — заместитель начальника исследовательского управления Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ.

АННОТАЦИЯ: Обосновывается необходимость и целесообразность содержания соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения в категориях: войска (силы) реагирования (немедленного и быстрого); войска (силы) усиления; войска (силы) наращивания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА войска (силы) реагирования, войска (силы) немедленного реагирования, войска (силы) быстрого реагирования, войска (силы) усиления, войска (силы) наращивания.

SUMMARY: The necessity and appropriateness of keeping formations and military units of permanent readiness of general purpose forces in the categories: (immediate and rapid) reaction troops (forces); reinforcement troops (forces); build-up troops (forces).

KEYWORDS: reaction troops (forces), immediate reaction troops (forces), rapid reaction troops (forces), reinforcement troops (forces); build-up troops (forces).

В НАСТОЯЩЕЕ время Министерством обороны РФ активно проводятся мероприятия по формированию перспективного облика Вооруженных Сил, главной целью которых является создание мобильных, хорошо оснащенных, современных Вооруженных Сил численностью один миллион военнослужащих, которые были бы укомплектованы на 100 % по штатам военного времени и через один час после получения боевой задачи могли бы действовать. Это означает, что требования, предъявляемые к боевой готовности всех воинских формирований ВС РФ должны соответствовать (а по некоторым параметрам превосходить) аналогичным требованиям к боевой готовности соединений и воинских частей сил немедленного реагирования объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО (табл. 1, 2).

Требования к боевой готовности соединений и воинских частей ОВС НАТО в зависимости от категории их содержания

Категории содержания соединений и воинских частей ОВС НАТО в боевой готовности

Однако анализ результатов военного строительства в ведущих государствах мира, состояния и прогнозных показателей финансирования Вооруженных Сил показывает, что достижение вышеуказанной цели их реформирования, на наш взгляд, будет весьма затруднено по ряду объективных причин.

[3]

Во-первых, низкие темпы планируемого переоснащения войск на новые и модернизированные образцы отдельных видов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) не позволяют в полном объеме в ближайшие десять-двенадцать лет решить задачу доведения их исправности до 100 %, в том числе авиационной техники, средств ПВО, кораблей и катеров ВМФ.

Во-вторых, любой образец ВВСТ, начиная с автомобиля (боевой машины пехоты, танка) и завершая авиационной техникой, кораблем Асуаном), требует в соответствии с конструкторской и эксплуатационной документацией проведения периодического ремонта и регламентных работ продолжительностью от трех дней до одного года и более.

В-третьих, интенсивность проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также критерии содержания соединений и воинских частей в состоянии постоянной готовности требуют от личного состава максимальной самоотдачи и способности преодолевать высокие психофизические нагрузки, что предполагает необходимость ежегодного восстановления возможностей военнослужащих посредством активного отдыха, т. е. предоставления плановых отпусков офицерскому составу и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В этой связи, а также с учетом текущего некомплекта личного состава и различных командировок, представляется нереальным иметь 100 %-ю укомплектованность соединений и воинских частей в течение всего календарного года.

В-четвертых, в связи с плановой ротацией офицеров, их увольнением в запас и ежегодным прибытием в войска выпускников военно-учебных заведений практически невозможно обеспечить достаточно высокий уровень подготовленности и слаженности органов военного управления в течение всего календарного года. Аналогичная ситуация складывается с боевой подготовкой и слаженностью соединений и воинских частей, поскольку они комплектуются личным составом по смешанному принципу (по контракту и по призыву).

В-пятых, сроки прибытия личного состава в парки хранения (к местам базирования) ВВСТ, составляющие от 10 минут до одного часа в зависимости от расположения военных городков (домов офицерского состава), а также технологическое время подготовки вооружения и военной техники к применению, которое в зависимости от их вида варьируется в пределах от пяти минут до трех-шести часов (для авиационной техники), не всегда позволяют привести соединение или воинскую часть в полную боевую готовность через один час после получения соответствующего приказа.

С учетом вышеизложенного для достижения цели проводимой реформы Вооруженных Сил представляется, на наш взгляд, целесообразным установить следующие категории содержания соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения: войска (силы) реагирования, подразделяющиеся на войска (силы) немедленного реагирования и войска (силы) быстрого реагирования; войска (силы) усиления; войска (силы) наращивания.

Войска (силы) немедленного реагирования могут составлять до 30 % от общего количества соединений и воинских частей сил общего назначения, находящихся на территории военного округа. Срок их готовности к решению боевых (специальных) задач — от одного до 10 часов. Конкретно он устанавливается отдельно для соединений и воинских частей видов и родов войск ВС с учетом действующих нормативов по подготовке ВВСТ к применению, а также времени прибытия личного состава в зависимости от расположения военных городков.

В этих воинских формированиях мероприятия по изменению их организационно-штатной структуры и переоснащению на новые образцы ВВСТ в течение года не планируются, а финансовые средства выделяются только на интенсивную оперативную и боевую подготовку, текущий ремонт вооружения и военной техники и обеспечение жизнедеятельности. Личному составу в течение года отменяются плановые отпуска, не проводится ротация офицеров, выплачивается денежное вознаграждение в соответствии с приказом министра обороны РФ 2008 года № 400 (начиная с рядового и заканчивая командиром соединения).

Читайте так же:  Собрание собственников жилья многоквартирного дома кворум

Войска (силы) быстрого реагирования могут также составлять до 30 % от общего количества соединений и воинских частей сил общего назначения военного округа. Но срок их готовности к решению боевых (специальных) задач более продолжительный — до 48 часов, что позволяет обеспечить восполнение текущего некомплекта и прибытие к месту службы личного состава, находящегося в отпусках и командировках, а также завершить текущий ремонт и обслуживание некоторых образцов ВВСТ.

В этих воинских формированиях в течение года целесообразно планировать и проводить только завершающие мероприятия по изменению их организационно-штатной структуры и переоснащению, выделяя на эти цели, а также на оперативную, боевую подготовку, текущий ремонт ВВСТ и обеспечение жизнедеятельности соответствующие финансовые средства. Личному составу в течение года предоставляются плановые отпуска, но ротация офицеров не проводится.

Соединения и воинские части, относящиеся к войскам (силам) немедленного и быстрого реагирования, необходимо комплектовать только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Войска (силы) усиления могут составлять до 40 % от общего количества соединений и воинских частей сил общего назначения, находящихся на территории военного округа. Срок их готовности к решению боевых (специальных) задач — до 30 суток, что позволяет обеспечить восстановление исправности ВВСТ, находящихся в ремонте и на регламентном обслуживании.

В этих воинских формированиях планируются и проводятся в течение года активные мероприятия по совершенствованию их организационно-штатной структуры и переоснащению на новые (модернизированные) образцы ВВСТ. Их комплектование личным составом может осуществляться по смешанному принципу (по контракту и призыву). Военнослужащим предоставляются плановые отпуска за предыдущий и текущий год, проводится ротация, осуществляется пополнение молодыми офицерами, рядовыми и сержантами, идет их активное обучение, ввод в строй и доведение профессиональной подготовленности до уровня, позволяющего успешно выполнять боевые (специальные) задачи «соответствии с предназначением.

Войска (силы) наращивания — это соединения и воинские части сил общего назначения, дополнительно формируемые при мобилизационном развертывании Вооруженных Сил. Срок их готовности к решению боевых (специальных) задач — до одного года, что позволяет обеспечить восстановление исправности вооружения и военной техники, находящееся на базах хранения и ремонта, организовать серийное производство ВВСТ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и его поставки в войска по плану расчетного года, а также призвать из запаса и качественно подготовить личный состав.

Периодичность нахождения соединений и воинских частей (боевого состава мирного времени) в каждой из представленных выше категорий содержания — один год, после чего они переводятся в другую (высшую или низшую) категорию (рисунок).

Порядок перевода соединений и воинских частей из одной категории содержания в другую

Перевод воинских формирований из одной категории содержания в другую необходимо осуществлять после завершения летнего периода обучения и к началу нового учебного года на основании директивы Генерального штаба ВС РФ. К моменту перехода соединений и частей в категорию войск (сил) немедленного реагирования уровень их слаженности и подготовки личного состава должен быть максимальным, а состояние ВВСТ должно обеспечивать по ресурсу интенсивную эксплуатацию в течение года.

На наш взгляд, реализация вышеизложенного подхода позволит своевременно нейтрализовывать угрозы военной безопасности на стратегических направлениях группировками войск (сил) реагирования, наращивая при необходимости их боевой состав путем быстрой переброски соединений и частей аналогичной категории из других военных округов. При дальнейшем нарастании уровня военных угроз и возникновении вооруженного конфликта можно будет продолжить наращивание группировок войск (сил) за счет соединений и частей из состава войск (сил) усиления.

Наряду с этим появляется возможность более целенаправленно спланировать мероприятия строительства и развития Вооруженных Сил на 2011-2015 годы и обеспечить цикличный ремонт ВВСТ, не допуская при этом снижения уровня боеспособности войск (сил) реагирования, а также организовать проведение мероприятий оперативной и боевой подготовки органов военного управления и воинских формирований с разной интенсивностью, в зависимости от категории их содержания.

Положительный момент нововведения заключается еще и в том, что оно будет способствовать четкой концентрации финансовых, материальных и других ресурсов на главнейших направлениях деятельности Министерства обороны РФ по обеспечению военной безопасности государства и исключению их нецелевого и нерационального расходования. В частности, более справедливым, на наш взгляд, представляется порядок определения перечня соединений и воинских частей, личный состав которых поощряется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации 2008 года № 400 исходя из категории их содержания.

Макаров Н.Е. Армия XXI века. Каким будет новый облик Вооруженных Сил России? // Военно-промышленный курьер. № 23 (289). 2009. 17-23 июня.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источники


  1. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
Особенности комплектования воинских частей постоянной готовности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here