Основанием для проведения выездной налоговой проверки является

В статье собрана самая важная информация на тему: "Основанием для проведения выездной налоговой проверки является" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Место проведения выездной налоговой проверки

Место проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Исключения установлены для следующих случаев (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ):

[1]

— когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки — проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

— в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, — проверка может проводиться по месту нахождения обособленного подразделения такой организации (норма введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ и действует с 15 марта 2016 г.).

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Если у налогоплательщика отсутствует возможность принять проверяющих на своей территории, необходимо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать обоснование факта отсутствия возможности предоставить помещение для проведения проверки (например, ремонт помещения, офис состоит из одного кабинета). Решение о проведении проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку. О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.

Статья 89 НК РФ не предусматривает возможности выбора места проведения проверки ни налогоплательщику, ни налоговым органам. Поэтому отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами. При необходимости должностные лица налогового органа имеют право провести осмотр помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, для того чтобы убедиться, что они не пригодны для проведения проверки (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Отсутствие у налогоплательщика помещения для проведения выездной налоговой проверки не может являться препятствием для доступа проверяющих на его территорию или в помещение (за исключением жилых помещений). Даже в том случае, когда проверка проходит по месту нахождения налогового органа, инспектор имеет право осуществления на территории налогоплательщика таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 14 ст. 89 НК РФ) и др. Кроме того, в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки не ставится реализация права налогового органа на истребование документов (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).

В отсутствие объективных причин, непредставление сотрудникам налогового органа помещения для проведения проверки может квалифицироваться как воспрепятствование проверке, что влечет за собой крайне негативные последствия для налогоплательщика в виде:

— привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ст. 19.4 КоАП РФ);

— возникновения у налоговых органов оснований для производства выемки документов согласно ст. 94 НК РФ или самостоятельного определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 3 ст. 91, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В отдельных случаях решение о прохождении проверки на территории инспекции может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и без участия налогоплательщика. Такое возможно в ситуациях:

— когда налоговому органу не удается обнаружить налогоплательщика по юридическому адресу (постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5027/12 (определением ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-1947/13 отказано в пересмотре дела), ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2012 N Ф08-213/12, постановление Девятого ААС от 23.12.2014 N 09АП-43620/14);

— в случае, если местом регистрации налогоплательщика является жилое помещение (письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).

При таких обстоятельствах основанием для принятия решения о проведении выездной проверки на территории инспекции служит докладная записка руководителя проверяющей бригады о невозможности проведения проверки на территории (в помещении) налогоплательщика.

В п. 5 ст. 91 НК РФ содержится прямой запрет на доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поэтому физическое лицо, в том числе являющееся ИП, может быть проверено на своей территории только в случае, если оно направит в налоговый орган соответствующую просьбу в письменном виде в произвольной форме (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 N Ф04-1845/13, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2009 N А29-1428/2008).

Проведение выездной проверки на территории инспекции без должных на то оснований хотя и является нарушением установленной ст. 89 НК РФ процедуры, однако не относится к числу безусловных оснований для отмены решения о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ. Поэтому само по себе такое нарушение суды не считают достаточным основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным в случае, если решение правильно по существу дела (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2013 N Ф02-883/13).

Как показывает практика, данное обстоятельство учитывается судьями только в совокупности с иными обстоятельствами рассматриваемого дела (постановления ФАС Московского округа от 20.08.2010 N Ф05-8070/10, ФАС Уральского округа от 04.10.2011 N Ф09-6159/11 и др).

C 12 июня 2015 года налоговые органы используют в своей работе формы документов, которые утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] При этом форма акта налоговой проверки и Требования к его составлению не предполагают отражение сведений о месте проведения выездной налоговой проверки.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.15

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является

Выездная налоговая проверка проводится на территории юридического лица на основании решения о его проверке, о которой организация может быть не предупреждена заранее. При этом если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то она проводится по местонахождению инспекции.

Основание проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу, основанием для проведения выездной налоговой проверки в отношении того или иного юридического лица является решение, принятое руководителем налоговой инспекции или его заместителем по местонахождению организации. Исключением являются случаи, когда решение о проведении выездной проверки выносится налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения, если проверяемая организация признается крупнейшим налогоплательщиком или имеет статус участника проекта «Сколково».

Во всех случаях решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие реквизиты:

В действующем Налоговом Кодексе РФ не определены причины, которые могут повлиять на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки, однако в Приказе ФНС России N ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 года, определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок, перечень которых не является исчерпывающим. В данном Приказе утверждена концепция системы планирования выездных проверок. Однако при отборе организаций для проведения выездных проверок, налоговая инспекция может учитывать как причины, перечисленные в Приказе, так и другие обстоятельства. Кроме того, соответствие организации указанным критериям не является обязательным условием проведения выездной налоговой проверки, и наоборот, проверка может быть назначена и при полном отсутствии критериев, перечисленных в Приказе.

Порядок представления документов

В ходе выездной проверки сотрудники налоговой инспекции имеют право запросить у проверяемой организации документы, связанные с начислением и уплатой налогов, возможность ознакомления с которыми обязана обеспечить проверяемая организация.

Копии необходимых документов могут быть запрошены в письменной форме,если выездная проверка проходит на территории организации. Таким образом, проверяющие имеют право запросить копии документов, предъявив организации требование о представлении документов или запросить в устной форме подлинники документов для ознакомления на месте проведения проверки.

В том случае, когда проверяемая организация отказывается показать оригиналы документов для ознакомления, налоговая инспекция должна предупредить ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если же проверка проводится не по местонахождению организации, а по местонахождению инспекции, то проверяющие имею право запросить необходимые документы, как подлинники, так и копии в письменной форме для ознакомления с ними в инспекции. При этом независимо от места проведения выездной налоговой проверки, в исключительных случаях проверяющие имеют право провести выемку документов, как оригиналов, так и их копий, для ознакомления с ними в инспекции.

Период охвата при выездной налоговой проверке

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки. Однако, предусмотренный действующим налоговым законодательством РФ трехгодичный период, ограничивает только нижний предел, в то время как верхний предел периода, который может быть охвачен проверкой, ограничивается датой принятия решения о ее проведении.

Таким образом, год, в котором было принято решение о проведении выездной налоговой проверки, может быть проверен вплоть до момента его принятия.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

В случаях определенных в законе, действует так называемый особый порядок установления периода охвата выездной проверки, который распространяется на следующие случаи:

Повторная проверка

Как правило, в одной организации, ее филиале или представительстве не может быть проведена повторная выездная налоговая проверка, за исключением случаев, когда:

Как часто можно проводить выездные налоговые проверки

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ в течение одного календарного года налоговая инспекция может провести не более двух выездных проверок. Однако ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки.

В исключительных случаях, может быть проведена дополнительная выездная проверка сверх установленного предела, если решение о ней примет руководитель ФНС России.

Продолжительность проверки

Точкой отсчета в определении общей продолжительности выездной налоговой проверки, которая не может превышать двух месяцев, является момент вынесения решения. При этом в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до четырех-шести месяцев на основании:

Данный перечень оснований не является исчерпывающим, поэтому выездная проверка может быть продлена и по другим основаниям.

В каждом конкретном случае необходимость продления выездной проверки и ее срок будут определяться исходя из следующих критериев:

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Окончание выездной проверки оформляется справкой по установленной форме, которую составляет руководитель проверяющей группы и подписывает представитель или руководитель проверяемой организации. В том случае, когда представитель организации уклоняется от получения справки, налоговая инспекция имеет право направить ее в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передать по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность документооборота в электронном виде утверждена приказом налоговой службы. По результатам проверки, но не позднее чем через 2 месяца со дня составления справки, составляется акт утвержденной формы. При этом, акт составляется даже в случае, если не выявлено никаких нарушений. Оформленный в соответствии с утвержденными требованиями акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, а второй передается организации в течение пяти рабочих дней со дня его подписания. Организация вправе написать возражения в письменной форме и передать их в инспекцию. Окончательное решение по результатам выездной налоговой проверки принимается на основании акта, экспертных заключений, возражений организации и.т.п.

Следует отметить, что проверки налоговой инспекции составляют примерно треть от общего количества проверок, которым каждый год подвергаются организации. Остальное – это проверки прочих ведомств, которые также доставляют предпринимателям множество неудобств.

Основания для проведения налоговой проверки

Налоговым законодательством РФ предусмотрены два вида контрольных проверок налогоплательщиков (стат. 87). Это камеральные и выездные проверочные мероприятия. Такие процедуры бывают плановые и внеплановые. Первые включаются в график заранее, вторые проводятся спонтанно. Разберемся, какие существуют основания для налоговой проверки ООО; по каким причинам могут продлить сроки или приостановить.

Выездная налоговая проверка – основания и порядок проведения

Согласно п. 1 стат. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя ИФНС или его заместителя. В ходе мероприятия уточняется правильность начисления величины налогов и соблюдения нормативных сроков их уплаты в бюджет. Проверить могут только 3 года, непосредственно предшествующих году вынесения решения о назначении процедуры. К примеру, если решение ИФНС вынесено в 2019 г., под проверку попадают года с 2016 по 2018. Более ранние периоды контролировать не имеют права.

Читайте так же:  Роспотребнадзор кемерово официальный сайт написать жалобу

Но здесь существует одно исключение. Если в процессе проверки организация подает уточненную декларацию, налоговики могут проверять тот период, за который представляется корректировка (п. 5 стат. 89 НК).

Основания для выездной налоговой проверки регламентируются в нескольких федеральных НПА. Это Концепция системы планирования по Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.07 г.; Закон № 294 от 26.12.08 г. При этом в п. 2 стат. 10 № 294-ФЗ утверждены основания для проведения выездной налоговой проверки внепланового типа:

  • Истечение срока для устранения налогоплательщиком нарушений, обнаруженных при проведении предыдущих проверок.
  • Издание приказа о назначении внепланового мероприятия руководителем ИФНС согласно требованию прокурора.

Не допускается осуществление больше 1 проверки по одному и тому же виду налога за одинаковый период. Кроме того, в общих случаях запрещается проведение более 2 выездных мероприятий за один календарный год. При ликвидации или реорганизации компании назначается самостоятельная проверка, но за период не больше 3 лет с года вынесения соответствующего решения.

Основанием проведения выездной налоговой проверки являются критерии, которые определены в разд. 3 Концепции по Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] Налоговики анализируют различные показатели финансово-экономической деятельности и делают выводы о наличии нарушений в налоговой политике организации. К примеру, распространены следующие причины назначения выездных контрольных мероприятий:

  • Низкая доля отчислений в бюджет, не соответствующая среднему размеру по отрасли.
  • Значительная величина вычетов по НДС.
  • Убытки в отчетности предприятия, повторяющиеся из периода в период.
  • Частая смена налогоплательщиком адреса нахождения – миграция между ИФНС.
  • Участие компании в региональном инвестиционном проекте.
  • Опережение величины расходов фирмы над совокупными доходами.
  • Низкий показатель среднемесячного заработка одного работника.
  • Регулярное заключение договоров с посредниками и/или перекупщиками при отсутствии достаточных обоснований для таких сделок.

В НК основания выездной налоговой проверки не регламентируются – перечень критериев остается открытым. При отборе кандидатов налоговики учитывают обстоятельства «по совокупности». Если какие-то показатели являются сомнительными, для ИФНС это сигнал к включению организации в план.

Камеральная налоговая проверка – основания

В соответствии с п. 1 стат. 88 НК камеральная налоговая проверка проводится на основании предоставленных налогоплательщиком отчетов. При этом налоговики учитывают данные документов, которые имеются в распоряжении ИФНС. Для такой процедуры повод не требуется, если со дня получения декларации не прошло 3 мес. Никаких уведомлений организации не направляется.

О результатах камералки налогоплательщику сообщают только при выявлении отклонений или ошибок в данных. К примеру, если сумма НДС по балансу расходится с величиной налога в декларациях. Или при несовпадении убытков по форме 2 и в декларации по прибыли. В случае несовпадений налогоплательщику вручается требование о предоставлении пояснений.

Обратите внимание! При подаче уточненных деклараций в ходе проведения проверки срок 3-месячного периода для камералки начинает исчисляться заново (п. 9.1 стат. 88 НК). На основании результатов мероприятия налоговые органы могут принять решение о назначении полноценной выездной проверки.

Основания продления срока налоговой проверки

Согласно п. 6 стат. 89 максимальная продолжительность выездной процедуры составляет 2 мес. В отдельных случаях этот период может быть увеличен до 4 или 6 мес. К основаниям продления срока выездной налоговой проверки относят (по Приказу ФНС № ММВ-7-2/[email protected] от 07.11.18 г.):

[3]

  • Проведение контрольных мероприятий в отношении крупнейшего налогоплательщика.
  • Получение информации о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений.
  • Наличие у организации обособленных подразделений.
  • Непредставление проверяемой организацией в установленные сроки истребованных документов.
  • Прочие основания по нормативному перечню.

Основания приостановления налоговой проверки

Право налоговых органов приостанавливать контрольную процедуру предусмотрено в п. 9 стат. 89 НК. Это следующие основания:

  • Истребование дополнительных документов.
  • Проведение экспертиз.
  • Перевод документации с иностранных языков на русский.
  • Истребование сведений у иностранных госорганов.

Для приостановления проверки на срок не более 6 мес. требуется решение руководителя ИФНС. При запросе документов у иностранных госорганов допускается увеличение этого периода еще на 3 мес.

Основания проведения повторной налоговой проверки

Повторная проверка осуществляется по тем же периодам и налогам, которые уже проверялись ИФНС в ходе прошлых выездных мероприятий. Если контрольная процедура назначается дважды, ограничение на запрет по п. 5 стат. 89 НК не действует. Основания проведения повторной выездной налоговой проверки перечислены в п. 10 стат. 89 НК:

  • Контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящим территориальным подразделением ИФНС.
  • Подача налогоплательщиком уточненной декларации за период проверки – при этом величина налога в корректирующем отчете меньше, чем в первичном.

Обратите внимание! Когда при повторной процедуре выявляются факты нарушения налогового законодательства, не обнаруженные при исходной проверке, меры ответственности в виде санкций к нарушителю не предъявляются. Исключение – случаи намеренного сговора между налогоплательщиком и ответственным работником ИФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выездная налоговая проверка Основания проведения выездной налоговой проверки

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован ст. 89 части первой НК РФ, в п. 1 которой определен основной признак такой проверки, отличающий ее от камеральной: выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом также предусмотрено, что, в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что данные положения в ст. 89 НК РФ до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ не содержались. В части 4 указанной статьи в действовавшей редакции предусматривалось, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать (обследовать) производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (соответствующая норма закреплена в п. 13 ст. 89 НК РФ в действующей редакции, см. ниже). Исходя из данной нормы, КС РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П определял основное содержание выездной налоговой проверки следующим образом: проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить такую инвентаризацию, а также осмотр (обследование).

Читайте так же:  Отличие подозреваемого от обвиняемого в уголовном процессе

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Там же предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (об истребовании документов см. ниже).

Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ (т.е. при выемке документов). Как установлено в п. 14 указанной статьи, при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст.

В пункте 13 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (об осмотре помещений, территорий налогоплательщика и инвентаризации имущества налогоплательщика см. ниже).

Если камеральная налоговая проверка, как уже говорилось, проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, только на основании факта представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), то для проведения выездной налоговой проверки согласно п. 2 ст. 89 НК РФ необходимо вынесение налоговым органом соответствующего решения. Положение о том, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, содержалось в ч. 1 ст. 89 НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ). Однако этим законодательное регулирование вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и ограничивалось.

В пункте 2 ст. 89 НК РФ в действующей редакции уточнено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено данным пунктом.

«Иное» означает, что в п. 2 ст. 89 НК РФ содержатся специальные правила места вынесения решения о проверке крупнейших налогоплательщиков, а также филиалов и представительств организаций:

в отношении организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверки такой организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Представляется уместным напомнить, что согласно п. 1 ст. 83 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ ) Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Такие Особенности утверждены Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н . Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/[email protected] определена организация работы налоговых органов по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков (Приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] внесены изменения в данный Приказ МНС России и утверждены новые критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях);

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

Российская газета. N 179. 2005.

Экономика и жизнь. 2007. N 23.

в отношении филиалов и представительств организаций предусмотрено, что решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки (т.е. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов) принимается на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. В случае же проверки филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки самой организации решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации (об особенностях проведения выездных налоговых проверок филиалов и представительств см. ниже).

В пункте 2 ст. 89 НК РФ в действующей редакции прямо определено, что решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Предмет выездной налоговой проверки определен в п. 4 ст. 89 НК РФ: правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В отличие от камеральной выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика согласно п. 3 этой же статьи может проводиться по одному или нескольким налогам (данное положение содержалось в ч. 2 ст. 89 НК РФ в действовавшей редакции).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки согласно п. 2 ст. 89 НК РФ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. введение). Следует отметить, что аналогичная норма содержалась в ч. 6 ст. 89 НК РФ.

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] (приложение 1 к Приказу). Эта же форма применяется и при назначении повторной выездной налоговой проверки (о повторной выездной налоговой проверке см. ниже). В качестве предмета проверки форма решения предусматривает указание перечня проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки по всем налогам и сборам.

Приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/281 @ утверждена рекомендуемая налоговым органам форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки (приложение 1 к Приказу). Данное решение выносится в случаях необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку (включения новых лиц в состав лиц, проводящих проверку, и (или) исключения из состава лиц, проводящих проверку), что прямо предусмотрено указанной рекомендуемой формой.

Как форма решения о проведении проверки, так и форма решения о внесении в него изменений предусматривают указание фамилии, имени, отчества, классного чина руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, выносящего решение, а также подписание им решения и заверение подписи печатью налогового органа. Указанные формы также содержат раздел, предусматривающий ознакомление с решением проверяемого налогоплательщика (его представителя), — подписание и указание даты подписи.

Читайте так же:  Срок регистрации перехода права собственности на квартиру

Следует отметить, что до настоящего времени официально не отменен, но практически не действует Порядок назначения выездных налоговых проверок, утв. Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 (в ред. Приказа МНС России от 7 февраля 2000 г. N АП-3-16/34) , в приложениях к которому предусматривались самостоятельные формы решения о проведении выездной налоговой проверки (приложение 1), решения о проведении выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица (приложение 2) и постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки (приложение 3), а также решения о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (приложение 4) и постановления о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (приложение 5).

Российская газета. N 236-п. 1999; N 63. 2000.

Необходимо также упомянуть, что налоговые органы руководствуются Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утв. Приказом МНС России от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп. С учетом того что указанный документ имеет пометку «для служебного пользования», должностные лица налогового органа не имеют права ссылаться на него.

Регламент включает шесть разделов: 1.

Общие положения. 2.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. 3.

Использование результатов камеральных проверок при планировании выездных. 4.

Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу. 5.

Порядок и критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. 6.

Организация работы по формированию планов проведения выездных налоговых проверок.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Основания для внеплановой проверки налоговой

Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.

Налоговая проверка — понятие и виды

Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

[2]

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
  2. Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.

Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.

Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:

  • истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:

  1. Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
  2. Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
  3. Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
  4. Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
  5. Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:

Читайте так же:  Справка об отсутствии административных правонарушений госуслуги

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:

Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.

Что такое выездная налоговая проверка

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения (за исключением некоторых случаев, предусмотренных НК РФ) (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении

Что касается периода, который может быть проверен, то согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (например, по решению, вынесенному налоговым органом 31.12.13, могут быть проверены налоги за 2012, 2011, 2010 г.г.)

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п.п. 6, 8 ст. 89 НК РФ).

Права налогового органа

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ).

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

  • направление запросов в компетентные органы иностранных государств;
  • направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);
  • вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
  • инвентаризация имущества налогоплательщика (пп. 6 п.1 ст. 31, п.13 ст. 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.
  • допрос свидетелей, проводимый в соответствии со ст. 90 НК РФ.
  • осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;
  • истребование документов у проверяемого лица в соответствии со ст. 93 НК РФ.
  • истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
  • выемка документов и предметов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
  • экспертиза в соответствии со ст. 95 НК РФ.
  • привлечение специалиста в соответствии со ст. 96 НК РФ.
  • привлечение переводчика в соответствии со ст. 97 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 91 НК РФ при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещениях налогоплательщика (за исключением жилых помещений) налоговыми инспекторами составляется об этом акт, проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (расчетным методом). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ).

Обязанности

Возражения налогоплательщика

Видео (кликните для воспроизведения).

Ненаправление справки о проведенной выездной налоговой проверке и акта проверки, а также рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по ее результатам без уведомления проверяемого лица является существенным нарушением процедуры проверки и влечет отмену принятого по ней решения. Решение по выездной налоговой проверке может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и только после этого – в судебном порядке.

Источники


  1. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  2. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  4. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.
  5. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here