Основание предоставления земельного участка без проведения торгов

В статье собрана самая важная информация на тему: "Основание предоставления земельного участка без проведения торгов" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.17 . Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

[3]

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в пункт 2 статьи 39.17 настоящего Кодекса внесены изменения

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

СТ 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

Читайте так же:  Особенности прекращения договора розничной купли продажи

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Комментарий к Статье 39.17 Земельного кодекса РФ

Важным представляется закрепленное в п. 4 комментируемой статьи правило о рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков в порядке их поступления. Отсутствие четкого регулирования данного вопроса ранее нередко приводило к спорам и злоупотреблениям на местах.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов носит исчерпывающий характер и определен ст. 39.16 ЗК РФ .
———————————
Субъекты Российской Федерации до 1 января 2020 г. наделены правом принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов Российской Федерации, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (п. п. 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Необходимо отметить следующую новеллу законодательства. Если представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора (купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования), то в этом случае не требуется, как раньше, предварительного вынесения решения уполномоченного органа о таком предоставлении (см., например, ранее действовавшие п. 2 ст. 32, п. 5 ст. 34, п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Уполномоченный орган сразу в течение общего срока (не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю (подп. 1 п. 5 комментируемой статьи).

§ 4. Порядок предоставления земельных участков на торгах.

Федеральными законами № 171-Ф3 от 23.06.2014 г., № 224-Ф3 от 21.07.2014 г., № 487-Ф3 от 29.12.2014 г. в Земельный кодекс РФ внесены изменения, существенным образом меняющие порядок распоряжения земельными участками.

4.1. Положения зк рф о предоставлении земельных участков после 01.03.2015г.

Как было указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

4.2. Порядок проведения аукциона

Порядок предоставления земельного участка на аукционе может быть представлен как последовательность следующих этапов:

1. Подготовка к выставлению права аренды земельного участка на аукцион:

1.1. Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка (при отсутствии проекта планировки);

1.2. Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет;

1.3. Подача заинтересованным лицом заявления о предоставлении участка;

1.4. Получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

1.5. Проведение рыночной оценки стоимости аренды земельного участка (в случае, если начальный размер арендной платы рассчитывается не в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.

1.6. Принятие местной Администрацией решения о проведении аукциона.

Читайте так же:  Реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья

2. Аукцион и заключение договора:

2.1. Публикация извещения о проведении торгов на сайте torgi.gov.ru;

2.2. Прием и рассмотрение заявок на участие в торгах, подписание протокола рассмотрения заявок;

2.3. Проведение торгов;

2.4. Составление протокола о результатах торгов;

2.5. Подписание договора аренды земельного участка;

2.6. Государственная регистрация договора аренды.

Этап 1.В том случае, если земельный участок не сформирован, подготовка проведения аукциона начинается с подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка, кроме случаев наличия утвержденного проекта планировки территории.

После формирования земельного участка заинтересованное лицо обращается в Администрацию с заявлением о его предоставлении, указывая кадастровый номер и цель использования участка (подп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Если отсутствуют основания для отказа в принятии решения о проведении аукциона, установленные подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 ст. 39.11 ЗК РФ, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка обязан предоставить заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (подп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83(далее – Правила)).

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия решения о проведении торгов обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 9 Правил).

Подготовка земельного участка к проведению аукциона заканчивается принятием Администрацией решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона. Данное решение должно быть принято в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления (подп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Важнейшим моментом является то, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона установлен п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, среди которых можно выделить следующие:

1) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;

2) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

3) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, размещение которого возможно без оформления сервитута и которое не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;

5) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

6) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

7) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

Видео (кликните для воспроизведения).

8) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Этап 2.Согласно п. 1 ст. 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме.

Аукцион является открытым по составу участников (п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ).

Извещение о проведении аукциона размещается на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 19 ст. 39.11 ГК РФ).

Объединение более двух земельных участков в одном лоте не допускается (п. 2 ст. 39.11 ЗК РФ).

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ).

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Читайте так же:  Продажа квартиры по предварительному договору купли продажи

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок (п. 17 ст. 39.12 ГК РФ).

Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом (п. 6 ст. 39.6 ЗК РФ).

Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона (п. 15 ст. 39.11 ЗК РФ).

Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола (п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ).

В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Договор заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте (п. 20 ст. 39.12 ЗК РФ).

Предоставление земельного участка в аренду без торгов – 7 этапов

Аренда земельного участка у государства или муниципалитета оформляется после того, как потенциальный арендатор выиграет торги. Однако есть условия, на которых предоставление земли в аренду происходит без торгов.

Процедура упрощается по той причине, что государство нуждается в стабильном поступлении денежных средств, что может быть обеспечено перечислением арендной платы. Такой подход способствует сдерживанию экономического кризиса.

Арендовать земельный участок можно на 49 лет. Этот срок максимальный. Однако в регионах могут быть установлены другие сроки. Так, например, максимально возможный срок аренды земли сельскохозяйственного назначения в среднем составляет три года, а земли под ИЖС до 10 лет.

Можно ли арендовать землю без торгов

По общему правилу аренда осуществляется только на основании результата проведения торгов. Однако есть и исключения. Такими привилегиями в зависимости от ситуации могут пользоваться частные лица и организации.

[2]

Частные лица

Получить земельный участок без участия в торгах могут:

  • собственники строений, расположенных на этом земельном участке, если эти строения выстроены не самовольно или были узаконены в последствии;
  • владельцы объектов незавершенного строительства;
  • граждане, которые имеют право на получение земельного участка без очереди;
  • желающие получить земельный участок для строительства жилого дома, введения сельского хозяйства;
  • граждане, чья земля была ранее изъята для государственных целей.

Крое того, в эту же категорию входят льготники. К примеру, малоимущие семьи.

Организации

Юридические лица также могут обойти аукцион. Это возможно в следующих случаях:

  • земельный участок предоставляется в аренду для ведения огородно-дачного хозяйства в некоммерческих целях;
  • на территории планируется размещение объектов энергетики, промышленности, обороны, гидротехнических сооружений и водохранилищ;
  • на участке расположены капитальные строения;
  • участок планируется использовать для аграрных целей;
  • юридическое лицо уже имеет право бессрочного пользования землей.

Далее расскажем, какие условия должны соблюдаться для получения земли без участия в торгах и как это сделать.

Условия предоставления

Согласно ст. 36.6 ЗК РФ земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету, может быть предоставлен в аренду без проведения аукциона, но при этом должны соблюдаться предусмотренные условия. Их более 30.

Для удобства сгруппируем все условия в несколько групп по определенным основаниям.

По категории арендатора участки предоставляются:

  • собственникам зданий и сооружений, которые расположены на территории надела;
  • организациям, владеющим недвижимостью на участке на праве постоянного бессрочного пользования;
  • гражданам, имеющим право на получение участка в первую очередь;
  • фермерским или крестьянским хозяйствам;
  • субъекту, с которым оформлен договор о развитии застройки;
  • субъекту, у которого ранее был изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд;
  • казачьим объединениям для сохранения традиционного ведения хозяйства и образа жизни;
  • религиозным организациям;
  • субъекту, с которым заключены концессионные договоры о партнерстве, если предоставление земли подразумевается текстом соглашения;
  • резиденту зоны территориального развития для реализации принятого проекта;
  • организации с целью размещения ядерных установок и т.п., если это одобрено Правительством РФ;
  • лица, которые вправе заниматься добычей биологических ресурсов, если земля нужна им для этих целей;
  • арендатору участка, который решил воспользоваться правом повторного подписания договора аренды;
  • резиденту свободного порта Владивосток.

По категории земельных участков и целям их использования:

  • для окончания незавершенного строительства;
  • для размещения объектов социально-культурного значения;
  • с целью реализации инвестиционных проектов на основании распоряжения Правительства РФ;
  • для выполнения международных обязательств РФ;
  • для размещения объектов, предназначенных для обеспечения коммуникациями (электричеством, водой, газом и т.д.);
  • для целей ИЖС или ЛПХ;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • для проведения работ, связанных с использованием недр;
  • для охотничьих целей, если это предусмотрено видом разрешенного использования;
  • с целью размещения ядерных объектов, если это предусмотрено распоряжением Правительства РФ.

Кроме того, участок может быть предоставлен без торгов по особому распоряжению органов государственной власти или в рамках федеральных или муниципальных программ по освоению и развитию территории. Расскажем подробнее о процедуре оформления.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Читайте так же:  Сбербанк образец предварительного договора купли продажи квартиры

+7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Пошаговая инструкция оформления аренды земли без торгов

Для оформления необходимо обращаться в муниципалитет. Процедура включает семь этапов. Рассмотрим каждый.

Этап 1. Поиск участка. Необходимо найти свободную землю, которая не стоит на кадастровом учете. Для поиска рекомендуется воспользоваться публичной картой Росреестра. Искать придется вручную. Еще один вариант – спросить о свободных наделах в муниципалитете или территориальном отделении Росреестра.

Этап 2. Составление схемы. Потребуется создать схематическое изображение, которое будет отображать расположение земельного участка на кадастровом плане. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру. Составление схемы – платная услуга. Она стоит примерно 1000-2000 рублей.

Этап 3. Подача заявления на согласование. Когда схема будет уже на руках, необходимо выяснить, к какому муниципалитету относится интересующий земельный надел. На имя главы муниципалитета нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления участка. В заявлении прописывается:

  • кадастровый квартал;
  • цель, для которой потребовался земельный участок;
  • суть запроса – просьбу предоставить надел без проведения аукциона;
  • дата и подпись.

К составленному заявлению прикладывается схема, полученная у кадастрового инженера, и копия общегражданского паспорта (разворот с фото и пропиской). Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней.

За это время муниципальный орган опубликует информацию о предоставлении земли на официальном сайте. Если никто из граждан или организаций не изъявит желания принять участия в торгах, а иных причин для отказа нет, то глава муниципалитета издаст соответствующее постановление.

В тексте постановления будет написано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона предварительно согласовано, а кадастровая схема утверждена.

Этап 4. Постановка на учет. Для этого потребуется схема от кадастрового инженера и постановление от главы муниципалитета. Эти документы необходимы для предоставления в Росреестр. В отношении участка будет выполнен межевой план и технический паспорт. Эти документы требуются для постановки на учет. Процедура займет около двух недель и обойдется вам в 6-10 тысяч рублей.

Этап 5. Подача заявления о заключении договора аренды. После получения выписки из ЕГРН, подтверждающей факт постановки участка на учет, необходимо написать в муниципалитет еще одно заявление. В нем вы уже будете просить о предоставлении земли в аренду. К заявлению прикладываются все документы, полученные на предыдущих этапах.

Этап 6. Оформление договора аренды. Документ готовится специалистами муниципалитета в течение 30 дней. После этого он предоставляется арендатору для ознакомления. На это у него будет месяц. На этом этапе рекомендуется обратиться к юристу. В тексте договора аренды должны быть указаны следующие данные:

  • кадастровый номер надела;
  • площадь в квадратных метрах;
  • цель аренды;
  • категория земли и вид разрешенного использования;
  • порядок внесения арендной платы;
  • условия эксплуатации земельного участка;
  • наличие специфических особенностей (к примеру, водоема, строений, сервитута и т.п.);
  • срок аренды.

Договор аренды подписывается в трех экземплярах и подлежит регистрации в органах Росреестра.

Этап 7. Регистрация договора. Договор аренды не будет иметь легитимной силы без прохождения государственной регистрации в органах Росреестра. Для этого можно обратиться в сам Росреестр или МФЦ. При этом необходимо предоставить сам договор аренды в трех экземплярах, постановление главы муниципалитета, общегражданский паспорт и квитанцию об уплате государственной пошлины. Срок осуществления процедуры составляет 3-5 дней. В результате заявитель получает выписку из ЕГРН и становится полноправным арендатором.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов. Это длительный процесс, который требует временных и финансовых затрат.

[1]

Порядок предоставления земельного участка без торгов в аренду. Как приобрести землю с помощью местной администрации?

Изменения, внесенные депутатами Государственной Думы в ЗК РФ, существенно упростили и отрегулировали порядок выделения земельных наделов гражданам страны, а также всем юридическим организациям.

Согласно изменениям, лицам, желающим приобрести земельную территорию, больше не потребуется самим заниматься подготовкой актов выбора участка, образовывать их, составлять схемы, эта обязанность перешла теперь к местным администрациям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная основа для аренды без торгов

Территории, которые принадлежат государству, а также находятся во владениях местной власти, могут без особых проблем передаваться, без торгов в аренду, согласно регулирующей этот процесс статьи 39.6 ЗК РФ. Закон указывает на условия получения наделов гражданами РФ, некоммерческими образованными людьми организациями и официальными юридическими лицами.

О выделении территории говорит и статья 39.14 ЗК РФ, но она уже устанавливает порядок предоставления участков, и рассматривает варианты выделения таких земель (о регламенте выделения земель и норме предоставления наделов читайте тут).

Статья 39.16 ЗК РФ указывает на обоснование отказов в предоставлении наделов арендаторам, оговаривает причины и возможности таких решений.

Виды предоставляемых земель

Условия предоставления наделов

Аренда находящейся у владельца территории, вне проведения аукционов, предполагает соблюдения некоторых условий:

Предоставление земельного участка без торгов в аренду

Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс выделения участков и указывает на предоставленные законом возможности аренды земельных наделов без торгов.

Заинтересованные лица, руководствуясь законодательными актами, могут использовать свое право на заключение соглашений с местными администрациями, не прибегая к торгам в случаях когда:

Читайте так же:  Оплата конкурсному управляющему при банкротстве юридического лица

  • земли выделены под размещение объектов различных сфер деятельности;
  • выделения наделов происходит под магистральные трубопроводы, тепловые, газовые станции, объекты электроэнергетики и водоснабжения;
  • территория выделена для развития земель, а с людьми уже было ранее заключено соглашение;
  • земли предназначены для развития территории и выделены некоммерческим организациям, которые создали граждане с целью возведения жилых зданий;
  • территории, где освоение земель осуществляется некоммерческими организациями с целью организации садоводства, небольших дачных хозяйств, а также огородничества;
  • земельные наделы с располагающимися на них строениями, выделяемые в собственность людям, которым принадлежат построенные объекты;
  • земельные наделы выделяются для организации фермерских хозяйств, для частного жилищного строительства, ЛПХ, участки под сенокос, выпас животных.
  • Пошаговая инструкция

    Процесс предоставления земельных наделов может осуществляться благодаря регулирующим процедуру законам. Порядок предоставления земельных участков без торгов, предполагает очередность таких действий:

    Независимый юрист, по желанию арендатора может предоставить консультацию о внесении в договор поправок, которые облегчат условия пользования наделом земли.

    Особенности процедуры выделения надела без торгов

    Согласно ЗК РФ статья 39.6, п.2, земельные наделы могут быть предоставлены в аренду. Они имеют некоторые особенности связанные с передачей земли юридическим лицам, гражданским некоммерческим организациям, а также собственникам уже завершенных строений, с которыми раньше уже заключались соглашения по арендованной территории.

    Законодательство предусматривает передачу наделов не коммерческим организациям для облагораживания территории. Земли из земельного надела передаются представляющим организацию людям, цель которых:

    • индивидуальное жилое строительство;
    • садоводство;
    • дачное хозяйство;
    • огородничество.

    Выделение наделов в аренду осуществляется и юридическим организациям. Целью предоставления таких территорий является:

  • строительство зданий социально-культурной сферы;
  • реализации особых широкомасштабных проектов;
  • сооружение объектов социальной, а также культурной сферы назначения;
  • сооружение объектов коммунальной, а также бытовой сферы назначения;
  • сооружение нефтепроводов;
  • сооружение инфраструктуры для объектов связи;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов электроснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов теплоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов газоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоотведения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов федерального значения, а также местного и регионального значений;
  • бессрочное использование имеющейся у юридической организации территории;
  • территория, предоставляемая юридической организации по обмену вместо другого участка, который изымается.
  • Передача наделов собственникам, у которых не завершены строительные работы предполагает:

    • передачу земли со зданиями, выделение в аренду людям тех территорий, где находятся выделяемые им в аренду сооружения.
    • передачу земли с незавершенными строительными объектами, для его завершения. Наделы в аренду предоставляются однократно.

    Выделение наделов гражданам, договора с которыми уже были заключены, предполагает заключения с ними новых соглашений на:

    • освоение земель;
    • развитие территории;
    • возведение жилых зданий;
    • деятельности согласно концессионному соглашению;
    • деятельности охотхозяйств;
    • развитие свободных экономических зон;
    • сооружение наемных домов сферы социального использования;
    • вылов водных ресурсов.

    Цена земельного надела

    Предоставляемые в аренду земные территории имеют свою цену, она зависит от кадастровой стоимости надела и устанавливается на уровне 60% от цены указанной в кадастре. Установлена такая стоимость для земель:

  • дачного хозяйства;
  • садоводчества;
  • гаражного строительства;
  • частного жилищного строительства, где собственники построек являются владельцами сооружений, что расположены на арендуемой территории;
  • для ведения частного подсобного хозяйства.
  • расположенных на участке зданий регионального, а также значения федерального, владельцами которых есть юридические организации
  • Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов

    К преимуществам такого способа приобретения земли можно отнести:

    • бесплатное стартовое приобретение земли;
    • разделенная на определенные части арендная плата;
    • учет выплачиваемой арендной платы в сумму выкупа надела;
    • строительство дома и хозяйственных построек;
    • использование надела для личных хозяйственных нужд
    • возможность продлить срок аренды;
    • возможность пересдать территорию в наем третьему лицу.

    Недостатки такого варианта в том, что:

    • участок достается не бесплатно и за него необходимо выплачивать деньги;
    • устанавливается срок строительства дома;
    • арендатор может использовать надел только с целью, что указана в пунктах соглашения.

    В остальном этот вариант практически ничем не отличается от других способов пользования землей и, конечно же, имеет право на жизнь.

    Аренда без проведения аукциона предоставляет гражданину возможность жить на земле и пользоваться территорией до окончания срока соглашения, а построив дом, выкупить надел по остаточной стоимости. Некоторые люди, имеющие возможности и желание прекрасно пользуются таким вариантом.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Источники


    1. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

    2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

    3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
    4. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
    5. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
    Основание предоставления земельного участка без проведения торгов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here