Организатор распространения информации в сети интернет обязан

В статье собрана самая важная информация на тему: "Организатор распространения информации в сети интернет обязан" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Организатор распространения информации в сети интернет

Содержание

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ «О информации.

  • Социальные сети
  • интернет-магазины с отзывами
  • почтовые сервисы
  • платформы для блогов
  • мессенджеры
  • ip-телефония
  • вендоры почтывых программ
  • производители аппаратного обеспечения
  • внутрикорпоративная переписка
  • облачные сервисы с коммуникацией

коммуникационный интернет-сервис — информационная система и (или) программа для электронныхвычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для приема,передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет вцелях обмена электронными сообщениями между пользователями сети Интернет, в томчисле для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц ПП 759

[3]

Прианализе сферы действия ст. 10.1по кругу лиц необходимо учитывать, что отдельные подзаконные акты к нему, вчастности Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 759, утвердившее Правилахранения данных (далее — Правила хранения данных), используютнесколько иной термин — «коммуникационный интернет-сервис», дефинициякоторого не тождественна дефиниции ОРИвСИ. Под коммуникационныминтернет-сервисом в соответствии с вышеуказанными Правиламипонимается «информационная система и (или) программа для ЭВМ, котораяпредназначена и (или) используется для приема, передачи и (или) обработкиэлектронных сообщений пользователей сети Интернет в целях обмена электроннымисообщениями между пользователями сети Интернет, в том числе для передачиэлектронных сообщений неопределенному кругу лиц».

В отличие от определенияОРИвСИ дефиниция коммуникационного интернет-сервиса не включает в себя»деятельность по обеспечению функционирования информационнойсистемы». Принимая во внимание, что Правилахранения данных прямо предусматривают, что обязанности по обеспечению храненияданных возникают у ОРИвСИ именно в связи с функционированием коммуникационногоинтернет-сервиса, можно говорить об определенном сужении понятия ОРИвСИ посравнению с тем, как оно определено в ст. 10.1Закона. Если же лицо не должно выполнять обязанности хранения соответствующихданных, как это предусмотрено в Правилах хранения данных, выполнение всехостальных обязанностей, возложенных на ОРИвСИ (например предоставление данныхпо запросу компетентного органа), либо невозможно, либо утрачивает смысл.

[2]

Системноетолкование положений ст. 10.1Закона и Правилхранения данных позволяет сделать вывод, что в качестве ОРИвСИ следует пониматьтолько лицо, которое обеспечивает функционирование коммуникационногоинтернет-сервиса, т.е. к ОРИвСИ не относятся производители аппаратного ипрограммного обеспечения, используемого в качестве компонента техническойинфраструктуры коммуникационного интернет-сервиса. Поисковые сервисы также врядли могут быть отнесены к категории коммуникационных, поскольку здесьвзаимодействие осуществляется не между пользователями, а между пользователем имашиной (аппаратно-программным комплексом). Наконец, веб-сайты в сети Интернет,которые не предусматривают возможности пользователей общаться между собой (т.е.не содержат функционала чатов, форумов или оставления отзыва о товаре с возможностью его комментирования другимипользователями), также вряд ли можно отнести к категории коммуникационныхинтернет-сервисов и соответственно ОРИвСИ.

Такимобразом, можно сделать вывод, что понятием ОРИвСИ охватывается практическилюбая компания, ведущая деятельность в сети Интернет, с использованием сервиса,посредством которого могут осуществляться коммуникации между пользователямисети Интернет. Указанный вывод подтверждается и практикой применения ст. 10.1Закона. Так, в числе первых ОРИвСИ были зарегистрированы ООО «Яндекс»(сервис электронной почты «Яндекс Почта»; облачный сервис храненияданных «ЯндексДиск»; сервис социальной сети «Мой круг»);ООО «Рамблер Интернет Холдинг» (сервис «Рамблер Почта»; ООО»Мэйл.Ру» (коммуникационный сервис «Mail.ru Агент»; сервис»почта Mail.ru»; сервис социальной сети «Мой мир»); ООО «Вконтакте» (сервис социальной сети vk.com); ООО «Одноклассники»(сервис социальной сети odnoklassniki.ru); ООО «Юкоз Медиа» — сервиссоздания веб-сайтов и бесплатного хостинга uCoz.ru; ОАО «Си-Медиа»(ряд сервисов тематических и новостных порталов: film.ru; cars.ru; newsland.ruи др.). Полная версия реестра доступна в формате «открытых данных» поадресу: http://rkn.gov.ru/opendata/7705846236-InformationDistributor/.

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 «Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети «Интернет»

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747″О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации».

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Читайте так же:  Размеры компенсационных выплат за самостоятельно приобретенные инвалидами

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Организатор обмена мгновенными сообщениями

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: — обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; — истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях.

Иностранная практика

Uniting and StrengtheningAmerica by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and ObstructTerrorism Act of 2001.


Directive 2006/24/EC»On retention of data generated or processed in connection with theprovision of publicly available electronic communication services or of publiccommunications netowrks and amending Directive 2002/58/EC» // OJ L 105/54.13.4.2006.

И хотянедавно она была признана Европейским судом Справедливости противоречащейЕвропейской конвенциио защите прав и основных свобод по причине неопределенности ее положений (см.решение от 8 апреля 2014 г. по делу Digital Rights Ireland and 594/12Seitlinger and Others N C-293/12), это практически не оказало никакого влиянияна положения национальных законодательств стран ЕС, которые имплементировали ееположения.

Конституционный суд Бельгии признал неконституционным закон о сборе метаданных Интернет-провайдерами и телекоммуникационными компаниями для потенциальных нужд правоохранительных органов. Закон был принят во исполнение Директивы ЕС о сборе данных, признанной недействительной в прошлом году. По мнению суда, закон, который обязывал операторов связи хранить пользовательскую информацию (телефонные переговоры и интернет-данные) в течение года, нарушал фундаментальное право на неприкосновенность частной жизни.

Организатор распространения информации

По некоторой информации, появившейся в сети Интернет, Минсвязи сделало заявление о том, что наличие на страничке возможности комментировать материалы позволяет причислить такую страничку к распространителям информации.

Как поясняется, данная информация была дана министерством в ответе порталу roem.ru, на основании проверки, проведенной Роскомнадзором.

Согласно с выложенным скриншотом, Министерство указало порталу roem.ru, что «на сайте roem.ru доступен функционал, позволяющий пользователям оставлять комментарии под новостями». Далее министерство предполагает, что указанное обстоятельство относит сайт roem.ru к организаторам распространения информации.

В сети пошли дальше. Портал pr-cy.ru отметил, что статус организатора распространения информации предполагает некоторые обязательства – например, такой сайт должен осуществлять сотрудничество с ФСБ и прочими властными структурами в отношении данных пользователей.

Попробуем разобраться, так ли это.

Статус организатора распространения информации (далее – Организатор) закреплен в ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Исходя из указанной статьи, Организатором считаются лица, обеспечивающие работу инфосистем и программного обеспечения, с помощью которых возможно принимать, передавать и доставлять сообщения в глобальную сеть.

У Организатора есть и обязанности, предусмотренные той же статьёй, например, нужно уведомить Роскомнадзор о начале осуществления указанной выше деятельности. Организатор обязан также хранить текстовые сообщения пользователей в течение 6ти месяцев с момента окончания их приёма и т.д. Эти сведения Организатор обязан предоставлять оперативникам в случаях, установленных законом, а также осуществлять иное взаимодействие. Статьёй установлен еще целый ряд обязанностей для Организатора.

Вернемся к комментариям.

Есть письмо Департамента гос. политики в области СМИ Минсвязи РФ, в котором указано, что Организатором может считаться юрлицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи, получив соответствующую лицензию, т.е., являются операторами связи.

Исходя из данного письма, Организатором может быть признано лишь лицо, лицензировавшее свою деятельность.

Однако, постановлением Седьмого ААС от 12.05.2016 г., (дело № А45-27089/2015) по иску Роскомнадзора к юридическому лицу суд указал, что это лицо является Организатором, поскольку на его сайтах пользователи могут общаться друг с другом, то есть передавать электронные сообщения в сети «Интернет».

Суд установил, что «На указанных сайтах для пользователей сети «Интернет» реализована возможность обмениваться электронными сообщениями, что свидетельствует о наличии у администрации этих сайтов признака организатора распространения информации».

При этом, суд отметил, что требование Роскомнадзора основано на информации, полученной от оперативно-розыскного органа или органа безопасности РФ. Суд поддержал позицию Роскомнадзора, Организация привлечена к административной ответственности. Размер штрафа составил сто тысяч руб.

Подобное решение имеется и по физлицу, где суд общей юрисдикции решил привлечь гражданина, являющегося владельцем сайта с включенной возможностью комментирования на нём к ответственности – штрафу в 1 000 руб.

Порядок исполнения обязанности по уведомлению Роскомнадзора установлен Правительством РФ в Постановлении от 31 июля 2014 г. N 746. Ничего особенно интересного там не содержится, однако, есть указание на оперативно-розыскные органы и органы безопасности. Именно по их обращению Роскомнадзор присылает уведомление.

Какие же права имеются, например, у ФСБ, в этой области? Права службы закреплены в ст. 13 закона от 03.04.1995 г. «О ФСБ» и среди них имеется, например, право получать от государственных органов информацию, необходимую для выполнения ФСБ возложенных на них задач, а также иные права, установленные федеральным законом.

Таким образом, если владельцу сайта, на котором имеется возможность комментирования, пришло уведомление из Роскомнадзора об обязанности «внестись» в реестр ОРИ, знайте – вами, скорее всего, интересуется ФСБ. Ну или оперативные работники, но шансов на это меньше.

Берегите себя и знайте, закон суров, но это закон! Незнание закона не освобождает от ответственности.

Защита бренда и товарного знака в Интернете

Читайте так же:  Порядок заключения контракта о прохождении военной службы

Организатор распространения информации в России

В России распространение любой информации осуществляется свободно, но при условии соблюдения требований установленных законодательством.

Защита бренда и приложения в Интернете. Регистрация приложения для защиты бизнеса.

В России введен специальный термин «организатор распространения информации»

В России организатором распространения информации в Интернете является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Говоря простым языком, любое приложение или интернет-сервис позволяющий отправлять и получать сообщения между пользователями, должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре.

Несмотря на естественную свободу передачи информации и общения между гражданами, государство нацелено контролировать передачу информации через приложения, социальные сети, блоги и чаты. Декларируемая цель учета компаний и программного обеспечения через которые граждане отправляют сообщения необходимость обеспечения безопасности самих граждан и государства. Однако, на практике такое государственное регулирование направляется на пресечение и подавление митингов, собраний и протестных настроений в обществе.

Реестр Организаторов распространения информации ведет Роскомнадзор http://www.97-fz.rkn.gov.ru/.

Например, организаторами распространения информации являются бренды WhatsApp, Viber, SnapChat, Telegram и другие. Кроме мессенджеров, к данной категории относятся службы электронной почты Google, Mail.ru, Yandex.ru и другие. Государство вправе признать организатором распространения информации социальные сети, например Vkontakte или Facebook.

Как зарегистрироваться в государственном реестре организаторов распространения информации?

Первый вариант — добровольно принудительная регистрация компании в государственном реестре. Такая регистрация осуществляется по запросу Роскомндзора. Если компания получила запрос, она обязана (по российскому праву) предоставить о себе юридически значимые сведения, для включения компании в реестр.

Второй вариант — компания регистрируется в реестре самостоятельно. Для этого необходимо направить в Роскомнадзор России сведения о компании и сервисе обмена сообщениями.

Для регистрации в реестре необходимо предоставить два типа данных.

  • Название компании;
  • Страна регистрации компании;
  • Налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре;
  • Адрес;
  • Почтовый адрес;
  • E-mail
  • Доменное имя сервиса;
  • E-mail администратора сайта;
  • E-mail провайдера хостинга;
  • Описание сервиса обмена сообщениями.

A. Хранить на территории России информацию о логах: приема, передачи, доставки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.

Срок хранения данных: 1 год.

B. Хранить на территории России письма, голосовую информацию, любых текстов, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.

Срок хранения данных: 6 месяцев.

C. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ указанные данные по запросу.

D. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ средства декодирования зашифрованных сообщений пользователей.

Регистрация компании в качестве организатора распространения информации может может быть добровольной или принудительной. Фактически законодательство России позволяет признать любое приложение или бренд организатором распространения информации. Правовой статус организатора распространения информации возлагает на компанию дополнительные обязанности и создает дополнительные риски для репутации бренда среди пользователей. Например, неконтролируемый компанией доступ к данным ее пользователей и клиентов может привести к злоупотреблению правом и репрессиям со стороны полиции и ФСБ.

«Яндекс» внесен в реестр организаторов распространения информации

Сегодня Роскомнадзор внес 3 сервиса компании «Яндекс» в реестр организаторов распространения информации, работа которого регламентрируется законом 97-ФЗ и соответствующими подзаконными актами.

Ими стали:
Яндекс.Почта (mail.yandex.ru)
Яндекс.Диск (disk.yandex.ru)
Яндекс.МойКруг (moikrug.ru)

Первым, кто был внесен в такие списки стала социальная сеть «ВКонтакте».

Теперь и вышепредставленные интернет-ресурсы и проекты Яндекса будут обязаны хранить течении полугода и предоставлять компетентным органам всю информацию о пользователях, их действиях и взаимодействии, в т.ч. во внепубличной плоскости.

Выдержки из реестра организаторов распространения информации:

Видео (кликните для воспроизведения).

Представители Роскомнадзора обещают охватить своим реестром и, соответственно, действием 97-ФЗ также Mail.Ru, Рамблер, а также «иностранные платформы: без исключения».

Так что внесение ВКонтакте и Яндекса в такие списки организаторов распространения информации со всеми вытекающими — это только начало полномасштабной работы госорганов по глубокому внедрению обязанностей интернет-ресурсов следить за своими пользователями, хранить сведения о всех их активностях и взимодействиях и предоставлять их спец.службам по их требованию.

В связи с этим уже по-новому и совсем в другом контексте воспринимается лозунг компании: «Найдётся всё!»

Еще раз напомним пункты закона, под который теперь подпадают и сервисы российского интернет-гиганта (выдержки из закона 97-ФЗ от 5.05.2014):

«Статья 101. Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет»

1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

2. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

4. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

Читайте так же:  Перевод из негосударственного пенсионного фонда в государственный

6. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации».

дополнить статьей 154 следующего содержания:

«Статья 154. Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети «Интернет»

1. В случае установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных статьей 101 настоящего Федерального закона, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.

2. В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных статьей 101 настоящего Федерального закона, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

3. Порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти с организатором распространения информации в сети «Интернет», порядок направления указанного в части 1 настоящей статьи уведомления, порядок ограничения и возобновления доступа к указанным в части 2 настоящей статьи информационным системам и (или) программам и порядок информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Организатор распространения информации в сети интернет обязан

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 97-ФЗ)

1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

2.1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

О новых правилах активности в Интернете

1 августа вступил в силу Федеральный закон № от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты. ». В народе этот документ известен как «закон о блогерах», и его содержание ассоциируется с тем, что теперь лица, размещающие информацию на персональном сайте или странице в Сети с суточной аудиторией более 3 тыс., теперь в существенной мере приравниваются к СМИ, к ним предъявляются некоторые дополнительные требования, за нарушения которых могут последовать санкции со стороны надзирающих органов. В общем, у общественности есть представление, что закон этот имеет отношение только к некоторому достаточно ограниченному числу авторов, например, к российскому премьер-министру (у Дмитрия Медведева есть аккаунт в Твиттере) или к оппозиционеру Алексею Навальному.

Но на самом деле представление о том, что касается только узкого числа интернет-ресурсов, не верно. Закон этот фактически вводит контроль со стороны «компетентных органов» практически над всеми интернет-ресурсами, с возможными последующими санкциями к ним, вплоть до блокировки доступа к ним на территории России. Чтобы понять степень обоснованности этих опасений, рассмотрим два ключевых новшества, касающихся операторов электронных сообщений (организаторов распространения информации в Интернете) и поставщиков интернет-контента (владельцев сайтов).

Читайте так же:  Судебный пристав является должностным лицом состоящим на

Новые требования к организаторам распространения информации в Интернете

Эти требования приведены в новой статье 10.2 «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет», включенной теперь в закон № от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В пункте 1 дается такое определение:

«1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Для начала обратим внимание, что тут вводится понятие, которого не было и нет в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». Там в пункте 12 есть определение «оператор информационной системы» (гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы), здесь же почему-то лицо с теми же по сути функциями названо «организатором». Зачем авторы закона затеяли такую понятийную путаницу, представляется совершенно непонятным. Использование термина «распространение информации» также видится совершенно неоправданным, поскольку на самом деле речь далее идет лишь об отдельной категории «распространителей» — операторов обмена электронными сообщениями.

Кто же конкретно попадает под определение «организатора распространения информации» (ОРИ)? По данной формулировке в него попадают владельцы абсолютно всех интернет-сервисов, использующих механизмы обмена электронными сообщениями, причем не только почтовыми, но и разного рода мгновенными. Сегодня такие функции в той или иной степени включают подавляющее число российских и мировых интернет-ресурсов (в том числе Web-сайтов), поскольку функция почтового сервиса чаще всего реализуется в рамках современного сайта по умолчанию. Т. е. нужно понимать, что речь в законе идет не только о публичных массовых коммуникационных сервисах типа Mail.ru, а обо всех малых и больших сервисах, владельцами которых являются юридические и частные лица.

Далее отметим, что закон сформулирован таким образом, что в зону его действия входят не только лица, находящиеся в зоне юрисдикции России (проще говоря, граждане и организации страны или те, кто находится в зоне .RU), а абсолютно все, кто осуществляет свою деятельность в мировом Интернете. В этой связи можно привести такую аналогию: представьте себе, что наши депутаты приняли бы закон о правилах дорожного движения с претензиями на то, что они будут распространяться на участников движения во всех уголках мира, в том числе по дорогам далекой Амазонии.

Нужно также обратить внимание, что в законе речь идет о требовании хранить «факты переписки», а не саму переписку (в наших СМИ постоянно говорилось, что речь идет о хранении самих сообщений).

Последующие пункты новой статьи поясняют обязанности ОРИ, приведем тут только два из них в сокращенном виде:

2. ОРИ обязан. уведомить федеральный орган исполнительной власти. о начале осуществления деятельности.

3. ОРИ обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки. электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам.

Получается, что любой человек и любая организация, имеющая сайт с почтовой функцией, обязана выполнять эти требования. Подчеркнем: речь идет не только о массовых почтовых сервисах, но о любых, в том числе принадлежащих отдельным компаниям (собственный почтовый сервер) или частным лицам. В том числе, действующих не только в зоне юрисдикции России, но в любой стране мира, причем это будет касаться не только, скажем, такого гиганта, как Facebook, но и почтового сервиса малой компании Мадагаскара, владелец которой, возможно, и не знает о существовании нашей страны. А если, речь пойдет, например, о Gmail , то Google должна будет хранить в России «информацию о фактах», не только относящихся к россиянам, но и вообще ко всем своим пользователям на планете.

Разумеется, тут возникает несколько вопросов, и один из первых: входят ли все же в зону действия данного закона иностранные лица или нет? Отметим, что с момента начала обсуждения этого закона еще на этапе его предварительных версий официальные лица явно избегали однозначный пояснений, предпочитая уклончивые ответы. Но если посмотреть на содержание закона и на практику реализации регулирования Интернета со стороны Роскомнадзора, то картина вырисовывается достаточно четко.

Да, конечно же, иностранные лица не обязаны выполнять требования российских законов. Но в то же время российские контролирующие органы имеют полное право пресекать деятельность нарушителей наших законов на территории России. Проще говоря, тот же Роскомнадзор не имеет возможности оштрафовать и закрыть зарубежный сервис. Но имеет все юридические и технические возможности для блокирования доступа к нему в России.

Чтобы понять, что же может сделать Роскомнадзор с нарушителями, нужно посмотреть на принятую статью 15.4 где есть такой пункт:

2. В случае неисполнения ОРИ. обязанностей, предусмотренных статьей 10.1, доступ к информационным системам. ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, новым законом в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена статья 13.31. «Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет». Там предусмотрено несколько вариантов денежных административных штрафов, но, скорее всего, эти пункты имеют прямое отношение только к российским юридическим и физическим лицам.

Далее, естественно, встает вопрос: насколько положения этого закона реализуемы на практике? Будут ли выполнять его требования «организаторы распространения информации» (а тем более — ОРИ всего мира), смогут ли они это делать? И справится ли тот же Роскомнадзор с регистрацией сотен тысяч российских и сотен миллионов зарубежных коммуникационных сервисов?

Вопрос этот видится риторическим: скорее всего, поголовной регистрации не будет (это сложно и дорого технически), наиболее вероятный вариант — выборочная работа с теми, с кем посчитает нужным «компетентный орган». Но под статьей закона будут находиться все.

Новые требования к распространению общедоступной информации

В отличие от описанной выше ситуации тут речь идет не коммуникационных сервисах, а о веб-сайтах в их классическом понимании (информационные ресурсы, к которым пользователи могут обращаться через Интернет). Этому посвящена еще одна новая статья в «10.2 Особенности распространения блогером общедоступной информации».

Опять же обратим внимание, что тут авторы закона, как и в первом случае, вводят новое понятие «блогер», которого нет в статье 2, причем в довольно странной формулировке:

Читайте так же:  Привлечь директора к субсидиарной ответственности за долги

1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (далее — блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети «Интернет», обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации.

Термин «блогер» начала использоваться в России примерно лет десять назад, в обществе уже давно сформировалось устойчивое представление о том, что блогер — это человек, который лично ведет блог, интернет-дневник с регулярно обновляемыми записями. Т. е. блог — это не любой сайт, а именно «дневник», а блогер — это не столько владелец блога, сколько автор размещаемых там материалов.

В принятом же законе понятие «блогер» трактуется совсем иначе — это не автор текста, а владелец сайта. То есть, если в общепринятом восприятии блогером является тот, кто пишет тексты, скажем, в Blogger.com, то с точки зрения данного закона блогером является компания Google, владелец этого сервиса. Но главное даже не в этом: блогом в законе считается не «дневник», а абсолютно любой сайт, от сайта-визитки частного лица до интернет-портала типа «Яндекс», в том числе, сайта компании и интернет-магазина. Причем, как и в случае с коммуникационными сервисами, речь идет не только о российских владельцах, а о любых лицах в любой точки мира.

То есть нужно понимать, что данная статья закона относится совсем не только к блогерам-писателям, а к владельцам абсолютно всех веб-сайтов, FTP-ресурсов и пр.

Правда, тут есть некоторая минимальная планка в три тысячи ежедневных посетителей, но данная характеристика является весьма условной хотя бы потому, что она не так уже велика, а главное — не очень понятно, каким образом определяется эта величина (этот вопрос отдан на откуп Роскомнадзору, но его методика до сих пор не опубликована). Не говоря уже о том, что есть банально простые методы увеличения (совсем не владельцами сайта, а любыми людьми, которые захотят это сделать) счетчика посещений сайта до любой нужной величины.

Далее в статье 10.2 прописывается целый ряд требований к «блогерам» (владельцам сайтов всего мира!). В пп. 1 и 2 приводятся положения, которые, в общем-то, действовали и до принятия данного закона, например: «3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства». Довольно забавным является такое новое требование:

5. Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений«.

Отметим, что законодательного определения «юридически значимого сообщения» просто не существует.

Самые существенные положения статьи 10.2 приведены в п. 8, в соответствии с которым Роскомнадзор будет вести реестр «блогеров» (всего мира!), а для этого — запрашивать у них и получать от них нужную информацию для ведения такого реестра. Перечень этой информации в законе не приводится, там же ничего не говорится, кто и как должен определять его. Скорее всего, по нашей традиции, это будет сделано на уровне подзаконного акта, например, в виде постановления правительства. Возможно, состав этой информации будет не очень сложным (хотя, как знать), но тут опять же встает вопрос: будут ли на вопросы Роскомнадзора отвечать те же иностранные владельцы частной фирмы, в том числе с далекого Мадагаскара?

В отличие от ситуации с операторами коммуникационных услуг в случае с «блогерами» блокировка сайтов законом не предусмотрена (пока). Имеется только возможность наложения административных денежных штрафов в соответствии со статьей 19.7 КоАП. Так что, вроде бы, зарубежные владельцы сайтов могут (пока) не опасаться карающей руки российского закона.

1. Принятый закон по усилению регулирования Интернета является сам по себе достаточно запутанным. В нем вводятся новые понятия, которые не очень просто соотнести со сложившейся понятийной базой или даже противоречат ей. Имеются определения понятий, практическое применение которых допускает весьма вольное толкование.

2. В законе не определена четко сфера его применимости: в частности, распространяется его действие на зарубежные лица или нет.

3. В законе прописаны некоторые требования, выполнение которых изначально видится или сложным, или просто нереализуемым.

4. В законе не прописаны многие важные детали по его реализации, и даже не сказано — кто именно и как должен создавать необходимые дополнительные подзаконные акты.

5. Закон изначально сформулирован так, что в зону его реального действия попадают не все субъекты, а лишь те, к кому посчитает нужным применить закон надзирающий орган.

6. Все эти неопределенности создают основу для весьма произвольной трактовки закона в рамках вынесения судебных и административных решений. Формальная реализация закона позволяет блокировать доступ в России к огромному числу (возможно — подавляющему большинству) мировых интернет-ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. До сих пор остается непонятным, каковы цели принятия данного закона, какие общественные и государственные задачи он призван решить.

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  5. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
Организатор распространения информации в сети интернет обязан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here