Обязательные работы как вид административного наказания исполнение

В статье собрана самая важная информация на тему: "Обязательные работы как вид административного наказания исполнение" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

О практике применения и исполнения административного наказания в виде обязательных работ (Безуглов В.В.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Одним из видов административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), являются обязательные работы.

Данный вид административного наказания был введен Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» . Однако применение обязательных работ как административного наказания началось с 1 января 2013 года.
———————————
Российская газета. 9 июня 2012 г.

В соответствии с частью 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд в нашей стране запрещен. Понятие принудительного труда определено в ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме того, данная норма содержит перечень случаев, не являющихся принудительным трудом. При этом обязательные работы как вид административного наказания не подпадают ни под один из приведенных случаев .
———————————
См.: Чаннов С. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29.

В целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ Федеральной службой судебных приставов подготовлены: разъяснение порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ и макет исполнительного производства, возбужденного на основании постановления суда о назначении обязательных работ .
———————————
См.: письмо ФССП России от 25 июня 2013 г. N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства» (вместе с разъяснением порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 8.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Сравнительно-правовой анализ обязательных работ как административного и уголовного наказания (Князева И.Н.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) определил тринадцать видов наказаний, одним из которых являются обязательные работы (п. «г» ст. 44). При этом уголовная ответственность в виде обязательных работ установлена по 160 составам преступлений. Среди девяти видов административных наказаний, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), также присутствуют обязательные работы (пп. 10 п. 1 ст. 3.2). В настоящее время по 11 составам административных правонарушений законодатель предусмотрел также и административную ответственность в виде обязательных работ.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В-пятых, юридическим последствием применения уголовного наказания в виде обязательных работ является наличие судимости, которую можно рассматривать не только в рамках уголовно-правовых категорий, но также и выходящих за рамки уголовной сферы ее общеправовых последствий, несмотря на то что в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, например в части запрещения приема на службу в органы внутренних дел граждан, имеющих либо имевших судимость . При всем том привлечение лица к административной ответственности в виде обязательных работ правовых последствий в виде наличия судимости за собой не влечет.
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
4. Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3082.
5. Федеральный закон от 28.12.2004 N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов карательных мер за совершение преступлений или правонарушений. Одним из них является наказание в форме обязательной трудовой деятельности. В рамках уголовного закона регулирование происходит УК РФ и УИК РФ.

В рамках же административного права вопрос о том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, определяется только КоАП РФ.

[1]

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Читайте так же:  Срочный трудовой договор переходит в бессрочный автоматически

Определение обязательных работ

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют все решения судебной верхушки власти, среди которых есть и работы различных видов (исправительные, принудительные, обязательные).

Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику. ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ. Измерение происходит в часах.

Выбор того или иного места, в котором будет осуществляться общественно-полезная деятельность, отдана в компетенцию органа местного самоуправления. Обязательные работы регулируются и УИК, где указано, что в день можно осуществлять трудовую деятельность не более четырех часов.

Существенно отличаются от ОР исправительная и принудительная трудовая деятельность. Работы, носящие исправительный характер имеют свою специфику в части порядка исчисления и исполнения. Так, они исчисляются уже не в часах, а в месяцах и годах.

Принудительные работы наиболее строгий из всех вышеописанных видов принуждения и заключается в применении так называемых альтернативных мер вместо лишения свободы.

Отличие видов уголовного наказания:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЛИЧИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ
Порядок исчисления Месяца и года Часы Месяца и года
Место отбывания По месту работы или по выбору УИИ По выбору ОМС По выбору УИК
Порядок оплаты и изъятий Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы Не оплачиваются Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы
Сроки назначения От двух месяцев до двух лет От 60 до 480 часов От двух месяцев до пяти лет

В рамках КоАП применяются только обязательные работы. Особенности назначения этого вида наказания будут рассмотрены ниже.

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Виды обязательных работ

В КоАП нет четкой градации обязательных работ. Исходя из этого можно сделать вывод, что законно установленной классификации не существует. Можно проследить разграничение только по анализу исполнительной системы в Российской Федерации. Общественные реалии показывают, что наиболее часто правонарушители выполняют следующие виды работ:

  • починка общественного или государственного имущества;
  • уборка территорий;
  • мытье фасадов муниципальных бюджетных зданий;
  • посадка и уход за цветами и иные способы облагораживания территории;
  • покраска бордюров, заборов и др.

Каждый конкретный вид определяется ОМС в зависимости от нуждаемости в рабочей силе в той или иной сфере.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

[2]

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

Ответственность за уклонение от работ

Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
  2. Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
  3. Если гражданин — военнослужащий призывник.
  4. Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).

Гражданин в суде может и сам ходатайствовать о применении к нему иного вида наказания, сославшись при этом на уважительные причины.

Разумеется, что назначая ОР суд полагает, что гражданин подойдет добросовестно к этому вопросу и сделает необходимую выработку часов. Однако такое происходит не всегда. Многие недобросовестные лица пытаются уклоняться от работы, выполняют ее некачественно, не приходят на рабочее место и др.

Читайте так же:  Сроки получения единовременного пособия при рождении ребенка

Законом предусмотрены комплексные меры воздействия на таких лиц. Прежде всего, орган местного самоуправления (ОМС) обязан следить за осужденным гражданином и сообщать о малейших нарушениях в уголовную исполнительную инспекцию. УИК, в пределах компетенции, может заявлять на суде об изменении меры наказания.

В рамках КоАП не предусмотрено положение о том, что при неисполнении обязательных работ может быть назначен иной род наказания. Иное положение закреплено в УК РФ. Там указано, что ОР могут быть преобразованы в принудительные работы или же лишение свободы.

Поэтому в полной мере говорить о том, что ответственность за уклонение от ОР есть, нельзя. Однако в правоприменительной практике существует правило, по которому таким гражданам ОР назначается штраф, соразмерный причиненному правонарушением вреду.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что обязательные работы могут быть применены в качестве наказания, как в рамках уголовного, так и административного законодательства. В КоАП не предусмотрено каких-либо иных видов работ, а также мерах ответственности за неисполнение наказания.

Порядок и особенности привлечения к такому виду ответственности определяются законом. Внутренний трудовой распорядок устанавливается органом местного самоуправления.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Порядок назначения и исполнения обязательных работ за совершение административных правонарушений (Губарева Т.И.)

Дата размещения статьи: 13.05.2015

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ был введен новый вид административного наказания — обязательные работы. Следует отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР был предусмотрен такой вид административного взыскания, как исправительные работы, который имел неофициальное название «штрафа в рассрочку», поскольку отбывались исправительные работы по месту постоянной работы нарушителя, а из его заработка производилось удержание в доход государства денежных средств согласно постановлению об исправительных работах.
———————————
Федеральный закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 24. Ст. 3082.

Обязательные работы как вид административного наказания существенным образом отличается от вышеописанного порядка отбывания исправительных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ .
———————————
Письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 3.

И действительно, перечисленные выше статьи КоАП РФ, предусматривающие назначение обязательных работ, наряду с данным видом административного наказания, предусматривают административный штраф, причем иногда внушительных размеров, а некоторые — административный арест. Таким образом, если предоставить физическому лицу право замены назначаемого административного штрафа или административного ареста на обязательные работы, то данный вид административного наказания может стать весьма востребованным.

Литература

1. Чаннов С. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29. С. 2.

Обязательные работы как новый вид административного наказания

Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, старший советник юстиции.

Минашкин Геннадий Геннадьевич, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области, соискатель кафедры административного и финансового права Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань).

В статье исследуются особенности исполнения постановлений судей о назначении обязательных работ, проблемы применения этого вида наказания, предлагается усовершенствовать процедуры принудительного исполнения обязательных работ.

Ключевые слова: обязательные работы, административное наказание, производство, постановление, исполнение.

Compulsory works as a new type of administrative punishment

A.V. Petrov, G.G. Minashkin

Petrov Alexander Viktorovich, Public Prosecutor of Astrakhan, Astrakhan Region, Senior Counselor of Justice.

Minashkin Gennady Gennadyevich, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Laws in the Sphere of Economics, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Public Prosecutor’s Office of the Ryazan Region, PhD Candidate, Department of Administrative and Financial Law, Academy of Law and Administration, Federal Drug Control Service (Ryazan City).

The article examines the peculiarities of execution of judgments ordering compulsory works, problems of application of this types of punishment, proposes to improve the procedures of enforcement of compulsory works.

Key words: compulsory works, administrative punishment, proceedings, resolution, execution.

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ в КоАП РФ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ, который может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ возложены на Федеральную службу судебных приставов.

Понятие «обязательные работы» для современного российского права не является новым. Это одно из наказаний, предусмотренных в УК РФ, однако для административного законодательства России это наказание новое, не имеющее аналогов в рамках этой отрасли.

Законодательные условия применения обязательных работ и ограничения их применения схожи как в уголовном, так и административном праве.

Обязательные работы, согласно КоАП, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Такое наказание может быть назначено только судьей, устанавливается на срок от 20 до 200 час. и отбывается не более 4 час. в день.

Назначение этого наказания содержит законодательные ограничения. В КоАП предусмотрено, что обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Читайте так же:  Представительство в суде нужна ли нотариальная доверенность

Введение этого вида наказания в законодательство об административных правонарушениях, конечно, не случайно.

Идея об использовании обязательных работ в качестве административного наказания неоднократно высказывалась многими отечественными учеными. В частности, Н. Васильев предлагал установить обязательные общественные работы в качестве административного наказания в случае неуплаты административного штрафа . Схожее предложение выдвигал и А. Жильцов . Административное наказание в виде обязательных работ за некоторые правонарушения в отношении несовершеннолетних предложила ввести в КоАП Т. Смагина . К числу мер административной ответственности относил обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время, и А. Стуканов .

См.: Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
См.: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. 2009. N 3.
См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000. С. 74.

Возбуждение исполнительного производства на основании постановления судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ производится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», без установления срока на добровольное исполнение.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняется право обратиться к судебному приставу с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.

Анализ исполнительных производств рассматриваемой категории свидетельствует о том, что случаев замены вида работ, уменьшения срока отбывания наказания, а также освобождения судами от отбывания обязательных работ не было .

Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Вместе с тем в Карачаевском районном отделе судебных приставов управления ФССП России по Брянской области при исполнении исполнительного производства в отношении Ш. была произведена замена организации, в которую должник направлялся для отбывания наказания. Это стало возможным в связи с отсутствием вакансии согласно штатному расписанию организации. Во взаимодействии с администрацией Карачаевского района Брянской области судебный пристав-исполнитель направил должника в другую организацию .

Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Брянской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Предусмотренный ч. 3 ст. 32.13 КоАП 10-дневный срок, в течение которого виновное лицо привлекается к отбыванию обязательных работ, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве подготовительного этапа, в ходе которого судебный пристав-исполнитель решает организационные вопросы, связанные с исполнением наказания.

Совершение указанных действий позволит выявить объективные причины, по которым исполнение рассматриваемого наказания станет невозможным.

К примеру, мировым судьей по Серышевскому районному судебному участку N 2 Амурской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, составленного должностным лицом органа полиции того же района, вынесено постановление о назначении обязательных работ К., на основании которого судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. При опросе должника установлено, что в судебном заседании по делу об административном правонарушении он не участвовал, кроме того, является инвалидом II группы, что не было предварительно выяснено и препятствовало применению к нему наказания в виде обязательных работ согласно законодательному запрету, предусмотренному ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ .

Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Амурской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

В назначенный день (но не позднее 10 суток с момента возбуждения исполнительного производства) лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должно явиться в организацию, указанную в направлении, выданном судебным приставом-исполнителем.

Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации. Администрации сельских поселений в большинстве случаев устанавливают, что привлеченные к административной ответственности граждане будут отбывать наказание, работая непосредственно при самих администрациях, что объясняется малым количеством организаций и предприятий, расположенных в районах. Основные виды обязательных работ — как правило, благоустройство и озеленение территорий, производство ремонтных работ, уборка и т.п.

Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель.

Следует отметить, что организация, где лицо фактически выполняет обязательные работы, не наделена правом вести суммарный учет отработанного времени в целях исполнения наказания.

При выявлении факта уклонения должника от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство после полной отработки лицом, привлеченным к административной ответственности, часов, определенных исполнительным документом.

В некоторых случаях лицо, привлеченное к указанному виду административной ответственности, имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, к примеру, в случае признания его инвалидом I или II группы, при наступлении беременности, а также в случае тяжелой болезни, что препятствует отбыванию наказания в виде обязательных работ.

Анализ результатов деятельности территориальных органов ФССП России показал, что в 2013 г. случаев освобождения судами привлеченных к административной ответственности лиц от отбывания обязательных работ не было .

Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.

Читайте так же:  Увольнение за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

Стоит отметить, что право на освобождение лица от дальнейшего отбывания обязательных работ не предоставляется судебному приставу-исполнителю. При решении указанного вопроса судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении обязательных работ, что служит основанием для прекращения исполнительного производства по п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.

Представляется, что вопрос о правомерности введения в КоАП рассматриваемого наказания будет выноситься на обсуждение еще не раз, однако можно однозначно заключить, что применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых нет имущества, либо с должников, ведущих аморальный образ жизни.

Предметом прокурорского надзора здесь должна быть законность привлечения лица к административной ответственности, назначения наказания и его исполнения, для чего необходимо принятие своевременных и эффективных мер. Не должны оставаться вне поля зрения прокурора деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решения суда, обоснованность и своевременность окончания исполнительного производства.

Обязательные работы как вид административного наказания исполнение

08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 — ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно — исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав — исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом — исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работыназначаются судьей.

Указанный вид наказаниеприменяется с 1 января 2013 года.

Применение наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы, как вид административного наказания, назначаются по судебному акту за совершение проступка по КоАП РФ. Данная санкция заключается в принудительном выполнении работ по перечню, утвержденному местными органами власти. В этом материале рассмотрим, какую продолжительность работ может указать суд в постановлении, и как происходит исполнение наказания.

Что это такое

Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:

  • дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
  • обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
  • состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
  • работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
  • вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.
Читайте так же:  Сбербанк страхование жизни выплаты по страховому случаю

Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.

К кому не может применяться санкция

В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:

  • беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
  • гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
  • лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.

Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.

Срок наказания

Минимальная и максимальная продолжительность данной меры воздействия регламентирована статьей 3.13 КоАП РФ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Также действует ограничение по количеству часов отработки в пределах одного дня – не более 4 часов.

В ряде случаев, допускается увеличение ежедневной нормы до 8 часов по заявлению правонарушителя (например, если у гражданина отсутствует официальное место работы, и он может исполнять наказание по другому графику). Продление сроков обязательных работ не допускается – после отработки установленного количества часов гражданин не может привлекаться к безвозмездной трудовой деятельности.

Как назначается наказание

По факту выявленного правонарушения составляется процессуальный протокол. На этой стадии должностное лицо или уполномоченный орган не вправе определять меру наказания для нарушителя, поэтому административный материал направляется для рассмотрения в суд. Процедура рассмотрения дела проходит по следующим правилам:

[3]

  • вынесение судебного акта допускается даже при отсутствии правонарушителя, если он был уведомлен о месте и времени заседания;
  • при установлении личных данных нарушителя суд обязан выяснить, можно ли применять к гражданину меру ответственности в виде обязательных работ;
  • конкретная продолжительность наказания определяется исходя из общественной опасности проступка, смягчающих и отягчающих факторов, иных обстоятельств дела.

Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.

Как происходит исполнение

Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:

  • состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
  • нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
  • норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням — не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
  • сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.

Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.

Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:

  • после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
  • постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
  • по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  2. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  3. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.
  4. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  5. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
Обязательные работы как вид административного наказания исполнение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here