Обязанности регионального оператора по обращению с отходами

В статье собрана самая важная информация на тему: "Обязанности регионального оператора по обращению с отходами" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Вопросы по работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

В соответствии с 486 ФЗ от 28 декабря 2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО, которая теперь должна осуществляться только региональными операторами.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами в конкретной местности.

Единый региональный оператор по обращению с отходами (РО) представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения несанкционированных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее, чем на 10 лет.

Новая система направлена на формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с ТКО, в том числе на создание новых объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства. Создание этих новых объектов и формирование цивилизованной системы по сбору, транспортировке и переработке мусора будет способствовать закрытию и рекультивации свалок, не соответствующих требованиям законодательства.

  1. Обязанности регионального оператора (РО).
  1. Сроки начала осуществления деятельности РО.

[3]

ООО «Агропромкомплект» выбран региональным оператором на территории Рыбинской территориальной зоны, которая включает в себя Рыбинский район, Ирбейский район, Партизанский район, Уярский район, Саянский район, г. Бородино. К своей работе РО приступит с 01 января 2019 г., до этого времени компанией будет выполнен комплекс подготовительных мероприятий:
— Перезаключение договоров с УК/ТСЖ/Юр.лицами до 31.12.2018 г. с целью урегулирования работ.
— Проведение замеров по приведению в соответствие норматива накопления.
— Подача пакета документов для установления Единого тарифа.

  1. Что входит в услугу «Обращение с ТКО»?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 данная услуга включает в себя: сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, сортировку ТКО.

Вопросы по тарифам.

  1. Как формируется тариф на услугу по сбору и вывозу ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для жителей и юридических лиц формируется как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, п.148-34.4

  1. Чем обусловлен рост тарифа? Из чего он складывается?

В коммунальной услуге по сбору и вывозу мусора появляется налог на добавленную стоимость (НДС) и налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Плата за НВОС – это гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. Из этих денежных средств формируется фонд, на средства которого будут закрыты свалки и произведен рециклинг (переработка) отходов.

  1. Какой тариф будет установлен на вывоз ТКО от индивидуальных жилых домов (частного сектора) и МКД?

Тариф на вывоз ТКО разрабатывает и утверждает Министерство тарифной политики Красноярского края. При этом важно отметить, что услуга по сбору, вывозу и утилизации отходов на федеральном уровне определена как коммунальная, поэтому платеж рассчитывается с человека, формируется для жителей как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Тариф един для всех, рассчитан на 1 м.куб. В данный момент разработкой тарифа занимается Министерство Тарифной политики края, утвержден он будет ориентировочно в декабре.

  1. Что будет в случае неуплаты счета по квитанции, будет ли начисляться пени?

В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 г. №175-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Статьей 155 о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена оплата пени.

  1. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуг по ТКО? Каким категориям?

Назначение и выплата гражданам компенсации расходов производится Управлением социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания гражданина.

Услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО с 1 января относится к коммунальным услугам. И на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам.

Кроме того, плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим).

Для начисления компенсации нужно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства. Компенсация предоставляется только при условии отсутствия задолженности по услугам ЖКХ,

  1. При заключении договора на оказание услуг имеет ли место быть разница тарифов для физических лиц и юридических лиц?
  1. Как будет осуществляться заключение договоров с РО собственниками индивидуальных домов на вывоз ТКО и как будет осуществляться оплата по заключенным договорам (в офисах регионального оператора, через платежные системы)?

В настоящее время ООО «Агропромкомплект» прорабатывает этот вопрос с ПАО «Красноярскэнергосбыт». Планируется, что они будут уведомлять жителей и осуществлять услугу биллинга (сбор и начисление платежей с включением в свою квитанцию отдельной строкой), по аналогии с платежами в Фонд капитального ремонта.

Вопросы по вывозу мусора, содержанию площадок и т.д.

  1. Будет ли осуществляться бесконтейнерный способ сбора ТКО от домов частного сектора.

Региональный оператор согласовывает с ОМС и жителями схему расстановки контейнерных площадок. Там, где местные жители хотели бы применять бесконтейнерный способ вывоза ТКО – согласовываются графики вывоза. Для этого необходимо получить фирменные мешки у РО, которые выдаются согласно нормам накопления и затем забираются заполненные согласно графику и договору.

[2]

  1. Какой объем ТКО считается несанкционированной свалкой?

В случае обнаружения РО мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 м.куб. на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), РО обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, ОМС и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

в) если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления от РО не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с РО на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, РО в течение 30 дней после получения собственником уведомления ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, с выставлением счета собственнику земельного участка.

  1. Будет ли создан у РО отдел по работе с населением?
  1. Порядок вывоза с территории контейнерных площадок крупногабаритных отходов (КГО).
Читайте так же:  Процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество

КГО размещаются на специальных площадках либо в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, откуда будет осуществляться из вывоз РО. В Правилах благоустройства отдельно прописано, что контейнерные площадки должны быть оборудованы огороженным отсеком для складирования крупногабаритных отходов. Оборудовать эти отсеки должны УК или ТСЖ в МКД. В частном секторе – органы местного самоуправления.

К КГО относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты.

К КГО не относится строительный мусор, кроме строительных отходов от текущего ремонта жилых помещений. Строительные отходы, образующиеся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и сооружений, вывозятся на Полигон ТКО по заявке на основании договора по цене, определенной сторонами такого договора.

  1. Порядок зачистки контейнерной площадки и прилегающей территории.

Зачистку контейнерной площадки и прилегающей территории после вывоза ТКО осуществляет управляющая компания, либо собственник участка за свой счет (по отдельному договору с РО).

  1. Порядок использования контейнерной площадки третьими лицами, в том числе представителями малого бизнеса.

Третьи лица, пользуются площадками при наличии договора с РО. Договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственник обращается к РО по обращению с ТКО и оформляет отдельный договор. УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставить такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

  1. Будет ли РО производиться замена пришедших в негодность контейнеров.

Будет в том случае, если Министерство тарифной политики включит в тариф приобретение новых контейнеров, если нет, то бремя ложится на собственника. Обеспечение площадок контейнерами лежит на муниципальном образовании, либо на собственнике, образующем отходы.

Другие вопросы.

  1. Будет ли введена система раздельного сбора мусора?

Да. По мере готовности площадок сбора ТКО с установлением специальных контейнеров для вторичного сырья (текстиль, бумага, стекло, картон, пластик, другие виды сырья).

  1. Какая техника будет использована для транспортировки мусора?

Современные и высокотехнологичные мусоровозы на базе шасси МАЗ, КАМАЗ с установкой отечественного и импортного оборудования.

Вопросы по работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

  1. Чем новая система регулирования обращения с ТКО отличается от старой?

В соответствии с 486 ФЗ от 28 декабря 2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО, которая теперь должна осуществляться только региональными операторами.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами в конкретной местности.

Единый региональный оператор по обращению с отходами (РО) представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения несанкционированных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее, чем на 10 лет.

Новая система направлена на формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с ТКО, в том числе на создание новых объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства. Создание этих новых объектов и формирование цивилизованной системы по сбору, транспортировке и переработке мусора будет способствовать закрытию и рекультивации свалок, не соответствующих требованиям законодательства.

Обязанности регионального оператора (РО).

В задачи РО входит организация системы сбора и транспортировки мусора от контейнера до переработки и полигона. В состав единого тарифа РО входят тарифы на сбор, транспортировку, сортировку мусора, на его обезвреживание и захоронение на полигоне. РО по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:

— Реализация обращения с ТКО согласно положениям государственной программы и ТС.

— Заключение договоров с жильцами, управляющими компаниями, ТСЖ на выполнение услуг по работе с ТКО.

— Подписание договоров с компаниями, осуществляющими сбор и транспортировку ТКО, сообразно Правилам проведения торгов.

— Подписание договоров с компаниями, осуществляющими обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

— Принятие претензий и т.п. от пользователей услуг, предоставляемых операторами, и вынесение соответствующих решений в рамках собственной компетенции.

— Осуществление планирования, регулирования и контроля в области обращения с ТКО и вторичным сырьем на территории конкретного региона.

— Обеспечение раздельного сбора.

— Принятие участия в создании в регионе обрабатывающих, утилизирующих, обезвреживающих отходы предприятий, а также комплексов, отвечающих за размещение ТКО.

— Занесение сведений в электронную форму ТС.

— Осуществление предупреждения и ликвидации природных и техногенных ЧС, образовавшихся в процессе работы оператора с ТКО на подконтрольной местности.

— Ликвидация несанкционированных свалок ТКО, появившихся в течение периода функционирования регионального оператора.

3. Сроки начала осуществления деятельности РО.

ООО «Агропромкомплект» выбран региональным оператором на территории Рыбинской территориальной зоны, которая включает в себя Рыбинский район, Ирбейский район, Партизанский район, Уярский район, Саянский район, г. Бородино. К своей работе РО приступит с 01 января 2019 г., до этого времени компанией будет выполнен комплекс подготовительных мероприятий:

— Перезаключение договоров с УК/ТСЖ/Юр.лицами до 31.12.2018 г. с целью урегулирования работ.

— Проведение замеров по приведению в соответствие норматива накопления.

— Подача пакета документов для установления Единого тарифа.

4. Что входит в услугу «Обращение с ТКО»?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 данная услуга включает в себя: сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, сортировку ТКО.

Вопросы по тарифам.

5. Как формируется тариф на услугу по сбору и вывозу ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для жителей и юридических лиц формируется как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, п.148-34.4

6. Чем обусловлен рост тарифа? Из чего он складывается?

В коммунальной услуге по сбору и вывозу мусора появляется налог на добавленную стоимость (НДС) и налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Плата за НВОС – это гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. Из этих денежных средств формируется фонд, на средства которого будут закрыты свалки и произведен рециклинг (переработка) отходов.

Читайте так же:  Установка счетчиков на отопление в квартире законодательство

7. Какой тариф будет установлен на вывоз ТКО от индивидуальных жилых домов (частного сектора) и МКД?

Тариф на вывоз ТКО разрабатывает и утверждает Министерство тарифной политики Красноярского края. При этом важно отметить, что услуга по сбору, вывозу и утилизации отходов на федеральном уровне определена как коммунальная, поэтому платеж рассчитывается с человека, формируется для жителей как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Тариф един для всех, рассчитан на 1 м.куб. В данный момент разработкой тарифа занимается Министерство Тарифной политики края, утвержден он будет ориентировочно в декабре.

8. Что будет в случае неуплаты счета по квитанции, будет ли начисляться пени?

В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 г. №175-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Статьей 155 о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена оплата пени.

9. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуг по ТКО? Каким категориям?

Назначение и выплата гражданам компенсации расходов производится Управлением социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания гражданина.

Услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО с 1 января относится к коммунальным услугам. И на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам.

Кроме того, плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим).

Для начисления компенсации нужно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства. Компенсация предоставляется только при условии отсутствия задолженности по услугам ЖКХ,

10. При заключении договора на оказание услуг имеет ли место быть разница тарифов для физических лиц и юридических лиц?

11. Как будет осуществляться заключение договоров с РО собственниками индивидуальных домов на вывоз ТКО и как будет осуществляться оплата по заключенным договорам (в офисах регионального оператора, через платежные системы)?

В настоящее время ООО «Агропромкомплект» прорабатывает этот вопрос с ПАО «Красноярскэнергосбыт». Планируется, что они будут уведомлять жителей и осуществлять услугу биллинга (сбор и начисление платежей с включением в свою квитанцию отдельной строкой), по аналогии с платежами в Фонд капитального ремонта.

Вопросы по вывозу мусора, содержанию площадок и т.д.

12. Будет ли осуществляться бесконтейнерный способ сбора ТКО от домов частного сектора.

Региональный оператор согласовывает с ОМС и жителями схему расстановки контейнерных площадок. Там, где местные жители хотели бы применять бесконтейнерный способ вывоза ТКО – согласовываются графики вывоза. Для этого необходимо получить фирменные мешки у РО, которые выдаются согласно нормам накопления и затем забираются заполненные согласно графику и договору.

13. Какой объем ТКО считается несанкционированной свалкой?

В случае обнаружения РО мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 м.куб. на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), РО обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, ОМС и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

в) если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления от РО не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с РО на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, РО в течение 30 дней после получения собственником уведомления ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, с выставлением счета собственнику земельного участка.

14. Будет ли создан у РО отдел по работе с населением?

15. Порядок вывоза с территории контейнерных площадок крупногабаритных отходов (КГО).

КГО размещаются на специальных площадках либо в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, откуда будет осуществляться из вывоз РО. В Правилах благоустройства отдельно прописано, что контейнерные площадки должны быть оборудованы огороженным отсеком для складирования крупногабаритных отходов. Оборудовать эти отсеки должны УК или ТСЖ в МКД. В частном секторе – органы местного самоуправления.

К КГО относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты.

К КГО не относится строительный мусор, кроме строительных отходов от текущего ремонта жилых помещений. Строительные отходы, образующиеся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и сооружений, вывозятся на Полигон ТКО по заявке на основании договора по цене, определенной сторонами такого договора.

16. Порядок зачистки контейнерной площадки и прилегающей территории.

Зачистку контейнерной площадки и прилегающей территории после вывоза ТКО осуществляет управляющая компания, либо собственник участка за свой счет (по отдельному договору с РО).

17. Порядок использования контейнерной площадки третьими лицами, в том числе представителями малого бизнеса .

Третьи лица, пользуются площадками при наличии договора с РО. Договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственник обращается к РО по обращению с ТКО и оформляет отдельный договор. УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставить такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

[1]

18. Будет ли РО производиться замена пришедших в негодность контейнеров.

Будет в том случае, если Министерство тарифной политики включит в тариф приобретение новых контейнеров, если нет, то бремя ложится на собственника. Обеспечение площадок контейнерами лежит на муниципальном образовании, либо на собственнике, образующем отходы.

19. Будет ли введена система раздельного сбора мусора?

Да. По мере готовности площадок сбора ТКО с установлением специальных контейнеров для вторичного сырья (текстиль, бумага, стекло, картон, пластик, другие виды сырья).

Видео (кликните для воспроизведения).

20. Какая техника будет использована для транспортировки мусора?

Современные и высокотехнологичные мусоровозы на базе шасси МАЗ, КАМАЗ с установкой отечественного и импортного оборудования.

Вопросы-ответы о деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Кто такой региональный оператор?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора*

Читайте так же:  Расторжение нотариального соглашения об уплате алиментов

ТКО (твердые коммунальные отходы) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

* ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На основании чего региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет свою деятельность?
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором:*

— в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами;
территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области;**

— в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации;***

Юридическому лицу — ОАО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводился Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в апреле-мае 2018 года.

Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** Постановлением Правительства Брянской области от 13.03.2018 № 100-п территориальная схема обращения с отходами на территории Брянской области

***Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Региональный оператор ОАО «Чистая планета» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности от 25.01.2017 № (32)- 2850- СТОУРБ, выданную Росприроднадзора по Брянской области.

На какой территории работает региональный оператор по обращению с ТКО ОАО Чистая планета (план-карта)
http://www.kpl32.ru/?page=212

Виды работ по обращению с отходами, которые относятся к компетенции регионального оператора ТКО.

Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.*
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации**
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.**
Нормативные ссылки:

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** п.2ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Виды отходов, с которыми работает региональный оператор ТКО.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.**
Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора.**
Нормативные ссылки:

* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** п .1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

*** приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008.

Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.*
Собственники ТКО – это

  • собственники помещений в многоквартирных домах,
  • собственники частных домовладений,
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.**

* ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).

На основании чего устанавливается стоимость услуг регионального оператора ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит регулированию.

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти Брянской области уполномоченным в области регулирования тарифов – Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области.

Согласно Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156, потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа.

* ст.24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Как будет начисляться оплата за ТКО ?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

*Федеральный закон от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004

На каком основании плата региональному оператору ТКО вынесена в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.*
Нормативные ссылки:
*Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Нормативные ссылки:*Пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора ТКО?
Собственник ТКО обязан:
·заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО,*
·оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.**
Нормативные ссылки:
* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).
** п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На сайте Регионального оператора ОАО «Чистая планета» : https://www.chplanet.ru/ будут размещены формы заявок по категориям потребителям –для заключения договора.
Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Читайте так же:  Посмотреть межевание земельного участка с кадастровым номером

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором ТКО.*
Нормативные ссылки:

* п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор – вещь вездесущая. Он образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку?
Содержать
·контейнерные площадки;

  • специальные площадки для крупногабаритных отходов;
  • территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в многоквартирных домах (МКД)*.

Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.
Нормативная ссылка:

* п. 13 Правил обращения с ТКО, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

Обязанности регионального оператора по обращению с отходами

Принято решение о лишении МУПВ «Спецзавод №1» статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Приморского края. При этом «Спецзавод №1» продолжает исполнять обязанности регионального оператора до дня, определённого соглашением, заключённым Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

С соответствующим письмом Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам № 19-5782/6 от 21.12.2018 Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ .

Новости ЖКХ

«Мусорная» реформа идет своим чередом уже не один год. С 01 января 2019 года полностью все регионы страны начали работать по-новому. Везде теперь есть новые ресурсоснабжающие организации (РСО) — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО по ТКО), а обращение с ТКО стало коммунальной услугой.

Спорным до начала этого года оставался вопрос о том, кто должен устанавливать, ремонтировать и производить замену контейнеров для ТКО на площадках, а также кто их должен оборудовать. Как видно из судебной практики, суды ответственность за оборудование контейнерных площадок с контейнерами на них возлагали в большинстве случаев на органы местного самоуправления (ОМСУ). То есть, этот вопрос, не урегулированный до этого на законодательном уровне, уже требовал разрешения его в соответствующих нормативно-правовых актах (НПА).

Тот случай, когда придомовая территория оформлена надлежащим образом, а контейнерная площадка с контейнерами на ней является общим имуществом многоквартирного дома (МКД), мы рассматривать не будем. Нормативное урегулирование его содержится в Жилищном кодексе РФ (далее — ЖК РФ), Правилах содержания общего имущества и других НПА.

И вот с 27 декабря 2018 года в НПА по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора.

С 27 декабря 2018 года вступило в силу (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2019 г.) Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление 1572), согласно которому внесены изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся коммунальной услуги по обращению с ТКО и содержанию контейнерных площадок.

Указанным Постановлением 1572 внесены изменения в Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., № 491 от 13.08.2006 г., № 290 от 03.04.2013 г., № 484 от 30.05.2016 г.

С 01 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 1 ст. 8 Закона 89 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления (далее — ОМСУ) городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе и:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами (далее — Правила 1156), установлены следующие понятия:

«контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

«контейнерная площадка» — место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Также введены новые понятия Постановлением 1572:

«погрузка твердых коммунальных отходов» — перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;

«уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

Пунктом 13(1) Правил 1156 установлено (норма вступает в силу с 01.01.2019 г.), что региональный оператор (РО) ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления (ОМСУ), уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее — Правила 1039).

Читайте так же:  Остальные положения договора не затронутые настоящим соглашением

Пунктом 3 Правил 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В жилищное законодательство в части обязанностей управляющей организации (УО) содержать контейнерные площадки и контейнеры для ТКО также внесены изменения.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491):

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящих Правилах понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Ранее в Правилах 491 была установлена только обязанность «содержания мест накопления ТКО». В связи с внесенными изменениями теперь управляющие организации также должны содержать места накопления ТКО, однако просыпавшийся при погрузке мусор должен теперь убираться сотрудниками регионального оператора. Появилось понятие «место погрузки ТКО», которое УО убирать не обязана.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень 290 / Правила 290).

В указанный НПА также внесены изменения в части работ, касающихся обращения с ТКО. Из пунктов 24 и 25 исключены обязательные работы по «уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома», изменен пункт 26(1), введен пункт 26(2).

Пункт 26 (1) Перечня 290: Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящем перечне понятие «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Постановлением 1572 введен пункт 26(2), положения которого ранее содержались в пункте 26(1): организация накопления отходов I — IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В законе так и не раскрыто понятие «организация мест накопления ТКО», а также неясно, почему организацией места накопления ТКО должна заниматься УО, когда в вышеприведенных нормах закона эта обязанность прямо возложена на ОМСУ. Наверное, правильнее было бы совсем исключить слово «организация» из приведенного пункта Перечня 290, оставив в ней только работы по «санитарному содержанию и уборке (или очистке) мест (площадок) для накопления ТКО».

Постановлением 1572 внесены также изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Правила 484), в части включения в расходы РО по ТКО — затрат на приобретение, ремонт и содержание контейнеров для ТКО, а также на уборку мест погрузки ТКО.

Согласно п. 90 Правил 484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства, обязательства по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов возложены на регионального оператора. Это является его прямой обязанностью в силу закона, которая должна осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа РО.

То есть, теперь возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ и граждан является незаконным в связи с вышеуказанными изменениями в законодательстве по обращению с ТКО.

Видео (кликните для воспроизведения).

Резюмируя вышеизложенное, можно однозначно утверждать, что с 27 декабря 2018 года обязанности управляющей организации приобретать контейнеры для контейнерной площадки для сбора ТКО и организовать (оборудовать) контейнерную площадку действующее законодательство не содержит.

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  2. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  3. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Обязанности регионального оператора по обращению с отходами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here