Обращения юридических лиц в органы государственной власти

В статье собрана самая важная информация на тему: "Обращения юридических лиц в органы государственной власти" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Закон об обращениях юридических лиц рф

Закон об обращениях юридических лиц рф

Нормативные документы

Последняя редакция Закона 59-ФЗ 2019: правила обращения граждан РФ

Федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 07.05.2013 N 80-ФЗ, от 02.07.2013 N 182-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 03.11.2015 N 305-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона (часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

Закон об обращениях юридических лиц рф

В ст. 33 Конституции Российской Федерации право на обращение закреплено как право гражданина.

Право на традиционно относится к числу политических прав.

— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;

— призваны дисциплинировать работников государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Теперь, подробнее о 30-дневном сроке рассмотрения письменного обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить внимание!

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

​ Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к.

это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​

ЭТО ИНТЕРЕСНО

При написании искового заявления необходимо определить территориальную подсудность, то есть выяснить суд, ​в ​котором ​может рассматриваться​ Ваше дело.

Что для этого необходимо.

Компания «Юридическая служба столицы»

Москва, ул. Фестивальная, дом 9, офис 14

Обращения юридических лиц должны рассматриваться в порядке, установленном Федеральным законом О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Соответственно, объединениям граждан — поскольку они не только способствуют осуществлению и защите прав и свобод граждан, но и в отдельных случаях сами являются формой их реализации — эти права и свободы, в том числе право на в государственные органы и органы местного самоуправления, должны быть гарантированы.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

» Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» Дело в том что редакций указанного закона на данный момент всего 5 № 1 от 02.05.2006 недействующая № 2 от 29.06.2010 недействующая

Обращения граждан: срок рассмотрения

В него входят и простые граждане, физические лица, и организации, как юридические лица, а также всевозможные сообщества граждан, ассоциации, союзы и тому подобное.

Право на Названное право граждан отличается тем, что оно является свободным и добровольным, однако такие граждан, срок рассмотрения которых рассмотрен чуть ниже, ни в коей мере не может нарушать права и свободы каких-то третьих лиц.

Обращения юридических лиц в органы государственной власти

Права граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Читайте так же:  Приказ о дисциплинарной ответственности работника образец

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Основные принципы порядка рассмотрения обращений граждан:

1) принцип всеобщности, заключающийся в том, что правом на обращения обладают любые физические лица:

2) принцип равноправия, состоящий в равноправии граждан при реализации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;

3) принцип гласности, в соответствии с которым разбирательству должны подлежать все без исключения обращения граждан и следует устанавливать гарантии безопасности граждан-инициаторов обращения;

4) принцип подведомственности, означающий, что рассмотрение обращения должен производить тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в чью компетенцию входит разрешение вопроса, поставленного в обращении;

5) принципы законности, объективности, всесторонности, своевременности рассмотрения обращений.

Согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в вышестоящих органах или в судебном порядке.

Административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. накладывается на должностных лиц за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы (различные справки и выписки);

— несвоевременное предоставление таких документов и материалов;

— непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом;

— предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Если же отказ предоставить информацию или предоставленная заведомо ложная, неполная информация привели к причинению вреда правам и законным интересам граждан, то это будет расценено как преступление. Наказание за него предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Неправомерным считается требование должностного лица указать причину получения справки и назвать место ее последующего предъявления. Граждане не обязаны обосновывать перед чиновниками необходимость получения запрашиваемой ими информации (за исключением информации с ограниченным доступом, например, коммерческой или конфиденциальной).

Орган, владеющий документированной информацией о гражданах, обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С 1 января 2009 г. предусмотрено оказание гражданам и организациям государственных услуг с использованием ресурсов информационного центра через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг) — www.gosuslugi.ru.

Материал подготовлен с использованием СПС «Гарант»

КС дал возможность юрлицам обращаться в органы власти

Сегодня Конституционный Суд России признал за юридическими лицами и объединениями граждан право на обращения в государственные органы, сообщает пресс-служба суда.

КС признал отдельные положения статей 1 (часть 1), 2 (часть 1) и 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Основному закону. Выявлена неопределенность их содержания, приводящая на практике к неоднозначному истолкованию пределов полномочий субъектов РФ по установлению дополнительных гарантий права на обращение и различным юридическим оценкам реализации этого правомочия со стороны контрольно-надзорных и судебных органов.

Дело было рассмотрено Конституционным Судом РФ 21 июня 2012 года в связи с поступившим запросом Законодательного Собрания Ростовской области.

Согласно фабуле дела, в 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской области в настоящее время оспаривает данный правовой акт с точки зрения его соответствия Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Однако ростовские депутаты считали, что «дефектен» не областной закон, а федеральный. Он не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов.

Как полагал заявитель, на практике существуют различные подходы в обеспечении права юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти. При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций (юридических лиц). Заявитель отмечал, что государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности конституционного права граждан на обращения.

Заявитель также указывал на противоречивость ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С одной стороны, субъекты РФ не могут регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан (часть 1), а с другой, вправе устанавливать гарантии и дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (часть 2), что приводит к оценке в правоприменительной практике соответствующего правового регулирования субъектами РФ как превышение их полномочий. ЗАКС Ростовской области, обратившийся в порядке абстрактного нормоконтроля, считал, что положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не соответствуют в оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ.

Рассмотрев дело, КС признал, что право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивается законодательно, и может быть ограничено лишь на основе федерального закона в целях защиты основ конституционного строя. При этом субъекты РФ не могут занижать уровень установленных федеральным законом гарантий. По смыслу рассмотренных норм юридические лица не являются субъектами права на обращение в органы публичной власти. Однако КС неоднократно указывал, что конституционное право человека и гражданина может распространяться и на юридических лиц, в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.

Пр этом КС подчеркнул, что право объединений граждан, в том числе имеющих статус юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в аналогичные органы власти и не может рассматриваться отдельно от него. И Конституционный Суд РФ, и ЕСПЧ считают, что объединения граждан должны обладать гарантиями реализации соответствующих прав.

Читайте так же:  Проект перепланировки квартиры пример электрооборудование dwg

Конституционный Суд РФ признал оспариваемые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они: 1. препятствуют рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан (в том числе имеющих статус юридического лица), 2. препятствуют распространению порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, осуществляющими публично значимые функции, 3. препятствуют введению законами субъекта РФ дополнительных гарантий.

В связи с этим КС обязал федерального законодателя внести в действующее законодательство соответствующие изменения, в том числе указание на рассмотрение обращений объединений граждан (включая юридические лица) государственными органами и органами местного самоуправления, а также на возможность предусматривать право граждан и их объединений на обращение в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые функции.

Обращения юридических лиц в органы государственной власти

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Рассмотрение обращений граждан ›
  • Обращение в государственные органы

Обращение в государственные органы

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разделяет обращения граждан на:

– предложения (рекомендации по оптимизации работы);

– жалобы (просьбы о защите нарушенных прав);

[3]

– заявления (просьбы о содействии в реализации прав, критика работы органов власти).

Закон запрещает преследование лица в связи с его обращением в органы государственной власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Закон устанавливается требования к обращению. Если обращение подано в письменном или электронном виде, в нем указываются:

1. Адресат — название органа государственной власти или имя его должностного лица;

2. Заявитель — имя, адрес, электронный адрес и телефон;

3. Суть предложения, жалобы, заявления;

4. Личная подпись и дата направления обращения.

К обращению могут прилагаться документы, в том числе электронные (содержание последних должно быть описано в обращении), их копии, подтверждающие его позицию и требования. При устном обращении данные заявителя (он предъявляется документ, удостоверяющий личность), суть обращения записываются в карточку личного приема принявшим обращение лицом, оно же принимает от обращающегося необходимые документы или их копии.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращение регистрируется канцелярией, секретариатом органа или должностного лица, к которому оно поступило в течение трех дней.

Текст обращения изучается на соответствие требованиям к обращениям. Рассмотрение обращения — обязанность государственного органа и должностного лица, его получивших.

Ответ на обращение не дается если:

– в обращении нет имени заявителя и его адреса;

– в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

– текст письменного обращения не поддается прочтению (гражданину об этом сообщат, если смогут прочесть его имя и адрес).

Если ответ на обращение приведет к разглашению охраняемой законом тайны, гражданину сообщают о невозможности дать ответ на такое обращение.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.

Если переадресовать обращение невозможно, оно возвращается заявителю с разъяснением, как и куда можно обжаловать решение о возврате жалобы в суд. Также возвращаются заявителю жалобы на судебные решения.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

За предоставление официальной информации может взиматься плата в размере и в порядке, установленных представительными органами, которая не должна превышать размера расходов, понесенных поставщиком информации при изготовлении копий, их отправлении заявителю и/или при переводе информации, документа по просьбе заявителя.

[1]

Закон предусматривает и случаи, когда информация предоставляется бесплатно:

[2]

– Непосредственно затрагивающая права и свободы заявителя;

Читайте так же:  Оформление документов после смерти родственника пенсионера

– Излагаемая в устной форме;

– Запрашиваемая для изучения в помещении учреждения;

– Предоставление которой содействует более широкому освещению деятельности публичного учреждения и отвечает интересам общества.

Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру обращения в государственные органы:

1. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как различать обращения объединений граждан – юридических лиц и обращения юридических лиц? Как регламентировать работу с ними?

Действительно, органы прокуратуры очень часто проверяют соблюдение государственными органами и органами местного самоуправления двух действующих законов:

  • Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (с изменениями) и
  • Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Особое внимание при проверках обращается на:

  • наличие соответствующей внутренней нормативной базы,
  • полномочия должностных лиц и правильное оформление их делегирования,
  • соблюдение установленных законодательством контрольных сроков.

Для центрального аппарата Министерства социального развития, опеки и попечительства рекомендуем разработать конкретную инструкцию и утвердить ее приказом министра. А вот для «подведомственных» государственных (субъекта Российской Федерации) и муниципальных учреждений и организаций (в муниципальных образованиях), выполняющих такие социально значимые функции, возможна в плановом порядке разработка или примерной, или типовой инструкции по работе с обращениями граждан, т.е. ведомственного нормативного правового акта, который также должен быть утвержден приказом министра.

Действующее законодательство о работе государственных органов и органов местного самоуправления с обращениями граждан развивается в рамках формирования гражданского общества и его механизмов. Поэтому новый пункт 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ (внесенный на основе Федерального закона от 07.05.2013 № 80-ФЗ), которым порядок рассмотрения обращений граждан «распространяется на правоотношения, связанные с обращениями объединений граждан, в том числе юридических лиц. », необходимо рассматривать в связи с положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона от 12.03.2002 № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

Сфера действия Федерального закона № 82-ФЗ – все общественные объединения, созданные по инициативе граждан (т.е. прежде всего физических лиц, что и подразумевается Федеральным законом № 59-ФЗ), за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими коммерческих союзов (ассоциаций). Принципами создания и одновременно отличительными признаками общественных объединений являются добровольность, общность интересов и целей, некоммерческий характер и самоуправляемость. Законодательно установлены следующие организационно-правовые формы ­общественных объединений:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности (по месту жительства или месту учебы граждан);
  • политическая партия.

В случае государственной регистрации общественная организация, общественное движение и орган общественной самодеятельности приобретают права юридического лица, от имени которого действуют соответствующие выборные руководящие органы. Общественные движения и общественные фонды действуют на основе Гражданского кодекса РФ, а политические партии – на основании действующих федеральных законов. Общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными, местными и могут образовывать союзы общественных объединений.

Общественные объединения и коммерческие организации при ­письменном обращении в государственные органы и органы местного самоуправления, как правило, используют бланки писем. Если бланк письма спроектирован правильно, то на нем указано наименование организации-автора и ее организационно-правовая форма, статус и территориальность. Поэтому отличить обращение общественного объединения, в том числе юридического лица, от письма иного юридического лица, в том числе коммерческой организации, легко прежде всего по ­реквизитам, ­которые оформлены в бланке.

Если обращение оформлено не на бланке, то организационно-правовую форму объединения и его статус (общероссийский, региональный) возможно выявить на основе анализа текста документа и изучения реквизита «подпись», в состав которого обычно в той или иной форме ­включается наименование организации-автора документа.

Поэтому в инструкцию по работе с обращениями граждан рекомендуем прежде всего включить все определения терминов в соответствии с Федеральными законами № 59-ФЗ и № 82-ФЗ, тем более что в новой редакции закона о работе с обращениями граждан не дано определение ­термину «объединение граждан».

Организационно-правовые формы общественных объединений, их территориальность, а в последующем – и конкретные их наименования должны быть включены в классификаторы корреспондентов, которые необходимы для регистрации и идентификации обращений и их автоматизированной обработки. Поскольку государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают обращения граждан в соответствии с компетенцией, то утвержденный в составе общей инструкции по делопроизводству классификатор вопросов и участков деятельности, на основании которого осуществляется предварительное рассмотрение документов, может быть уточнен, конкретизирован на основе вопросов, содержащихся в обращениях, и также ­включен в инструкцию по работе с обращениями граждан.

Для обработки в информационной системе (БД или представлении в СЭД) в инструкции можно закрепить:

  • структуру и порядок ведения специального тематического классификатора обращений граждан в зависимости от их видов ­(индивидуальные / коллективные),
  • категорий заявителей (граждане: пенсионер, инвалид, многодетная семья, ветеран и т.п. / объединения: общественная организация, фонд, отделение партии и т.п.).

Рекомендуем также учесть в инструкции по работе с обращениями граждан и в структуре применяемых классификаторов не только сроки исполнения, но и сроки хранения в зависимости от вопроса / темы и характера обращения. Это важно для формирования соответствующих документопотоков и сокращения сроков исполнения, т.к. ­обращения ­могут поступать:

  • не только в письменной бумажной,
  • но и в электронной форме (на сайт, с портала гос- или муниципальных услуг, по адресу электронной почты и т.п.),
  • в устной форме на личном приеме, который ведет должностное лицо, по телефону, номер которого указан на бланке государственного ­органа или органа местного самоуправления, и т.п.

«Лучшей практикой» является также регламентация правил формирования обращений граждан в дела не просто по алфавиту фамилий или наименований корреспондентов, но и в зависимости от вопроса / темы и сроков хранения. Так, в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558) обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, претензии и др., а также документы по их исполнению) имеют разные сроки хранения:

  • предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции (включая современные требования о фиксации фактов склонения должностных лиц к коррупционным действиям) – постоянно, ст. 183 а);
  • личного характера – 5 лет ЭПК, ст. 183 б);
  • оперативного характера – 5 л., ст. 183 в).
Читайте так же:  Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения

В качестве общего образца при разработке инструкции по работе с обращениями граждан могут быть использованы Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).

Что же касается правил проверок, то любой контролирующий и регулирующий орган должен не только выявить и зафиксировать в акте проверки какие-то нарушения, но и дать соответствующие рекомендации, в зависимости от которых и назначаются сроки устранения выявленных недостатков. Советуем показывать себя «квалифицированным» специалистом и в спорных моментах спокойно просить проверяющих ­формулировать мотивированные профессиональные рекомендации.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Обращения юридических лиц в органы государственной власти

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

ЕМНИП по этому поводу было разъяснение КС, что 30 дневный срок распространяется и на юр. лица

«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

«Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

Право обращения граждан в органы государственной власти

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Читайте так же:  Сколько стоит нотариальная сделка купли продажи квартиры

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса. Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения. Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан. В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа. Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения. Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление. При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов. В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей. Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой. Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Источники


  1. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  2. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  4. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
Обращения юридических лиц в органы государственной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here