Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета

В статье собрана самая важная информация на тему: "Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Содержание

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Краткое руководство по Стандарту «Концептуальные основы»

Все новые понятия и принципы учета, которые вступят в силу с января 2018, редакция представила на 10 карточках. Они должны стать основой для учетной политики на 2018 год.

Это контролируемое имущество, в том числе наличные и безналичные деньги, которое принадлежит учреждению или находится в его пользовании и от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом

Контроль означает, что учреждение имеет право использовать актив (в том числе временно), чтобы извлечь полезный потенциал или получить будущие экономические выгоды. А также может исключить или регулировать доступ к активу.

Отражает, что имущество можно использовать, обменять на другие активы или им можно погасить обязательства.

Это деньги или их эквиваленты, которые можно получить, если использовать актив самостоятельно либо с другими активами.

Это разница между активами и обязательствами учреждения на определенную дату. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включают.

Это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают имущество или оно обесценивается.

Есть два метода определения справедливой стоимости: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

Формула для расчета справедливой стоимости по методу амортизированной стоимости замещения:

Справедливая стоимость = Стоимость восстановления актива/Стоимость замены актива
(применяется та, которая меньше)
Накопленная амортизация
(рассчитывается исходя из той стоимости, которую решили применить)

Это цена, которую можно получить при продаже актива между независимыми сторонами сделки. Рыночной не может быть завышенная или заниженная цена, которая образуется в результате особых условий, обстоятельств или скидок. Например, вычетов, премий, льгот.

Стоимость восстановления актива

Это стоимость полного восстановления полезного потенциала актива. Например, стоимость восстановления разрушенного здания.

Стоимость замены актива

Это рыночная цена аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с аналогичными характеристиками и сопоставимым сроком полезного использования.

Индивидуальная и консолидированная отчетность, отчетность общего и специального назначения

Стандарт установил разграничение отчетности по степени раскрытия в ней информации.

Методы и принципы учета

Означает, что результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены деньги или их эквиваленты.

Метод двойной записи

Означает, что операции отражают одновременно на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета. Исключение — учет на забалансовых счетах, по которым учет ведется по простой системе.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни

Означает, что объекты признают в учете в том отчетном периоде, когда факты хозяйственной жизни привели к возникновению или изменению активов, обязательств, доходов и расходов, других объектов бухучета.

Принцип равномерности признания доходов и расходов

Доходы и расходы, которые относятся к разным отчетным периодам, признают равномерно.

Достоверность и существенность информации

Достоверной должна быть информация о государственном или муниципальном имуществе, его использовании, принятых обязательствах, полученных финансовых результатах. А также другая информация, необходимая пользователям, которые проводят внутренний и внешний финансовый контроль.

Это информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей, принимаемое ими на основании данных учета и отчетности.

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов

Он обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. В счет рабочего плана счетов включают:

  • аналитический код вида поступлений для доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований;
  • аналитический код вида выбытий для расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований.

Первичные документы бухгалтерского учета

Первичный учетный документ или сводный учетный документ

Это документ, на основании которого в учете отражают объект учета и изменяющие его факты хозяйственной жизни. Документы по операциям с наличными или безналичными средствами, в которых есть исправления, к учету не принимают.

На документе всегда должна быть подпись руководителя или уполномоченного им лица, независимо от того составлен документ по унифицированной форме или нет. Без подписи главного бухгалтера не принимаются денежные и расчетные документы и те, которыми оформлены финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.

Регистры бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета

Это учетные документы, которые предназначены для регистрации, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых первичных документах.

Записи в регистры

Вносят в хронологической последовательности и с группировкой по соответствующим счетам учета. Делают записи по мере осуществления операций и принятия документов к учету, но не позднее следующего дня после поступления соответствующих документов.

К объектам учета относятся:

  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности субъекта учета;
  • доходы;
  • расходы;
  • другие факты хозяйственной жизни, установленные нормативными правовыми актами.
Читайте так же:  Объяснительная по декларации о доходах госслужащих образец

Это задолженность, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

Обязательство возникает в силу:

  • закона или иного нормативного правового акта;
  • муниципального акта;
  • договора (контракта, соглашения).

Доходы, расходы, финансовый результат

Это увеличение полезного потенциала активов или поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

Это снижение полезного потенциала активов или уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем).

Это разница между доходами и расходами за отчетный период. Если доходы признают в течение нескольких отчетных периодов, в отчете о финансовых результатах деятельности расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами.

Требования к инвентаризации

Инвентаризацию активов и обязательств проводят, чтобы обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Инвентаризацию проводят по основаниям, в сроки и в порядке, которые прописали в учетной политике. Инвентаризация обязательна:

  • при хищениях или злоупотреблениях, а также при порче имущества;
  • стихийном бедствии, пожаре, аварии или других чрезвычайных ситуациях;
  • смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • передаче (возврате) имущества в аренду, управление, безвозмездное пользование, на хранение, а также при выкупе, продаже;
  • в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ.

Результаты инвентаризации отражают:

  • в учете и отчетности того периода, в котором закончена инвентаризация;
  • годовой отчетности, если инвентаризацию проводили перед ней;
  • отчетности, которую представляют на дату реорганизации, ликвидации учреждения.

Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности

Книга раскрывает содержание методологических основ МСФО. Знакомство с книгой позволяет понять идеи, формирующие методику учета по международным стандартам. Ее основная ценность заключается в том, что она, раскрывая вопросы теории МСФО, одновременно является инструментом работы с конкретными стандартами на практике.

В книге подробно рассматриваются:

  • содержание основных учетных категорий в трактовке МСФО (активы, обязательства, капитал, доходы и расходы и прочее);
  • принципы бухгалтерского учета;
  • цели и информационное наполнение бухгалтерской отчетности, формируемой согласно МСФО.

Представленный материал может служить основой для:

  • знакомства и работы с МСФО, регулирующими порядок бухгалтерского учета конкретных активов, обязательств, элементов капитала и операций с ними;
  • анализа информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО. В частности, работа с предлагаемой книгой будет полезна при качественном сравнении содержания бухгалтерской информации, сформированной по российским и международным стандартам.

Издание предназначено как для специалистов в области практики и теории учета, так и для студентов экономических специальностей. Книга может служить практическим руководством для бухгалтеров, финансовых менеджеров, аудиторов, консультантов, создающих отчетность по МСФО и работающих с ней.

Более того, материал может служить ориентиром в текущих изменениях отечественных нормативных актов в области учета, так как в последние годы практически все новации в отечественных ПБУ связаны со сближением отечественного учетного законодательства с МСФО. При этом внимательное изучение частных изменений конкретных ПБУ не заменит необходимости знакомства с основами учетной школы, на которую все больше ориентируется отечественный бухгалтерский учет. А понимание «концептуальных основ МСФО», раскрытых в книге, может сделать более понятными как уже произошедшие, так и будущие изменения.

В приложении к книге приведен обзор программных продуктов делового назначения фирмы «1С», предназначенных для ведения учета в соответствии с МСФО, а также некоторых методических материалов, выпускаемых «1С» по этой теме.

Оглавление

Часть 1. МСФО как направление современной теории учета, определяющее экономическую практику

Глава 1. Что представляют собой МСФО и какова их роль в экономической жизни общества

  • Этапы создания МСФО
  • Методологическая основа МСФО
  • Совет по МСФО
  • Порядок создания МСФО
  • Структура МСФО
  • Применение МСФО
  • МСФО в России: история и сегодняшний день

Глава 2. Экономическое и юридическое содержание факта хозяйственной жизни и возможности их представления в составе бухгалтерской информации Глава 3. Цели финансовой отчетности в соответствии с МСФО

  • Принципы составления и представления отчетности как теоретическая база МСФО
  • Понимание целей бухгалтерской отчетности – необходимое условие работы с МСФО
  • Пользователи бухгалтерской информации и их интересы
  • Конфликт интересов пользователей бухгалтерской отчетности
  • Платежеспособность, прибыльность, изменения финансового положения компании и их представление в отчетности
  • Границы бухгалтерской информации

Часть 2. Фундаментальные принципы бухгалтерского учета в интерпретации МСФО

Глава 4. Основополагающие допущения как методологическая основа МСФО: начисление и непрерывность деятельности

  • Принцип начисления
  • Непрерывность деятельности

Глава 5. Качественные характеристики финансовой отчетности, определяемые МСФО

  • Понятность
  • Уместность
  • Надежность
  • Сопоставимость
  • Ограничения уместности и надежности бухгалтерской информации
  • Достоверное и объективное представление

Часть 3. Информационное содержание элементов бухгалтерской отчетности в трактовке МСФО

Глава 6. Активы

  • Трактовка актива в России и согласно МСФО и влияние различий между ними на содержание бухгалтерской информации
  • Признание активов
  • Измерение активов
  • Отражение активов в бухгалтерской отчетности

Глава 7. Обязательства

  • Определение понятия «обязательства»
    • Экономические характеристики обязательств как основа их учетной интерпретации
    • Признание обязательств
    • Измерение обязательств
  • Отражение обязательств в бухгалтерской отчетности

Глава 8. Капитал

  • Понимание капитала в рамках российской учетной традиции
    • Определение капитала в МСФО
    • Концепции капитала в МСФО
    • Поддержание капитала
    • Различия между концепциями поддержания капитала, определяемые МСФО
    • Отражение капитала в бухгалтерской отчетности

Глава 9. Доходы и расходы

  • Доходы, расходы и прибыль как категории бухгалтерского учета
  • Доходы и расходы: отражение в балансе и отчете о прибылях и убытках
  • Определение доходов и расходов
  • Признание и измерение и доходов и расходов
  • Особенности отражения доходов и расходов в отчетности

Заключение

Приложение. Обзор программных продуктов делового назначения фирмы «1С», предназначенных для ведения учета в соответствии с МСФО, и некоторых методических материалов

Свяжитесь с партнером «1С», который обслуживает Вашу организацию, и сделайте заказ, сообщив ему артикул, который присвоен книге (приведен выше, напротив обложки книги). Также вы можете приобрести книгу у других партнеров фирмы «1С».

Стандарты бухгалтерского учета для госсектора (Шихов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

В январе Минфин России на своем сайте www.minfin.ru, в разделе «Документы», начал публикацию своих приказов об утверждении стандартов учета и отчетности для организаций государственного сектора. Появление таких стандартов открывает новую страницу в истории бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях современной России.

[2]

«Первые ласточки»

Читайте так же:  Реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья

Минфин России в последний день уходящего года утвердил федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности это Приказы от 31.12.2016, которыми были утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
— N 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт 256н);
— N 257н «Основные средства» (далее — Стандарт N 257н);
— N 258н «Аренда» (далее — Стандарт N 258н);
— N 259н «Обесценение активов» (далее — Стандарт N 259н);
— N 260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Стандарт N 260н).
Все вышеуказанные Приказы в настоящее время находятся на государственной регистрации в Минюсте России.
Утвержденные Стандарты вступают в силу с 1 января 2018 года и распространяются, в частности, на государственные (муниципальные) учреждения.

Организации сектора

Примечание. Предполагается, что из действующих Инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности будут исключены те положения, которые найдут отражение в федеральных стандартах.

Другими словами, бухгалтерам ГМУ пока остается лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Термины и определения

Соглашение об аренде — договор (соглашение), в соответствии с которым субъектом учета осуществляются арендные отношения в течение срока, согласованного передающей имущество стороной (правообладателем, арендодателем) и принимающей стороной (пользователем, арендатором).
В соответствии с пунктом 4 Стандарта N 258н он не применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов бухгалтерского учета, возникающих в рамках:
а) договоров (соглашений) аренды, заключенных в целях разведки или использования полезных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов;
б) лицензионных соглашений, предметом которых являются объекты нематериальных активов;
в) соглашений об аренде биологических активов.
Также данный нормативный документ не относится к аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 7 Стандарта N 258н).

Особенности национального контроля

[1]

Бухгалтерский учет. Статистика

Утвержден ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н

«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517.

Утвержден ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Приказ Минфина России

от 31.12.2016 № 256н

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» Отправить по электронной почте

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» Поделиться в социальных сетях

от 27 декабря 2018

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н»

Дата публикации: 27.12.2018

Дата изменения: 27.12.2018

Прикрепленный файл: doc, 42.5 кБ

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н» Отправить по электронной почте

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н» Поделиться в социальных сетях

О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 №256н

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности
п р и к а з ы в а ю:

1. Внести изменения в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. №256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения настоящего Стандарта.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от «___» __________201_г. №_____

Изменения, которые вносятся в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 №256н

1. Пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, и (или) в случае. если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

Читайте так же:  Трудовая инспекция москва официальный сайт подать жалобу

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

Субъекты отчетности обеспечивают хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

При наличии технической возможности субъект отчетности обязан осуществлять хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (далее — электронные документы), на электронных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах.

При хранении бухгалтерской (финансовой) отчетности должна обеспечиваться защита данных отчетности от несанкционированных исправлений.».

Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора [1] . В статье раскрыты основные принципиальные изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных стандартов.

Законодательная база разработки федеральных стандартов.

Обязательный характер применения федеральных и отраслевых стандартов в системе регулирования бухучета установлен ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Примечательно, что федеральные стандарты для организаций госсектора внедряются раньше, чем аналогичные нормативные акты для коммерческих организаций [2] . Из-за этого с 2018 года бюджетный учет по критерию адекватности требованиям рыночной экономики начал превосходить учет в коммерческом секторе. Следовательно, бюджетным учреждениям (БУ), как и остальным организациям госсектора, придется взять на себя роль первопроходцев со всеми вытекающими из этого трудностями.

Разработанные в установленном порядке стандарты утверждаются приказами Минфина [3] . В приказах содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия. С 01.01.2018 вступили в силу следующие федеральные стандарты:

  • «Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н).

Согласно последней редакции Программы разработки стандартов [4] утверждение стандартов должно закончится к 01.01.2021. Принятие федеральных стандартов потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности БУ. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов [5] в федеральные стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами.

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете
II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора
I I I. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня
IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Метод начисления.

До утверждения Концептуальных основ бухучета и отчетности организаций госсектора в госсекторе применялся кассовый метод бухучета. Согласно данному методу отчетность отражает все полученные и произведенные учреждением платежи. Преимущество кассового метода бухучета состоит в его простоте – сомнения по поводу момента поступления или выплаты денежных средств возникают редко. Кроме того, для госучреждений существенное значение имеет отслеживание денежных потоков, поскольку доступность ликвидных средств определяет рамки возможностей государства выполнять свои обязательства. Однако бухучет по кассовому принципу не дает полной картины хозяйственной деятельности учреждения. Например, он не показывает, относится ли некий платеж к ресурсам, которые будут расходоваться в данном году, или является инвестицией, предназначенной для использования в течение многих предстоящих лет.

Указанными концептуальными основами установлено, что бухучет объектов осуществляется в стоимостном выражении с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухучете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением данных операций, денежные средства. Это означает, что определенная сумма отражается в учете как авансовый платеж или иной актив в момент ее выплаты, но переводится в разряд затрат только тогда, когда товар или услуга фактически потребляются, то есть когда они генерируют выгоду для организации. Метод начисления уделяет больше внимания периодизации – отнесению ресурсов на правильный бюджетный период, чем движению денежных средств. Благодаря первоочередному отражению затрат и поступлений по сравнению с кассовым приходом и расходом появляется возможность составить лучшее представление о финансовом результате и изменениях в активах и пассивах.

Таким образом, бухучет по методу начисления дает более адекватную картину деятельности учреждения и позволяет лучше выполнить многие задачи составления финансовой отчетности. Отражая поступления, затраты, активы, пассивы, он демонстрирует более ясную связь между потреблением ресурсов и полученными результатами. Кроме того, легче становится различать поступления ресурсов, которые можно сохранить в рамках деятельности в течение данного периода, и такие, которые относятся к другим отчетным годам.

Активы и обязательства, чистые активы.

Как отмечалось выше, кроме затрат и поступлений по методу начисления в бухучете отражаются активы и пассивы.

[3]

Применительно к бухучету актив определяется как имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Читайте так же:  Сверхштатный врач временно прикомандированный к лечебному учреждению

Понятие «полезный потенциал, заключенный в активе» используется в тех случаях, когда деятельность не нацелена на получение прибыли, а ориентирована скорее на производство различных видов продуктов и услуг. Полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность для:

а) использования в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий);

б) обмена на другие активы;

в) погашения обязательств, принятых субъектом учета.

Под экономическими выгодами понимается поступление денежных средств, возникающее при использовании актива.

Активы делятся на основные и оборотные средства.

К основным средствам бюджетные учреждения относят являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд учреждения. Стоимость объекта основных средств переносится на расходы путем равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования. Этот срок может варьироваться от 3 лет для компьютера до более 50 лет для зданий. Некоторые виды активов, например земля, амортизации не подлежат.

Оборотные средства – это активы, временно находящиеся в распоряжении БУ в ожидании реализации. Оборотными средствами могут являться товарные запасы, задолженность клиентов и другие виды дебиторской задолженности, а также денежные средства.

Обязательство – задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства в балансовом отчете противостоят активам и могут рассматриваться как финансирование активов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Активы и обязательства исходя из сроков, оставшихся до погашения, разделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Классификация активов и обязательств по срокам погашения.

  1. Предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты.
  2. Представляет собой краткосрочный финансовый актив.
  3. Представляет собой денежные средства или их эквиваленты для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты
  4. Предполагается погашение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты.
  5. Представляет собой краткосрочное финансовое обязательство.
  6. У учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Чистые активы образуются как разница между активами и пассивами. У частных предприятий эта статья нередко именуется капиталом (собственными средствами). Чистые активы могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).

Схематично баланс БУ можно представить следующим образом:

Отрицательная разница между активами и обязательствами

Положительная разница между активами и обязательствами

Оценка объектов бухгалтерского учета.

Применение метода начисления в учете требует использования различных оценок. Оценка активов и обязательств осуществляется по справедливой стоимости, соответствующей цене, по которой может быть реализован переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

Рыночной считается цена, которая может быть назначена (одобрена) при продаже актива (обязательства) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Амортизированная стоимость замещения определяется как разница между стоимостью восстановления или замены актива и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

Реформы в сфере бюджетного учета носят революционный характер [6] . Ранее действующая учетная система расценивала учреждение не как самостоятельную единицу, а скорее как обособленную структурную ячейку. Новые стандарты ломают данный подход, ставя в центр учреждение и тем самым воспринимая его деятельность не столько в системе бюджета, сколько в условиях рыночного окружения. Подобный алгоритм учета присущ частной коммерческой деятельности. Работникам БУ придется переосмыслить цели и задачи бухучета и овладеть всеми инструментами учета, свойственными негосударственному сектору.

[1] Переведенные на русский язык международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора размещены на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Бюджет – Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора – Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора».

[2] Приказ Минфина РФ от 18.04.2018 № 83н.

[3] С утвержденными федеральными стандартами, а также с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Бюджет – Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора – Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора».

[4] Утверждена Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 36н. По мере утверждения стандартов программа обновляется.

[5] Единый план счетов бухучета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Дополнительно о сути реформ см. в Сборнике методических материалов «Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики», размещенном на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Реформы – Бюджетная реформа – Международный опыт бюджетных реформ».

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора

Статьи по теме

Приказом Минфин России от 31 декабря 2016 года № 256н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета о концептуальных основах бухучета и отчетности для учреждений.

Кому необходимо изучить стандарт

Содержание Стандарта № 256н можно охарактеризовать как хорошо забытое молодыми бухгалтерами старое. Однако даже бухгалтеры, имеющие солидный опыт работы до 2005 года, не сразу могут узнать привычные правила учета. Дело в том, что Минфин России использует новую терминологию, которая интерпретирует привычные правила в несколько неожиданных ракурсах.

Таким образом, изучение откладывать не стоит, несмотря на то, что Стандарт № 256н вступит в силу с 1 января 2018 года.

Общие основы

Для всех учреждений предусмотрено ведение бухучета в денежном измерении (стоимостном выражении). При этом необходимо использовать два основных метода — начисления и двойной записи.

Начисление предполагает признание результативности независимо от момента получения (выплаты) денежные средства (или их эквиваленты). Счета бухучета для работы по методу двойной записи должны быть связаны между собой. Соответственно, применение метода основано на рабочем плане счетов.

Конечно, указанный метод нельзя применять при ведении учета за балансом, так как заблансовый учет предполагает применение простой системы. Помимо рассмотренных методов пункт 16 Стандарта № 256н предусматривает:

  • принцип равномерности признания доходов и расходов;
  • допущение временной определенности.
Читайте так же:  Совместная собственность на квартиру без определения долей

По-прежнему не теряют актуальность и единые для учреждений правила документооборота, в частности:

  • правила архивирования и хранения;
  • обязательные реквизиты;
  • сплошное документирование;
  • роль главного бухгалтера.

Рассмотрим некоторые из указанных методов, принципов и правил.

Инвентаризация активов

Требования, изложенные в разделе VIII Стандарта № 256, без труда узнают большинство бухгалтеров даже с небольшим стажем работы. Особенно узнаваемы обязательные случаи. Они определены пунктом 81 Стандарта № 256н. В частности, это – обнаружение:

  • хищений (злоупотреблений);
  • порчи имущества.

Также в Стандарте № 256н упомянуты и такие неблагоприятные факты хозяйственной жизни, как:

  • стихийные бедствия, пожары, аварии;
  • другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями.
  • Другие обязательные ситуации для проведения инвентаризации установлены:
  • законодательством РФ;
  • иными нормативными правовыми актами РФ.

К рабочим ситуациям, не связанным с форс-мажором можно отнести следующие:

  • смена материально ответственных лиц;
  • передача (возврат) имущества, которое было арендовано (находилось в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или на хранении).

Пожалуй, несколько необычно упоминание инвентаризации при выкупе и продаже активов, однако назвать абсолютно нелогичным такое требование нельзя, учитывая, что учреждений, как правило, не заняты в торговле. Скорее всего, Стандарт № 256н подразумевает различные активы, бывшие в употреблении.

Данные, полученные в ходе инвентаризации должны быть учтены в том периоде, когда они были зафиксированы соответствующей комиссией. Исключение – подготовка к годовой отчетности. Если инвентаризация была проведена именно для уточнения показателей баланса, то, соответственно, ее необходимо отразить в том отчетном периоде, для которого были предназначены мероприятия.

На примере рассмотренных процедур особенно заметно, что в целом основные требования Стандарта № 256н практически дословно повторяют содержание действующих инструкций.

Централизация учета

Стандарты учета содержат достаточно общую регламентацию. В частности ряд моментов направлены непосредственно на учреждения. Так в Стандарте № 256н рассмотрено взаимодействие с централизованной бухгалтерией. Для централизации учета необходим договор (соглашение). Причем его предмет, как правило, не только ведение учета, но и отчетность. При заключении договора (соглашения) с централизованной бухгалтерией должны быть учтены:

  • Стандарт № 256н и другие стандарты;
  • различные нрмативные акты.

Такой порядок установлен пунктом 14 Стандарта № 256н. Соответственно, к 2018 году централизованные бухгалтерии должны скорректировать свою деятельность с учетом стандартов учета. При этом непосредственное отношение к централизованным бухгалтериям имеет лишь абзац 2 пункт 24 Стандарта № 256н. Положения указанного абзаца действуют и для учетных работников:

  • самого учреждение;
  • исполнителя по договору (соглашению).

В любом случае такие работники не отвечают за полную достоверность документов, представленных к учету. Проверить наличие обязательных реквизитов – единственная возможность учетных работников. Наличие необходимых подписей делают возможным вывод о том, что факт хозяйственной жизни имел место быть.

Неясные моменты

Сопоставление пунктов 41 и 42 Стандарта № 256н вызывает вопросы к смыслу, который заложило финансовое ведомство. Отправная точка – имущество, как объект учета. К имуществу отнесены практически все активы, но в данном случае из его состава исключены денежные средства (их эквиваленты). Однако не все, а только предназначенные, в частности, для ГМУ в рамках:

  • выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • осуществления уставной деятельности; управленческих нужд.

В первом случае субъект учета получает имущество от своего учредителя, во втором, наоборот – передает учредителю. Различие фактов хозяйственной жизни неожиданно повлияло на объект учета. Так, полученное имущество должно быть учтено как вклад собственника (учредителя). Если происходит возврат, то Стандарт № 256н регламентирует отразить изъятие в пользу собственников (учредителей).

Как при этом следует отразить изменения по вкладу – Стандарт № 256н не разъясняет, однако очевидно, что сторнировать вклад – не лучшее решение. Вряд ли получение и выбытие произойдут в одном и том же месяце или даже отчетном периоде. Таким образом, пока не ясно для какой цели Стандарт № 256н предусмотрел создание различных объектов учета.

Допущения непрерывности деятельности

В пункте 77 Стандарта № 256н разъяснено, что необходимо понимать как «допущения непрерывности деятельности». В частности, при оценке соблюдения указанного принципа бухгалтер принимает во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности учреждения. Причем в обозримом будущем.

Отметим, что уже рассмотренный метод начисления также относится к категории основополагающих допущений. Непрерывность деятельности подразумевает, что учреждения в обозримом будущем не будет ликвидировано и не планирует существенно уменьшать объемы государственных (муниципальных) услуг или других своих показателей.

Допущение непрерывности необходимо для того, чтобы активы могли быть отражены на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета без ликвидационных потерь. При этом в Стандарте № 256н подчеркнуто, что изменение подведомственности, учредителя или типа учреждения не свидетельствует о несоблюдении рассмотренного принципа допущения. Таким образом, даже при реорганизации бухгалтер не отражает в промежуточном балансе ликвидационные потери.

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here