Федеральные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

В статье собрана самая важная информация на тему: "Федеральные законы регулирующие предпринимательскую деятельность" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Конспекты юриста

Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность

1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности. ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».

3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».

4. Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».

6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».

Существует ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания». Общий порядок — после 10 дней федеральные законы вступают в законную силу после их официального опубликования.

Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ, которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  • закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).
  • 2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

    3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

      Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

    Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

    Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

    Читайте так же:  Смена разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

    Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

    4. Подзаконные акты:

    1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
    2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
    3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

    5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

    6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

    Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

    Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

    Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

    Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

    Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

    Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

    1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
    2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
    3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
    4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
    5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

    Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

    Сущность и виды предпринимательских правоотношений

    Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

    Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    1. абсолютные вещные правоотношения;
    2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
    3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
    4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

    Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

    1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

    2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

    3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

    4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

    5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

    • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
    • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
    • территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;
    • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.
    Читайте так же:  Ответственность сторон по договору купли продажи недвижимости

    Законодательство России о предпринимательстве

    Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

    1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

    а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

    б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

    в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

    • состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
    • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
    • регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
    • содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
    • иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

    г) подзаконные нормативно-правовые акты:

    • указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
    • постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
    • акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

    2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

    3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

    В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

    Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

    Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

    Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

    Федеральные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

    Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

    Федеральные законы развивают и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регулированию предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Прежде всего, федеральными законами определяются основы российской экономики, формулируются общие условия, в которых предприниматели осуществляют свою деятельность.

    Отдельно необходимо выделить кодифицированные акты: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

    Иные Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

    1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (изм.от 23.12.2010);

    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (изм. 29.12.2010);

    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (изм. от 28.09.2010);

    г) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ ред. от 28.12.2010 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля» (изм.от 28.12.2010)

    2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

    а) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции»

    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (изм.от 27.07.2010);

    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (изм.4.10.2010);

    3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (изм.28.12.2010);

    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (изм.28.12.2010);

    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (изм.19.07.2009);

    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (изм. 2.07.2010) и др.

    4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (изм. от 8.05.2010);

    б) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (изм. от 28.12.2010);

    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (изм. от 27.07.2010);

    г) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (изм. от 28.09.2010) и т. д.

    Г. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.Указы и распоряжения Президента РФ принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

    Д. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти являются подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и указами Президента Российской Федерации. На регулирование предпринимательской деятельности направлено, в частности, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

    Е. Ведомственные НПА. Приказ Минфина РФ N 72н, Росалкогольмонополии N 117, Госналогслужбы РФ N КВ-3-03/195 от 09.10.1997 (с изм. от 17.04.1998) «О лицензионных сборах за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.1997 N 1430).

    Ж. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.Принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

    Читайте так же:  Приобретение квартиры по договору уступки права требования

    Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»

    З. Корпоративные нормативные акты.Корпоративные (или так называемые локальные) нормативные акты в качестве источника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий.

    Это стандарты предприятий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей организации в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и пр.

    И. Обычаи как источник предпринимательского права.В систему источников предпринимательского права входят и обычаи. Для появления обычая необходимо, чтобы сложившееся, широко распространенное и не предусмотренное законодательством правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства и иной деятельности. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

    Велико значение правового обычая для восполнения пробелов в законодательстве, при отсутствии законодательной нормы, регулирующей конкретное общественное отношение. Обычай делового оборота применяется и тогда, когда не только отсутствует норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором.

    Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок (См., например: ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ).

    Для формирования законодательства, относящегося к предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика.

    Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками предпринимательского права России, поскольку не содержат норм права. Однако судебная практика играет важную роль для развития системы источников предпринимательского права, так как способствует и формированию единого правопонимания у субъектов предпринимательской деятельности и государственных правоприменительных органов, и созданию единой модели правоприменения. Важное значение имеют решения Верховного Суда Российской Федерации, когда он реализует свои полномочия по проверке соответствия актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам.

    Акты предпринимательского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо. Такая возможность установлена, например, исключительно в отношении федеральных гражданских законов и лишь в порядке исключения (ст. 4 ГК РФ).

    Предпринимательское право / Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в процессе формир

    Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в процессе формирования правовой основы предпринимательской деятельности.

    Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

    а) Конституция РФ– закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

    б) Гражданский кодекс рФ– содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

    в) федеральные законы(законы РФ) определяющие:

    – состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

    – правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);

    – регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

    – содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

    – иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

    г) подзаконные нормативно-правовые акты:

    – указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

    – постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);

    – акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

    2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

    а) акты органов законодательной власти;

    б) акты органов исполнительной власти.

    3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления(изданные в пределах их компетенции).

    В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

    Локальные акты– принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

    Нормы международного права(ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

    Обычаи делового оборота– сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

    Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?

    —>Просмотров : 4743 | —>Добавил : Forget (17.04.2017) (Изменено: 17.04.2017)

    Всего ответов: 1

    Обсуждение вопроса:

    Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

    Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.

    Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.

    • Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

    • Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

    • Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    • Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

    • Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

    • Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

    • Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

    • Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    [1]

    Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность

    Правовые основы функционирования предприятий

    Российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, состоит из множества законодательных и подзаконных актов, в которые весьма часто вносятся изменения. Вполне естественно, что начинающему предпринимателю трудно разобраться в таком обилии документов. Тем не менее, предприниматель обязан продумать, каким образом обеспечить соблюдение законодательства в процессе деятельности. Можно нанять юриста в штат, пользоваться услугами сторонних консультантов или изучать законы самостоятельно.

    Читайте так же:  Перечень документов для дарственной на квартиру родственнику

    Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

    1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

    2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

    3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

    5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

    6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

    7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

    [2]

    8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

    10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

    11. Трудовой кодекс РФ № — ФЗ от 21.12.2001

    12. Иные нормативные акты

    Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.

    Гражданский кодекс состоит из четырех частей:

    1 — «Общие положения, Право собственности и другие вещные права и Общая часть обязательственного права»;

    2 — «Отдельные виды обязательств»;

    3 — «Наследственное право. Международное частное право»;

    4 — «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

    На практике Вам, чаще всего, пользуются двумя первыми частями ГК. В первой части содержатся статьи об индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина и о юридических лицах (коммерческих — ООО, ЗАО и др. и некоммерческих организациях). Часть вторая содержит требования к различным видам договоров (например, к договору купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг и др.).

    Многие положения Гражданского кодекса конкретизируются специальными законами. В частности, правовое положение и особенности такой популярной организационно-правовой формы юридического лица как ООО регулируются законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», ЗАО и ОАО — законом «Об акционерных обществах». Созданию и деятельности некоммерческих организаций (фондов, учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.) посвящены законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях».

    Налоговый кодекс РФ, как понятно из его названия, регулирует вопросы исчисления и уплаты налогов. Состоит Налоговый кодекс из двух частей. Первая часть — общая, в ней раскрываются понятия налога, налогоплательщика (и ряд других), приводятся права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, конкретизируются санкции (штрафы и др.) за нарушения налогового законодательства и т.п. Вторая часть более «практическая» — каждая ее глава посвящена тому или иному налогу.

    Налоговый кодекс — это основа российской налоговой системы, поэтому он является важнейшим документом, с которым каждый предприниматель должен сверять свою деятельность. Ведь ведение бизнеса без предварительной оценки сумм налогов, которые потребуется уплатить по результатам совершенных сделок, будет иметь плачевные последствия — сами сделки могут оказаться невыгодными, а фирма в результате ведения убыточной деятельности обанкротится.

    Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации. (Приложение 5)

    Вопросы о необходимости получения лицензий решает закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Предпринимательская деятельность по закону подлежит обязательной государственной регистрации, вне зависимости от избранной формы ведения бизнеса — путем создания юридического лица или путем осуществления деятельности физическим лицом — индивидуальным предпринимателем.

    Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет административную и уголовную ответственность (соответственно, по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и по статье 171 Уголовного кодекса РФ):

    КоАП РФ, статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

    2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    [3]

    3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    УК РФ, статья 171. Незаконное предпринимательство.

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

    2. То же деяние:

    а) совершенное организованной группой;

    б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

    Примечание. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.

    Таким образом, регистрация бизнеса — необходимое условие его легальности и конкурентоспособности. Органом, осуществляющим регистрацию индивидуальных предпринимателей (ИП) и коммерческих организаций (ЗАО, ООО и др.) является налоговая инспекция.

    Читайте так же:  Юридическая консультация по миграционному праву в ямато

    Порядок регистрации фирм (предприятий, ЗАО, ООО и др.) и ИП установлен законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Для занятия определенными видами деятельности обязательно получение лицензии. Лицензию необходимо получать после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, но до начала осуществления лицензируемой деятельности.

    Основным законом, регулирующем лицензирование, является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо получать лицензии, приведен в данном законе.

    Помимо вышеупомянутого закона, лицензирование деятельности в ряде сфер осуществляется в соответствии с отдельными специальными законами. Данные виды деятельности также перечислены в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», в пункте 2 статьи 1. В частности, лицензирование образовательной деятельности регулируется законом «Об образовании», лицензирование производства и торговли этиловым спиртом и товарами, содержащими алкоголь — законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», лицензирование деятельности в области связи (в том числе деятельность интернет-провайдеров, хостинг-провайдеров, операторов мобильной связи и IP-телефонии) — законом «О связи», и т.д.

    Осуществление без лицензии деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, влечет уголовную ответственность по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

    Лицензирование — достаточно сложная процедура, требующая подготовки большого количества документов и выполнения специальных, «лицензионных» требований. Помощь в лицензировании почти всех видов деятельности оказывают соискателям лицензий специализированные юридические компании, и, если, Вы не уверены, что сможете выполнить все необходимое самостоятельно, лучше при лицензировании воспользоваться услугами профессионалов.

    Общие требования к пакету документов для лицензирования приведены в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому для получения лицензии потребуется предоставить лицензирующему органу:

    1. Заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

    — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

    — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

    — лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    2. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

    3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

    4. Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

    Положения о лицензировании каждого вида деятельности принимаются Правительством РФ, которое также назначает органы, уполномоченные на осуществление лицензирования в различных отраслях. В регионах лицензированием как правило занимаются местные (территориальные) отделения указанных органов, в которые и следует обращаться соискателям для получения лицензий.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

    2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

    3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
    4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
    5. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
    Федеральные законы регулирующие предпринимательскую деятельность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here