Что такое утилизационный сбор

В статье собрана самая важная информация на тему: "Что такое утилизационный сбор" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Утилизационный сбор на автомобили 2018

Что такое утилизационный сбор на автомобили в России в 2018 году? Это плата, которая взимается за транспортное средство в целях обеспечения экологической безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Считается, что уплата такого сбора направлена на защиту здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Подробнее об утилизационном сборе на машины расскажем в нашем материале.

Кто платит утилизационный сбор на автомобили?

Плательщики утилизационного сбора на автомобили – это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ):

  • ввозят транспортные средства в Россию;
  • производят транспортные средства на территории России;
  • приобрели транспортные средства на территории России у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (это, к примеру, переселенцы в РФ по госпрограмме, которые ввезли автомобиль как свое личное имущество, или дипломатические сотрудники), или у лиц, не уплативших сбор в нарушение закона;
  • являются владельцами автомобилей, по которым утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , т. е. по автомобилям возраста до 3 лет, по которым завершено действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области и которые помещаются под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Утилизационный сбор на автомобили 2018: ставки

Где можно найти ставки утилизационного сбора на автомобили 2018? В Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291. А как рассчитать утилизационный сбор на автомобили? Размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретного транспортного средства. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в 2018 году не изменилась и составляет:

  • 20 000 рублей для транспортных средств, указанных в разделе I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291;
  • 150 000 рублей – для иных транспортных средств, перечисленных в Перечне.

А вот расчетные коэффициенты возросли с 01.04.2018. О том, какие в отношении утилизационного сбора на автомобили 2018 последние новости, мы рассказывали в отдельном материале. Можно сказать, что в целом утилизационный сбор на машины станет выше с апреля 2018 года.

Необходимо иметь в виду, что утилизационный сбор 2018 на автомобили из Японии и любых других стран, равно как и произведенные на территории РФ, зависит от вида и категории транспортных средств.

При этом, скажем, размер утилизационного сбора за легковой автомобиль не всегда зависит от рабочего объема двигателя. Так, для легковых транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования, размер сбора зависит только от возраста автомобиля. Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составит:

  • 0,17 – на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло не более 3 лет (в т.ч. произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска);
  • 0,26 – на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.

Соответственно, в первом случае сбор составит 3 400 рублей (20 000 рублей * 0,17), а во втором – уже 5 200 рублей (20 000 рублей * 0,26).

В то же время, например, официальный поставщик легковых иномарок с рабочим объемом двигателя свыше 1 000 куб.см., но не более 2 000 куб.см. заплатит за автомобиль 2018 года выпуска 84 000 рублей (20 000 рублей * 4,2).

Очевидно, как влияет утилизационный сбор на стоимость автомобиля. Поскольку этот сбор уплачивает в общем случае российский производитель или импортер (например, официальный автодилер), то внесенную плату он захочет переложить на плечи конечного покупателя и включит в цену автомобиля. А потому вполне логичен рост цен на автомобили при увеличении размеров утилизационного сбора.

Введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о введении утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Соответствующие изменения законодательства регламентируются Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», который вступает в силу уже в конце этой недели.

В этой статье будут рассмотрены самые интересные для рядового автомобилиста вопросы, касающиеся утилизационного сбора на автомобили.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Говоря простым языком, утилизационный сбор — это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Сразу же хочу заметить, что рассматриваемый сегодня Федеральный закон многие вопросы регламентирует лишь в общем виде. Конкретные же детали должно определить правительство РФ. По этому поводу будет выпущен отдельный нормативный правовой документ — Постановление правительства.

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Итак, утилизационный сбор направлен на обеспечение экологической безопасности.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

Читайте так же:  Правилами землепользования и застройки могут быть установлены

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора, пожалуй, больше всего интересует отечественных автолюбителей. Тем не менее решение этого вопроса возложено на плечи Правительства, которое пока что никаких разъяснений не выпустило:

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон определяет лишь факторы, которые будут влиять на размер утилизационного сбора:

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Еще один интересный вопрос: «Кто должен платить утилизационный сбор?».

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пожалуй, каждый из подпунктов следует рассмотреть несколько подробнее:

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы. Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ. Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

Хочу обратить внимание, что неуплата утилизационного сбора приведет к тому, что на автомобиль не будет выдан паспорт транспортного средства (ПТС):

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым — четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за имеющиеся автомобили?

Итак, пожалуй самый волнующий для водителей вопрос: «Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за автомобили, которые уже находятся в Вашей собственности?»:

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Итак, если ПТС для Вашего транспортного средства выдан до 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор Вам уплачивать не нужно.

Расчет размера утилизационного сбора

Добрый день, уважаемый читатель.

В одной из предшествующих статей на pddmaster.ru рассматривалось введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Там же я упоминал, что многие вопросы, касающиеся утилизационного сбора, не регламентированы федеральным законом.

30 августа 2012 года было опубликовано новое Постановление Правительства Российской Федерации «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», которое проливает свет на интересующие автомобилистов вопросы. Этот документ вступил в силу 1 сентября 2012 года и сегодня мы рассмотрим его самые интересные пункты.

Уплата утилизационного сбора

6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства.

Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и размещается на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В предшествующей статье я рассказывал о лицах, которые являются плательщиками утилизационного сбора и о случаях, в которых лица могут быть освобождены от уплаты этого сбора.

Здесь же отмечу, что лица, которые обязаны уплатить утилизационный сбор, должны сделать это самостоятельно. При этом сумма сбора должна быть переведена на соответствующий счет Федерального казначейства (оплату нужно производить с помощью банковского перевода). При этом сам номер счета Вы можете узнать на официальном сайте Федеральной таможенной службы ( www.customs.ru ).

На всякий случай в рамках этой статьи я приведу реквизиты для уплаты утилизационного сбора, однако обращаю Ваше внимание, что со временем они могут измениться (последнее обновление — 5 сентября 2012 года):

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 года №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» ФТС России сообщает реквизиты для уплаты с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора:

банк получателя – ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701,

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

Читайте так же:  Порядок получения удостоверения ветерана боевых действий

(104) – показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»),

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

Еще раз подчеркиваю, что актуальность реквизитов следует проверять на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Подтверждение уплаты утилизационного сбора

Итак, следующий пункт, на который я хочу обратить Ваше внимание, регламентирует подтверждение уплаты утилизационного сбора:

8. Для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;

б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Следует заметить, что плательщик утилизационного сбора должен самостоятельно рассчитать его размер, самостоятельно оплатить сбор через банк и самостоятельно предоставить необходимые документы в соответствующий таможенный орган. О правильном расчете размера утилизационного сбора мы поговорим чуть позже.

Только после совершения всех вышеперечисленных действий, а также после проведения соответствующих проверок, в паспорте транспортного средства делается отметка об уплате утилизационного сбора:

9. После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 241 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет размера утилизационного сбора

Итак, чтобы уплатить утилизационный сбор, необходимо для начала правильно рассчитать его размер. Для этого следует воспользоваться следующим приложением:

Порядок расчета размера утилизационного сбора:

1. Определите категорию Вашего транспортного средства. Для легковых автомобилей категория — M1.

2. Следует найти подпункт таблицы, соответствующий категории транспортных средств. Для категории М1 это подпункт I.

3. В соответствии со сноской (номер 4 или 5) нужно выяснить размер базовой ставки для расчета утилизационного сбора. Для категории М1 — 20 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. В таблице следует найти коэффициент расчета утилизационного сбора (в соответствии с характеристиками Вашего автомобиля).

5. Перемножьте базовую ставку (из пункта 3) и коэффициент (из пункта 4). Это и будет размер утилизационного сбора.

Давайте рассмотрим вышеперечисленный алгоритм на конкретном примере. Пусть необходимо оплатить утилизационный сбор за автомобиль Ауди А6, выпущенный в 2002 году, имеющий объем двигателя 2,6 литра и ввозимый физическим лицом для личного пользования:

1. Категория легкового автомобиля — М1.

2. Подпункт таблицы — I.

3. Базовая ставка — 20 000 рублей.

4. Коэффициент — 0,15.

5. Размер утилизационного сбора — 20 000 * 0,15 = 3 000 рублей.

Отмечу, что если бы автомобиль ввозился не физическим лицом, либо не для личного пользования, то размер утилизационного сбора составил бы 20 000 * 16,12 = 322 400 рублей.

Для информации приведу минимальный и максимальный размеры утилизационного сбора.

Минимальный: 20 000 * 0,1 = 2 000 рублей.
Максимальный: 150 000 * 40 = 6 000 000 рублей.

Теперь Вам известно, как правильно рассчитать размер утилизационного сбора и в случае необходимости Вы без проблем это сделаете.

Утилизационный сбор в ПТС – что это?

С 01.09.2012 Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ введена обязанность уплачивать утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или изготовленные в РФ (за некоторыми исключениями) (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Позднее утилизационный сбор пришлось уплачивать и с самоходных машин, а также прицепов. Соответственно, информация об уплаченном утилизационном сборе стала отражаться в паспорте транспортного средства (ПТС) или паспорте самоходной машины (ПСМ).

Обращаем внимание, что если на колесное транспортное средство ПТС был оформлен до 01.09.2012, ни уплата утилизационного сбора, ни проставление отметки в паспорте не требуются (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ).

Отметка в ПТС «утилизационный сбор»: что это?

Что означает утилизационный сбор в ПТС или ПСМ? В графе «Особые отметки» (в ПТС) или под строкой, содержащей серию и номер паспорта (в ПСМ), с момента, когда законом была установлена обязанность уплачивать утилизационный сбор, в паспортах должны отражаться данные об уплате или неуплате такого сбора. Поэтому ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС «утилизационный сбор», очевиден: такой сбор был уплачен. Соответственно, без такой отметки в паспорте (или отметки о неуплате сбора на законных основаниях) зарегистрировать транспортное средство или самоходную машину не удастся.

Особая отметка в ПТС (утилизационный сбор): кто проставляет

При ввозе транспортных средств или самоходных машин в РФ отметку об уплате или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляет должностное лицо таможенного органа, заверяя такую отметку личной номерной печатью (п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).

Запись в разделе «Особые отметки» выглядит так (п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, п.п.7,8 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017):

  • или «Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___» (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора);
  • или «Утилизационный сбор не уплачивается» (указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Производители транспортных средств и самоходных машин на территории РФ сдают ПТС и ПСМ вместе с документами, подтверждающими уплату сбора, в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. И уже налоговая инспекция, проверив поступление сбора в бюджет, проставит в паспорте отметку «Утилизационный сбор» (п.п.16, 18 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п.18,20 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81, п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, Приказ ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/[email protected] ). Аналогично действуют и приобретатели у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор. Сдаются ПТС и ПСМ в этом случае в налоговую инспекцию по месту нахождения покупателя-организации или по месту жительства покупателя-физлица.

Читайте так же:  Соседи сделали незаконную перепланировку куда жаловаться

Те же производители транспортных средств на территории РФ, которые являются крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, равно как и самоходных машин и прицепов, и которые включены в соответствующий реестр, самостоятельно проставляют в ПТС и ПСМ отметку «Утилизационный сбор» (п. 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).

А вот при выдаче дубликата ПТС взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность паспортов, если в них имелась отметка об утилизационном сборе, такую отметку в дубликатах ПТС проставляют подразделения ГИБДД (п. 19 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005).

В дубликат паспорта самоходной машины отметку об утилизационном сборе переносит орган гостехнадзора (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017).

Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить

Утилизационный сбор на автомобили введен в России относительно недавно, в связи с чем вызывает множество вопросов: когда необходимо его платить, кто может быть освобожден от этой обязанности и можно ли самостоятельно рассчитать размер сбора? Ответы на них можно найти в настоящей статье.

Что такое утилизационный сбор

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

В чьи обязанности входит оплата утилизационного сбора

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

  1. При ввозе транспортного средства из-за рубежа. Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.
  2. При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

  1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:
  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
  1. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
  2. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Каков размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора рассчитывается по следующей формуле:

∑ УС = БС × К, где:

  • ∑УС – сумма утилизационного сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – коэффициент расчета суммы согласно Перечню размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:

  • легковые автомобили некоммерческого предназначения – 20 000 рублей;
  • коммерческие легковые, а также грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы зависит от года выпуска автомобиля (иного транспортного средства) и его параметров: размеров, массы, объема двигателя.

Так, например, коэффициент расчета для отечественного легкового автомобиля старше 3 лет массой менее 2,5 тонн равен 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 тысяч рублей 88 копеек.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обратить внимание при покупке

Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в разделе «особые отметки» паспорта транспортного средства (ПТС). Отсутствие такой отметки возможно в двух случаях:

  1. ПТС на отечественный автомобиль выдан ранее 01.09.2012 года, либо импортный автомобиль ввезен в Россию до указанной даты.

Поводов для беспокойства при таких обстоятельствах нет – обязанность по уплате утилизационного сбора на такие транспортные средства не распространяется.

  1. Приобретение автомобиля иностранного производства за границей с последующим самостоятельным ввозом в РФ.

Обязательства по оплате утилизационного сбора несет покупатель как лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на территорию России.

Важно: в ПТС автомобиля, в отношении которого утилизационный сбор не взимается, должна быть проставлена соответствующая отметка. В ней указываются основания для освобождения от уплаты сбора.

Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая – о принятии обязательств по утилизации.

Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции. Получить такую информацию можно на официальном сайте Минпромторга РФ – особое внимание следует обратить на колонку «дата исключения из реестра».

[2]

Отсутствие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС автомобиля без предусмотренных законом оснований может свидетельствовать только об одном – предыдущий владелец каким-то образом избежал этой процедуры. Значит, обязанность по оплате ляжет на покупателя. При таких обстоятельствах лучше либо отказаться от сделки, либо попытаться снизить цену – никаких санкций за уклонение от уплаты сбора не предусмотрено.

[3]

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Читайте так же:  Уголовная ответственность при бездействии наступает в случае

Последствия неуплаты утилизационного сбора

Постановка автомобиля на учет без оплаты утилизационного сбора невозможна. Даже при наличии ПТС транспортное средство будет считаться не прошедшим регистрацию в установленном порядке.

Ездить на такой машине можно лишь в течение 20 суток – именно столько, согласно Правилам дорожного движения РФ, составляет срок действия транзитных номеров. Впоследствии управление незарегистрированным автомобилем, в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ, грозит штрафом в размере от 500 до 800 рублей. Но уже при повторном нарушении водитель может лишиться прав на срок до 3 месяцев.

Можно ли вернуть утилизационный сбор

Случаи, когда утилизационный сбор взимается ошибочно, то есть ранее он уже был уплачен прежним владельцем или компанией-производителем, редко, но все же бывают. В такой ситуации следует обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • таможенный орган – для автомобилей, ввезенных в РФ;
  • налоговый орган – для автомобилей, произведенных на территории РФ.

Для получения ошибочно уплаченных денег назад придется заполнить заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси. Бланк обычно предоставляют сами сотрудники таможни или налоговой инспекции.

Помимо заявления необходимо представить копии следующие документов:

  • Паспорта владельца автомобиля (копии основных страниц).
  • ПТС (копия и оригинал).
  • Квитанции об оплате утильсбора (либо приходно-кассового ордера или платежного поручения).
  • Кроме того, должен быть представлен документ, подтверждающий ошибочность взыскания сбора.

Решение о возвращении утилизационного сбора или об отказе в его возвращении принимается в течение 30 календарных дней.

Важно: обратиться за возвращением излишне взысканного утильсбора можно в течение 3 лет с момента его уплаты. Сумма внесенных средств не подлежит индексации и возвращается без учета комиссионных платежей. Возврат осуществляется исключительно путем перевода денег на банковский счет заявителя.

Утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора – один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на автомобили, на прицепы или спецтехнику, мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали здесь.

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его повышение с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Читайте так же:  Прекращение уголовного дела в связи деятельным раскаиванием

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Отчетность по утилизационному сбору

Плательщики утильсбора составляют Расчет суммы утилизационного сбора, который вместе с иными документами (копии платежных документов, одобрения типов ТС и т.д.) представляется туда же, куда идет утилизационный сбор:

  • в случае импорта ТС – в Федеральную таможенную службу (п.п.3, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п. 3, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81);
  • в случае производства или приобретения ТС на территории РФ – в Федеральную налоговую службу (п.п. 4, 16, 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 4, 18, 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).

Утилизационный сбор: что это такое

Покупая новый автомобиль, мы, как правило, не только расстаёмся с суммой, равной его стоимости, но и оплачиваем различные сборы. Одна из расходных статей – оплата утилизации машины после окончания срока её эксплуатации и достижения высокой степени износа. Рассмотрим, что такое утилизационный сбор и кто обязан его платить при покупке машины.

Что такое утилизационный сбор и кто его оплачивает

Все мы видели ролики, на которых мощный пресс превращает старую автомобильную технику в бесформенные комки металла. Однако мало кому известно, что перед отправкой на пресс машины подвергаются предварительной разборке: с них сливают остатки бензина, тормозной жидкости и других жидких составов, демонтируют детали, содержащие цветные металлы и токсичные компоненты.

Только после этого опустошённый корпус отправляется в переплавку. На все эти операции необходимы средства и утилизационный сбор призван их обеспечить.

Законом предусмотрено, что сбор, предназначенный для оплаты утилизации автомашины, платят:

  • производители автотранспортных средств, если их предприятия расположены в России;
  • покупатели иномарок, ввозимых в нашу страну из-за рубежа;
  • покупатели автомашин, которые приобретают их у людей, освобождённых от уплаты этого сбора согласно закону.

Сбор выплачивается один раз за всё время существования автомобиля. Последующие владельцы освобождаются от выплаты этого сбора. При покупке машины в салоне или с рук необходимо проверить наличие отметки об уплате в паспорте авто. Если она не проставлена, значит, покупатель будет вынужден внести требуемую сумму при регистрации машины на своё имя.

Кто не платит сбор на утилизацию авто

Не выплачивают утилизационный сбор:

  • покупатели машин, выпущенных более 30 лет назад, при условии, что на них стоят основные узлы оригинального производителя (двигатель, кузов и рама), а машина не будет эксплуатироваться в коммерческих целях;
  • дипломатические ведомства стран и международных организаций, а также сотрудники этих ведомств и их семьи;
  • участники программы переселения соотечественников и беженцы из-за рубежа.

Покупая машину с рук у представителей последних двух категорий, покупатель обязан внести деньги за утилизацию в полном объёме.

Размер утилизационного сбора

Средства, необходимые для утилизации автомашины, определяются, исходя из её характеристик и конструкционных особенностей. Основой для расчёта служит базовая ставка утилизационного сбора, которая на текущий момент равна:

  • 20 000 рублей для легковых машин некоммерческого назначения;
  • 150 000 рублей для грузовых и коммерческих машин.

При расчёте используются коэффициенты, учитывающие возраст машины, объём её двигателя, массу, тип шасси и другие характеристики. В интернете легко отыскать таблицу коэффициентов, чтобы рассчитать сумму сбора вручную, и калькулятор для автоматического расчёта, в который достаточно подставить показатели своей машины, чтобы получить готовый результат.

Читайте также: Что такое КБМ в ОСАГО и как его рассчитать.

Утилизационный сбор при ввозе иномарки

Если владелец ввозит в страну купленную за рубежом иномарку, ему придётся оплатить не только таможенный сбор, но и расходы государства на утилизацию машины. Утилизационный сбор взимает таможенная служба во время процедуры растаможивания. При этом владелец предъявляет в свой территориальный таможенный орган:

[1]

  • стандартную, собственноручно заполненную форму расчёта утилизационного платежа;
  • паспорт автомашины;
  • копии сертификата соответствия, свидетельства о безопасности машины, документа об одобрении типа шасси, заключения техэксперта и т.д.;
  • оригинал договора покупки авто;
  • копии платёжных документов;
  • копию доверенности, если владелец не может самостоятельно участвовать в оформлении машины.

После проверки документов таможенная служба проставляет в паспорт машины отметку об оплате утилизационного платежа.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

Отсутствие соответствующей отметки в ПТС является причиной в отказе регистрировать машину на нового владельца, пока он не внесёт обязательный сбор.

Если же сотрудник ГИБДД, проверяя документы на дороге, обнаруживает ПТС без штампа утильсбора, владельцу назначается административное наказание:

  • в первый раз – штраф от 500 рублей до 800 рублей;
  • повторно – штраф 5 000 рублей или отстранение от вождения на срок от одного до трёх месяцев.

Помимо категорий, освобождённых от необходимости платить утилизационный сбор по закону, отметка в паспорте не нужна тем, кто получил ПТС на свою машину до сентября 2012 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте также: Электронный ПТС — что это такое и как его использовать.

Источники


  1. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Что такое утилизационный сбор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here