Что такое легализация доходов полученных преступным путем

В статье собрана самая важная информация на тему: "Что такое легализация доходов полученных преступным путем" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

Обязанность Субъект Информация
Идентификация клиента Физическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Читайте так же:  Публичная кадастровая карта г миллерово ростовской области

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации

Легализация. Кто виноват?

Субъектом рассматриваемого преступления является любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет, умышленно совершившее легализацию денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём.

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

Таким образом, обвинение в легализации дополнительно может получить практически любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении иного экономического преступления.

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается.

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Легализация. Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

[1]

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Читайте так же:  Отмена дисциплинарного взыскания по инициативе работодателя

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

Легализация доходов полученных преступным путем

По телевизору я неоднократно слышу, что различные коррупционеры отмывают деньги и стараются легализовать свои доходы. Меня недавно заинтересовало, какие существуют для этого способы, а также почему законодательство не принимает соответствующих мер, чтобы исключить данные возможности. Как я выяснила, ответственность за подобные махинации действительно предусмотрена, однако доказать ее бывает достаточно сложно. Поэтому далеко не всегда удается наказать преступника. И в этой статье мы подробно рассмотрим, какие способы легализации существуют, а также методы противодействия.

Легализация представляет собой определенные мероприятия, направленные на оформление нелегально полученных доходов законным путем. Таким образом, в ходе этих действий незаконные средства будут считаться законными. А их владелец избежит ответственности за свои действия и присвоит чужие средства.

Необходимость в осуществлении таких действий возникает в различных ситуациях:

  1. Когда человек изначально занимается незаконной деятельностью. Например, торговля наркотиками. Полученные средства человек должен оправдать перед государством, поэтому он может создать компанию, которая визуально будет приносить большой доход.
  2. Когда человек получает средства путем мошеннических действий, занимаясь легальной деятельностью.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такое явление имеет широкое распространение не только в России, но и в других странах. И в зависимости от эффективности предпринимаемых мер, численность таких махинаций может увеличиваться или уменьшаться. А это напрямую влияет на экономику всей страны в целом.

В России действует множество различных схем, поэтому выявить преступные действия мошенников бывает не так легко. Но все мероприятия по легализации связаны с определенными целями:

  1. Необходимостью сокрытия информации о фактическом происхождении полученных средств человеком из нелегальных источников.
  2. Создание фиктивной видимости того, что доходы были получены человеком законно.
  3. Сокрытие информации о людях, которые участвуют в подобных незаконных схемах и являются ключевыми инициаторами отмывания денег.
  4. Преднамеренное скрытие полученных доходов, чтобы уменьшить налоги для уплаты.
  5. Создание возможности удобно и легко распоряжаться нелегальными средствами.
  6. Обеспечение возможности безопасно вкладывать нелегальные средства в законный бизнес.

Независимо от способов осуществления легализации, все виды сводятся к одному или нескольким перечисленным целям. Более подробно об этом можно узнать в представленном видео.

Противодействие

Основные действия законодательства, направленные на борьбу с легализацией, должны сводиться к следующим мерам:

  1. Определить полный список схем и действий, с помощью которых достигается легализация. При четком понимании всех возможных махинаций намного проще разрабатывать законодательную базу, способную эффективно предотвращать данные действия.
  2. Определить полный список организаций, которые должны быть бдительными при совершении через них крупных финансовых операций. То есть не только государственные и крупные коммерческие банки должны контролировать все поступления средств на их счета, но и любые сторонние организации не должны пропускать через себя нелегальные средства.
  3. Определение порядка экстрадициивстрану, если российский гражданин решил скрыться от ответственности в другом государстве.
  4. Определение строгого понятия легализации средств, чтобы это исключало возможность понимать его двояко и исключало возможность дальнейшего оспаривания незаконных действий.

Если анализировать законодательство нашего государства, можно сделать вывод, что недоработанных аспектов достаточно много, поэтому законодательство не является эффективным.

Ответственность

За данные деяния предусмотрена уголовная ответственность. Этому посвящена ст. 174. Наказание по ней предусматривается в пределах 7 лет отбывания за решеткой. Статья предполагает разделение по частям:

  • совершение действий для отмывания средств, полученных третьими лицами;
  • либо отмывание собственных средств.
Читайте так же:  Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством российской федерации

Судебная практика показывает, что суды не учитывают, на что были использованы нелегальные средства. Наиболее часто обвинение не строится по данной статье, а чаще всего применяется мошенничество, растрата или присвоение чужих средств. Потому что их намного проще доказать, как единичные случаи, а не как составляющее большой спланированной схемы легализации.

Способы легализации

Среди наиболее распространенных вариантов, которые уже имеют судебную практику, можно выделить следующие схемы:

Способов действительно множество, несмотря на действующие законодательные нормы, запрещающие подобные махинации.

Заключение

Примеров проведения легализации много даже среди моих знакомых. Недавно осудили мужа моей подруги за мошенничество. Но на самом деле такую статью использовало обвинение только потому, что не хотели усложнять доказывание легализации доходов.

В общем итоге наказание получил только посредник, через которого осуществлялись все незаконные действия. А истинные заинтересованные лица не получили наказание, и они практически не фигурировали в деле. Это и есть основная проблема в России. Достаточно сложно доказать причастность учредителей компании, так как они не являются исполнительными лицами, а соответственно, могут скрывать, что знают о подобных махинациях.

Поэтому я советую:

  1. Если вы сталкиваетесь с такой ситуацией, когда вам обещают хорошую сумму денег за проведение определенное нелегальной сделки на работе либо за посреднические услуги, не соглашайтесь. Это только с виду может выглядеть безобидно. Но на самом деле эта сделка или услуга окажется одним их механизмов легализации средств.
  2. Ответственность накладывается не только на тех, кто руководил всеми операциями, но и на непосредственных исполнителей. Даже если вам данное распоряжение давал руководитель, ответственности с вас это не снимет. Конечно, это будет смягчать вашу вину, но даже условная судимость может повредить вашей карьере в будущем.

Поэтому не стоит становиться одним из участников подобных схем, так как это деяние считается преступлением. И за него положено реальное наказание. А сумма штрафа может оказаться значительно выше той суммы вознаграждения, которую вы получите.

Что такое легализация доходов полученных преступным путем

Справочная информация: адвокат по уголовным делам в Москве А. Васильев опубликовал данную статью в период разработки Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов.

В современных условиях трудно переоценить значение эффективной борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Угрожающие масштабы приобрел терроризм, при финансировании которого используются примерно те же приемы и методы, что и при отмывании преступных доходов. В обществе сложилось понимание того, что без решительного противодействия преступности и терроризму на финансовом направлении невозможны ни укрепление правопорядка, ни дальнейшая либерализация экономики, ни полноценное партнерство с развитыми экономиками других стран.

Надо признать, что только на исходе 10-летия рыночных реформ в России создана дееспособная система противодействия отмыванию преступных доходов. Но много времени упущено. У правоохранительных органов России пока не хватает квалифицированных кадров, нет необходимого опыта. Длительное отсутствие удовлетворительного правового регулирования в этой сфере не позволило сформироваться устойчивой судебной практике. Да и в научной среде не сложилось пока единства взглядов на многие важные проблемы, связанные с вопросами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. И.А. Клепицкий во многом прав, заявляя: «Нам же, прежде чем начать по их просьбе (имеются в виду страны Запада — А.В.) кампанию по борьбе с отмыванием денег, следовало бы разобраться в существе этого явления». Безусловно, важно, чтобы в этой проблематике разбирались адвокаты по мошенничеству и адвокаты по экономическим преступлениям.

В этой связи разрабатываемая в настоящее время по распоряжению Президента России Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призвана дать ответ на ряд действительно концептуальных вопросов. Пожалуй, важнейшие из таких вопросов — а какие собственно социально значимые правоотношения призвана охранять создаваемая система противодействия легализации преступных доходов? Какую угрозу представляет для российского общества такое преступление как отмывание «грязных» денег? Не является ли криминализация отмывания «грязных» денег российским законодателем на самом деле ничем иным как данью моде, навязываемой Западом? От ответа на эти вопросы во многом зависит и адекватное понимание цели, ради достижения которой создается система противодействия отмыванию «грязных» денег, и выбор способов достижения этой цели, и определение критериев эффективности осуществляемых в связи с этим мер.

Итак, поскольку отмывание денег признано экономическим преступлением, вопрос об объекте этого преступления, по-видимому, является одним из ключевых для понимания сущности этого деяния. Правда, особых дискуссий проблема определения объекта в научной среде до сих пор не вызывала. Сейчас, на наш взгляд, имеются основания, чтобы вернуться к ее обсуждению. В.Д.Ларичев указывает: «Цель данной статьи УК — охрана экономической системы государства от поступления в оборот больших объемов неконтролируемых денежных средств и иного имущества, а также предупреждение незаконных деяний, направленных на извлечение прибыли путем осуществления легальной и нелегальной предпринимательской деятельности. Введение такой ответственности означает признание общественно-опасным для функционирования легальных финансовых и экономических отношений денежных средств, другого имущества, полученных заведомо незаконным путем.»

С позицией ученого согласиться трудно. Фактически, на наш взгляд, В.Д. Ларичев ведет речь об опасности для экономики самого предмета преступления — денежных средств, полученных заведомо незаконным (преступным) путем. Между тем, известно, что законы рыночной экономики, и в частности, принципы денежного обращения, объективны, они не зависят от воли и усмотрения человека или группы людей. Деньги — категория тоже сугубо объективная. А вот вопрос правовой оценки источника денег и вопрос о том, преступны или непреступны те или иные действия людей с конкретными денежными суммами, весьма субъективны и зависят от воли законодателя.

Не может, на наш взгляд, быть признана целью данной статьи Уголовного кодекса РФ и охрана экономической системы от поступления в оборот больших объемов неконтролируемых денежных средств и иного имущества. Легализация «грязных» денег по форме своей как раз и является тем действием, в результате которого «теневые» доходы вольно или невольно для преступника становятся доступны контролю со стороны государства и даже в какой-то части неизбежно попадают под налогообложение. Видимо, следует согласиться с И.А. Клепицким, утверждающим, что «…само по себе изъятие денежных средств (или их части) из сферы криминальной деятельности и инвестирование их в легальную экономику (например, наркоторговец решил покончить с преступным бизнесом и заняться скотоводством) не только не представляет какой-либо общественной опасности, но, напротив, является весьма полезным для общества.»

Читайте так же:  Обязанности управляющей организации по управлению многоквартирным домом

Другие исследователи темы чаще всего также ищут объект данного преступления в сфере экономических отношений. Так, Н.А. Лопашенко выделяет среди преступлений в сфере экономической деятельности группу преступных посягательств на предпринимательскую и банковскую деятельность, к которой он относит и легализацию доходов от преступной деятельности. В.М. Алиев и И.Л. Третьяков указывают: «Б.В. Волженкин относит легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, к преступлениям, нарушающим установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой же позиции придерживаются ряд других авторов. Она представляется наиболее верной.»

И наконец. Мало сомнений в том, что основные объемы российских «грязных» денег делаются в сфере бизнеса, причем весьма часто в результате совершения тех или иных преступлений, посягающих на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности. В сфере бизнеса «грязные» деньги, как правило, подвергаются и процедурам легализации. И если последовательно исходить из того, что легализация преступных доходов имеет объектом посягательства те же самые общественные отношения, тогда во многих и многих случаях привлечения виновных лиц к уголовной ответственности будет поставлено под сомнение действие одного из основополагающих уголовно-правовых принципов «non bis in idem» (не дважды за одно и то же).

Итак, там, откуда к нам в Россию пришла идея бороться с отмыванием денег, с помощью криминализации этого деяния защищают не экономику (и это очевидно), а дееспособность своей правоохранительной и судебной системы в борьбе с наиболее опасными видами преступности. Такой сугубо утилитарный подход позволяет рассматривать легализацию преступных доходов до известной степени обособленно от предикатного (основного) преступления. Эта обособленность, в частности, может находить свое выражение в том, что за отмывание денег виновное лицо может быть осуждено независимо от привлечения к ответственности за совершение предикатного преступления. Кое-где и наказание за легализацию может оказаться более суровым, нежели за основное преступление (например, в США — до 20 лет лишения свободы). Наконец, главная цель, которая достигается в ходе уголовного преследования — это конфискация преступных доходов. Характерно, что под доходами понимается любая имущественная выгода, а идентификация имущества как полученного непосредственно в результате совершения преступления вовсе не обязательна. Конфискации в необходимых случаях может подлежать и иное имущество преступника, эквивалентное по своей стоимости преступным доходам.

В связи с этим было бы логичным, если бы соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за легализацию преступных доходов, были бы перенесены из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» Уголовного кодекса РФ.

3.4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Началом борьбы с такого рода негативными явлениями на международном уровне можно считать заключение двух- и многосторонних договоров, принятие международных резо­люций и деклараций. Следующим шагом явилось создание меж­дународной организации, призванной координировать усилия по противодействию отмыванию капитала и финансированию международного терроризма.

Разработанная в 1988 г. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» положила начало мерам международного сообщества по борьбе с легализацией капиталов, полученных преступным путем. Принятие этого и ряда других документов заложило пра­вовую основу для борьбы с отмыванием капиталов в междуна­родном масштабе.

В организационном плане реализацией этих усилий яви­лось создание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (РАТР). В июне 2003 г. к ФАТФ присоеди­нилась и Россия. ФАТФ разработала для финансовых институ­тов и надзорных органов рекомендации по борьбе с отмывани­ем капитала. В их основе лежат программы «Знай своего клиента» и «Должная проверка». В соответствии с ними фи­нансовые институты должны разработать программы и проце­дуры по выявлению подозрительных клиентов и подозритель­ных сделок. В рекомендациях перечислены: преступления, связанные с отмыванием капитала; требования по идентифика­ции и проверке клиентов, фиксированию и хранению инфор­мации, а также направлению сообщений о подозрительных сделках в уполномоченный орган. Основными мерами, ко­торые в зависимости от уровня риска должны предпринимать финансовые институты при проверке клиента, являются сле­дующие:

■ идентификация и проверка личности клиента на основа­нии достоверных данных, полученных из независимого источника;

■ идентификация и проверка личности конечного выгодо­приобретателя;

■ получение информации о целях установления и предпо­лагаемой природе деловых отношений;

■ изучение проводимых клиентом сделок для подтверж­дения того, что они соответствуют представлениям финансового учреждения о клиенте, природе бизнеса клиента и оценке уровня риска, связанного с ним.

Позже в сферу деятельности ФАТФ были включены вопро­сы противодействия финансированию терроризма. С введени­ем принятых ФАТФ документов по вопросам противодействия финансированию терроризма в мировом банковском сообществе изменился взгляд на банковскую тайну, отношения с клиентом вышли на другой уровень.

ФАТФ периодически публикует отчеты по типологиям отмы­вания преступных доходов и финансирования терроризма.

Особая роль в системе борьбы с отмыванием капитала отво­дится банкам. В целях защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов 11 ведущих банков мира 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по про­тиводействию отмыванию доходов в частном банковском сек­торе (Вольфсбергские принципы). В документе названы при­оритетные направления политики банков и механизмы предотвращения использования банковской системы для лега­лизации доходов, полученных преступным путем. В соответ­ствии с Вольфебергскими принципами в основе политики лю­бого банка должно лежать следующее правило: банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, законное происхождение источников доходов которых может быть в ра­зумных пределах подтверждено. Директивами установлены сле­дующие правила ведения операций с клиентами:

[2]

■ получение достоверной информации о клиенте, иденти­фикация клиентов (включая разовых) и бенефициаров;

■ выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, направление их в уполномоченный орган;

Читайте так же:  Сколько действительно направление на госпитализацию в роддом

■ создание в банке независимых подразделений, отвеча­ющих за предотвращение отмывания денег.

Базельский комитет по банковскому надзору в мае 2002 г. разработал рекомендации по проведению кредитными органи­зациями проверки клиентов.

В России деятельность по борьбе с отмыванием капитала регулирует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О проти­водействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В Законе определены основные понятия, относящиеся к сфере регулиро­вания:

■ доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

■ легализация (отмывание доходов, полученных преступ­ным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средства­ми или иным имуществом, полученными в результате со­вершения преступления);

■ финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования орга­низации, подготовки и совершения преступлений, пре­дусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ, либо для обеспечения организованной груп­пы, незаконного вооруженного формирования или пре­ступного сообщества (преступной организации), создан­ных или создаваемых для совершения преступлений.

К мерам, направленным на противодействие этим негатив­ным явлениям, Закон относит:

■ обязательные процедуры внутреннего контроля;

■ запрет на информирование клиентов и иных лиц о при­нимаемых мерах противодействия легализации доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль Закон возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом: кре­дитные организации, профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды и др.

[3]

В соответствии с Законом к операциям, подлежащим обя­зательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 ООО руб. (рублевый эк­вивалент этой суммы в иностранной валюте):

■ операции с денежными средствами в наличной форме (снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, не обусловленных характером его хозяйственной деятель­ности, покупка или продажа наличной иностранной ва­люты физическим лицом, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выдан­ному нерезидентом, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме);

■ зачисление или перевод на счет денежных средств, пре­доставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами (если хотя бы одной из сторон яв­ляется физическое или юридическое лицо, имеющее ре­гистрацию, место жительства или место нахождения в го­сударстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, либо если од­ной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в таком государстве);

■ операции по банковским счетам (вкладам), размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением

документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъя­вителя, открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной фор­ме, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление де­нежных средств из-за границы со счета (вклада), откры­того на анонимного владельца; зачисление или списание денежных средств со счета юридического лица, если пе­риод его деятельности не превышает трех месяцев со дня регистрации либо если операции по указанному счету не производились с момента его открытия);

■ иные сделки с движимым имуществом;

2) сделки с недвижимым имуществом (если сумма, на ко­торую сделка совершается, равна или превышает 3 ООО ООО руб., в том числе в рублевом эквиваленте);

3) операции с денежными средствами или иным имуще­ством (если хотя бы одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в экстремист­ской деятельности, либо если стороны прямо или косвенно кон­тролируются такими лицами).

Сведения об операциях, подлежащих обязательному кон­тролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В России это Федеральная служба по финансовому мо­ниторингу. Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля возника­ют подозрения, что операции осуществляются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независи­мо от того, перечислены ли они в законе.

В целях реализации , положений закона на уровне Прави­тельства РФ и Банка России разработаны документы, охваты­вающие: разработку правил вну треннего контроля в целях про­тиводействия легализации полученных преступным путем доходов; порядок идентификации клиентов и выгодоприобре­тателей для выявления подозрительных клиентов и сделок; по­рядок предоставления сведений в уполномоченный орган; ква­лификационные требования к специалистам, ответственным за организацию этой работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Легализация доходов, полученных преступным путем, ос­тается серьезной проблемой, находящаяся в центре внимания мирового сообщества. Предотвращение использования кредит­ных организаций для отмывания капитала — одно из основных условий развития банковского сектора России.

Источники


  1. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  2. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  4. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
Что такое легализация доходов полученных преступным путем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here