Чем отличается следственный комитет от следственного управления

В статье собрана самая важная информация на тему: "Чем отличается следственный комитет от следственного управления" и тема раскрыта с профессиональной точки зрения. Если у вас в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их нашему дежурному консультанту.

Глава 2. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета (ст.ст. 12 — 14)

Глава 2. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета

>
Система Следственного комитета
Содержание
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изменениями и.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Чем отличается следственный комитет от следственного управления

15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре РФ был выделен из системы надзорных органов в самостоятельную структуру. А учреждён он был в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года N 1004. Согласно тексту Указа, новая структура создавалась в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и призвана стать важнейшим институтом государственности, обеспечивающим безопасность личности и общества.

О том, как работает одна из ключевых правоохранительных структур региона, как отстаивает интересы государства и граждан, рассказал в интервью руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области генерал-майор юстиции Липатов Олег Игоревич.

— Олег Игоревич, 5 лет – серьёзный срок. Можно уже подвести определенные итоги и ответить на вопрос: насколько оправданным было реформирование правоохранительной системы?

Срок действительно серьезный. Реформирование обусловлено, в том числе и тем, что Россия приняла на себя определенные международные обязательства, в соответствии с которыми следствие и надзор не могут быть сосредоточены в одном органе. На протяжении длительного времени обсуждался вопрос о создании единого, независимого следственного органа. Первый этап его формирования состоялся 7 сентября 2007 года, а 15 января 2011 года он получил свое логическое завершение как единый следственный орган. Теперь остается объединить в нем все следствие, которое существует в Российской Федерации. Это решение вполне оправданно, при том, что подлежат корректировке полномочия других органов, в том числе, надзорных и судебных. Лишь в этом случае можно будет говорить о полном соответствии, взаимодействии и т.д. Пока реформированию подверглось только следствие. Другие органы не реформируются, за исключением полиции. Но и в данном конкретном случае можно вести речь скорее о корректировке устройства. Результат будет достигнут только при наличии правильной реформы органов внутренних дел, прокуратуры и судебных органов.

— Расскажите об основных направлениях деятельности следственных органов и в чем отличие между сотрудниками следственного отдела полиции и Следственного комитета, между двумя структурами в целом?

Основными задачами следственных органов Следственного комитета РФ является обеспечение оперативного и качественного расследования уголовных дел и законное и обоснованное принятие решений по сообщениям о преступлениях. Отличие следователей полиции от следователей Следственного комитета в том, что они расследуют разные категории уголовных дел. Наиболее общественно значимые преступления расследуют следователи Следственного комитета, а другие категории – следователи полиции. Правила подследственности содержатся в статье 151 УПК РФ. Также следственные органы Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела в отношении так называемых «спецсубъектов», то есть в отношении сотрудников полиции, прокуроров, судей, депутатов и т.д.

— Из года в год вам передаются новые составы преступлений, которыми раньше СК не занимался. Компетенция расширяется, но и нагрузка возрастает. Успеваете подготовиться, адаптироваться к новой специфике?

— На данный момент, в период реформирования Следственных органов многие практические вопросы подробно законодательно не урегулированы. Вы можете предлагать свои поправки к законам, чтобы устранять пробелы в законодательстве? И какие законодательные инициативы Вы считаете наиболее актуальными для деятельности следствия?

[1]

— В рамках совместного проекта компании «Гарант» и Минюста России в системе ГАРАНТ и на сайте www.garant.ru организовано обсуждение действующего законодательства. Как Вы считаете, насколько эффективна работа такого портала, и каким образом общественное обсуждение влияет на законотворческую деятельность?

Я считаю, что законы должны разрабатываться профессиональными юристами. Народное мнение необходимо учитывать путем обсуждения законодательства в Государственной Думе, Совете Федерации, где такие же представители народа высказываются относительно того или иного нормативного акта.

— Насколько ваша структура доступна и открыта обычным ярославцам? Как пожаловаться в СК?

Граждане могут обратиться с заявлениями в любое следственное подразделение регионального следственного управления Следственного комитета Российской Федерации не только лично (все телефоны и адреса следственных отделов размещены на сайте следственного управления), но и в режиме он-лайн (на сайте с января 2010 года имеется раздел «Интернет-приемная»). В следственном управлении организована Приемная Председателя Следственного комитета Российской Федерации для принятия от граждан жалоб и обращений, адресованных Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Также на нашем сайте размещен раздел «Блог», посредством которого граждане могут обратиться по интересующим их вопросам лично ко мне, как к руководителю следственного управления. Кроме того, у следственного управления имеются общий телефон доверия и телефон доверия «Остановим коррупцию» Их номера также указаны на сайте.

— С преступлениями какого характера чаще всего приходится работать?

Преобладают убийства, изнасилования, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, и в меньшей степени коррупционные преступления.

— Меняется ли статистика и характер преступлений по годовым показателям? Противодействие каким преступлениям Вы бы отнесли к приоритетным направлениям Вашей деятельности сегодня?

Меняется. Сейчас, даже если мы возьмем показатели только этого полугодия, значительно возросло количество групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В основном, это хищения и угоны. Приоритетное направление деятельности – борьба с коррупцией.

– От преступлений и статистики хотелось бы перейти к делам общественным, знаю, что для Вашего Управления забытое слово «шефство» – не пустой звук. Расскажите о деятельности Общественного совета при следственном управлении СКР по Ярославской области.

С июля 2010 года следственное управление приняло на себя «шефство» над «Специализированным домом ребенка № 2». Мы оказываем, в основном, адресную помощь. Также, в июле 2010 года при следственном управлении был создан Общественный совет. В его состав вошли специалисты в области юриспруденции, деятели культуры, представители журналистского сообщества, предпринимательства, органов здравоохранения, образования и общественных организаций. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, информация о них размещается на нашем сайте.

Читайте так же:  Образование среднее специальное и среднее профессиональное отличие

Кто главнее прокуратура или следственный комитет?

Такого понятия в данном вопросе быть не может, но может быть уточнение подчинённости ведомств. Так вот следственный комитет и все его подразделения территориально подчинены органам прокуратуры, как органу призванному Конституцией осуществлять правовой надзор и законность исполнения законных и подзаконных актов органов законодательной и исполнительной власти.

Иными словами на не законные действия сотрудников СК РФ Вы можете обратиться в прокуратуру, а вот действия прокуратуры Вы можете обжаловать в вышестоящей прокуратуре. если конечно дело не связано с прямым нарушением работником прокуратуры действующего законодательства. Например? Например прокурор вымогает у Вас взятку! Тогда Вы можете обратиться в ФСБ или в МВД с соответствующим заявлением. Следственный комитет осуществляет следствие, а прокуратура надзирает над законностью осуществления данного следствия, но ни как не иначе!

Чем отличается следственный комитет от следственного управления

Не ленись, УПК почитай

[3]

просвещаем. есть такое понятие как :»подследственность». Читайте 151 упк

Если объяснить по проще, то СК расследует более тяжкие преступления, например как убийство, изнасилование и т.д., а следственный аппарат МВД менее тяжкие, такие как например кража, грабеж и т.д. А есть еще и дознание по небольшим и средней тяжести преступлениям. Это называется подследственность.

Следователь мвд и следователь следственного комитета

В чем разница между работой следователя в МВД и в Следственном комитете?

В категориях расследуемых дел, определяемых ст. 151 УПК РФ

В соответствии со ст. 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 284.1, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как и из-за чего воевали между собой Генеральная прокуратура и Следственный комитет

Прокуратуре поручено защищать бизнесменов от следователей. Надо полагать, дважды Юрия Чайку просить не придется — с СКР Генпрокуратура давно находится в конфликте. Dp.ru вспоминает историю противостояния, настолько принципиальную, что в любых неприятностях руководителя одного из ведомств в первую очередь ищут происки другого.

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев. «Попрессовали, отобрали и отпустили», — резюмировал Путин и подчеркнул, что «прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия». Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Кто провожает Бастрыкина в отставку

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс. уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. «То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая», — заявил он радиостанции «Вести-FM». Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями. «У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде», — подсказал Владимир Путин. Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию», — сказал он. Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Читайте так же:  Служебная записка на приобретение программного обеспечения

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях. Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях «совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства», обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора. Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Какой президент хочет видеть национальную гвардию

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

[2]

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной. К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус «при прокуратуре» для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР. Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс. случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки. Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве «Невского экспресса» — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить). За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. «Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел. » — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. «Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас. Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся», — говорил он в одном из интервью.

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта. Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно. В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование. Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование «за отсутствием состава преступления». В деле об убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия. Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия. Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

Читайте так же:  Обращение взыскания на земельный участок судебная практика

После этого самым скандальным эпизодом противостояния стало дело о подмосковных казино, разыгравшееся в 2011 году. Следственный комитет объявил о раскрытии сети нелегальных игорных заведений в Подмосковье. Хотя операцию проводили ФСБ и МВД, и полицейские тоже оказались замешаны в криминальных схемах, центральным стало обвинение именно прокуроров в «крышевании» казино. Генпрокуратура упорно отказывалась утверждать обвинительные заключения в отношении своих соратников, а следователи столь же упорно заводили новые дела. В итоге 14 прокуроров лишились должности, а апогея конфликт достиг, когда один из свидетелей назвал сына Юрия Чайки Артема Чайку причастным к организации казино, и следователи собрались вызывать его на допрос.

Мирить развоевавшихся силовиков пришлось Дмитрию Медведеву, который дважды публично делал внушения и наконец пригласил обоих руководителей к себе и пригрозил увольнением тем, кто «давит на следствие, привлекая СМИ» а равно и тем, кто замешивает в разборки детей. После этого Юрий Чайка был переутвержден в должности, а дело постепенно развалилось и никто не сел — в 2014 году были закрыты дела по последним двум фигурантам, так что следователи, можно сказать, проиграли.

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам. Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ. Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие «объективной истины» и возложив на суд право сбора доказательств.

Хотя в открытую схватку после игорного дела ведомства больше не вступали, противостояние никуда не исчезло. Перетягивание полномочий продолжалось и продолжается до сих пор. Юрий Чайка не переставал критиковать следователей и напоминать об их бесконтрольности. И год назад прокуроры добились того, что им вернули право надзирать за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека в самом СКР.

Видео (кликните для воспроизведения).

Признаки противостояния главных прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах. Взять, к примеру, дело оппозиционера Алексея Навального по «Кировлесу» — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии. Следователи «сшили» Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный. Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.

И когда недавно появилось скандальное расследование Навальным сомнительного бизнеса сыновей Юрия Чайки, в соцсетях некоторые блогеры немедленно стали выискивать в этом «руку Бастрыкина». Хотя для этого надо допустить совсем уж полный моральный релятивизм оппозиционера, который сначала рьяно разоблачал одного, а потом другого.

Просто если в наличии имеется всем известное противостояние, то все плохое, что происходит с одной стороной конфликта, неизбежно будет первым делом объясняться происками другой стороны, и наоборот. И в будущем такие же объяснения будут точно так же появляться в первую очередь.

Чем следственный комитет отличается от прокуратуры?

Здравствуйте. Различная подследственность.

Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Два эти ведомства отличаются функциями.

Если кратно, то СК — орган предварительного следствия, прокуратура — надзорное ведомство.

Прокуратура — это основной надзорный за соблюдением всего действующего законодательства орган государства.Следственный комитет — орган предварительного следствия.

Здравствуйте. В соответствии с УПК РФ прокурор не имеет права возбуждать и расследовать уголовные дела, это делают следователи МВД, ФСБ, Следственного комитета РФ.

СК РФ — это отдельный орган исполнительной власти. Его следователи производят следствие по тем делам, которые 10 лет назад рассматривали следователи прокуратуры до момента создания СК.

Полномочия следователя Следственного комитета Российской Федерации и подследственные им уголовные дела

В настоящее время Следственный комитет — это независимая структура в системе государственных органов, подчиненная исключительно главе государства — Президенту Российской Федерации и действующая только в рамках закона.

Главным достижением Следственного комитета является то, что в это непростое для государства время, находясь с первых же дней своей деятельности в центре событий, все усилия были направлены на противодействие организованной преступности, терроризму, рейдерским захватам крупных предприятий, взяточничеству, другим тяжким и особо тяжким преступлениям.

С момента создания Следственного комитета следователями рассмотрено около трех миллионов сообщений о преступлениях, возбуждено сотни тысяч уголовных дел, в ходе расследования которых раскрыто около двух тысяч убийств, более тысячи фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и около тысячи изнасилований. Именно поэтому граждане, пострадавшие от беззакония, все чаще обращаются за помощью именно в Следственный комитет. Рост доверия населения — это главный критерий оценки работы Следственного комитета.

Предварительное следствие следователями СК РФ производится, согласно подследственности установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета РФ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

Следователи Следственного комитета РФ вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).

Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:

— самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или руководителем следственного органа. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам.

Читайте так же:  Разница между кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости

— полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.

— гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

Кроме того, следовать вправе не исполнять некоторые указания руководителя следственного органа в случае своего несогласия с ними. В этом случае следователь представляет дело вышестоящему руководителю следственного органа со своими возражениями (ч. 3 ст. 39 УПК).

Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свободу внутреннего убеждения следователя и распространяются на указания руководителя следственного органа о:

— передаче дела другому следователю;

— привлечении лица в качестве обвиняемого;

— избрании меры пресечения;

— производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

— направлении уголовного дела в суд или его прекращении.

Заключение

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики я смогла:

1. изучить деятельность следственных органов и полномочия следователя на практическом уровне;

2. узнать и закрепить ранее известные статьи УК РФ, более детально поняла теоретические элементы уголовно-правовой науки, а также изучила основы уголовно-процессуального законодательства;

3. освоила нормативно-правовую базу, на которой основывается деятельность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области;

4. пришла к выводу, что практически любое преступление подследственное Следственному комитету может являться причиной нарушения таких нематериальных прав, как право на честь, достоинство и деловую репутацию.

Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объёме освоить все направления деятельности следственных органов, однако даёт возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу производственной (преддипломной) практики выполнила в полном объёме, получив необходимые практические знания и закрепив полученные теоретические навыки, а также изучила нормативные и методические материалы по теме своей выпускной квалификационной работе.

Считаю, что цель моей производственной (преддипломной) практики выполнена в полном объеме. Общее впечатление о прохождение производственной (преддипломной) практики положительное.

Работа в следственных органах является сложной и напряженной, для успешного её выполнения от работника следственного органа требуется не только отличная теоретическая подготовка, но и достаточно весомый практический опыт. Производственная (преддипломная) практика является важнейшим и результативным этапом подготовки квалифицированного специалиста. Это этап получения необходимых практических знаний и навыков, овладев которыми, студенту в будущем станет значительно проще выбрать профессию. В дальнейшей перспективе есть ярко выраженное желание стать сотрудником следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 843 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Интервью с заместителем руководителя следственного отдела по Темрюкскому району СУ СК по КК Александром Боковым

Александр Боков. Заместитель начальника следственного отдела по Темрюкскому району СУ Следственного комитета по Краснодарскому краю

Александр Владимирович, расскажите, для чего создан Следственный комитет РФ, какие цели и задачи преследует?
Назрела необходимость того, чтобы был создан единый следственный орган, который будет независим от исполнительной, либо иной ветви власти. Целями и задачами Следственного комитета являются эффективное и качественное расследование уголовных дел, рассмотрение сообщений о преступлениях, восстановление нарушенных прав граждан.

Принцип деятельности Следственного комитета – это осуществление предварительного следствия в установленных законом рамках, а также защита гражданских и иных конституционных прав граждан.

Отмечу, что создан Следственный комитет указом Президента и начал свою деятельность как единый самостоятельный орган 15 января 2011 года. Сегодня наступила первая годовщина работы Следственного комитета. В частности, Следственный отдел по Темрюкскому району добился не малых результатов, так за этот период было расследовано и окончено производством 64 уголовных дела. 63 было направлено в суд, из них 6 дел по убийствам, 8 уголовных дел направлено по причинению тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека. В частности было расследовано 6 уголовных дел коррупционной направленности в отношении различных должностных лиц района. Все уголовные дела были окончены, направлены в суд и вынесены обвинительные приговоры.

Коррупционные преступления чаще всего были связаны с сотрудниками ГИБДД?
Нет. Были возбуждены дела по статьям 290 УК РФ – получение взятки и 291 УК РФ – дача взятки, взятки предлагали сотрудникам полиции, которые своевременно сообщали о том, что граждане предлагают взятку за прекращение материалов следственных проверок, либо административных правонарушений. Что касается получения взятки, на этом были задержаны должностные лица из управления образования района, судебных приставов, а также должностные лица органа дознания отдела МВД России по Темрюкскому району.

Как выявляются факты коррупции?
Осуществляется непосредственное взаимодействие с другими правоохранительными службами: по экономическим преступлениям, ФСБ и ОСБ. К нам в Следственный отдел обращается гражданин с заявлением о совершении в отношении него данного преступления, а именно вымогательство взятки за выполнение конкретных действий должностным лицом. Следователь принимает заявление, опрашивает гражданина и впоследствии по нашему поручению в данную работу включаются оперативные службы, которые оказывают нам сопровождение по делу. С этими службами, а также с их специальными средствами производится оперативный эксперимент. Результаты данного эксперимента закрепляются документально и при наличии у следствия достаточных оснований, возбуждается уголовное дело.

Скажите, а если гражданин вследствие вымогательства дал взятку должностному лицу, он может, раскаявшись придти к вам и не понести наказание?
Да, гражданин будет освобожден от уголовной ответственности, если он сам признался в этом и обратился в следственные органы, которые проверят этот довод. К нему не будут применяться уголовные санкции, а лицо неправомерно требовавшее указанные деньги может понести уголовную ответственность, если будет на то достаточно доказательств. В основном получение взятки характеризует сложный состав и для его доказательства, нужно, чтобы произошел оперативный эксперимент, о котором я рассказывал ранее, то есть должен быть зафиксирован сам факт, того, что должностное лицо переступило закон.

Александр Владимирович, расскажите нам, в чем отличие между сотрудниками следственного отдела полиции и Следственного комитета, и между двумя структурами в целом?
Следователи Следственного комитета это в основном бывшие сотрудники Прокуратуры, то есть мы начинали свою работу, будучи следователямиПрокуратуры. Мы расследуем в основном тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, половой неприкосновенности, конституционных прав граждан и должностные преступления. В силу вышесказанного между следственным отделом при МВД и отделом Следственного комитета имеются различия именно в части подследственности. В остальном, как следователи полиции, так и следователи Следственного комитета имеют определенный ряд полномочий, установленный статьей 39 уголовно-процессуального кодекса РФ, различия только в подследственности и компетенции.

С 1 января 2012 года у нас расширились полномочия, от следователей полиции нам переданы составы преступлений, начиная со статьи 290 по 293 УК РФ, это взятки и халатность. Если ранее они были альтернативными и могли их расследовать как Следственный комитет, так и следователи полиции, в зависимости от того, кто выявил факт преступления. С этого года этими преступлениями занимаемся только мы. При этом расширилась наша компетенция в плане расследования преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних и совершенных самими несовершеннолетними. Теперь независимо от подследственности, будь то это разбой, грабеж или еще какое-либо преступление, если квалифицирующий состав тяжкий или особо тяжкий и в нем участвует несовершеннолетний, расследованием будет заниматься Следственный комитет. Нагрузка на нас увеличивалась и с января 2011 года, когда комитет отделили от Прокуратуры. Нам стали подследственны такие составы преступлений как развратные действия в отношении несовершеннолетних, половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, это 134, 135 статьи УК РФ.

Читайте так же:  Перечень документов для регистрации собственности на дом

В связи с увеличенной нагрузкой планируется ли расширять штат?
Пока такой информации от руководства не поступало. Мы ориентируемся на свои возможности, сейчас у нас в штате 3 следователя: два «старших следователя» и один «следователь», а также заместитель и руководитель Следственного отдела. Пока будем работать в таком составе. У следователей полиции штат больше, но благодаря квалификации и опыту, мы справляемся и будем продолжать расследовать дела качественно и достигать хороших результатов.

Расскажите нам кратко об истории создания Следственного комитета и немного о реформе отделившей Следственный комитет от Прокуратуры.
В 2007 году, указом Президента, от Прокуратуры был отделен следственный отдел, получивший название «Следственный комитет при прокуратре». Председателем Следственного комитета при Прокуратуре был назначен Бастрыкин Александр Иванович, который являлся заместителем Генерального прокурора. Это был шаг к тому, чтобы выделить следственный орган, который был бы под контролем только Президента РФ, независимо расследующий уголовные дела в отношении должностных лиц особого правового статуса: это депутаты, судьи, работники прокуратуры, главы местных поселений.

Можно ли гражданину обратиться в Следственный комитет, не раскрывая своих персональных данных, и сообщить о неправомерных действиях другого лица или группы лиц?
Каждый гражданин имеет право обратиться в Следственный отдел и сообщить о готовящемся или совершенном преступлении. Согласно инструкции по рассмотрению обращений граждан, анонимные обращения, могут оставаться без рассмотрения, это норма закона. В норме указано, что гражданин должен сообщить о себе данные, чтобы мы имели право и могли проверить его доводы, а именно вызвать его на опрос. Но даже если информация поступит анонимно, проверять ее мы обязательно будем, также подключив сотрудников МВД, ФСБ и других служб.

Вернемся к статистическим данным, скажите, по годовым показателям 2011 год отличается от 2010?
Могу сказать, что по количеству расследованных и направленных в суд уголовных дел у нас примерно одинаковые показатели с прошлым годом. Однако в 1,5 раза увеличилось количество поступивших сообщений о преступлениях по сравнению с 2010 годом. Как я уже говорил, компетенция наша расширилась в 2011 году, это дало толчок тому, что стало поступать больше сообщений. По тем сообщениям, которым имелись основания, были возбуждены уголовные дела они впоследствии были окончены и доведены до суда, по которым в ходе проверки не было достаточно данных, либо эти данные были опровергнуты, следователями отдела выносились решения об отказе в возбуждении уголовных дел. В частности за 2011 год к нам поступило 822 сообщения, было рассмотрено и принято по ним решений — 672, из них возбуждено уголовных дел — 71, отказано 458, передано по подследственности в другие органы 142 сообщения о преступлениях.

Какое событие 2011 года запомнилось Вам особенно ярко?
Из таких, хотелось бы отметить уголовное дело в отношении гражданина Беляева, уголовное дело, возбужденное по пункту а), ч.2, ст.105 УК РФ (убийство 2-х и более лиц). Оно было расследовано старшим следователем Евгением Метелкиным, окончено в установленные законом сроки и направлено в Краснодарский краевой суд для рассмотрения. Суд вынес обвинительный приговор, вина гражданина Беляева была полностью доказана, и ему было назначено наказание в виде реального срока лишения свободы.

Когда следователь, благодаря своей тщательной работе раскрывает сложное преступление и помогает пострадавшим от данного преступления добиться справедливости и ощутить неотвратимость наказания — это яркое событие!

Расскажите немного о себе, как давно Вы работаете в СК по Темрюкскому району, где работали ранее на какой должности?
Я начал свою работу в Темрюкском районе с 15 марта 2009 года, был назначен заместителем руководителя Темрюкского Следственного отдела при прокуратуре РФ. Ранее, с июля 2002 года я работал следователем, затем старшим следователем в Славянской межрайонной Прокуратуре, впоследствии был старшим следователем Славянского межрайонного Следственного отдела при Прокуратуре РФ.

Александр Владимирович, скажите, желание работать в правоохранительных органах возникло спонтанно или это был осмысленный шаг?
Конечно, это был осмысленный шаг. Решение стать следователем я принял в последних классах школы. Уже тогда я понял, что это моя работа, она мне по душе, я хотел стать следователем, чтобы помогать людям.

Сегодня следственный комитет отмечает год. Какие пожелания в этот день Вы хотите передать своим коллегам?
Коллегам желаю, чтобы у них складывалось всегда все хорошо, чтобы работа никогда не была в тягость, чтобы работа всегда оставалась работой и не влияла на благополучие в их семьях. Дружелюбной обстановки в коллективе и всех благ!

Видео (кликните для воспроизведения).

Коллектив Темрюкского отдела Следственного комитета России

Источники


  1. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  3. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
Чем отличается следственный комитет от следственного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here